Лекционный материал на тему "Понятие стилистика"
Оценка 5

Лекционный материал на тему "Понятие стилистика"

Оценка 5
doc
русский язык
11 кл
31.03.2022
Лекционный материал  на тему "Понятие стилистика"
Материал в помощь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, задание 1 "Понятие стилистика"
понятие стилистика.doc

Общие сведения о языке

План:

1. Язык – это средство общения. Функции языка.

2. Общение и речь.

3. понятие стилистика.

4. стилистические ресурсы.

 

1. Язык — явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.

Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. В нем откладывается опыт всех сфер деятельности народа и благодаря ему сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло существовать общества, так и язык не существует вне его.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только чело­век одарен речью», — писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка.

Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе.

Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Язык — совершенное средство общения между людьми, благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.

Поскольку язык — явление общественное, никто по своему усмотрению не может его изменить, ис­править. И если можно назвать несколько придуман­ных кем-то слов, вошедших в обиход, то случаи эти единичны. Что же касается грамматики, то здесь затруднительно вообще говорить о вмешательстве в язык какого-либо, пусть выдающегося, деятеля.

Все это свидетельствует о языке как устойчивой системе со своими единицами.

Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.

Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис).

Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой.

Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика).

Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка (см. табл. 1).

 

 

 

Таблица 1 Основные разделы науки о языке

 

№ п/п

Разделы науки о языке

Что изучается в этих разделах

1

Фонетика

Характеристика звуков речи

2

Графика

Как звуки речи обозначаются на письме

3

Лексика

Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению

4

Состав слова

Строение слова

5

Словообразование

Способы образования слов

6

Грамматика: морфология, синтаксис

Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений

7

Стилистика

Особенности речи в зависимости от сферы общения

8

Орфоэпия

Правила произношения слов

9

Орфография

Правила написания слов

10

Пунктуация

Правила расстановки знаков препинания

Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение - единицы языка.

 

Язык — явление социальное. Он социален хотя бы потому, что создан обществом, обслуживает общество и обеспечивает существование самого об­щества.

Формами существования языка являются: разговорно-бытовой язык, территориальные и социальные диалекты, литературный язык, язык меж­национального общения. К сферам употребления языка относятся семейное общение, общение в условиях коллектива, средства массовой информации.

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть.

Если он, не обидев никого и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты коллег, значит он умеет работать в коллективе и общаться с его членами. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — прекрасный показатель профессионализма и сотрудничества.

 

Таблица 2

Общие сведения о языке

Язык — это средство общения.

Язык - это явление

 

общественное

развивающееся

социальное

социальное

Обеспечивает связь времен; не существует вне общества; участвует в управлении общест­венным производством

Находится в вечном движении, изменяется, совершенствуется; обогащается словарный запас; меняются нормы

Создан обществом; обслуживает общество; обеспечивает существование самого общества; имеет разные сферы употребления

 

Функции языка

 

Общение

Сообщение

Воздействие

Формирование и выражение мыслей

Здороваться, делиться впечатлениями; обсуждать прочитанную книгу

Выступление с докладом; давать сведения о чем-либо или о ком-либо; информация о чём-либо

Делать замечание; вести беседу о нормах поведения; рассказывать поучительную историю

Приобретение знаний об окружающей действительности; передача опыта; обмен мыслями

 

2. Живя и трудясь вместе, люди постоянно общаются: обмениваются знаниями, мыслями, чувствами, договариваются о совместной работе, советуются друг с другом. При этом они слушают кого-то или говорят кому-то, читают то, что написал другой человек, или пишут о чем-то адресату, то есть пользуются речью на том или ином языке.

Таким образом, общение — это разговор, беседа как минимум двух лиц. Общение, сопутствовавшее человеку с самых начальных стадий его раз­вития, создавало предпосылки для формирования человеческого коллектива, который был призван выполнять разные функции, обеспечивающие его жизнедеятельность. Поэтому, пожалуй, общение проявилось первично как взаимоотношение между людьми, как отношение человека к человеку, как взаимодействие «я» и «других». Можно сказать: общение было выражением природной общности людей.

Расширение сфер деятельности первичного человеческого коллектива и дифференциация функций внутри него приводят к более сложным взаи­модействиям и контактам между его членами. Общение становится универсальным условием человеческого бытия.

Общение в широком определении — это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности.

Осуществляется оно в трудовом процессе, дружеской беседе, научном диспуте и пр.

Общение в трудовом процессе предполагает осмысление производственной деятельности, выработку стратегии ее усовершенствования, изменения, преобразования.

Дружеская беседа, если она содержательна, расширяет круг познания. Участники диалога по-своему интерпретируют сообщение, в результате чего уточняется содержание объекта разговора, увеличивается баланс знаний, общая информация помогает достичь духовной общности.

Цель научного диспута — выработать научные понятия, обсудить научные проблемы, познать научную истину. В итоге могут появиться общие тео­ретические выводы, законы, строгие формулировки правил.

Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, целью которого является установление контактов в процессе совместной деятельности. Поэтому, чтобы общение было успешным, нужно, прежде всего, знать язык, хорошо владеть речью. Нужно также всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т.е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека и незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.

В данном случае целесообразно выделить такие группы экспрессивно-эмоциональных стилистических разновидностей: нейтральный стиль, официальный и разговорный (дружеский или фамильярный). А материалом для наблюдений и классификации послужат слова и выражения, которыми люди обмениваются при встречах — приветствия, ответы на приветствия, приглашения, согласие или отказ.

Так, в нейтральном стиле мы найдем: Здравствуйте. Добрый день. Очень рад Вас видеть. Заходите (в ответ на стук в дверь). Хорошо, обязательно буду. Никак не могу и т.п. — реплики, которые можно употребить в любом случае, по отношению к любому лицу.

Для официального стиля характерны выражения: Разрешите Вас приветствовать. Чем могу быть полезен? Благодарю за внимание. Разрешите мне пригласить Вас. Сочту за честь. Даю свое согласие. Это абсолютно исключено. Ничего не могу пока обещать. Я вынужден отказаться и др.

Для разговорного дружеского общения характерны такие выражения, как: Где ты пропадал? Какими судьбами? Как поживаете? Вроде бы ничего. Договорились. Я не обещаю. Давайте сходим. Заходите (в гости). А разговорно-фамильярное обращение характеризуется такими словечками, как: Привет! Приветик! Здорово! Легок на помине! Лучше поздно, чем никогда! Как делишки? Лучше всех! Заглядывайте! Заскочи как-нибудь! А почему бы и нет? О чем речь! Да ты что? Нет уж!

 

1.    Старайтесь, чтобы общение с вами было людям полезно и приятно.

2.    Будьте всегда вежливы, приветливы и доброжелательны в общении, с уважением относитесь к своему собеседнику.

3.    Умейте внимательно слушать других.

4.    Помните: невежливо говорить слишком много о себе, перебивать собеседника.

5.    Говорите о том, что может быть интересно адресату речи. Учитывайте его возраст, характер, интересы.

6.    Учитесь чувствовать настроение собеседника, его отношение к вашим словам.

7.     Старайтесь не проявлять своего плохого настроения.

 

3. Стилистика — это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей и сферы общения. Выделяются, прежде всего, такие сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили.

Стилистику можно считать наукой и очень древней (поскольку она восходит к античной риторике), и весьма молодой (поскольку она более или менее оформилась как особая область филологических разысканий и учебная дисциплина лишь в первой половине XX в.). Опора на давние традиции дала стилистике ряд сложившихся, устоявшихся понятий и терминов, но в ней остались в немалом количестве и недостаточно разработанные вопросы, и различные толкования одних и тех же явлений. Это вполне естественно для развивающейся науки.

 

4. Раздел языкознания, изучающий разновидности языка, обслуживающие ту или иную область человеческой деятельности, называется стилистикой (термин образован от слова стиль — от лат. stylus — остроконечная палочка для письма). Русский литературный язык неоднороден с точки зрения своего функционального использования. На русском языке мы общаемся в быту, на русском языке пишутся труды в разных сферах науки, статьи в газетах и журналах, ведется делопроизводство, создаются произведения художественной литературы.

Тексты, создаваемые на русском языке и используемые в разных сферах деятельности человека, значительно отличаются друг от друга. Причем различна в них не только лексика (хотя, прежде всего лексика), но и грамматика, а в некоторых случаях при устном произнесении и фонетика. Сравним два отрывка:

1.    Я сглупил, не сохранил вовремя текст. Свет рубанули, ну и пиши пропало, вся работа насмарку (из рассказа приятелям).

2.    В результате внезапного отключения электричества не сохраненная своевременно информация на жестком диске компьютера утратилась (из объяснительной записки).

На основе различий подобных речевых произведений лингвисты говорят о разных стилях русского языка. Стиль — разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

К таким языковым средствам относится, прежде всего, лексика. Сравним: зануда, мордочка, барахло, размазня, детеныш, захолустье (сниженная или разговорная лексика). С другой стороны: грядущий, бряцать оружием, стезя, вития, стяг, держава — высокая книжная лексика. Стилистическая окраска лексики играет очень большую роль в восприятии текста. Однажды К.И. Чуковский заметил, что если фразу Светловолосая дева, отчего ты дрожишь? перевести Рыжая девка, чего ты трясешься? — то точность перевода будет парализована несоответствующим отбором лексики.

Стилистические ресурсы выявляются и на других языковых уровнях, например, на уровне словообразования, лгун, драчун, кривляка, ломака, мамуля, солнышко (разг. суффиксы); критикан, политикан, интриган (книжн. суффиксы).

На морфологическом уровне: совершенный вид глагола с суффиксом -ну, -ану — примета разговорной речи: сказанул, долбанул.

На уровне синтаксиса также много стилистических ресурсов. Например, неполные предложения — примета разговорной речи: Я — в кусты; Мне вон ту чашку. Конструкции с нанизыванием родительных падежей характерны для официально-делового стиля: Определение порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов.

В русском языке традиционно выделяется пять стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный.

Каждый стиль обслуживает ту или иную конкретную сферу деятельности людей. Так, разговорный стиль обслуживает сферу бытовой жизни, художественный стиль — искусство, а именно литературу, официально-деловой стиль — право, научный стиль — науку, публицистический стиль — политику и идеологию.

Каждая разновидность языка имеет свои стилистические ресурсы и прежде всего лексику и фразеологию: конус, периметр (научн.); референдум, идеология, права человека (публиц.); адресат, входящая корреспонденция (офиц.-дел.); вития, стяг, стезя, дерзать (худож.); растяпа, драчун (разг.). Подобной лексике свойственна функционально-речевая окраска, показывающая принадлежность слова к определенному стилю. Подавляющее большинство слов русского языка нельзя отнести к какому-то стилю, эти слова являются межстилевыми.

Лексика может иметь также эмоционально-экспрессивную окраску — дополнительные оттенки, которые накладываются на основное значение слова: спать (нейтральное) — почивать (высокое, книжное) — дрыхнуть (просторечное, шутливое). Таким образом, стилистически окрашенная лексика употребляется в речи наряду с нейтральной лексикой — голова, дружить, солнце.

Культура владения разными стилями языка — это прежде всего умение выбрать и организовать в тексте определенного функционального назначения языковые средства соответствующего стиля.


Общие сведения о языке План: 1

Общие сведения о языке План: 1

Таблица 1 Основные разделы науки о языке № п/п

Таблица 1 Основные разделы науки о языке № п/п

Функции языка Общение

Функции языка Общение

Так, в нейтральном стиле мы найдем:

Так, в нейтральном стиле мы найдем:

Сравним два отрывка: 1.

Сравним два отрывка: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2022