Общие сведения о языке
План:
1. Язык – это средство общения. Функции языка.
2. Общение и речь.
3. понятие стилистика.
4. стилистические ресурсы.
1. Язык — явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. В нем откладывается опыт всех сфер деятельности народа и благодаря ему сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло существовать общества, так и язык не существует вне его.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка.
Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе.
Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Язык — совершенное средство общения между людьми, благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.
Поскольку язык — явление общественное, никто по своему усмотрению не может его изменить, исправить. И если можно назвать несколько придуманных кем-то слов, вошедших в обиход, то случаи эти единичны. Что же касается грамматики, то здесь затруднительно вообще говорить о вмешательстве в язык какого-либо, пусть выдающегося, деятеля.
Все это свидетельствует о языке как устойчивой системе со своими единицами.
Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис).
Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой.
Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика).
Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка (см. табл. 1).
Таблица 1 Основные разделы науки о языке
№ п/п |
Разделы науки о языке |
Что изучается в этих разделах |
1 |
Фонетика |
Характеристика звуков речи |
2 |
Графика |
Как звуки речи обозначаются на письме |
3 |
Лексика |
Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению |
4 |
Состав слова |
Строение слова |
5 |
Словообразование |
Способы образования слов |
6 |
Грамматика: морфология, синтаксис |
Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений |
7 |
Стилистика |
Особенности речи в зависимости от сферы общения |
8 |
Орфоэпия |
Правила произношения слов |
9 |
Орфография |
Правила написания слов |
10 |
Пунктуация |
Правила расстановки знаков препинания |
Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение - единицы языка. |
Язык — явление социальное. Он социален хотя бы потому, что создан обществом, обслуживает общество и обеспечивает существование самого общества.
Формами существования языка являются: разговорно-бытовой язык, территориальные и социальные диалекты, литературный язык, язык межнационального общения. К сферам употребления языка относятся семейное общение, общение в условиях коллектива, средства массовой информации.
Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть.
Если он, не обидев никого и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты коллег, значит он умеет работать в коллективе и общаться с его членами. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — прекрасный показатель профессионализма и сотрудничества.
Таблица 2
Общие сведения о языке
Язык — это средство общения.
Язык - это явление
общественное |
развивающееся |
социальное социальное |
Обеспечивает связь времен; не существует вне общества; участвует в управлении общественным производством |
Находится в вечном движении, изменяется, совершенствуется; обогащается словарный запас; меняются нормы |
Создан обществом; обслуживает общество; обеспечивает существование самого общества; имеет разные сферы употребления |
Функции языка
Общение |
Сообщение |
Воздействие |
Формирование и выражение мыслей |
Здороваться, делиться впечатлениями; обсуждать прочитанную книгу |
Выступление с докладом; давать сведения о чем-либо или о ком-либо; информация о чём-либо |
Делать замечание; вести беседу о нормах поведения; рассказывать поучительную историю |
Приобретение знаний об окружающей действительности; передача опыта; обмен мыслями |
2. Живя и трудясь вместе, люди постоянно общаются: обмениваются знаниями, мыслями, чувствами, договариваются о совместной работе, советуются друг с другом. При этом они слушают кого-то или говорят кому-то, читают то, что написал другой человек, или пишут о чем-то адресату, то есть пользуются речью на том или ином языке.
Таким образом, общение — это разговор, беседа как минимум двух лиц. Общение, сопутствовавшее человеку с самых начальных стадий его развития, создавало предпосылки для формирования человеческого коллектива, который был призван выполнять разные функции, обеспечивающие его жизнедеятельность. Поэтому, пожалуй, общение проявилось первично как взаимоотношение между людьми, как отношение человека к человеку, как взаимодействие «я» и «других». Можно сказать: общение было выражением природной общности людей.
Расширение сфер деятельности первичного человеческого коллектива и дифференциация функций внутри него приводят к более сложным взаимодействиям и контактам между его членами. Общение становится универсальным условием человеческого бытия.
Общение в широком определении — это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности.
Осуществляется оно в трудовом процессе, дружеской беседе, научном диспуте и пр.
Общение в трудовом процессе предполагает осмысление производственной деятельности, выработку стратегии ее усовершенствования, изменения, преобразования.
Дружеская беседа, если она содержательна, расширяет круг познания. Участники диалога по-своему интерпретируют сообщение, в результате чего уточняется содержание объекта разговора, увеличивается баланс знаний, общая информация помогает достичь духовной общности.
Цель научного диспута — выработать научные понятия, обсудить научные проблемы, познать научную истину. В итоге могут появиться общие теоретические выводы, законы, строгие формулировки правил.
Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, целью которого является установление контактов в процессе совместной деятельности. Поэтому, чтобы общение было успешным, нужно, прежде всего, знать язык, хорошо владеть речью. Нужно также всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т.е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека и незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.
В данном случае целесообразно выделить такие группы экспрессивно-эмоциональных стилистических разновидностей: нейтральный стиль, официальный и разговорный (дружеский или фамильярный). А материалом для наблюдений и классификации послужат слова и выражения, которыми люди обмениваются при встречах — приветствия, ответы на приветствия, приглашения, согласие или отказ.
Так, в нейтральном стиле мы найдем: Здравствуйте. Добрый день. Очень рад Вас видеть. Заходите (в ответ на стук в дверь). Хорошо, обязательно буду. Никак не могу и т.п. — реплики, которые можно употребить в любом случае, по отношению к любому лицу.
Для официального стиля характерны выражения: Разрешите Вас приветствовать. Чем могу быть полезен? Благодарю за внимание. Разрешите мне пригласить Вас. Сочту за честь. Даю свое согласие. Это абсолютно исключено. Ничего не могу пока обещать. Я вынужден отказаться и др.
Для разговорного дружеского общения характерны такие выражения, как: Где ты пропадал? Какими судьбами? Как поживаете? Вроде бы ничего. Договорились. Я не обещаю. Давайте сходим. Заходите (в гости). А разговорно-фамильярное обращение характеризуется такими словечками, как: Привет! Приветик! Здорово! Легок на помине! Лучше поздно, чем никогда! Как делишки? Лучше всех! Заглядывайте! Заскочи как-нибудь! А почему бы и нет? О чем речь! Да ты что? Нет уж!
1. Старайтесь, чтобы общение с вами было людям полезно и приятно.
2. Будьте всегда вежливы, приветливы и доброжелательны в общении, с уважением относитесь к своему собеседнику.
3. Умейте внимательно слушать других.
4. Помните: невежливо говорить слишком много о себе, перебивать собеседника.
5. Говорите о том, что может быть интересно адресату речи. Учитывайте его возраст, характер, интересы.
6. Учитесь чувствовать настроение собеседника, его отношение к вашим словам.
7. Старайтесь не проявлять своего плохого настроения.
3. Стилистика — это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей и сферы общения. Выделяются, прежде всего, такие сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили.
Стилистику можно считать наукой и очень древней (поскольку она восходит к античной риторике), и весьма молодой (поскольку она более или менее оформилась как особая область филологических разысканий и учебная дисциплина лишь в первой половине XX в.). Опора на давние традиции дала стилистике ряд сложившихся, устоявшихся понятий и терминов, но в ней остались в немалом количестве и недостаточно разработанные вопросы, и различные толкования одних и тех же явлений. Это вполне естественно для развивающейся науки.
4. Раздел языкознания, изучающий разновидности языка, обслуживающие ту или иную область человеческой деятельности, называется стилистикой (термин образован от слова стиль — от лат. stylus — остроконечная палочка для письма). Русский литературный язык неоднороден с точки зрения своего функционального использования. На русском языке мы общаемся в быту, на русском языке пишутся труды в разных сферах науки, статьи в газетах и журналах, ведется делопроизводство, создаются произведения художественной литературы.
Тексты, создаваемые на русском языке и используемые в разных сферах деятельности человека, значительно отличаются друг от друга. Причем различна в них не только лексика (хотя, прежде всего лексика), но и грамматика, а в некоторых случаях при устном произнесении и фонетика. Сравним два отрывка:
1. Я сглупил, не сохранил вовремя текст. Свет рубанули, ну и пиши пропало, вся работа насмарку (из рассказа приятелям).
2. В результате внезапного отключения электричества не сохраненная своевременно информация на жестком диске компьютера утратилась (из объяснительной записки).
На основе различий подобных речевых произведений лингвисты говорят о разных стилях русского языка. Стиль — разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.
К таким языковым средствам относится, прежде всего, лексика. Сравним: зануда, мордочка, барахло, размазня, детеныш, захолустье (сниженная или разговорная лексика). С другой стороны: грядущий, бряцать оружием, стезя, вития, стяг, держава — высокая книжная лексика. Стилистическая окраска лексики играет очень большую роль в восприятии текста. Однажды К.И. Чуковский заметил, что если фразу Светловолосая дева, отчего ты дрожишь? перевести Рыжая девка, чего ты трясешься? — то точность перевода будет парализована несоответствующим отбором лексики.
Стилистические ресурсы выявляются и на других языковых уровнях, например, на уровне словообразования, лгун, драчун, кривляка, ломака, мамуля, солнышко (разг. суффиксы); критикан, политикан, интриган (книжн. суффиксы).
На морфологическом уровне: совершенный вид глагола с суффиксом -ну, -ану — примета разговорной речи: сказанул, долбанул.
На уровне синтаксиса также много стилистических ресурсов. Например, неполные предложения — примета разговорной речи: Я — в кусты; Мне вон ту чашку. Конструкции с нанизыванием родительных падежей характерны для официально-делового стиля: Определение порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов.
В русском языке традиционно выделяется пять стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный.
Каждый стиль обслуживает ту или иную конкретную сферу деятельности людей. Так, разговорный стиль обслуживает сферу бытовой жизни, художественный стиль — искусство, а именно литературу, официально-деловой стиль — право, научный стиль — науку, публицистический стиль — политику и идеологию.
Каждая разновидность языка имеет свои стилистические ресурсы и прежде всего лексику и фразеологию: конус, периметр (научн.); референдум, идеология, права человека (публиц.); адресат, входящая корреспонденция (офиц.-дел.); вития, стяг, стезя, дерзать (худож.); растяпа, драчун (разг.). Подобной лексике свойственна функционально-речевая окраска, показывающая принадлежность слова к определенному стилю. Подавляющее большинство слов русского языка нельзя отнести к какому-то стилю, эти слова являются межстилевыми.
Лексика может иметь также эмоционально-экспрессивную окраску — дополнительные оттенки, которые накладываются на основное значение слова: спать (нейтральное) — почивать (высокое, книжное) — дрыхнуть (просторечное, шутливое). Таким образом, стилистически окрашенная лексика употребляется в речи наряду с нейтральной лексикой — голова, дружить, солнце.
Культура владения разными стилями языка — это прежде всего умение выбрать и организовать в тексте определенного функционального назначения языковые средства соответствующего стиля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.