Развитие информационного общества
Цели:
· сформировать у обучающихся понятие «информационное общество»;
· выделить этапы развития информационного общества;
· указать на характерные черты информационного общества;
· сформировать у обучающихся понятие «информационные ресурсы»;
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
· понятия «информационное общество», «информационные ресурсы»;
· этапы формирования информационного общества;
· характерные черты информационного общества;
· классификацию информационных ресурсов.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться информационными ресурсами;
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1) Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?
2) Какие ресурсы можно назвать информационными?
II. Проверка домашнего задания (устно)
Попросить обучающихся назвать профессии различных сфер деятельности с применением компьютера.
III. Изложение нового материала
2 слайд. Термин "информатика" (франц. informatique ) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Информатика делится на 4 раздела:
1. Теоретическая информатика. Теоретическая информатика занимается теориями формальных языков, автоматов, алгоритмов, вычислимости и вычислительной сложности, а также вычислительной теорией графов, криптологией, логикой (включая логику высказываний и логику предикатов), формальной семантикой и закладывает теоретические основы для разработки компиляторов языков программирования.
2. В разделе средства информатизации изучаются: технические средства информатизации, программные средства информатизации, Средства информационного обеспечения.
3. . В разделе ИТ изучают теоретические основы информационных технологий, базовые информационные технологии, прикладные информационные технологии. Разделы 2 и 3 образуют общее направление, которое выше было названо прикладной информатикой.
4. Социальная информатика – междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества.
3 слайд. Главная функция информатики – разработка методов и средств преобразования информации и их использование в организации технологического процесса переработки информации.
Задачи информатики состоят в следующем:
§ исследование информационных процессов любой природы;
§
разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки
информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;
§ решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного" использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни
Одна из главных задач этой науки — выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны.
4 слайд. Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Виды информации:
1. графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
2. звуковая (акустическая) — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.;
3. текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
4. числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
5. видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
5 слайд. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
6 слайд. Отличительные черты информационного общества:
1. Доступность информации для всех его членов;
2. Широкое использование компьютеров;
3. Производство информационного продукта;
4. Увеличение доли умственного труда;
5. Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии;
6. Развитие системы непрерывного образования;
7. Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов.
7 слайд. На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. И человек стал придумывать различные устройства. На свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе - информационные революции.
В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.
Первая - связана с изобретением письменности. Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Знания стало можно накоплять и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации.
8 слайд. Вторая (середина XVI века) — связана с изобретением книгопечатания. Книгопечатание также кардинальным образом изменило человеческое общество, а также культуру и организацию деятельности. Человек получил новые средства хранения, систематизации и размножения информации. Эта революция выдвинула качественно новый способ хранения информации, а также сделала доступными культурные ценности личности.
9 слайд. Третья (конец XIX века) — связана с изобретением электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации.
10 слад. Четвертая (70-е годы XX века) — связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Электрические и механические средства преобразования информации ушли в прошлое. Им на смену пришли электронные средства, которые позволили миниатюризировать узлы, приборы и машины и создать программно-управляемые устройства. Толчком к четвертой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ.
11 слайд. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Краткая характеристика
12 слайд. Картинки на первой – перфокарта и перфолента, на второй – магнитная лента, на третьей – магнитный диск и на четвертой – гибкие диски (дискеты).
13 слайд. Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства
Критерии информационной культуры человека:
1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию;
3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых.
IV. Закрепление изученного
Вопросы:
1) Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?
2) Перечислите характерные черты информационного общества.
3) Перечислите этапы развития информационного общества. Кратко охарактеризуйте каждый этап.
4) Дайте определение понятия «информатика»?
5) Что такое информационная культура?
V. Итоги урока
Оценить работу группы.
VI. Домашнее задание
1. Выучить конспект.
2. Н.Д.Угринович, Информатика и ИКТ, 11 кл с. 7-15
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.