Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.
Оценка 4.7

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Оценка 4.7
docx
16.11.2019
Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.
для публик).docx

Структурные компоненты уроков русского языка.

Известно, что каждый урок, который проводится учителем, об­ладает определенной структурой.   Можно  выделить  следующие структурные компоненты урока:

 а) организационный момент (начало урока);

 б)  проверка письменных домашних заданий;

в) устный опросу учащихся;

 г)  психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний;

 д) изучение нового материала;

е) закрепление знаний, умений и навыков (на уроках изучения нового материала);

ж) работа  по  дальнейшему  углублению  и  обобщению  знаний,   умений и навыков (на уроках, главной целью которых является закрепление, обобщение и систематизация знаний);

 з). задание на дом;

 и)  подведение итогов урока.

НАЧАЛО УРОКА

 Эту часть урока, продолжительностью от одной до полутора минут, в школьной практике  называют организационным моментом.. Войдя в класс, учитель за весьма короткий промежуток времени должен выяснить многое: все ли учащиеся явились на занятие, у всех ли на партах имеются необходимые учебные пособия, тетради, словари, кто из учеников пришел в класс после длительного перерыва , каково санитарное состояние класса .

Между тем в школьной практике нередко можно наблюдать случаи, когда учитель с целью предельной экономии времени на­чинает урок сразу же с выполнения учащимися, какого-либо задания. Ученики, например, производят грамматический разбор, исправляют и анализируют ошибки, допущенные в письменных работах, пишут словарный диктант и т.п.

Однако подобный подход к организации работы учащихся в са­мом начале урока может серьезно помешать учителю: если учащиеся еще не успокоились после шумных игр на перемене, внимание их не переключилось на учебную деятельность  и они еще не осознали основных целей урока, то работа, начатая ими сразу же после того, как учитель вошел в класс, может оказаться  недостаточно результативной. А это, в свою очередь, может отрицательно повлиять на последующий ход урока.

Поэтому учителю ни в коем случае нельзя упускать из поля зрения таких моментов в работе с учащимися, как организация внимания класса, постановка учебных целей. Весьма полезно в начале урока сообщить учащимся о том, чем будет заниматься класс в течение 45минут, какие навыки должны получить учащиеся в ходе работы  над  учебной  темой, с какими трудностями в работе они встретятся.

Нелишними могут оказаться замечания и о внешнем виде учащихся, о порядке в классе. Однако такие замечания не следует повторять из урока в урок,— иначе они могут потерять свое воспитательное значение. Отсутствие же таких замечании может отрицательно сказаться на воспитании у учащихся навыков культуры поведения. Ведь школьники могут полагать, что главное для них —это учебная работа, а все остальное не имеет значения, Отсюда исписанные парты, мусор в классе невытертая доска.

Особого внимания учителя заслуживают ученики, которые долгое

время из-за болезни отсутствовали в классе. Несколько теплых слов в  их адрес, улыбка одобрения — все это помогает школьникам проникнуться убеждением, что учитель и классный коллектив в целом своевременно придут им на помощь и они преодолеют отставание в учебе.

Пойдя в класс, учитель должен сразу же почувствовать настроение каждого учащегося, отметить для себя изменения в поведении отдельных школьников, чтобы знать, к кому с какой меркой подойти на данном уроке. Иначе педагог начнет работать вслепую.

Весьма ценно, если дежурные по классу приучены подавать рапортички, где записываются фамилии учащихся, не явившихся на занятие. Отметки в классном журнале о пропусках занятий учащимися учитель может сделать в ходе урока. Однако, если урок по расписанию не первый, учителю следует спросить, не отсутствует ли на уроке еще кто-либо из учащихся, кроме записанных в рапортичке.

 

 

2.УСТНЫЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ.

Многочисленные наблюдения за работой учителей русского язык показывают,   что   в   школах   нередко   применяются   однообразные способы устного опроса учащихся. Одним из таких способов является  фронтальный опрос.

Известно, что оценка при подобном опросе ставится в конце урока за сумму ответов учащихся с учетом качества выполнения ими письменных работ (так называемый «поурочный балл»). Однако абсолютизация этого вида опроса, сведение eго к единственно возможному способу оценки знаний, умений и навыков может породить ряд негативных явлений в работе учителя q учащимися.

При указанном способе опроса на уроках прежде всего не создается условий для развития устной монологической речи учащихся. Что же касается домашней работы, то учащиеся, выполняя все возможные письменные задания учителя, обычно довольно безраз­лично относятся в процессе подготовки уроков дома к освоению теории, надеясь получить на последующих уроках достаточно высокие «поурочные баллы» за участие в беседе анализирующего характера, которая обычно проводится в ходе выполнения классом разного рода письменных работ и предполагает краткий обмен учебной информацией между учителем и учащимися. В результате этого знания учащихся могут оцениваться недостаточно объективно.

 

Основным  способом определения уровня знаний, умений и навыков школьников должен быть индивидуальный опрос, проводимый под контролем и при активном участии в работе всех учащихся данного класса. Способов активизации работы учащихся в данном случае можно назвать немало: это и «перекрестная» постановка вопросов (от учителя к классу и от класса к отвечающему и к учителю), и требование составить план ответа ученика, стоящего у доски, и взаимное рецензирование ответов, и дополнения к ответу, и включение в опрос учеником, отвечающим у доски, кого-либо из своих товарищей, и т. п.

Следует иметь в виду, что индивидуальный опрос весьма ценен но только как способ более углубленной и разносторонней проверки знаний учащихся, но и как средство совершенствования их речевых навыков, эмоционально-волевой сферы, воли, выдержки, умения общаться с аудиторией.

Проводя индивидуальный опрос, учитель должен прежде всего позаботиться об организации внимания класса. С этой целью вопрос сначала ставится перед всеми учащимися, а затем, после непро­должительной «психологической паузы», называется фамилия уче­ника, намеченного для опроса.

Необходимо всячески избегать шаблонных, небрежно сформулированных вопросов и заданий.

Не вызовут у учащихся желания глубоко и творчески осмыслить, пройденный материал такие, например, формулировки вопросов и заданий: «Что вы знаете о значении и грамматических признаках существительного? .Расскажите о разделительных ь и ъ. Что вам известно о правиле правописания безударных личных окончаний глаголов?» И т. п.

Совершенно по-иному могут прозвучать формулировки вопросов и заданий, если учитель поставит перед собой цель создать в клас­се эвристические, поисковые ситуации. Например: «По каким трем признакам определяется существительное как часть речи? В чем сходство и в чем различие в употреблении разделительных ъ и ь? Почему безударные личные окончания глаголов приходится про­верять с помощью правила? Раскройте его суть».

 

Комбинированный опрос.

Высокой эффективностью отличаются обычно устные, ответы, учащихся, подготовленные ими в процессе предварительной работы у классной доски (так называемый комбинированный опрос). Желательно, чтобы вызванные для ответа учащиеся, выполняя задания, писали на тех частях раздвижной доски, которых не видят остальные учащиеся.

В то время как вызванные к доске ученики" готовятся к ответу, с классом ведется фронтальная беседа или учащиеся самостоятельно выполняют какое-либо задание учителя. Как только учащиеся, стоящие у доски, оказываются готовыми к ответу, начинается их опрос перед классом.. В данном случае важно следить за тем, чтобы; вопросы отвечающим задавал не только учитель, но и сами учащиеся.] Стоящие у доски ученики также могут задавать вопросы классу.

Оценки при индивидуальном и «комбинированном» опросе должны объявляться учащимся сразу же по окончании опроса. Если же учитель стремится отодвинуть момент объявления оценок в конец урока, то это приводит к тому, что воспитательная роль оценки знаний в значительной мере утрачивается: ведь к концу урока многие учащиеся забывают, как отвечали их товарищи, и не проявляют живого интереса к тому, как оцениваются их знания.

 

Уплотненный опрос.

В ряде случаев на уроках русского языка может применяться так и называемый «уплотненный опрос». С этой целью в начале урока и сколько учеников (двое-трое, а иногда и более) садятся на спе­циально отведенные для этого места (обычно за первые парты)|и начинают выполнять предложенные учителем задания в письменной форме. Класс в это время занимается каким-либо видом самосто­ятельной работы.

Как только ученики, работающие по индивидуальным заданиям учителя, выполнят работу, начинается их опрос перед классом.

Ради экономии времени учащиеся могут кратко изложить глав­ную суть полученных ими заданий и рассказать об основных способах их выполнения. Что же касается более тщательной проверки, то её осуществляет сам учитель в то время, когда класс начинает за­ниматься различными видами самостоятельной работы.

Оценки в таком случае могут объявляться учащимся в конце урока.

Практика показывает, что подобная форма опроса наиболее приемлемой  оказывается для уроков  закрепления знаний,  умений,

навыков, и особенно для повторительно-обобщающих уроков. Именно на этих уроках учитель имеет возможность специально выделять время для бесед с учащимися по итогам выполненных ими письменных заданий.

На уроках же изучения нового материала к «уплотненному» опросу прибегать не следует, поскольку основная часть времени должна затрачиваться на изучение и закрепление новых знаний, так что   для   проведения   «уплотненного»   опроса   времени   может   не хватить.

Надо заметить, что в практике проведения «уплотненного» опроса наблюдаются факты, когда из-за недостатка времени итоги выполнения учащимися письменных заданий на уроке не подводятся оценки учащимся не выставляются. Все это делается учителем на следующих занятиях после проверки письменных заданий. Подобный подход к учету и оценке знаний учащихся едва ли можно   признать   педагогически   оправданным,   поскольку   в   этом  случае воспитательный эффект оценки  значительно ослабевает.

 

Письменные контрольные работы

 

     Важное место в системе учета и оценки знаний, учащихся занимают письменные контрольные работы, периодически проводимые учителем на уроках закрепления знаний, умений и навыков, и на   повторительно-обобщающих  уроках.   В   данном   случае учитель  получает возможность углубленно проверить знания всех учащихся одновременно.

Для того чтобы обеспечить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и

степени подготовленности по русскому языку, целесообразно всякий раз .заготавливать несколько вариантов заданий—от менее трудных до более сложных, требующих не только репродуктивного подхода к воспроизведению знаний, но и творческого решения познавательных задач.

Этими заданиями могут предусматриваться ответы на теоретические вопросы по ранее пройденному материалу, а также упражнения  практического характера — различные виды языкового разбора, упражнения по применению конкретных правил орфографии, пунктуации, стилистики, культуры речи и т. п.

При проверке и оценке указанных заданий необходимо учитывать
как содержательную сторону ответов учащихся, так и языковое
оформление текста.                                                                                                        

Постепенно к выполнению заданий более сложного характера нужно привлекать и тех учащихся, которые, имея вначале слабую подготовку по предмету, начинают благодаря своему трудолюбию и повседневной помощи учителя обнаруживать заметные успехи в учебе. Для таких учащихся может быть вначале рекомендован свободный выбор упражнений повышенной сложности, а затем подобные упражнения могут предлагаться и самим учителем.

Само собой разумеется, что число учащихся, успешно справля­ющихся с более сложными заданиями, должно все время расти. Это окажет существенное воздействие на выравнивание уровня знаний умений и навыков отстающих в учебе школьников.

 

 

3. Проверка запоминания слов, имеющих те или иные особенности.

 

Параллельно с усвоением  теоретического материала, правил правописания, школьники должны запомнить большое количество слов, обладающих какими-либо орфоэпическими, морфологическими или орфографическими особенностями.

Для проверки правописания и произношения таких слов целесообразно использовать следующие задания:

-записать слова с непроверяемыми орфограммами, подчеркнуть в них  орфограммы и                     произнести;

-подобрать к этим словам однокоренные слова и записать их;

-сгруппировать слова по общности орфограмм

-произнести  правильно записанные на доске слова и т.д.

 

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.

Лекционный материал. Структурные компоненты уроков русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019