Лекция № 29 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л 29.docx

Лекция № 29 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

 

ПЛАН

1.     Информационные ресурсы:

    а) Что такое информационные ресурсы.

    б) Национальные информационные ресурсы.

    в) Рынок информационных ресурсов и услуг.

2.      Информационное общество. Основные черты информационного общества.

 

1 Информационные ресурсы

 

Что такое информационные ресурсы?

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, фи­нансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших ви­дов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов воз­ растает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию « информационные ресурсы». 

Юридическая формула, принятая в законе ДНР «Об информации, информационных технологиях», гласит:

«Информационные ресурсы - отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы докумен­тов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах)».

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством лю­дей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами. На са­мом деле, при более широком подходе к информационным ре­сурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информа­ции общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разу­меется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по зна­чимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурса­ ми и всякими иными существует одно важнейшее различие:

 

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

 

Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информа­ционный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользо­ваться многократно, он копируется без ограничений.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно поло­ жить:

• отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к которому относится инфор­мация);

• форму представления (по виду носителей, степени формали­зованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, бо­лее детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервис­ная информация, библиографическая информация, материалы те­леконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информаци­онных ресурсов представлен на рис.4.1. Прокомментируем его.

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но всё больше библиотечных ресурсов в последние годы пере­ водится на цифровую (безбумажную) основу.

Рис. 4. 1. Состав национальных информационных ресурсов

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связан­ные с историей и культурой страны. Объемы архивных материа­лов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают много­численные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно госу­дарство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы об­разования и т. д.

Не будем комментировать далее, тем более что рис.4.1 не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов. Отметим лишь, что само это понятие сформировалось не так дав­но, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависи­мость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

 

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их пред­ставления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответ­ствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номен­клатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

• информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;

• информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

• информационные технологии, компьютерные программы;

• базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики - это, как правило, производители информации или ее собственники. Ими бывают:

• центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

• службы связи и телекоммуникации;

• бытовые службы;

• специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

• неспециализированные фирмы, выпускающие материаль­ные товары и в качестве дополнительной продукции - ин­ формацию о них;

• консалтинговые (консультационные) фирмы;

• биржи;

• частные лица и пр.

Потребители информации - это мы все, частные лица, а так­ же предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги - особый вид товара на информаци­онном рынке . Примером информационной услуги является вы­полняемый многими библиотеками подбор литературы по темати­ке заказчика. Причем кроме поиска той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий по­ иск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информаци­онные услуги возможны при наличии баз данных по соответству­ющей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном вари­ анте).

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специ­альные институты, которые обрабатывают информацию по мно­гим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги включают предо­ставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информа­ционные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интер­нета (т. е. организации, осуществляющие за плату доступ пользо­вателей и их обслуживание). Некоторые формы образования мож­но рассматривать как информационные услуги. Это, например, повышение квалификации, дополнительное образование и пр.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.

Рынок информационных ресурсов и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадение явилось в значительной мере случай­ным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг рас­ цвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки гло­бализации данного рынка, начался международный обмен на нем ресурсами и услугами. Ведущими странами на рынке информаци­онных ресурсов и услуг в настоящее время .являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время имеется вполне сформировав­шийся информационный рынок (хотя по объему предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высо­коразвитых стран). Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг .являются данные об информацион­ном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответ­ствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров со­ставляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказам клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой , статистической информации, информации по образова­тельным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация - товар, то за нее надо платить . В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происхо­дило массового « пиратского » копирования программ.

Система основных понятий

 

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы - общественно значимая информация, находящаяся в хранилищах и получаемая из источников.

Информационные ресурсы стали товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Отличительная особенность информационных ресурсов от других видов ресурсов: информационные ресурсы не исчезают в результате их использования; они лишь накапливаются и видоизменяются.

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.

Особый вид товара на информационном рынке - информационные услуги.

К ним относятся: поиск и подбор информации, консалтинг, обучение, телекоммуникации и пр.

В наше время формируется мировой рынок информационных ресурсов и услуг на базе глобальных компьютерных сетей.

На базе компьютерных информационных технологий формируется национальный рынок информационных ресурсов.

Важной экономической задачей является закрепление товарно-денежных отношений на рынке информационных услуг ДНР.

 

2 Информационное обществ. Основные черты информационного общества

 

В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их мож­но назвать информационными революциями.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопле­ния и распространения знаний, для передачи знаний будущим по­колениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других , достигали более высокого куль­турного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Между­речья, Китай. Позднее переход от пиктографичес­кого и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в зна­чительной степени способствовал смещению цен­ тров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середи­на XVI в.) связана с изобретением книгопечата­ния. Стало возможным не только сохранять ин­ формацию, но и сделать ее массово доступной. Грамотность становится массовым явлением. Всё это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули гра­ницы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. ХХ в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональ­ных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска инфор­мации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса (об этом будет сказа­но немного позже).

 

Основные черты информационного общества

 

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его ха­рактеристики появился новый термин - «информационное об­щество».

Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет об­щество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хра­нения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных лю­дей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее определе­ние: «Будем понимать под термином « информационное («компью­теризированное ») общество » то общество, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуаль­ного труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библио­тек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять произ­водством, автоматизировать обучение и т. д.». (Под «телемати­кой» здесь понимается обработка информации на расстоянии.)

Не существует общепринятого критерия оценки полномас­штабного информационного общества, однако известны попытки его формулирования. Интересный критерий предложил акаде­мик А. П. Ершов: о фазах продвижения к информационному об­ществу следует судить по совокупным пропускным способнос­тям каналов связи. За этим стоит простая мысль: развитие кана­лов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достиже­нии действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надеж­ной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза - при возможности реализации надежного и оперативного информаци­онного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность кана­лов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы - к 2030-2040 годам.

Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В Рос­сии имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состоя­ние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация мно­гих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кад­ровый и научно-технический потенциал России.

Проследим более детально существующие универсальные тен­денции развития информационного общества.

 

Изменение структуры экономики и труда. Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информа­ционную сферу. Промышленные рабочие , составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах состав­ляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют « белыми воротничками», - это люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а за­нятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, бан­ковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1 980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленнос­ти - 20% , в сфере обслуживания - 30% , 4 7% людей было заня­то в информационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототех­нических систем, повсеместное внедрение элементов микропро­цессорной техники является основной причиной этого явления.

Приведем впечатляющий пример: в станкостроительной от­расли в США в 1990 г. было занято 330 тысяч человек, а к 2005 году осталось 14 тысяч человек. Эго произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере - появление разви­того рынка информационных ресурсов и услуг. Этот рынок вклю­чает секторы:

• деловой информации (биржевая, финансовая, статистичес­кая, коммерческая информация);

• профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-техническая информация, доступ к первоисточни­кам);

• потребительской информации (новости, всевозможные рас­ писания, развлекательная информация);

• услуг образования и др.

 

Развитие и массовое использование информационных и ком­муникационных технологий. В основе информационной револю­ции лежит взрывное развитие информационных и коммуникаци­онных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и об­ ратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их ши­роко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычис­лительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

• создание телекоммуникационной инфраструктуры, включа­ющей в себя сети передачи данных;

• появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

• выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание все­ мирной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользова­телей которой в настоящее время превысило 2 миллиарда чело­ век. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

Скорость роста числа пользователей Сети достаточно устойчи­во составляет порядка 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимает Китай - более 400 миллионов китайцев подключены к глобальной сети. (Все данные на конец 2011 года.) На втором и третьем местах - США и Япония с 240 и 1 00 миллионами пользователей соответственно. В России коли­чество подключенных к Интернету составляет 60 миллионов чело­ век. Этот показатель позволил России занять 7-е место в рейтинге самых интернетизированных стран, что является большим про­грессом по сравнению с ситуацией 5-10-летней давности. Следует, однако, учитывать, что «подключенный» не означает «регулярно пользующийся»; в статистике такого рода во всем мире есть труд­ности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в числе лидеров. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще разви­вать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие .

Информационные и коммуникационные технологии постоян­но развиваются. Постепенно происходит универсализация веду­щих технологий, т. е. вместо создания для решения каждой зада­чи собственной технологии разрабатываются мощные универсаль­ные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример - офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнооб­разных действий - от простейшего набора текста до создания достаточно специальных программ (скажем, начисления заработ­ной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедий­ная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоот­ветчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование компьютерной техники приводит к персо­нализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавес­тись собственным универсальным справочником, объем информации, в котором сопоставим с объемом нескольких энциклопедий. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, оно же передает и оперативные данные - например, о погоде , текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.

 

Преодоление информационного кризиса. Информационный кризис явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в тех­нических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится всё более ответственным делом, а оно невозможно без полноты ин­ формации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к концу ХХ века - уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные не­ приятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчис­ленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уров­не ответственное решение, но не владеющий полнотой информа­ции, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без ин­ формации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, проявляю­щийся в следующем:

• информационный поток превосходит ограниченные возмож­ности человека по восприятию и переработке информации;

• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затруд­няет восприятие полезной для потребителя информации;

• укрепляются экономические, политические и другие барье­ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение со­временных средств и методов хранения, обработки и передачи ин­ формации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить про­блему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

 

Свобода доступа к информации и свобода ее распростране­ния. Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и эко­номической плоскостях, нежели в технической, поскольку совре­менные информационные технологии с технической стороны от­крыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество не­ возможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распрост­ранения - обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную инфор­мацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информа­ции культурно-просветительного характера. Она способствует рос­ту культурного и образовательного уровня общества.

Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация го­сударственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация может иметь секреты , жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежными ограничениями является непрос­той задачей.

Рост информационной культуры. Современное понимание ин- формационной о культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информа­ционных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является развитие элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Развитие элементов информационной культуры должно начинать­ся в детстве, в семье и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Инфор­мационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д.

Существенный элемент информационной к у л ь туры - владе­ние методикой коллективного принятия решений. Умение взаи­модействовать в информационном поле с другими людьми - важ­ный признак человека информационного общества.

Изменения в сфере образования. По мере продвижения к ин­ формационному обществу большие изменения происходят в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, - сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и со­циальные, и технологические аспекты.

В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обу­чения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть спо­собным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения стра­ны по пути к информационному обществу.

Изменение уклада жизни людей. Формирование информаци­онного общества существенно отражается на повседневной жизни людей . По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что из­менения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов лю­дей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры , с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализи­руя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

Работа. По данным социологического исследования, прове­денного в США, уже сейчас до 10% работающих могут трудиться, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компью­терные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров.

 

Растет время, затрачиваемое на «хождение» по Интернету без определенной цели, на «чат», зачастую с не очень осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, вир­туальным музеям и т. д. Как уже говорилось выше, информаци­онная культура - лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение интернет-технологий - «поход за по­купками» реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

 

Жилище человека имеет тенденцию к всё большей «информа­тизации». Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охран­ ная и пожарная сигнализации и т. д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т. д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспече­ния, помогать обитателю квартиры жить максимально комфорт­ но. Подобное здание называют «умным домом».

Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление «умных автомобилей» также важно. Такой автомобиль кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, этот автомобиль связан с «умным домом» своего хозяина, и из него можно этим домом управлять.

 

Опасности информационного общества. Восхищаясь возмож­ностями, которые несет информационное общество, не следует за­ бывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.

Следует понимать, что понятие « информационное общество» не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями «капитализм », «социализм » и пр., т. е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную уто­пию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

• реальная возможность разрушения посредством информационных технологий частной жизни людей и организаций;

• опасность всё большего влияния на общество средств массо­вой информации и тех, кто эти средства контролирует;

• проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

• проблема адаптации многих людей к среде информационно­го общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

 • столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно­ различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, малоизученные , но явно не­ благоприятные психологические проблемы;

• переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное рас­ слоение людей; более того, к существующим видам неравен­ства может добавиться информационное неравенство, уси­лив тем самым социальную напряженность;

• сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабо­чих мест в информационной сфере, ведет к опасному соци­альному недугу - массовой безработице.

      Система основных понятий

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1.     Информационные ресурсы

 

1. Что обозначает термин « ресурсы »? Какие бывают ресурсы?

2. Что такое информационные ресурсы?

3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?

4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?

5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?

6. Что представляет собой рынок информационных ресурсов?

7. Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто - покупателя?

8. Мог ли бы вы предложить на рынок информационных ресурсов  какой-нибудь свой товар? Как бы вы его оценили?

9. Что относится к числу информационных услуг?

10. Придумайте новый вид информационных услуг.

11. Что является основой мирового рынка информационных ресурсов и услуг? Какие виды информационных услуг вы знаете? Пользовались ли вы ими лично?

12. Охарактеризуйте виды информационных ресурсов ДНР.

13. С какими видами информационных ресурсов ДНР вы лично сталкивались?

                               

 

 

 

 

 

2 Информационное общество

 

1. Какие события и процессы определили четыре информационные революции?

2. Что такое информационное общество?

3. Сформулируйте критерий, определяющий стадии информационного общества.

4. К каким изменениям в экономике государства и на рынке труда приво­дит формирование информационного общества?

5. Каково настоящее состояние и перспективы информационных и коммуникационных технологий?

6. В чем заключается информационный кризис общества? Каковы пути его преодоления?

7. Определите связь между понятиями «информационное общество» и «свобода доступа к информации».  

8. Что такое информационная культура?

9. Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?

10. Какие проблемы образования будут решены в информационном обществе?

11. Определите изменения, которые произойдут в укладе жизни членов ин­ формационного общества: в работе, в учебе, в быту.

12. Какие наиболее существенные проблемы и опасности существуют на пути к информационному обществу?

13. Почему задача движения к информационному обществу для России от­ носится к числу приоритетных?

14. Приведите известные вам примеры, отражающие наличие процесса движения ДНР к информационному обществу.


 

Посмотрите также