Лекция 1. Музейная педагогика
Оценка 5

Лекция 1. Музейная педагогика

Оценка 5
Лекции +1
pdf
05.10.2021
Лекция 1. Музейная педагогика
Серия лекций о школьном музее
Лекция 1..pdf

Лекция 1.

Тема 1. Первый шаг – знакомство с основами музейной педагогики.

Музейная педагогика как область педагогической науки

 

Слайд 1.

 Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовнонравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике – учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько

культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создает условия для творческого самоопределения личности. 

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

 

Слайд 2. 

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального     познания    переплетается      с        чувственным,      вызывает необходимость существования музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи:

§  Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике.

§  Гармонизация развития творческой личности.

§  Формирование национальной идеологии.

§  Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.

§  Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Слайд 3. 

В связи с этим все большее внимание в теории и практике образования придается музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историкокраеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. 

 

Педагогический словарь дает следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной, образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

 

Слайд 4. 

Существуют и другие определения термина «музейная педагогика». 

Задание.  Сравните эти определения. Что в них общего? 

 

«Музейная педагогика — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М.Ю. Юхневич).

 «Музейная педагогика — отрасль педагогической науки и построенная   на ее      основе        научно-практическая    деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004.)

 

Слайд 5. 

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

 

 Слайд 6. 

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

1.     Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определенной эпохи, культуры, определенной позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

2.     Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

3.     Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определенных позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

-  позиция творца (художника, писателя, ученого, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

-  позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

-  позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определенный набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задает ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

1.     Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает        необходимость    формирования     позиции интерпретатора.

2.     Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

3.     Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство,        действует   соразмерно          культурным         и историческим персонажам.

 

Слайд 7. 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

§  воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

§  воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

§  формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

§  развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою

неповторимую индивидуальность;

§  формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

§  освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

§  формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

 

Слайд 8. 

В процессе становления педагогики как науки определились следующие ее центральные категории: воспитание, развитие, обучение, образование.

Наиболее многозначным и часто используемым является понятие «воспитание», которым обозначают либо всю предметную область педагогики, либо аспект процесса целостного формирования личности. Находясь в диалектическом единстве с другими понятиями, воспитание связано главным образом с развитием и закреплением основных нравственных качеств личности, которые характеризуют устремления человека, его отношение к миру, людям и самому себе, социальнонравственные позиции, взгляды и убеждения.

В условиях музейной среды педагогические категории определяются следующим образом:

       воспитание — формирование эстетического восприятия, музейной культуры, художественного вкуса;

       развитие — творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентаций;

       образование (обучение) — формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.

Педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения — ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности. Рассмотрим ее с позиций теории деятельности, в основе которой лежат три основные формы последней:

       познание окружающего мира — получение и передача знаний о нем (составляет стержень образования как такового);

       преобразование действительности — опирается на творческий потенциал личности и приобретенные в процессе освоения знаний умения и навыки, обеспечивающие ее социализацию;

       ценностное отношение — является продуктом воспитания, так как достигается лишь путем межличностного общения в форме диалога.

Слайд 9. 

Музейно-педагогический        процесс представляет        собой        системно-

организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на следующие гуманистические принципы:

       принцип личностной ориентации, в основе которого лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентаций, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т. д.;

       принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятия «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное,

неповторимое);

       принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;

       принцип координации деятельности участников музейнопедагогического процесса.

Схематически музейно-педагогический процесс можно представить в виде трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет, зритель.

 Музейный              педагог          — специалист,

осуществляющий образовательную деятельность в музее.

Он организовывает музейно-педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение зрителя с памятником в рамках заданной программы. Роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал.

Осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный педагог, относясь к зрителям как к субъектам собственного развития, помогает им не только вычленить из информационного потока необходимые сведения, но и обеспечивает их усвоение, анализ и адаптацию в рамках определенной системы. Тем самым он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.

Музейный зритель (музейный посетитель), так же, как и музейный педагог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественное восприятие и художественнотворческие начала.

Музейный предмет (экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса.

Данная трехкомпонентная совокупность составляет единую систему, которая реализуется в музейной среде, обладающей специфической образовательной ценностью и являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.

Подчеркнем, что она является столь же активным средством образования и воспитания, как и школьная, и к тому же обладает эстетической аурой, художественным и творческим содержанием, а значит — могучим духовным потенциалом. Отсюда ее гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность.

Слайд 10. 

Нормативно-правовые документы,  регламентирующие музейно-педагогическую  деятельность

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ» (С

ИЗМЕНЕНИЯМИ НА 30 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА)

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ       ЗАКОН      «О     МУЗЕЙНОМ     ФОНДЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ НА 11 ИЮНЯ 2021 ГОДА) (РЕДАКЦИЯ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ С 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА)

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1998 Г. N 179 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАТАЛОГЕ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (В РЕД.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.05.2002 N 302)

      ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ) ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ  ОТ 12.03.2003 Г. № 28-

51-181/16 

Слайд 11. 

Рассмотрим основные понятия музейной педагогики.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

 

Слайд 12. 

Задание «Работа с глоссарием»

Глосса́рий (лат. «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с токованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосса (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

Используя             краткий             словарь             музейных             терминов

https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Galkina_Kratkii_slovar_muzeinih_tr minov.pdf, выполните задание.

1.     Если ваша цель не просто в том, чтобы выписать определенное количество слов в одну таблицу, а в том, чтобы их запомнить и ввести в активный словарь, то намного полезнее составлять глоссарий самому, а не скачивать уже готовый. Выберите из словаря те понятия, которые будут полезны вам, постарайтесь отбросить лишнее для создания своей терминологической базы.

2.     Сгруппируйте их по категориям, которые отражают суть вашей работы: общие термины, основные характеристики музейных предметов, виды музейной деятельности, музейный  фонд и др.

 

Слайд 13. 

Перечень дополнительных источников информации

 

1.     Методические       рекомендации    по      организации      деятельности

школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

2.     В помощь активистам музея образовательной организации

 

 

 

 

Лекция 1. Тема 1. Первый шаг – знакомство с основами музейной педагогики

Лекция 1. Тема 1. Первый шаг – знакомство с основами музейной педагогики

Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике

Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в

Музейная педагогика — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии , предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение

Музейная педагогика — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии , предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения…

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения…

Взаимодействие данных позиций и задает ситуацию музейной коммуникации

Взаимодействие данных позиций и задает ситуацию музейной коммуникации

Слайд 8. В процессе становления педагогики как науки определились следующие ее центральные категории: воспитание, развитие, обучение, образование

Слайд 8. В процессе становления педагогики как науки определились следующие ее центральные категории: воспитание, развитие, обучение, образование

Педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения — ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности

Педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения — ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности

Схематически музейно-педагогический процесс можно представить в виде трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет, зритель

Схематически музейно-педагогический процесс можно представить в виде трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет, зритель

Тем самым он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника

Тем самым он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника

ИЗМЕНЕНИЯМИ НА 30 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА) •

ИЗМЕНЕНИЯМИ НА 30 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА) •

Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов

Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов

Сгруппируйте их по категориям, которые отражают суть вашей работы: общие термины, основные характеристики музейных предметов, виды музейной деятельности, музейный фонд и др

Сгруппируйте их по категориям, которые отражают суть вашей работы: общие термины, основные характеристики музейных предметов, виды музейной деятельности, музейный фонд и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021