Лекция 1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Оценка 4.7

Лекция 1 Организация бухгалтерского учета на предприятии

Оценка 4.7
Лекции
docx
другое
21.11.2024
Лекция 1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Лекция по ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации» МДК.01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» соответствует ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ.docx

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 01)

МДК.01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»

 

Лекция 1

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

План:

1. Организация работы аппарата бухгалтерии

2. Права и обязанности главного бухгалтера

3. Учетная политика организаций

4. Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи

 

1. Организация работы аппарата бухгалтерии

Бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом РФ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету м составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия - самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы, В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов (рис. 1).

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

 

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР,Отдел финансовой отчетности,Отдел финансового учета,Отдел управленческого учета,Учет труда и заработной платы,Учет имущества, доходов и расходов,Бюджетирование ,Учет затрат,Отдел налогового учета,Учет денежных средств,Учет расчетов с дебиторами и кредиторами 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. структура аппарата бухгалтерии

 

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие ‚ и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел, при отсутствии финансовой службы, возлагается функция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

 

2. Права и обязанности главного бухгалтера

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Главный бухгалтер (или другой человек, на которого возложено ведение бухучета) в компаниях должен соответствовать трем критериям.

Первый критерий - наличие высшего профессионального образования.

Второй критерий - стаж работы, связанной с бухгалтерией или аудитом, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. В случае, если нет образования по специальностям бухучета и аудита, стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Третий критерий - отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий приведенным выше требованиям.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

С главным бухгалтером согласовываются назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.

При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных е составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия.

 

3. Учетная политика организаций

Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности».

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

Приказом Минфина России от 28.04. 2017 № 69н внесены значительные изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика». Продолжается сближение российских национальных стандартов бухгалтерского учета с международными.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

·        требование полноты;

·        требование своевременности;

·        требование осмотрительности;

·        требование приоритета содержания перед формой;

·        требование рациональности, т, е. при ведении учета необходимо брать во внимание особенности ведения хозяйственной деятельности и размер предприятия.

Информация, формируемая в бухучете, должна быть полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование. Например, в некоторых организациях бухгалтерский учет доведен до идеала. В результате, при несущественной ошибке бухгалтер вносит исправления во все формы за несколько лет. Требование рациональности в этом случае не выполняется, поскольку такие действия приводят к удорожанию ведения бухучета.

Основные изменения в ПБУ касаются выбора способов ведения бухучета. Организация может выбирать способы ведения бухучета.

Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведут способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета (ФСБУ). Если по конкретному вопросу ФСБУ допускает несколько способов ведения бухучета, организация может выбрать один из этих способов. Если выбор способа ведения бухучета, установленного ФСБУ, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), организация может не применять этот способ.

Теперь можно не следовать отечественному способу ведения бухучета, если это влечет несоответствие учетной политики требованиям МСФО. Однако в этом случае необходимо по каждому проигнорированному отечественному способу бухучета:

1) описать его;

2) раскрыть соответствующее требование МСФО;

3) пояснить, как это требование будет нарушено при использовании российского способа ведения бухучета (ФСБУ).

Если организация вправе вести упрощенный бухучет, то при формировании учетной политики достаточно учитывать лишь требования рациональности. При разработке учетной политики приоритетность законодательных актов выглядит так: сначала учитывают МСФО, затем положения федеральных стандартов по аналогичным или связанным вопросам и только потом - рекомендации в области бухучета.

Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении)/смене собственников/ изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.

Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей - учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

К бухгалтерской учетной политике прилагают:

·        формы первичных документов;

·        формы документов для внутренней ‚бухгалтерской отчетности;

·        положение об инвентаризации активов и обязательств организации.

К налоговой учетной политике прилагаются бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.

1. В разделе «Учет основных средств» налоговой и бухгалтерской учетной политики необходимо прописать порядок учета основных средств стоимостью менее установленного в организации лимита.

2. Определить:

·        способы начисления амортизации и применения в налоговом учете амортизационной премии, положения об изменении срока полезного использования основных средств после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения;

·        способ оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии;

·        способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) до момента передачи их в продажу (ст. 320 НК РФ);

·        способ признания коммерческих и управленческих расходов (ст. 318 НК РФ);

·        перечень создаваемых резервов;

·        порядок ведения раздельного учета;

·        порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей (ст. 286 НК РФ);

·        порядок уплаты налогов при наличии структурных подразделений;

·        порядок применения ПБУ 18/02 «Налог на прибыль»;

·        порядок ведения налогового учета.

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты.

Методические аспекты:

1. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

2. Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.

3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

6. Перечень резервов предстоящих расходов.

7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

8. Сроки погашения расходов будущих периодов.

9. Варианты учета выпуска продукции.

10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

11. Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

12. Сроки списания доходов будущих периодов.

13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

15. Порядок оценки кредиторской задолженности.

16. Формирование резервного капитала.

17. Метод распределения расходов на продажу.

Организационные аспекты:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы в бухгалтерии.

3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.

Таким образом, при разработке учетной политики организации следует учитывать, что поскольку она утверждается приказом руководителя организации, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может изменяться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величины организации.

 

4. Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи

В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, все организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, должны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Он предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать ресурсы, контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину.

Бухгалтерский учет обеспечивает:

·        правильное, полное и своевременное документирование фактов хозяйственной жизни;

·        контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов;

·        состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины;

·        своевременное составление отчетности;

·        формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования банковскими, налоговыми органами, поставщиками, инвесторами;

·        выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.

Требования к бухгалтерскому учету определены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н;

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в валюте Российской Федерации - рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке.

2. Имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется предприятием непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается руководителем на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

5. Соблюдение равенства данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца.

6. Все факты хозяйственной жизни и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

7. В бухгалтерском учете организаций учитываются раздельно текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

Перед бухгалтерским учетом ставятся следующие основные задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, прогнозирование и планирование предстоящих доходов и расходов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под организацией бухгалтерского учета?

2. Какие отделы включает структура аппарата бухгалтерии?

3. Основные аспекты учетной политики организации.

4. Какие требования предъявляются к бухгалтерскому учету?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА СЧЕТОВ


1. Заполнение первичных документов, проверка и обработка

 

       Цель занятия - усвоение порядка заполнения типовых форм первичных документов и их оформления.

 

Задача 1

       На основе приведенных данных заполнить первичные документы: приходные кассовые ордера

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/b85f2fa3087459e96cf381bea1cf6d16b83f27a6/

Определить обязательные и специфические реквизиты для каждого документа.

1. Приходный кассовый ордер № 171.

Организация АО «Импульс» от 4 декабря 20… г. Получен остаток подотчетных сумм от Астахова А.В. - 100 руб. по авансовому отчету № 36. Кассир Ковалева К.В., главный бухгалтер Воронина В.А.

2. Приходный кассовый ордер № 172.

Организация АО «Импульс» от 5 декабря 20… г. Получено от
АО КБ «Центр-Вест» по чеку № 3256437 - 125 600 руб., в том
числе для выдачи заработной платы за ноябрь 100 000 руб., на
командировочные расходы 20 000 руб., на хозяйственные расходы - 5600 руб.

 

Задача 2

На основе приведенных данных заполнить первичные документы: расходные кассовые ордера

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/4c027573cb50a725fb411586c15aa2af59ce525d/

1. Расходный кассовый ордер № 348 от 4 декабря 20… г.

АО «Импульс». Выдан инженеру Петрову П.В. перерасход по
авансовому отчету № 38 в сумме 156 руб. Проведенная операция
подтверждается руководителем организации Гавриловым Г.В.
и главным бухгалтером Ворониной В.А. Деньги выдала кассир
Ковалева К.B.

2. Расходный кассовый ордер № 348 от 10 декабря 20… г.

АО «Импульс». Выдана заработная плата за ноябрь в сумме
94 000 руб. по платежной ведомости № 23 кассиром Ковалевой
К.В. Документ подписан руководителем организации и главным бухгалтером.

Задача 3

Составить счет-фактуру № 25 от 8 февраля 20…г.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451/2a452a986d766e0c85ba3daa19727cdb3dcf6de3/

Исходные данные:

Поставщик продукции АО «Гранит».

Адрес поставщика: 103077 г. Москва, ул. Верхняя 75

ИНН 7712345678,

КПП 776200028.

Покупатель - ООО «Дон».

Адрес покупателя: 344 092 Ростов-на-Дону, ул. Гагарина д.7.

ИНН 6176548932,

КПП 615467498.

Отгружена продукция: электродрели в количестве 120 шт. по цене 1760 руб. за единицу и электропилы по цене 3100 руб. за единицу без учета НДС.


Задача 4

       Составить авансовый отчет № 36 от 18 декабря инженера Петрова П.В.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/ab56bd17da95ab81f9c5a08734dd4cd0bb958879/

Исходные данные:

1. Аванс на командировочные расходы был выдан 24 января 20… г. в сумме 20 000 руб.

2. К авансовому отчету Петрова П.В. приложены:

• командировочное удостоверение № 12;

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32449/9976c6a09efdd901979983c2f3fe5dc2e7d36d52/

• железнодорожный билет № 45793 от 25 января 20…г. Ростов-на-Дону - г. Кисловодск на сумму 2300 руб.;

• железнодорожный билет № 65709 от 7 февраля 20 г. Кисловодск - г. Ростов-на-Дону на сумму 2450 руб.;

• счет гостиницы № 63 на сумму 12 000 руб., НДС 2400 руб.

Суточные выплачиваются в размере 700 руб. в сутки.

 

2. Классификация счетов бухгалтерского учета

Задача 1

       На основе типового плана счетов осуществить группировку
счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре в виде
таблицы.

Классификация счетов бухгалтерского учета
по назначению и структуре

Группа

Подгруппа

Код
счета

Наименование счета

Основные счета

Материальные (инвентарные)

 

 

Денежные

 

 

Фондовые

 

 

Расчетные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирующие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределительные

Собирательно-распределительные

 

 

Отчетно-распределительные

 

 

Калькуляционные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставляющие

Операционно-результативные

 

 

Финансово-результативные

 

 


Задача 2

       Произвести группировку представленного перечня счетов бухгалтерского учета в таблице.

№ п/п

Код счета

Структура счета

Активный

Пассивный

Активно-пассивный

1

50

Касса

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

Исходные данные:

№ п/п

Наименование счета

Номер счета

1

Материалы

 

2

Готовая продукция

 

3

Расчеты с поставщиками

 

4

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

 

5

Нематериальные активы

 

6

Прибыли и убытки

 

7

Общехозяйственные расходы

 

8

Амортизация основных средств

 

9

Расчеты с подотчетными лицами

 

10

Резервный капитал

 

11

Финансовые вложения

 

12

Расчеты с персоналом по оплате труда

 

13

Амортизация нематериальных активов

 

14

Расчетные счета

 

 

Задача 3

Определить, какие из приведенных ниже счетов относятся
к инвентарным счетам: «Основные средства». «Топливо», «Уставный капитал», «Готовая продукция», «Расчеты с персоналом
по оплате труда», «Основное производство», «Материалы», «Товары отгруженные», «Вспомогательные производства», «Расчетные
счета», «Общехозяйственные расходы», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Общепроизводственные расходы», «Касса», «Расходы на продажу», «Продажи», «Добавочный капитал».

Задача 4

Какие из приведенных ниже счетов относятся к регулирующим?

1.Основные средства

2. Амортизация основных средств.

3. Материалы

4. Нематериальные активы.

5. Амортизация нематериальных активов

6. Основное производство.

7. Общепроизводственные расходы.

8. Готовая продукция.

9. Уставный капитал.

10. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

11. Продажи.

12. Расходы будущих периодов.

13. Вспомогательные производства.

14. Прибыли и убытки.

15. Расчеты с персоналом по оплате труда.

16. Заготовление и приобретение материальных ценностей.

17. Торговая наценка


3. Составление рабочего плана счетов организации


Задача 1

В предлагаемом рабочем плане счетов организации предусмотреть необходимые субсчета:

Наименование
счета

№ счета

Наименование субсчета

№ субсчета

Основные средства

01

Основные средства, используемые в
уставной деятельности
Выбытие основных средств

 

Нематериальные
активы

04

По видам активов

 

Вложения во
внеоборотные активы

08

По видам вложений

 

Расчетные счета

51

По видам счетов

 

Валютные счета

52

Транзитный валютный счет

Специальный транзитный счет

Текущий валютный счет

 

Специальные счета в банках

55

Депозитный счет

 

Финансовые вложения

58

По видам вложений

 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

 

 

Расчеты по налогам и сборам

68

Расчеты по НДФЛ

Расчеты по налогу на имущество

Расчеты по налогу на прибыль

Расчеты по НДС

 

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69

Расчеты по социальному страхованию

Расчеты по обязательному пенсионному страхованию

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

 

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

 

 

Расчеты с подотчетными лицами

71

 

 

Расчеты с персоналом по прочим операциям

73

 

 

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

 

 

Целевое финансирование

86

По видам целевых поступлений

 

Резервы предстоящих расходов

96

Расходы по смете

 

Прибыли и убытки

99

 

 


Задача 2

       Составить рабочий план бухгалтерских счетов строительной организации с учетом субсчетов.

Организация уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды и налоги:

• налог на доходы физических лиц;

• НДС;

• налог на прибыль;

• налог на имущество;

• транспортный налог.

Учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Задача 3

Используя образец, составить приказ об учетной политике
организации и разработать рабочий план счетов как приложение к приказу.

 

Приказ

от ____________________20…r. №___

об учетной политике на 20… год

 

Приказываю утвердить учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету на 20…год:

1. Порядок ведения учета на предприятии

1.1. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется
бухгалтерией.
1.2. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы.
1.3. Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94н.

2. Учетные документы и регистры

2.1. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно.
2.2. Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом.
2.3. Учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет.

3. Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов
проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.

4. Методы учета доходов и расходов

В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом
начисления.

5. Уровень существенности

Уровень существенности в бухгалтерском учете равен 5%.

6. Учет основных средств

6.1. Амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.

7. Учет нематериальных активов

7.1. Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете
амортизируются линейным методом.

7.2. Амортизация нематериальных активов в бухучете отражается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

8. Списание материально-производственных запасов

В бухгалтерском и налоговом учете материально-производственные запасы списываются по средней себестоимости.

9. Учет расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов списываются в бухучете равномерно в течение периода, к которому относятся.

10. Учет общехозяйственных расходов

Общехозяйственные расходы списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи».

11. Проценты по кредитам и займам

В налоговом учете кредиты и займы считаются сопоставимыми, если они:
• выданы в одной валюте

• должны быть погашены в одинаковые сроки;

• аналогичны по обеспечению (под залог оборотных или внеоборотных средств);
• сопоставимы по объему (отклонение не должно превышать 20% от среднего объема заемных средств, полученных в течение месяца).

12. Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам создается и в бухгалтерском,
и в налоговом учете. При этом в бухгалтерском учете резерв создается по правилам, указанным в статье 266 Налогового кодекса РФ. То есть в резерв ПОЛНОСТЬЮ включаются долги сроком свыше 90 дней и половина долгов сроком от 45 до 90 дней.

13. Учет выручки в целях исчисления налога на добавленную стоимость

Налоговая база по НДС определяется «по отгрузке».

14. Авансовые платежи по налогу на прибыль

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя
из фактически уплаченного налога на прибыль за прошлый
квартал.

Приложения к учетной политике:

• приложение № 1 «Рабочий план счетов»;

• приложение № 2 «Первичные учетные документы, для которых не предусмотрены типовые формы»;

• приложение № 3 «Регистры налогового учета».


Директор ООО

 «______________»_____________________________________

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1)         Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 571 с.;

2)         Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко. - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 412 с..

 

 


 

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций

Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием

Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием

Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются

Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются

Информация, формируемая в бухучете, должна быть полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование

Информация, формируемая в бухучете, должна быть полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование

Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении)/смене собственников/ изменении законодательства

Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении)/смене собственников/ изменении законодательства

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты

Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами

Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами

Имущество , являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц , находящегося у данной организации

Имущество , являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц , находящегося у данной организации

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, прогнозирование и планирование предстоящих доходов и расходов

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, прогнозирование и планирование предстоящих доходов и расходов

Задача 2 На основе приведенных данных заполнить первичные документы: расходные кассовые ордера https://www

Задача 2 На основе приведенных данных заполнить первичные документы: расходные кассовые ордера https://www

LAW_32449/ab56bd17da95ab81f9c5a08734dd4cd0bb958879/

LAW_32449/ab56bd17da95ab81f9c5a08734dd4cd0bb958879/

Калькуляционные

Калькуляционные

Нематериальные активы 6

Нематериальные активы 6

Расходы будущих периодов. 13

Расходы будущих периодов. 13

Расчеты по налогам и сборам 68

Расчеты по налогам и сборам 68

НДС; • налог на прибыль; • налог на имущество; • транспортный налог

НДС; • налог на прибыль; • налог на имущество; • транспортный налог

Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года

Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года

Учет выручки в целях исчисления налога на добавленную стоимость

Учет выручки в целях исчисления налога на добавленную стоимость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024