ЛЕКЦИЯ 1 - РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
Оценка 5

ЛЕКЦИЯ 1 - РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Оценка 5
Лекции
docx
другое
07.11.2024
ЛЕКЦИЯ 1 - РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
Тема является предметом изучения учебной дисциплины ОП.13 Организация отрасли производства, включенной в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Данная дисциплина тесно связана с другими учебными дисциплинами: «Розничная торговля продовольственными товарами», «Розничная торговля непродовольственными товарами», «Эксплуатация контрольно-кассовой техники» и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ - ГЛАВА 1.docx

Глава 1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

§ 1.1. Виды розничной торговой сети

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность большого числа торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Основными являются следующие виды торговой сети:

• стационарная, включающая в себя стационарные торговые объекты;

• нестационарная (передвижная), состоящая из нестационарных орговых объектов.

Стационарным считается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом с землей и подключенные к сетям инженернотехнического обеспечения.

Нестационарные торговые объекты временные сооружения или конструкции, в т. ч. передвижные сооружения. Нестационарные торговые объекты могут иметь подключения к инженерно-техническим сетям, но они не бывают прочно связаны фундаментом с земельным

участком.

К стационарным предприятиям розничной торговли относят магазины, а к нестационарным объекты мелкорозничной торговой сети.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг.

Мелкорозничная торговая сеть осуществляет розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.

Торговый павильон представляет собой оборудованное строение или сооружение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест пробез тордавцов.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение гового зала, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и где также размещается товарный запас.

Торговая палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Торговый автомат - торговый объект, представляющий собой техническое устройство для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке без участия продавца.

Развозная торговля осуществляется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Развозная торговля включает в себя автомагазины, автоцистерны, сельские автолавки, магазины-вагоны, магазины-суда и др.

Автомагазин, автолавка, торговый автофургон – передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю посредством оснащенных торговым оборудованием автотранспортных (автомобили) или транспортных средств (прицепы, полуприцепы). Рассчитаны на одно или несколько рабочих мест продавцов.

Автоцистерна - передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (молоко, квас и др.).

Разносная торговля - это торговля товарами на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы покупателей, осуществляемая с лотков, тележек, корзин и с помощью иных специальных приспособлений.

Торговая тележка - передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров.

§ 1.2. Специализация и типизация розничных торговых предприятий

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочення розничной торговой сети. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и повышения качества обслуживания покупателей.

§ 1.2.1. Специализация магазинов

Создание специализированных магазинов вызвано сложностью ассортимента отдельных товарных групп, а также необходимостью особых помещений и оборудования для некоторых товаров.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

• универсальные;

• специализированные;

• неспециализированные.

Toвaрный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированные магазины предлагают покупателям товары одной товарной группы (одежда, бытовая техника, молочные товары) или в них может быть представлена часть какой-либо товарной группы (верхняя одежда, климатическое оборудование, сыры).

Неспециализированные магазины занимают промежуточное место между универсальными и специализированными, поскольку их ассортимент не столь широк, как у первых, и не столь узок, как у вторых. Кроме того, к неспециализированным относят магазины, предлагающие покупателям комбинированный и смешанный ассортимент товаров.

В магазинах с комбинированным ассортиментом товаров представлено несколько товарных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, садоводов, художников) или по однородности спроса (диетические продукты, предметы домашнего хозяйства, подарки). К комбинированным магазинам можно также отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) групп, связанных общностью спроса (одежда - обувь, книги - канцелярские товары, мясо - рыба).

В магазинах со смешанным ассортиментом товаров представлены как продовольственные, так и непродовольственные товары отдельных видов.

§ 1.2.2. Типизация магазинов

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации позволяет снизить затраты и сократить сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда.

При определении типа предприятия учитываются следующие основные признаки:

• ассортимент реализуемых товаров;

• размер торговой площади;

• применяемые методы продажи товаров.

Наиболее распространенными типами универсальных розничных торговых предприятий в настоящее время являются следующие:

гипермаркет - особо крупный (торговой площадью не менее 4000 м²) магазин с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, в т. ч. под собственными торговыми марками, реализуемыми преимущественно методом самообслуживания.

универсам (супермаркет) - магазин, реализующий универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса методом самообслуживания и с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок (торговой площадью от 200 м² для универсама и от 600 м² для супермаркета);

гастроном - магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий преимущественно продовольственные товары универсального ассортимента (не менее 40% из них строномические товары) и узких ассортимент непродовольственных товаров, торговой площадью от 400 м²;

универмаг -  магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м² (в сельской местности от 650 м²), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров (допускается наличие отдела продовольственных товаров) и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).

Из неспециализированных магазинов чаще всего встречаются:

мини-маркет - магазин самообслуживания торговой площадью от 40 до 50 м² со смешанным ассортиментом товаров (из продовольственных-гастрономические, кондитерские, винно-водочные товары, безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса);

магазин товаров повседневного спроса - предлагает покупателям ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса, реализуемых методом самообслуживания на торговой площади от 60 м²;

магазин «Продукты» - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (в основном хлеб, кондитерские товары, гастрономию, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок с частичным самообслуживанием, торговой площадью от 18 м²;

магазин «Промтовары» - предприятие розничной торговли, реализующее через прилавок непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых одежда, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары, торговой площадью от 18 м².

торговый дом - магазин с комбинированным ассортиментом товаров, реализующий товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин, мужчин и детей (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), электротовары, предметы мебели, хозяйственные товары и т. п., использующий различные методы торгового обслуживани купателей, торговой площадью от 1000 м².

Распространенными типами специализированных магазинов являются:

продовольственные магазины «Хлеб», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Мясо», «Рыба», «Колбасы», «Минеральные воды» и т. п.;

непродовольственные магазины «Одежда», «Обувь», «Хотиственные товары», «Мебель», «Книги», «Игрушки», «Зоотовары», «Цветы» и т. п.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику розничных торговых предприятий по их видам и особенностям устройства.

2. Что такое специализация розничных торговых предприятий, по каким признакам она осуществляется?

3. Что такое типизация розничных торговых предприятий? Назовите основные признаки, определяющие тип розничного торгового предприятия.

4. Дайте характеристику основных типов магазинов.

 

Источник литературы

Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли: учебник/ О.В.Памбухчиянц. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2021. - 148 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глава 1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ § 1

Глава 1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ § 1

Разносная торговля - это торговля товарами на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы покупателей, осуществляемая с лотков, тележек, корзин и с…

Разносная торговля - это торговля товарами на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы покупателей, осуществляемая с лотков, тележек, корзин и с…

При определении типа предприятия учитываются следующие основные признаки: • ассортимент реализуемых товаров; • размер торговой площади; • применяемые методы продажи товаров

При определении типа предприятия учитываются следующие основные признаки: • ассортимент реализуемых товаров; • размер торговой площади; • применяемые методы продажи товаров

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов

ЛЕКЦИЯ 1 - РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

ЛЕКЦИЯ 1 - РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024