Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация и сертификация обучающей программы
Оценка 5

Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация и сертификация обучающей программы

Оценка 5
doc
10.05.2020
Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация и сертификация обучающей программы
99. Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права.doc

Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация и сертификация обучающей программы

 

Цель: дать систематизированные знания о регистрации и сертификации КОПР

 

 

Вопросы лекции:

1.      Авторские права на компьютерную обучающую программу.

2.      Патентная защита КОПР.

3.      Сертификация КОПР.

 

Наступает момент, когда работы по созданию КОПР завершены, обучающие программы апробированы в учебном процессе, записан их дистрибутив, организован механизм периодической актуализации обучающих программ. Теперь авторам и разработчикам обучающей программы необходимо ее зарегистрировать, защитить свои права на нее, подтвердить соответствие КОПР установленным требованиям.

 

1. Авторские права на КОПР.

 

Вопросы авторских прав на компьютерные программы регулируются в российском законодательстве прежде всего Законами РФ "Об авторских и смежных правах" (вступил в силу 3 августа 1993 г.) и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (вступил в действие 20 декабря 1992 г.).

КОПР подпадает под понятие "программы для ЭВМ". В соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об авторских и смежных правах" программа для ЭВМ - это "объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные результаты, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения".

Автором программы для ЭВМ по действующему российскому законодательству (в отличие от ранее действовавшего законодательства РСФСР) признается только физическое лицо, творческим трудом которого она создана. КОПР почти всегда является плодом коллективного труда ее создателей. В соответствии с законом "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", если программа для ЭВМ создана совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то каждое из этих лиц признается автором такой программы. В Законе "Об авторских и смежных правах" для данной ситуации вводится термин "соавторство".

Актуален вопрос: кто же из лиц, принимавших участие в создании КОПР, может считаться автором, а кто — нет? Законодательством не признаются авторами лица, оказавшие авторам техническую, организационную или материальную помощь, а также лица, осуществляющие общее руководство работами, но не принимавшие творческого участия в создании КОПР. В некоторых случаях даже творческое участие не порождает соавторства, если оно не может быть выражено в конкретной форме. Так, не будет признаваться основанием для признания соавтором постановка задачи, если она не сопровождается созданием какой-либо части самой компьютерной программы. Казалось бы, подобный подход "закрывает дорогу" к соавторству тем физическим лицам, которые создали учебный материал для КОПР - ведь они не участвовали в создании программного кода КОПР. Но в юридическое определение программы для ЭВМ включаются также подготовительные результаты, полученные в ходе ее разработки. Разработанные учебные материалы, безусловно, следует отнести к таким подготовительным результатам. Методист, если он не ограничивается выпуском методических указаний, а вносит конкретные предложения по изменению формы представления (отображения) учебного материала, также должен быть включен в состав авторов.

Если работы по дизайну КОПР и разработке звукового сопровождения выполняют отдельные специалисты, то они также могут считаться соавторами обучающей программы, поскольку обеспечивают "порождаемые ею аудиовизуальные отображения". Более того, многие программные мультимедиа-продукты могут быть квалифицированы как аудиовизуальные произведения, а для них Закон "Об авторских и смежных правах" предусматривает наличие таких авторов, как режиссер-постановщик, автор сценария, автор аудиовизуального произведения (ст. 13).

Таким образом, в число авторов КОПР входят авторы учебных материалов, разработчики программной подсистемы КОПР, а также иные физические лица, принимавшие творческое участие в разработке обучающей программы, выразившееся в создании конкретных элементов обучающей программы.

Авторские права подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные.

К личным правам авторов программы для ЭВМ  относятся:

• право считаться автором программы для ЭВМ (право авторства);

• право определять форму указания имени автора в программе для ЭВМ: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;

• право на неприкосновенность (целостность), т. е. право на защиту как самой программы для ЭВМ, так и ее названия от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора.

К имущественным относятся права на выпуск программы для ЭВМ в свет, ее воспроизведение, распространение, модификация или иное использование.

Автор должен знать, что если личные неимущественные права сохраняются за ним всегда, то имущественные права на КОПР принадлежат юридическому лицу - работодателю, если только в договоре между юридическим лицом и автором не предусмотрено иное.

 

Передача прав

Вообще любая передача прав на программы для ЭВМ оформляется договором. Мы не будем здесь говорить о формах договоров передачи исключительных имущественных прав; а вот вопросы передачи неисключительных прав (т. е. таких прав, которыми их обладатели смогут пользоваться наравне друг с другом) имеют важное практическое значение при распространении программ для ЭВМ.

Формой передачи неисключительных авторских прав на использование КОПР является простая, или неисключительная, лицензия. Передача такой лицензии оформляется лицензионным соглашением, которое должно быть включено в каждый комплект КОПР, независимо от формы распространения обучающих программ.

В лицензионном соглашении должны быть:

• зафиксировано, что обучающая программа является объектом авторского права (тем самым как бы "включаются" все правовые механизмы ее защиты);

• установлены ограничения на копирование и распространение программы (в соответствии с Законом "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" разрешается создание одной резервной архивной копии программы; распространение ее запрещается, возможна лишь передача программы в установленном порядке третьему лицу вместе со всеми правами на нее);

• оговорена гарантия пользователю на обмен программы в случае обнаружения им дефекта на носителе. Фактически это единственная предоставляемая гарантия. В лицензионном соглашении может также указываться, что функции, выполняемые переданной программой, должны соответствовать тем, которые указаны в поставочной документации. Но если, например, КОПР станет конфликтовать с программным обеспечением пользователя, то никаких претензий по этому поводу он предъявить не сможет. В международном законодательстве применяется принцип поставки компьютерных программ "AS IS", т. е. программа поставляется "как есть". В лицензионных соглашениях, составленных российскими разработчиками, все чаще оговаривается именно такой подход;

• указано, что должен делать пользователь при несогласии с положениями лицензионного соглашения (возврат программы, отказ от ее инсталляции и т. п.).

Важно отметить, что пользователь, получающий КОПР по договору передачи неисключительных прав, не имеет возможности подписать его. Поэтому в лицензионном соглашении оговаривается форма его принятия - будь то нажатие клавиши "ОК" в соответствующем окне инсталляционной процедуры или распечатывание упаковки с носителем.

Правоприменение Закона "Об авторских и смежных правах" в отношении создания учебных средств имеет одну положительную особенность. В законе отмечается, что в произведениях учебного характера допускается в объеме, оправданном поставленной целью, использование правомерно опубликованных произведений других авторов без их согласия и без выплаты авторского вознаграждения (но с обязательным указанием имен авторов, произведения которых используются, и источника заимствования).

Важно подчеркнуть, что правовая охрана программ для ЭВМ не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе данной программы, в том числе на алгоритмы, принципы организации интерфейса, а также на языки программирования. Фактически закон защищает не содержание программы, а ее форму, и многие отечественные программисты считают это одним из недостатков авторского права России. В этом отличие авторского права от, например, патентного. Равной правовой защите подлежат и качественные, хорошо работающие программы, и неумелая поделка начинающего программиста. Единственным условием, которое содержит закон, является, как мы уже знаем, "творческий характер" программы. При этом "творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное".

Зато (в отличие от того же патентования) правовая охрана возникает в силу создания авторского произведения (п.1. ст.4 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"), а не в силу предоставления авторского права каким-либо государственным органом. Сам факт создания КОПР в объективной форме является основанием для возникновения авторского права на него. Для возникновения и осуществления авторского права на программы для ЭВМ (и в частности - КОПР) не требуется депонирования, регистрации или соблюдения каких-либо формальностей. Поэтому предусмотренная законом официальная регистрация подобных объектов носит исключительно факультативный характер (говоря юридическим языком, не является правообразующей). Тем не менее регистрация авторских прав может быть полезна и целесообразна по следующим соображениям:

• регистрация является средством официального уведомления общественности о наличии прав на данную разработку (поскольку сведения о регистрации публикуются в установленном порядке), а также служит косвенной рекламой самой разработки;

•  регистрация позволяет правообладателю упростить доказательство своих прав в случае возникновения конфликтной ситуации;

• благодаря официальной регистрации снимается ряд проблем при провозе авторских компьютерных программ через границу. Кроме того, для зарубежных партнеров наличие у российского автора свидетельства о регистрации служит достаточно надежной гарантией того, что с ним можно иметь дело по поводу интересующей их компьютерной программы, - ведь постороннему человеку такое свидетельство не выдадут.

В законе "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" указывается государственная организация, в которой обладатель всех имущественных прав на программу имеет право зарегистрировать ее. Это Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте.

Согласно Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и "Правил составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных" заявка на регистрацию авторских нрав должна содержать:

• заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ;

• депонируемые материалы:

• документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора в установленном размере (или основание для освобождения от него либо уменьшения величины сбора).

Форма заявления на официальную регистрацию программы для ЭВМ стандартная. В заявлении указываются оговоренные сведения о заявителе, регистрируемой программе, авторах, прилагаемых депонируемых материалах. В форме РП предусмотрено поле для сведений только по одному автору; данные об остальных авторах приводятся в дополнительной форме РП/ДОП.

К числу депонируемых идентифицирующих материалов относятся реферат и листинг программы, а при необходимости — также распечатки, идентифицирующие изображения на экране дисплея, и запись звукового сопровождения на аудиокассете.

Реферат представляется в двух экземплярах и должен содержать следующие сведения:

а) название программы для ЭВМ или базы данных;

б) наименование (имя) заявителя;

в) дату создания;

г) область применения, назначение и функциональные возможности:

д) основные технические характеристики;

с) язык программирования:

ж) тип реализующей ЭВМ.

Средний объем текста реферата — до 700 печатных знаков.

Оговоренные формы представления листинга следующие:

• 25 первых и 25 последних страниц листинга исходного текста с исключенными частями, содержащими конфиденциальные материалы (например, ноу-хау);

•  10 первых и 10 последних страниц листинга исходного текста без каких-либо исключенных частей;

• 25 первых и 25 последних страниц объектного кода, а также идущих подряд 10 или более страниц листинга исходного текста без каких-либо исключенных частей;

• если регистрируемая программа для ЭВМ составляет менее 50 страниц листинга исходного текста, то последний депонируется в полном объеме с исключенными частями, содержащими сведения конфиденциального характера.

Величина регистрационных сборов относительно невелика и привязана к минимальному размеру месячной оплаты труда (ММОТ). Обязательные сборы за подачу заявки, за внесение в Реестр программ для ЭВМ, выдачу свидетельства об официальной регистрации и публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ в официальном бюллетене в сумме составляют 3,2 ММОТ для юридического лица (лиц) и 1,3 ММОТ — для физического лица (лиц).

Регистрация авторских прав на КОПР автоматически означает ее включение в государственный Реестр программ для ЭВМ. Однако целесообразно также зарегистрировать разработанную обучающую программу в одном из фондов алгоритмов и программ, находящихся под эгидой Минобразования РФ. Реформы в системе образования и реорганизации на уровне министерств привели к тому, что на сегодняшний день существуют три таких фонда:

•  Российский фонд компьютерных учебных программ (РОС-ФОКОМП) при Институте информатизации образования (ИНИН-ФО) (http://www.informika.ru/text/goscom/cinorgan/fundpr/fundprog.html);

•  Фонд алгоритмов и программ высшей школы (ФАП ВШ, E-mail fap@rui.ru) при Государственном координационном центре информационных технологий (Госкоорцентре), http://www.rui.ru/goskoorcenter/;

• Специализированный фонд высшей школы по электронным учебникам при Российском научно-исследовательском институте информационных систем (РосНИИИС) (http://www.riis.ru).

Регистрация КОПР в этих отраслевых фондах бесплатна, а услугами, которые они предоставляют, не стоит пренебрегать. Так, ФАП ВШ помимо указанной регистрации оказывает, в частности, следующие дополнительные услуги:

• помощь авторам и разработчикам программных средств в их регистрации в федеральном Информационно-библиотечном фонде, что равнозначно научной публикации;

• размещение бесплатной информации и платной рекламы о разработанных программных средствах в журнале "Компьютерные учебные программы", издаваемом РОСФОКОМП;

• помощь авторам и разработчикам программных средств в регистрации авторских прав на эти программы, если такая регистрация еще не была ими осуществлена;

• помощь авторам и разработчикам программных средств в размещении информации о разработанных ими программных средствах в федеральном и международном бюллетенях;

• некоторые другие услуги.

Комплект документов, требуемый для регистрации компьютерной программы в ФАП ВШ, минимален: необходимо представить заполненную информационную карту алгоритмов и программ ИКАП и рекламно-техническое описание (РТО). Требования к заполнению формы ИКАП приведены в Приложении 6, а к составлению РТО — в Приложении 7.

Внимательный человек может заметить, что эти документы относятся к ведомству Министерства науки и технологий РФ, а не Минобразования. Дело в том, что ФАП ВШ, как и другие отраслевые фонды, оказывает услуги по регистрации компьютерных программ в национальном Информационно-библиотечном фонде РФ. По действующему законодательству ведение этого фонда осуществляет Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) при Миннауки, и именно во ВНТИЦ отраслевые ФАП представляют необходимые документы на регистрацию компьютерных программ в данном фонде. В соответствии с приказом Миннауки № 126 от 17 ноября 1997 г. в число этих документов как раз и входит ИКАП, а также так называемый обязательный экземпляр программы. В качестве обязательного экземпляра должно выступать открытое описание программ: "Описание программы" (ГОСТ 19.402-78) и "Описание применения" (ГОСТ 19.502-78). Однако, поскольку далеко не каждый российский разработчик сопровождает свою программу этими документами, упомянутым приказом была закреплена возможная альтернативная форма обязательного экземпляра программы - ее рекламно-техническое описание.

Помимо регистрации обучающей программы во ВНТИЦ (как неопубликованного источника информации) существует и другая возможность государственной ее регистрации - как электронного издания (в случае, если программа получила распространение, а ее приобретение и использование стало возможным для неограниченного круга лиц). Такая регистрация осуществляется в Программном фонде России, а конкретно — в Депозитарии программных средств (Межведомственный научно-исследовательский институт "Интеграл"). Однако на практике все заявленные в ФАП ВШ программы (а их более 100) являлись неопубликованными разработками и были зарегистрированы во ВНТИЦ, т. е. в Информационно-библиотечном фонде. Другой отраслевой фонд компьютерных программ - РОСФОКОМП - первый подобный фонд в системе российского образования, созданный в 1992 г. Общее количество единиц хранения в нем по состоянию на 1 июля 1997 г. составляло 1737 отечественных программ учебного назначения (принятое обозначение ~ ПС УН), предназначенных для использования в сфере общего и высшего образования. Регистрация в РОСФОКОМП также приравнивается к научной публикации. Помимо услуг по регистрации ПС УН фонд издает журнал "Компьютерные учебные программы", ведет библиотеки де-мо-роликов, предоставляет услуги по обеспечению методическими и нормативно-методическими документами, осуществляет сертификацию ПС УН, о которой пойдет речь впереди.

Для регистрации КОПР в РОСФОКОМП необходимо заполнить информационную карту РОСФОКОМП (см. Приложение 8). Требования по ее заполнению приведены в Приложении 9.

Программный и информационный фонды РосНИИИС также содержат данные по обучающим программам как для общего, так и для высшего образования, однако эти фонды преимущественно ориентированы на естественные и технические науки. По состоянию на май 2000 г. во всех каталогах РосНИИИС (информационного фонда, фонда компьютерных обучающих программ, фонда свободно распространяемых программных продуктов для информатизации образования) насчитывается не более 30 компьютерных программ по дисциплинам, изучаемых в вузах финансово-экономического профиля. Имеются демо-версии обучающих программ, а также экспозиция компьютерных обучающих программ для дистанционного использования (к сожалению, пока только для школьного образования).

 

 2. Патентная защита КОПР.

 

Наряду с охраной авторских прав существуют и другие формы защиты интеллектуальной собственности, к которой, безусловно, относятся обучающие программы, - патентование, присвоение товарных знаков. В российском законодательстве эти формы защиты регулируются соответственно Патентным законом РФ и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Патентная защита программного обеспечения шире, чем охрана на основе норм авторского права. Она позволяет защитить саму идею, алгоритм программы. Однако реализовать ее гораздо сложнее. К типичным проблемам и недостаткам патентной защиты программ для ЭВМ относятся:

• проблемы обоснования патентоспособности (программы для ЭВМ сами по себе не подлежат патентной охране, поскольку не удовлетворяют критерию промышленной применимости; программа должна быть заявлена в рамках некоего способа или устройства)',

• длительность оформления патента;

• значительные материальные затраты на получение и поддержание в силе охранного документа;

• срок действия патента (до 20 лет) меньше срока действия авторского права (исключительные авторские права действуют в течение 50 лет после смерти автора).

Товарный знак — это обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних производителей от товаров и услуг других. Соответственно подобная форма защиты применительно к обучающим программам может быть актуальна при коммерческом их распространении.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в установленном законом порядке. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право владельца на него. Наличие зарегистрированного товарного знака защищает производителей и потребителей путем предотвращения незаконного копирования маркированных знаками товаров.

Товарный знак может являться словесным (например, совпадающим с названием фирмы), изобразительным, комбинированным, а также объемным. Запоминающееся и характерное название программного продукта (или фирмы) может повысить его (ее) конкурентоспособность. По данным исследований института Макса Планка (ФРГ), 38% потребителей в этой стране покупают товары, маркированные лишь определенными товарными знаками.

Чтобы указать, что данное обозначение является товарным знаком, оно может быть снабжено предупредительной маркировкой в виде взятой в кружок латинской буквой R.

Примеры использования товарных знаков приведены на рис. 1:

 

 

Рис.1. Примеры использования товарных знаков на программные продукты: а) изобразительный товарный знак;

б) словесный товарный знак

 

В заключение отметим следующее. Необходимо учитывать, что на практике многие авторы и пользователи имеют дело не с программами как чистым объектом авторского права, а с таким комплексным объектом, как программный продукт. Последнее понятие включает в себя саму программу для ЭВМ, комплект описаний и инструкций, а также то, что в обиходе называют актуализацией и поддержкой. Соответственно усложняется и структура договора о передаче авторских прав на такой комплексный объект. И уж совсем непростые отношения складываются между авторами, пользователями и провайдерами при выходе в такие глобальные сети, как Интернет. Эти вопросы еще предстоит законодательно урегулировать. Лишь в апреле 2000 г. были подготовлены и вынесены на обсуждение Комитета по информационной политике Госдумы РФ проекты федеральных законов "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет", и "О регулировании российского сегмента сети Интернет". Неизвестно только, как долго продлится обсуждение этих проектов, чем оно закончится и сколько времени уйдет на разработку конкретных подзаконных актов

 

3. Сертификация КОПР.

 

Качественное обучение может быть обеспечено только при наличии качественных средств обучения, и для технологии ДО этот вопрос особенно важен. Сертификация обучающих программ и есть подтверждение их качества.

Понятие "сертификация программных средств" можно определить как действия аккредитованных государственных или негосударственных организаций, доказывающие соответствие сертифицируемых программ для ЭВМ требованиям, установленным нормативными документами.

В основе сертификации лежат испытания (в том числе в форме сбора и анализа экспертных оценок), позволяющие адекватно определить заявленные характеристики объекта сертификации. В случае успешного прохождения испытаний оформляется сертификат соответствия установленном формы.

Федеральной системой сертификации программного обеспечения является РОСИНФОСЕРТ при Роскоминформе. Органы по сертификации системы РОСИНФОСЕРТ (испытательные лаборатории программно-информационных продуктов) в своей работе руководствуются как российскими стандартами качества, так и международными серии ISO, среди которых в первую очередь следует выделить стандарты качества ISO 9000'. Перечень нормативных документов в области требований к качеству программных средств приведен в Приложении 10.

Координирующим органом системы "РОСИНФОСЕРТ" в Минобразовании РФ является созданный по совместному решению Роскоминформа и Минобразования (приказ Минобразования РФ № 1038 от 28 мая 1997 г.) Головной научно-методический центр по сертификации ИПС УН в сфере высшего образования. (http://cert. stankin. ru). Этот центр сформирован на базе Специализированного центра новых информационных технологий (СЦ НИТ) МГТУ "Станкин" и выполняет координационные, методические и консультационные функции. Так, одним из последних методических материалов, рекомендованных данным головным научно-методическим центром в качестве руководящего документа для разработчиков и специалистов по сертификации ПС УН, является методическое руководство.

За время, прошедшее с момента создания головного научно-методического центра, создана региональная сеть испытательных лабораторий и органов по сертификации ПС УН (в Москве, Воронеже, Уфе и других городах) с аккредитацией их в существующих системах сертификации.

Среди испытательных лабораторий системы РОСИНФОСЕРТ, функционирующих под эгидой Минобразования РФ, весь комплекс работ по сертификации ПС УН осуществляет, в частности, Государственная испытательная лаборатория педагогического программного продукта при Российском фонде компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП).

Прохождение экспертизы ПС УН (в частности, КОПР) в РОСФОКОМП организуется следующим образом. Как правило, вначале авторы и разработчики проводят презентацию созданного ими программного средства перед экспертами — членами Экспертного совета при РОСФОКОМП. Подобный просмотр позволяет отсеять заведомо "непроходные" ПС УН. Если по результатам презентации эксперты рекомендуют принять данную разработку к рассмотрению, то разработчики должны представить в РОСФОКОМП материалы на сертифицируемое программное средство.

В типовой комплект представляемых материалов входят:

• сопроводительное письмо;

•  рабочая версия ПС УН на носителе (дискете, CD-ROM); для ускорения прохождения экспертизы желательно представлять в 5 экз.;

• один—два модуля на исходном языке;

• программный документ "Руководство пользователя";

• акты о внедрении, акты об опытной эксплуатации, отзывы организаций—пользователей;

• доверенность на представителя, уполномоченного предъявить материалы на сертификацию и получить сертификат на программный продукт.

Необходима также предоплата работ экспертного совета по сертификации (ориентировочный размер предоплаты - 300 у. е. за экспертируемую единицу).

После представления необходимых документов начинается поэтапная экспертиза ПС УН:

• входной контроль;

• анализ структуры ПС УН;

• программно-техническая экспертиза;

• эргономическая экспертиза;

• комплексная экспертиза с привлечением специалистов Минобразования, вузов (здесь имеются в виду специалисты-предметники), РАН, Российской академии образования (РАО), педагогических институтов, которая проводится параллельно на трех экспертных площадках. Каждая экспертная группа подтверждает психолого-педагогическую, учебно-содержательную, методическую и дидактическую ценность ПС УН.

Разработчики КОПР должны знать номенклатуру подтверждаемых в ходе экспертизы показателей качества ПС УН. К ним относятся:

1) параметры идентификации ПС УН — назначение программы, соответствие программной документации требованиям ЕСПД, требования к сопровождающей учебно-методической литературе согласно ВТУ [911;

2) общие показатели качества, характеризующие уровень отлаженности ПС УН (гибкость, корректность, надежность, сопровождаемость, удобство применения, эффективность);

3) функциональные параметры, в том числе:

v программно-технические параметры (устойчивость к ошибочным и некорректным действиям пользователя, соответствия функционирования ПС УН описанию в эксплуатационной документации, защиты от несанкционированных действий пользователя, минимизации времени на действия пользователя) в соответствии с требованиями группы стандартов качества ISO 9000;

v педагогические параметры — дидактические показатели (научность, доступность, адаптивность, наличие самостоятельного и активного характера обучения, прочность усвоения результатов обучения, интерактивность диалога), методические показатели (учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, учет специфики соответствующей науки, реализация современных методов обработки информации) и обоснование выбора темы учебного курса;

эргономические параметры (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, обеспечение повышения уровня мотивации обучения, временные режимы учебных занятий, требования к организации диалога, требования к цветовым характеристикам, к буквенно-цифровой символике и знакам, к пространственному размещению информации на экране дисплея) в соответствии с требованиями ВТУ [90];

v эстетические параметры (соответствие эстетического оформления функциональному назначению ПС УН, соответствие цветового колорита назначению ПС УН и эргономическим требованиям, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов ППС);

4) показатели, характеризующие интерфейс (тип интерфейса — система меню, оконный — текст, псевдографика или графика, контекстно-зависимая система помощи, поддержка манипулятора типа mouse).

Экспертиза должна быть проведена в течение трех месяцев, после чего выдаются либо сертификат Министерства образования РФ на компьютерную учебную программу, либо рекомендации Экспертного совета РОСФОКОМП по ее доработке, либо обоснованный отказ в сертификации. Информация о программных средствах, удостоившихся сертификата Минобразования РФ, публикуется в журнале "Компьютерные учебные программы". Наличие у обучающей программы такого государственного сертификата является надежной рекомендацией для вузов, которые выбирают прикладное программное обеспечение для поддержки учебного процесса.

Помимо сертификации КОПР существует и другая форма подтверждения их качества и применимости в системе образования. Это присвоение рекомендательных грифов Минобразования РФ.

Организацией, проводящей экспертизу учебных электронных изданий (термин, используемый в данной системе вместо ПС УН) и выдачу рекомендательных грифов Минобразования, является Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям, созданный приказом министерства № 1646 от 19 июня 1998 г.

Отличительной особенностью экспертизы, проводимой ФЭС УЭИ, является то, что она включает в себя не только объективную техническую и эргономическую экспертизы учебных электронных изданий (эти процедуры проводятся и при сертификации), но и содержательную и учебно-методическую экспертизы. Таким образом, экспертиза проводится в привязке к существующим профессиональным программам (учебным планам) для различных видов образования — начального, среднего, высшего, послевузовского.

В Минобразования РФ приняты следующие четыре модификации категорий рекомендательного грифа;

v "Рекомендовано в качестве учебника";

т "Рекомендовано в качестве учебного пособия";

"Рекомендовано для использования в учебном процессе";

"Рекомендовано для использования при самостоятельном и дополнительном образовании".

На рассмотрение в ФЭС УЭИ авторы и разработчики КОПР должны представить следующие документы:

• заявление авторов;

• сопроводительное письмо от организации-разработчика УЭИ;

• копию свидетельства о регистрации продукта в РосАПО;

• электронное издание в двух экземплярах в упаковке для конечного потребителя;

• полный комплект сопроводительной пользовательской документации;

• внешние рецензии1.

На экспертизу представленных материалов отводится один месяц, по истечении которого экспертная группа должна составить мотивированное заключение о выдаче рекомендательных грифов Минобразования РФ, либо решение о запросе дополнительных сведений и материалов по заявке, либо решение об отказе в выдаче рекомендательных грифов.

По выданному группой экспертов положительному заключению должно быть также в течение месяца принято решение (сначала в ФЭС, а окончательное — в Минобразования РФ) о рекомендации к использованию УЭИ и о выдаче рекомендательного грифа. УЭИ, имеющие такой гриф, получают приоритет при распространении в системе образования. Помимо этого, наличие рекомендательного грифа является косвенной рекламой программного продукта. Потенциальный пользователь всегда обращает внимание на подобные грифы, расценивая их как признание независимыми экспертами качества предлагаемой программы.

Учитывая разнородность УЭИ, приказом Минобразования РФ № 2657 от 23 октября 1998 г. в составе ФЭС были созданы три специализированные секции:

• секция гипертекстовых изданий (на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики);

• секция мультимедиа-изданий (на базе Республиканского мультимедиа-центра);

• секция изданий на разнородных носителях (на базе Московского государственного индустриального университета).

Соответственно критерии экспертизы УЭИ в различных секциях отличаются друг от друга. Однако авторам и разработчикам КОПР, собирающимся подать документы на присвоение рекомендательного грифа Минобразования РФ, прежде всего надо определиться, к какой же секции следует отнести их творение.

Вопрос этот отнюдь не простой. Обращает на себя внимание то, что критерии подразделения ФЭС на секции весьма размыты. Можно сказать, что выбор направленности работы каждой секции определялся по своему критерию. Создается впечатление, что сферы деятельности секций определялись профильными подходами к созданию УЭИ в базовых организациях, а не наоборот. В результате, с одной стороны, области работы секций перекрываются (почему, например, гипертекстовая программа не может включать в себя разнообразные элементы мультимедиа и использовать в своей работе разнородные носители?), другой стороны, какие-то обучающие программы не подойдут ни для одной секции.

Так, секция гипертекстовых изданий охватывает, согласно утвержденной инструкции о порядке проведения экспертизы в этой секции, учебные компьютерные программы, представляющие собой "...совокупность взаимоувязанных файлов на языке HTML, содержащих текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию". Во-первых, чем не мультимедиа издание получается? Во-вторых, куда отнести гипертекстовые программы, написанные на других языках?

В секцию мультимедиа изданий можно направить на экспертизу любую мультимедийную программу учебного назначения, т. е. осуществляющую представление информации пользователю в различных формах (текст, графика, видео и аудио фрагменты, анимация).

Какие УЭИ следует направлять в секцию изданий на разнородных носителях — определяется самим названием секции. Это в первую очередь комбинированные программы перспективного сейчас направления "CD-ROM + Интернет". С формальной точки зрения, к изданиям на разнородных носителях следует также отнести программы, установленные на жесткий диск, но при работе требующие CD-ROM, на котором записаны файлы большого объема (например, видеоклипы). Однако сведений о какой-либо деятельности данной секции в настоящее время нам обнаружить не удалось.

Объективно обусловленным и логичным шагом было бы объединение секций ФЭС (или, что не совсем одно и то же, отказ от деления ФЭС на секции), но пока этого формально не произошло,

Авторы и разработчики КОПР должны знать, какие характеристики и свойства представляемых программ будут подвергаться экспертизе.

•> Секция гипертекстовых изданий (http://www.fcde.ru/fes/) проводит четыре вида экспертизы:

• научно-техническую;

• эргономическую;

• содержательную;

• учебно-методическую.

На рис. 11.2 указаны критерии анализа представленных обучающих программ в рамках каждого из четырех перечисленных видов экспертизы.

В состав экспертной группы секции гипертекстовых изданий входят программисты, эксперты-предметники, методисты, психологи, консультанты-специалисты в области эргономики и искусствоведения. Стоимость экспертизы по утвержденной калькуляции -450 у. е. В этой секции могут быть выданы только два рекомендательных грифа - учебник и учебное пособие.

Порядок проведения экспертизы в секции мультимедиа и специфика учебных мультимедиа-продуктов освещены в статье зам. руководителя секции, директора по информационно-рекламной деятельности Российского Мультимедиа-Центра, кандидата физико-математических наук А.Г. Федорова "Проблемы искусствоведения, культурологии, эргономики при оценке мультимедиа-продуктов Федеральным экспертным советом по учебным электронным изданиям Минобразования России" (http://www.tretyakov.ru/russian/Events/ Eva99/d04/dR04-10.htm). В целом подход к проведению экспертизы и состав экспертной группы здесь примерно те же, что и для секции гипертекстовых изданий. Среди дополнительно привлекаемых специалистов названы, пожалуй, лишь специалисты в области культурологии и дизайна. В качестве критериев оценки У ЭЙ в статье указаны:

• уровень интерактивности;

• соответствие У ЭЙ интересам обучаемого;

• соответствие УЭИ открытой системе образования (что особенно актуально для компьютерных средств СДО);

• соответствие УЭИ принципам вариативности образования;

• соответствие УЭИ интересам преподавателя;

• содержательность, объем материала в УЭИ и степень разработки темы в целом;

• простота использования УЭИ преподавателями и учащимися;

• соответствие системы контроля результатов изучения УЭИ современному уровню;

• соответствие навигационной системы УЭИ современному уровню;

• адекватность и приемлемость культурного наполнения УЭИ;

• совместимость УЭИ и учебно-методических комплексов;

• анализ звукового аспекта УЭИ, соответствие его современному уровню;

• анализ визуального аспекта УЭИ, соответствие современному уровню дизайна;

• качество программной реализации УЭИ;

• эргономика, соответствие УЭИ санитарным, гигиеническим правилам и нормам;

• методические аспекты УЭИ;

•  соответствие УЭИ психолого-педагогическим требованиям;

• шрифт.

Оценку качества УЭИ по каждому из перечисленных критериев эксперты представляют в форме заполненного аттестата экспертной оценки. В качестве примера в Приложении 11 приведена форма такого аттестата по критерию "анализ визуального аспекта УЭИ, соответствие современному уровню дизайна УЭИ". Из нее видно, как конкретизируются требования по данному критерию, какой комплексный характер носит проверка качества. Только в одном приведенном аттестате эксперту необходимо подтвердить или отвергнуть более сотни характеристик качества сертифицируемого программного продукта. Приняв во внимание количество рассматриваемых критериев, можно получить представление о масштабах экспертизы.

В плане сравнения представляет интерес, как проводятся оценка и сертификация учебных материалов ДО за рубежом. В качестве иллюстрации приведем методику, используемую комиссией по контролю качества учебных материалов, которая координируется центром SCIENTER (Италия, Болонья) (http://www.scienter.org).

Для компьютерных учебных материалов рассматриваются три группы критериев:

• методологические (семь критериев);

• содержательные (семь критериев);

• технологические (четыре критерия).

Каждый критерий оценивается экспертами в диапазоне от 0 до 100 баллов. Материал считается приемлемым по той или иной группе требований, если оценка по каждому критерию группы составляет не ниже 50 баллов.

Процедура в целом похожа на используемую ФЭС УЭИ, однако отсутствует столь подробная детализация критериев.

В заключение необходимо отметить следующий момент. В действующих нормативных документах по сертификации ПС УН или присвоению УЭИ рекомендательных грифов конкретные требования, предъявляемые к тестовой базе КОПР, практически отсутствуют. В то же время, согласно уже упоминавшемуся проекту концепции Федеральной системы тестирования, реализуемому под эгидой Минобразования РФ, предполагается, что сертификацией тестовых материалов будет заниматься специализированная служба, а материалы, прошедшие сертификацию, будут накапливаться в соответствующем фонде. Основания для подобной специализации понятны: уж слишком специфичны требования к качеству тестов, и не случайно в гл. 6 нашей книги эти вопросы освещены достаточно подробно.

Приказом Минобразования № 1122 от 17 апреля 2000г. утверждено Временное положение о сертификации качества педагогических тестовых материалов (ПТМ), в котором установлено, что процедура сертификации качества ПТМ должна состоять из двух этапов -экспертизы, включающей оценку качества содержания, правильности форм заданий и статистических характеристик ПТМ, и собственно сертификации. Методические указания по подготовке педагогических тестовых материалов, утвержденные этим же приказом, приведены в Приложении 12.

Остается пока неясным, предполагается ли взаимодействие, например, ФЭС со службой сертификации тестовых материалов, и если да, то какова будет его схема. Во всяком случае, такая ситуация может послужить дополнительным аргументом в пользу того, чтобы тестирующие модули КОПР оформлялись в виде самостоятельных программ.

 

Рис 2. Критерии анализа гипертекстовых изданий, представляемых в ФЭС, по видам экспертизы

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие компьютерной программы;
  2. Законы по защите компьютерной программы;
  3. Кто является автором компьютерной программы;
  4. Виды авторских прав на компьютерную программу;
  5. Как производится передача прав на компьютерную программу;
  6. Содержание лицензионного соглашения;
  7. Содержание правовой охраны на компьютерную программу;
  8. Целесообразность регистрации компьютерной программы;
  9. Содержание заявки на регистрацию компьютерной программы;
  10.  Проблемы патентования компьютерной программы;
  11.  Понятие сертификации компьютерной программы;
  12.  Комплект документов для сертификации компьютерной программы

 

Список литературы:

1.      Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. М.: Проспект, 2007 – 370 с.

2.      Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. М.:ПБОЮЛ, 2004 – 320 с.;

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации / - М.: Инфра., 2007- 120с.

4.      Мужичек С.М. Патентоведение. Конспект лекций. Ставрополь, СГАУ, 2003

5.      Электронный ресурс www.fips.ru


Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права

Лекция 10. Компьютерная обучающая программа как объект авторского права

Если работы по дизайну КОПР и разработке звукового сопровождения выполняют отдельные специалисты, то они также могут считаться соавторами обучающей программы, поскольку обеспечивают "порождаемые ею аудиовизуальные…

Если работы по дизайну КОПР и разработке звукового сопровождения выполняют отдельные специалисты, то они также могут считаться соавторами обучающей программы, поскольку обеспечивают "порождаемые ею аудиовизуальные…

Важно отметить, что пользователь, получающий

Важно отметить, что пользователь, получающий

Форма заявления на официальную регистрацию программы для

Форма заявления на официальную регистрацию программы для

Регистрация КОПР в этих отраслевых фондах бесплатна, а услугами, которые они предоставляют, не стоит пренебрегать

Регистрация КОПР в этих отраслевых фондах бесплатна, а услугами, которые они предоставляют, не стоит пренебрегать

По состоянию на май 2000 г. во всех каталогах

По состоянию на май 2000 г. во всех каталогах

Рис.1. Примеры использования товарных знаков на программные продукты: а) изобразительный товарный знак; б) словесный товарный знак

Рис.1. Примеры использования товарных знаков на программные продукты: а) изобразительный товарный знак; б) словесный товарный знак

Специализированного центра новых информационных технологий (СЦ

Специализированного центра новых информационных технологий (СЦ

ПС УН описанию в эксплуатационной документации, защиты от несанкционированных действий пользователя, минимизации времени на действия пользователя) в соответствии с требованиями группы стандартов качества

ПС УН описанию в эксплуатационной документации, защиты от несанкционированных действий пользователя, минимизации времени на действия пользователя) в соответствии с требованиями группы стандартов качества

На рассмотрение в ФЭС УЭИ авторы и разработчики

На рассмотрение в ФЭС УЭИ авторы и разработчики

CD - ROM , на котором записаны файлы большого объема (например, видеоклипы)

CD - ROM , на котором записаны файлы большого объема (например, видеоклипы)

УЭИ, соответствие современному уровню дизайна

УЭИ, соответствие современному уровню дизайна

Рис 2. Критерии анализа гипертекстовых изданий, представляемых в

Рис 2. Критерии анализа гипертекстовых изданий, представляемых в

Комплект документов для сертификации компьютерной программы

Комплект документов для сертификации компьютерной программы
Скачать файл