Лекция 12. «ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ».
1. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции.
2. Влияние качества на прибыль.
3. Затраты на качество продукции.
1.
Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции
В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конкурентная борьба
между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как
удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в
значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более
требовательны к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция,
направленная на достижение высшего уровня качества и создание надежных
изделий, что и определяет конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность
продукции — это:
1) «способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции»;
2) «совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя». Следовательно, обеспечение уровня качества соответствующего требованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, является одним из важных и обязательных условий конкурентоспособности продукции товаропроизводителя. К предпосылкам, влияющим на повышение интереса к высококачественной продукции можно отнести:
• повышение требований к безопасности продукции для человека и окружающей среды;
• повышение уровня жизни людей в развитых странах, следствием которого является рост их потребности;
• научно-технический прогресс;
• возможность энергетического кризиса.
2. Влияние качества на прибыль
Одним
из главных направлений деятельности организации является экономическое
стимулирование повышения качества продукции.
Система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и
улучшения качества, не может быть эффективной, так как только организационными
мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Ключевой целью
предприятия в условиях рыночной экономики является получение прибыли, поэтому
управленческий состав организации должен четко представлять себе
взаимозависимость «качество — прибыль». Рассмотрим влияние качества на прибыль
изготовителя продукции. Этот процесс может происходить по двум направлениям:
• улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли, при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;
• увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.
В
целом, качественная продукция должна соответствовать следующим требованиям:
• удовлетворять запросы потребителя;
•
соответствовать четко определенным потребностям или назначению;
• является экономически выгодной для производителя;
• соответствовать действующим стандартам и техническим условиям;
• учитывать требования охраны окружающей среды;
• иметь конкурентоспособную цену.
В связи с этим, в отношении потребителя необходимо проводить следующую
политику:
• в вопросах, связанных с достижением прибыли, рекомендуется уделять больше
внимания сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а
значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия.
•
в области деятельности, связанной с затратами, рекомендуется уделять внимание
затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных
затрат, его затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и
ремонтных расходов, а также возможных затрат на утилизацию;
• в области деятельности, связанной с рисками, рекомендуется больше внимания
уделять таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей,
неудовлетворенностью продукцией, а также потерей доверия.
Что касается компании, то в ее отношении необходимы следующие действия:
• в вопросах, связанных с достижением прибыли рекомендуется уделять внимание
снижению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более
полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в области деятельности, связанной с затратами, необходимо уделять внимание
издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных
недостатков, включая некачественный товар, ремонт, замену, повторную обработку,
уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
•
в области деятельности, связанной с рисками, необходимо обратить внимание на
риски, связанные с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета,
потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности.
3. Затраты на качество продукции
Важным экономическим аспектом управления качеством продукции в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в международном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество.
Анализ
и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой
стратегии предприятия в области качества.
Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на качество,
осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации
в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий. Оценивание
затрат на качество — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и
влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.
Основные цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:
•
обнаружение взаимосвязей затрат на качество и
результатов хозяйственной деятельности предприятия;
• определение и оценка размеров необходимых инвестиций в улучшение качества;
• обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих
издержек на ее производство и эксплуатацию;
• нахождение критических областей производственной деятельности, требующих
принятия мер по совершенствованию организации производства.
Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления
в следующих областях:
• создание и производство новых товаров;
• инвестиции в улучшение качества;• развитие производственного процесса;
• совершенствование технологии производства;
• обеспечение интересов поставщиков и потребителей. Современные условия требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая информация может быть внешней и внутренней. Внутренний анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы. В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции. Международные стандарты дают для сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество:
А)
Метод определения потерь вследствие низкого качества. При таком методе основное
внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и
определению материальных и нематериальных потерь. К внешним нематериальным
потерям относится сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности
потребителей. Внутренние нематериальные потери являются результатом снижения
производительности труда из-за переделок, неиспользованных возможностей и т.
п. В целом, материальные потери представляют собою внутренние и внешние
затраты, являющиеся следствием дефектов.
Б). Метод калькуляции затрат на качество. Такой метод касается определения
затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся
результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются
на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О),
дефекты (Д)). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями,
тогда как затраты на дефекты считаются убытками. Составляющими затрат являются:
• профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала и т. п.);
• оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству; Внутренние затраты являются следствием дефектов и возникают до поставки продукции по той причине, что продукция не отвечает требованиям к качеству (повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, брак).
Внешние затраты, являются последствием дефектов. Как правило, это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
В) Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. При таком методе используется понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:
а. Стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех существующих запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б. Стоимость несоответствия — это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.