Лекция 2.
Тема 2. Второй шаг – создание концепции формируемого школьного
музея. Смысл и назначение концепции музея образовательной организации
Слайд 1.
Концепция развития школьного музея определяет ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея образовательной организации, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему педагогов школы, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Слайд 2.
Проектирование музейной деятельности исходит из понятия музея и начинается с разработки проекта научной концепции музея[3].
Для начала заглянем в словарь, который определяет научную концепцию музея как «обобщённое системное изложение общественного назначения (миссии), теоретических основ деятельности, целей, методов, задач музея и путей их реализации. Основывается на всестороннем анализе истории и современного состояния музея, культурно-политических и социальных ситуаций в обществе, на месте музея в системе культуры региона и музейной сети, результатах современных музееведческих и профильных для музея научных исследований и передовой практике музейного дела. Включает основные направления научно-исследовательской, фондовой, экспозиционновыставочной, научно-просветительной и культурно-образовательной деятельности музея, управления музеем и его маркетинговой деятельности, финансового и технического оснащения музея, организации его помещений и персонала. Призвана связать воедино различные направления деятельности музея, подчинить общим задачам работу всех подразделений. Ставит условия для комплексного использования музейного собрания, определяет перспективы развития музея, служит основой для составления концепций, программ и планов деятельности музея по различным направлениям»[4].
Слайд 3.
Рассмотрим другие мнения музееведов. В «Основах музейного дела» говорится, что научная концепция как часть научно-исследовательской работы музея есть «всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея … целей и задач, способов и средств их реализации»[5]. В «Основах музееведения» эта точка зрения принимается и дополняется тем, что концепция «должна включать все функциональные характеристики, соответствующие отдельным направлениям»[6].
Слайд 4.
Соглашаясь с этими авторами, Н.Г. Самарина пишет: «Научная концепция – это теоретическое обоснование целей, задач и основных направлений деятельности музея, которое подразумевает позиционирование музея по отношению к предшествующему опыту его развития, однопрофильным музеям данного региона, а также формирование функциональной модели развития музея»[7].
Слайд 5.
Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации. В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода — новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея, может быть сформулирована и сама концепция комплектования, включающая в себя анализ состава традиционно сложившихся коллекций в соответствии с профилем, определение основных направлений перспективного комплектования и учета потенциала источниковой базы, обеспечение методической базой, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создание информационной системы об объектах и источниках комплектования, создание классификационной схемы всего фонда с целью каталогизации.
В советском музееведении научные концепции музея начались разрабатываться в 1980-1990-е годы. Среди опубликованных следует назвать научные концепции музеев Иван-города, Красноярска, Ноябрьска, Дудинки, Самары. Однако все они носят более теоретический, чем прикладной характер. Например, концепция Самарского областного историко-краеведческого музея состоит из четырех частей. В первой части «История и современные условия музейного развития» – 7 позиций; во второй части «Теория музейной коммуникации как теоретическая база развития музейного дела» – 2 позиции. Только в третьей части рассматривается Концепция развития музея, а в четвертой – механизмы реализации концепции[8]. При этом, рассматривая концепции отдельных направлений музейной деятельности и уделяя внимание информационной системе музейной коммуникации и музейному менеджменту и маркетингу, авторы обошли стороной научнопросветительную работу, экспозиционно-выставочную и научноисследовательскую деятельность.
В качестве методических материалов предложена концепция музея, разработанная в Казани[9]. В ней, кроме введения, три раздела. В первом разделе две главы – «Музей и его деятельность» и «Музей и его социокультурная среда». Основу концепции составляет второй раздел, включающий семь глав: 1 – Стратегия развития, 2 – Менеджмент музея, 3 – Основные направления деятельности, 4 – Музей и посетитель, 5 –
Региональные аспекты деятельности музея, 6 – Музейная коммуникация, 7 – Финансово-экономические аспекты деятельности музея; музейный маркетинг.
В третьем разделе рассматриваются этапы реализации концепции.
В этой концепции музей рассматривается не как социальный институт по сохранению историко-культурного и природного наследия, а преимущественно как учреждение культуры с его управленческими функциями.
Но какова бы ни была направленность той или иной уже разработанной концепции, она может быть полезной при разработке концепции конкретного музея. Разработка концепции – творческий процесс научного коллектива музея, который может опираться на опыт других музеев, но основываться необходимо на конкретных местных условиях социокультурной обстановки. Разработка концепции музея имеет научный характер, отступление от которого ведет к искажению музейной презентации[10].
Слайд 6.
Каковы же этапы работы над концепцией? По мнению Л.М. Шляхтиной, процесс разработки научной концепции имеет три этапа: 1 – подготовка и анализ исходных данных, 2 – разработка «идейного замысла» музея, 3 – составление генерального плана развития музея[11].
Слайд 7.
По мнению Н.Г. Самариной, «такое понимание представляет проектносоциологический подход к музейной деятельности, смещает акцент в сторону коммуникативных функций и музейного менеджмента, что порождает недооценку хранительской и фондовой работы музея»[12]. Она предлагает свой вариант этапов работы над концепцией: 1 – определение профиля, цели и задач деятельности музея, 2 – изучение фондов и источниковой базы, 3 – изучение музееведческой и научно- исследовательской литературы, 4 – создание функциональной модели развития музея, 5 – анализ механизмов реализации концепции (научных, информационных, организационных, экономических)[13]. С этим мнением можно согласиться, хотя первые три этапа можно объединить в один – подготовительный. Добавим только, что эту схему можно применять не только для концепции музея в целом, но и для концепций его форм деятельности.
Слайд 8.
При разработке научной концепции вначале определяется цель написания научной концепции. Для чего, собственно, она нужна? Для создания нового музея? Для перепрофилирования существующего музея? Для переориентации музея в связи с изменившейся социокультурной обстановкой? Для более полного отражения в экспозиции вновь поступивших коллекций? Для внедрения в экспозиционно-выставочную и научно-просветительную работу новых технических средств на электронных носителях?
Определившись с целью, пишем обоснование создания (или перепрофилирования) музея и его профильной и тематической направленности. Здесь важно зафиксировать специфику музея и определить его место в системе задач, стоящих перед ним.
С одной стороны, музей может создаваться как профильный (исторический, литературный, художественный, технический, естественнонаучный, музыкальный, а также комплексный). С другой стороны, музей может иметь конкретную направленность в своей деятельности и выступать как музей-выставка, музей-мастерская (студия), музей-клуб (театр), музей – адаптационный центр, музей – центр досуга, музей – научный кабинет и т.д.
После этапа создания концепции музея в целом и форм его деятельности в отдельности, приступаем к разработке проектов, необходимых для реализации концепций.
Для создания экспозиции и выставок на основе научной концепции подготавливаются художественные проекты, затем сценарии, на основе которых создаются расширенная тематическая структура и тематикоэкспозиционные планы.
Для организации научно-просветительной работы пишутся методические разработки экскурсий и музейных мероприятий, сценарии музейных праздников.
Для организации научно-исследовательской работы определяется направленность профильных и социологических исследований, разрабатываются программы научных экспедиций.
Для организации редакционно-издательской деятельности определяется форма изданий трудов музея и направленность информационной продукции.
Разрабатывая концепцию музея, его проект, следует помнить, что само по себе проектирование имеет не только научный характер, но и является своеобразным искусством[14] Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Варианты концепций музея
1. Концепция развития Всероссийского музея декоративно-
прикладного и народного искусства
2. Концепция «Музей - развивающая образовательная среда» ГБОУ Школа 1448 г. Москвы
3. Концепция развития Музея истории Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)
4. Концепция развития Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
5. Разработка концепций для музеев и социокультурных пространств Слайд 12.
[1] Концепция – от лат. conceptio, система, понимание.
[2] О проектировании см.: Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи мира. М., 1991.
[3] О научных концепциях музея см.: Научная концепция Ивангородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. М., 1990; Концепция развития Таймырского окружного музея. М.; Дудинка, 1993; Концепция развития Красноярского культурно-исторического центра / Авт. коллектив. Красноярск, 1993; Хитарова Э.И. Концепция «Музей» в прикладной культурологии // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. трудов / Ассоциация музеев России. СПб., 1996 и др.;
[4] Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010. С. 79-80.
[5] Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005. С. 70.
[6] Основы музееведения / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2005. С. 31.
[7] Самарина Н.Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Всероссийской научно-практической конференции МГУКИ / Науч. ред. Н.Г. Самарина; Сост. Н.И. Решетников, И.Б. Хмельницкая. М., 2005. С. 8.
[8] Музей и коммуникация: концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина / Под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина. Самара, 1998.
[9] Проектирование деятельности музея: методические материалы по разработке концепций и программ / Автор-сост. Е.И. Карташёва. Казань, 2005. [10] Об этом более подробно см.: Решетников Н.И. Музей и проблемы проектирования его деятельности (или как изменяется восприятие искусства Рубенса, Родена и Леонардо да Винчи // Музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти: сб. науч. статей, докладов и тезисов XI Международных музейных чтений «Современные проблемы музееведения» (14-16 мая 2013 г., Орёл). Вып. 5 / Гл. ред. Н.А. Паршиков; Орловский гос. инт искусств и культуры. Орёл: ООО «Горизонт», 2014.
[11] Шляхтина Л.М. Указ. соч. С. 70-71.
[12] Самарина Н.Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Научно-практической конференции МГУКИ. М.: МГУКИ, 2005. С. 11.
[13] Там же. С. 11-13.
[14] Об этом более подробно см.: Решетников Н.И. Музей и искусство проектирования его деятельности // Музей без барьеров: сб. науч. трудов кафедры музееведения / Сост. М.В. Короткова. М. Изд-во ИКАР, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.