ЛЕКЦИЯ 2. «Особенности стандартизации программного обеспечения»
1. Характеристики качества программного обеспечения
2. Характеристики свойств ПО
1 Характеристики качества программного обеспечения
Рекомендовано шесть характеристик качества ПО представляют основу для оценки и сертификации программ различных классов.
1. установления метрик
2. важности каждой характеристики,
3. уровней ранжирования,
4. критериев оценки
5. разработки моделей оценивания применительно к конкретным условиям применения ПО в определённой организации.
6. возможность применения
Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса ПО, а также от различных точек зрения на их важность со стороны пользователя, разработчика и руководителя. В соответствии с этим разработчиками могут использоваться различные метрики для одних и тех же характеристик ПО, потому что одни и те же метрики не применимы для всех фаз ЖЦ ПО. Так, если пользователя интересует только качество конечной продукции, то разработчики заинтересованы и в качестве промежуточных результатов на всех фазах ЖЦ, так как без этого конечный результат может быть не оптимальным или вовсе не отвечать заданным требованиям. Руководители более заинтересованы в общем качестве ПО, чем в конкретных характеристиках, и поэтому для них важнее вопросы сопоставления повышения качества с критериями управляемости, такими как плановая задержка или перерасход стоимости, так как для них основная задача состоит в оптимизации качества в пределах ограниченной стоимости, трудовых ресурсов и установленного времени [9].
Для шести вышеназванных характеристик качества ПО используют
несколько достаточно апробированных метрик, но стандартами предусмат-
ривается возможность разработки организациями дополнительной
номенклатуры характеристик и показателей, своих собственных моделей
процесса оценивания и методов формирования метрик, связанных с этими
характеристиками. Это делается для более широкого охвата различных
областей применения ПО с определённой спецификой решаемых задач.
Считается общепринятым, что наиболее объективным путём опреде-
ления важности характеристик является путь проведения экспертных оце-
нок на предмет выявления свойств, определяющих качество ПО конкрет-
ного применения, включая и те, которые не вошли в шесть обязательных
характеристик [9], и упорядочение их по предпочтительности. Руководствуясь этим, в интересах оценки и сертификации ИС специального назначения одним из авторов при выполнении соответствующей НИР был проведен опрос, в основу которого была положена анкета с включённой в неё совокупностью характеристик (свойств), полученной в результате анализа требований к ПО данной ИС. Объективность опроса достигалась участием в нём 35 ведущих специалистов из 10 организаций заказчиков и разработчиков ИС, а также проверкой согласованности ответов экспертов и исключением крайне противоположных оценок. Результаты обработки такой информации с
учётом некоторой корректировки названий свойств, в соответствии с
рекомендациями [9] приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Характеристики свойств ПО
Наименование свойств Коэффициент
важности
Ранг свойства
Функциональные возможности
Надёжность
Сопровождаемость
Эффективность
Мобильность
Практичность
Коэфициент важности
0,35
0,25
0,20
0,15
0,03
0,02
Ранг
1
2
3
4
5
6
С учётом полученных данных применительно к рассмотренному
классу ПО можно выделить:
а) основные свойства – функциональные возможности, надёжность,
сопровождаемость, эффективность;
б) дополнительные свойства – мобильность, практичность.
Большинство из приведенных свойств присуще ПО и других
классов. Однако степень их важности будет отличаться, и не исключено
выявление новых свойств. Так, для ИС назначения наиболее
важным свойством может быть надёжность, для систем управления
технологическими процессами – эффективность, а для ПО универсальных
ИС широкого применения – мобильность и функциональные возможности.
Следует отметить, что цель проведения таких экспертных оценок
состоит не столько в обеспечении «свёртки» комплексных показателей
качества в обобщённый, сколько в выделении основных и дополнительных
свойств и их показателей, в возможном дополнении их новыми, что
допускается требованиями ГОСТов, ОСТов и других регламентирующих
документов.
2 Характеристики свойств ПО
Для таких сложных систем, как ПО ИС, нет возможности описать
все свойства количественными показателями. Поэтому при разработке,
испытаниях, сертификации и эксплуатации ПО приходится использовать
две группы показателей качества (ПК):
1) объективные (количественные) ПК, характеризуемые реально
измеряемыми физическими величинами;
2) субъективные (качественные) ПК, характеризуемые, как правило,
фактом практического наличия или отсутствия того или иного свойства у
ПО и оцениваемые соответственно 1 или 0.
Использование качественных показателей хотя и вносит элемент
субъективизма в оценку ПО, но позволяет с определённой достоверностью,
зависящей от опыта и квалификации разработчика, заказчика или
пользователя, учесть степень влияния таких свойств на качество всей ИС.
Степень субъективизма может быть значительно снижена при использовании метода групповых экспертных оценок. Поскольку стандартом [9] определено, что предложенные в нём характеристики – не истина в последней инстанции, а только образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПО, допустимо расширять состав соответствующих свойств и номенклатуры показателей их оценки, устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими показателями, для охвата различных областей применения и стадий ЖЦ. С учётом этого в качестве примера совокупности показателей качества ПО для одной из ИС может служить следующая совокупность:
1) количественные ПК:
а) функциональные ПК решения задач, определяемые назначением
ИС, – среднее время решения задачи, пропускная способность, время
ответа и другие;
б) среднее время наработки на программный отказ;
в) среднее время восстановления после программного отказа;
г) коэффициент загрузки оперативной памяти;
д) коэффициент загрузки производительности;
е) ёмкость программ;
ж) время изменения логической структуры базы данных и выходных
форм;
2) качественные ПК:
а) информативность текстов;
б) соответствие программной документации требованиям
стандартов;
в) защищённость от НСД;
г) степень «дружественности» пользовательского интерфейса и ряд
других.
Модель процесса оценивания качества и сертификации ПО должна
отражать основные этапы, требуемые для оценивания по характеристикам,
рекомендуемым стандартом [9], в соответствии с которым процесс состоит
из трёх стадий:
1) установление (определение) требований к качеству,
2) подготовка к оцениванию,
3) процедура оценивания.
Требования должны формулироваться в установленных ГОСТом
терминах характеристик качества и комплексных показателей.
Подготовка к оцениванию включает в себя:
а) выбор метрик (показателей), сводящийся к установлению
количественного масштаба и метода для определения значения того или
иного признака свойств ПО;
б) определение уровней ранжирования, представляющее собой
разделение всей шкалы выбранных метрик на диапазоны, соответствующие различным степеням удовлетворения требований по конкретным показателям;
в) определение критериев оценки, позволяющих подытоживать
результаты оценивания различных характеристик с помощью специальных
таблиц решений, среднего взвешивания или других приёмов, для
получения вывода о приемлемости результатов оценки отдельных
признаков свойств и качества ПО в целом, о приёмке или отбраковке
программной продукции.
Процедура оценивания включает:
а) измерение, результатом которого является получение измеренного
признака свойств в масштабе выбранной метрики;
б) ранжирование, устанавливающее отнесение измеренного признака
к тому или иному уровню;
в) оценка, являющаяся последним этапом процесса оценивания ПО,
на котором обобщается множество установленных уровней и результатом
которого является заключение о качестве ПО, по которому после сравнения с другими факторами, такими как время и стоимость, принимается решение о выпуске (или невыпуске) программной продукции и её сертификации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.