ЛЕКЦИЯ 2. «Особенности стандартизации программного обеспечения»

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 94. ЛЕКЦИЯ 2. «Особенности стандартизации программного обеспечения».doc

ЛЕКЦИЯ 2. «Особенности стандартизации программного обеспечения»

1.     Характеристики качества программного обеспечения

2.     Характеристики свойств ПО

 

1        Характеристики качества программного обеспечения

 

Рекомендовано шесть характеристик качества ПО представляют основу для оценки и сертификации программ различных классов.

1.     установления метрик

2.      важности каждой характеристики,

3.      уровней ранжирования,

4.     критериев оценки

5.      разработки моделей оценивания применительно к конкретным условиям применения ПО в определённой организации.

6.     возможность применения

Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса ПО, а также от различных точек зрения на их важность со стороны пользователя, разработчика и руководителя. В соответствии с этим разработчиками могут использоваться различные метрики для одних и тех же характеристик ПО, потому что одни и те же метрики не применимы для всех фаз ЖЦ ПО. Так, если пользователя интересует только качество конечной продукции, то разработчики заинтересованы и в качестве промежуточных результатов на всех фазах ЖЦ, так как без этого конечный результат может быть не оптимальным или вовсе не отвечать заданным требованиям. Руководители более заинтересованы в общем качестве ПО, чем в конкретных характеристиках, и поэтому для них важнее вопросы сопоставления повышения качества с критериями управляемости, такими как плановая задержка или перерасход стоимости, так как для них основная задача состоит в оптимизации качества в пределах ограниченной стоимости, трудовых ресурсов и установленного времени [9].

Для шести вышеназванных характеристик качества ПО используют

несколько достаточно апробированных метрик, но стандартами предусмат-

ривается возможность разработки организациями дополнительной

номенклатуры характеристик и показателей, своих собственных моделей

процесса оценивания и методов формирования метрик, связанных с этими

характеристиками. Это делается для более широкого охвата различных

областей применения ПО с определённой спецификой решаемых задач.

Считается общепринятым, что наиболее объективным путём опреде-

ления важности характеристик является путь проведения экспертных оце-

нок на предмет выявления свойств, определяющих качество ПО конкрет-

ного применения, включая и те, которые не вошли в шесть обязательных

характеристик [9], и упорядочение их по предпочтительности. Руководствуясь этим, в интересах оценки и сертификации ИС специального назначения одним из авторов при выполнении соответствующей НИР был проведен опрос, в основу которого была положена анкета с включённой в неё совокупностью характеристик (свойств), полученной в результате анализа требований к ПО данной ИС. Объективность опроса достигалась участием в нём 35 ведущих специалистов из 10 организаций заказчиков и разработчиков ИС, а также проверкой согласованности ответов экспертов и исключением крайне противоположных оценок. Результаты обработки такой информации с

учётом некоторой корректировки названий свойств, в соответствии с

рекомендациями [9] приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Характеристики свойств ПО

Наименование свойств Коэффициент

важности

Ранг свойства

Функциональные возможности

Надёжность

Сопровождаемость

Эффективность

Мобильность

Практичность

Коэфициент важности

0,35

0,25

0,20

0,15

0,03

0,02

Ранг

1

2

3

4

5

6

С учётом полученных данных применительно к рассмотренному

классу ПО можно выделить:

а) основные свойства – функциональные возможности, надёжность,

сопровождаемость, эффективность;

б) дополнительные свойства – мобильность, практичность.

Большинство из приведенных свойств присуще ПО и других

классов. Однако степень их важности будет отличаться, и не исключено

выявление новых свойств. Так, для ИС назначения наиболее

важным свойством может быть надёжность, для систем управления

технологическими процессами – эффективность, а для ПО универсальных

ИС широкого применения – мобильность и функциональные возможности.

Следует отметить, что цель проведения таких экспертных оценок

состоит не столько в обеспечении «свёртки» комплексных показателей

качества в обобщённый, сколько в выделении основных и дополнительных

свойств и их показателей, в возможном дополнении их новыми, что

допускается требованиями ГОСТов, ОСТов и других регламентирующих

документов.

 

2        Характеристики свойств ПО

 

Для таких сложных систем, как ПО ИС, нет возможности описать

все свойства количественными показателями. Поэтому при разработке,

испытаниях, сертификации и эксплуатации ПО приходится использовать

две группы показателей качества (ПК):

1) объективные (количественные) ПК, характеризуемые реально

измеряемыми физическими величинами;

2) субъективные (качественные) ПК, характеризуемые, как правило,

фактом практического наличия или отсутствия того или иного свойства у

ПО и оцениваемые соответственно 1 или 0.

Использование качественных показателей хотя и вносит элемент

субъективизма в оценку ПО, но позволяет с определённой достоверностью,

зависящей от опыта и квалификации разработчика, заказчика или

пользователя, учесть степень влияния таких свойств на качество всей ИС.

Степень субъективизма может быть значительно снижена при использовании метода групповых экспертных оценок. Поскольку стандартом [9] определено, что предложенные в нём характеристики – не истина в последней инстанции, а только образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПО, допустимо расширять состав соответствующих свойств и номенклатуры показателей их оценки, устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими показателями, для охвата различных областей применения и стадий ЖЦ. С учётом этого в качестве примера совокупности показателей качества ПО для одной из ИС может служить следующая совокупность:

1) количественные ПК:

а) функциональные ПК решения задач, определяемые назначением

ИС, – среднее время решения задачи, пропускная способность, время

ответа и другие;

б) среднее время наработки на программный отказ;

в) среднее время восстановления после программного отказа;

г) коэффициент загрузки оперативной памяти;

д) коэффициент загрузки производительности;

е) ёмкость программ;

ж) время изменения логической структуры базы данных и выходных

форм;

2) качественные ПК:

а) информативность текстов;

б) соответствие программной документации требованиям

стандартов;

в) защищённость от НСД;

г) степень «дружественности» пользовательского интерфейса и ряд

других.

Модель процесса оценивания качества и сертификации ПО должна

отражать основные этапы, требуемые для оценивания по характеристикам,

рекомендуемым стандартом [9], в соответствии с которым процесс состоит

из трёх стадий:

1) установление (определение) требований к качеству,

2) подготовка к оцениванию,

3) процедура оценивания.

Требования должны формулироваться в установленных ГОСТом

терминах характеристик качества и комплексных показателей.

Подготовка к оцениванию включает в себя:

а) выбор метрик (показателей), сводящийся к установлению

количественного масштаба и метода для определения значения того или

иного признака свойств ПО;

б) определение уровней ранжирования, представляющее собой

разделение всей шкалы выбранных метрик на диапазоны, соответствующие различным степеням удовлетворения требований по конкретным показателям;

в) определение критериев оценки, позволяющих подытоживать

результаты оценивания различных характеристик с помощью специальных

таблиц решений, среднего взвешивания или других приёмов, для

получения вывода о приемлемости результатов оценки отдельных

признаков свойств и качества ПО в целом, о приёмке или отбраковке

программной продукции.

Процедура оценивания включает:

а) измерение, результатом которого является получение измеренного

признака свойств в масштабе выбранной метрики;

б) ранжирование, устанавливающее отнесение измеренного признака

к тому или иному уровню;

в) оценка, являющаяся последним этапом процесса оценивания ПО,

на котором обобщается множество установленных уровней и результатом

которого является заключение о качестве ПО, по которому после сравнения с другими факторами, такими как время и стоимость, принимается решение о выпуске (или невыпуске) программной продукции и её сертификации.