1
ТЕМА 1. Документационное обеспечение управления.
Лекция 2.
Задачи ДОУ.
Организация службы ДОУ на предприятии.
2
Понятие документа
Документ (от лат. documentum - «образец, свидетельство, доказательство») – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.
Документ – зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007
3
Документирование
Документирование – это регламентированный процесс записи информации на носителе, обеспечивающий ее юридическую силу.
Носитель – это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе, в преобразованном виде.
Средства документирования:
простые орудия (ручки, карандаши);
механические и электромеханические (пишущие машинки, магнитофоны, диктофоны, фото-, кино- и видеотехника);
средства автоматизации (компьютерная техника с соответствующим ПО).
4
Характеристики документа
Аутентичность.
Документ является аутентичным, если он был создан или отправлен лицом, уполномоченным на это, в то время, которое обозначено в документе.
Достоверность.
Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемой деятельности или фактов и которому можно доверять в последующей деятельности.
Целостность.
Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью.
Пригодность для использования.
Пригодным для использования является документ, который можно локализовать, найти, воспроизвести и интерпретировать.
5
Функции документа
Общие функции документа:
информационная;
социальная;
коммуникативная;
культурная.
Специальные функции документа:
управленческая;
правовая;
историческая.
6
Классификация документов
по типу носителя – электронные, бумажные;
по структуре – формализованные, неформализованные;
по сфере деятельности – научные, конструкторские, технические, управленческие, производственные;
по назначению – организационные, распорядительные, учетные, справочные и др.;
по типу содержания – текстовые, графические, мультимедийные и др.;
по направлению передачи – входящие, исходящие, внутренние.
7
Системы документации
Система документации – совокупность всех документов, взаимосвязанных по признакам:
происхождения,
назначения,
вида,
сферы деятельности,
единых требований к их оформлению.
Системы документации предназначены для документирования той или иной управленческой функции.
8
Системы управленческой документации
организационно-правовая документация;
плановая;
распорядительная;
отчетная;
документация по обеспечению кадрами;
финансовая документация;
документация по материально-техническому обеспечению;
договорная документация;
документация, отражающая основную деятельность организации или предприятия.
9
Унифицированная система документации
Унифицированная система документации (УСД) – это совокупность взаимосвязанных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.
Цели создания УСД:
Обеспечение экономической эффективности и гарантированного уровня качества информации на всех этапах обработки документов.
Совершенствование и уменьшение разнообразия содержания и форм документов.
10
Международная деятельность в области стандартизации документов
ТК 46 «Документация»
ТК 97 «Вычислительные машины и обработка информации»;
ТК 154 «Документы и элементы информации в управлении, торговле и промышленности»
В 2007 г. стартовал проект «Система менеджмента документов» (120 специалистов из 40 стран).
Цель – «Предложить организациям стратегический подход к использованию информационных ресурсов в качестве деловых и коммерческих активов и хранилищ знаний».
11
Требования к УСД
Документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС;
УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;
УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации;
УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;
все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.
12
Направления унификации
Унификация структуры | Унификация содержания | Унификация оформления |
наличие трех частей документа; | использование стандартизованной профессиональной лексики; | эргономические характеристики документов; |
14
Класс УСД | Код ОКУД |
Организационно-распорядительная документация | 0200000 |
Первичная учетная документация | 0300000 |
Расчетно-денежная документация | 0400000 |
Финансовая, первичная, отчетная бухгалтерская документация бюджетных учреждений и организаций | 0500000 |
Отчетно-статистическая документация | 0600000 |
Документация по ценообразованию | 0700000 |
Документация по материально-техническому снабжению | 0800000 |
Документация по торговле | 0900000 |
Документация по внешней торговле | 1000000 |
Проектная документация по капитальному строительству | 1100000 |
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) | 1200000 |
Единая система технологической документации (ЕСТД) | 1300000 |
Единая система технической подготовки производства (ЕСТПП) | 1400000 |
Документация по социальному обеспечению | 1500000 |
Документация по изобретениям и открытиям | 1600000 |
15
Унифицированная система организационно-распорядительной документации
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и др.
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477
17
Классы организационно-распорядительных документов
Организационные документы – комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия.
К распорядительной относится документация, в которой фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности объекта управления.
Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные управленческие решения.
18
Виды распорядительных документов с точки зрения принятия решений
Документы, издаваемые коллегиально | Документы, издаваемые единолично | |
Типы документов | Постановления, решения | Приказ, распоряжение |
Уровень принятия решений | Федеральное правительство, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления АО | Федеральные министерства, администрации субъектов РФ, руководители предприятий |
Преимущества | Повышается согласованность принимаемых решений | Обеспечивается оперативность, повышается ответственность |
19
Структура ОРД
Формализованный документ | Неформализованный документ | |
Особенности | типовой состав и расположение реквизитов; | малое количество типовых реквизитов; |
Виды | Все документы, закрепленные в УСД | Обзоры, отчеты, рефераты |
20
Состав реквизитов ОРД
01 | Государственный герб РФ |
02 | Герб субъекта РФ |
03 | Эмблема организации или товарный знак |
04 | Код организации |
05 | Основной государственный регистрационный номер юр. лица (ОГРН) |
06 | ИНН/КПП |
07 | Код формы документа |
08 | Наименование организации |
09 | Справочные данные об организации |
10 | Наименование вида документа |
11 | Дата документа |
12 | Регистрационный номер документа |
13 | Ссылка на регистрационный номер и дату документа |
14 | Место составления или издания документа |
15 | Адресат |
21
Состав реквизитов ОРД
16 | Гриф утверждения документа |
17 | Резолюция |
18 | Заголовок к тексту |
19 | Отметка о контроле |
20 | Текст документа |
21 | Отметка о наличии приложения |
22 | Подпись |
23 | Гриф согласования документа |
24 | Визы согласования документа |
25 | Оттиск печати |
26 | Отметка о заверении копии |
27 | Отметка об исполнителе |
28 | Отметка об исполнении документа и направлении его в дело |
29 | Отметка о поступлении документа в организацию |
30 | Идентификатор электронной копии документа |
23
Задачи службы ДОУ
Документирование принимаемых управленческих решений
Получение, сортировка и распределение потоков внешней и внутренней информации руководителям и исполнителям подразделений в соответствии с их полномочиями
Контроль исполнения документов, анализ качества и сроков исполнения
Организация хранения, поиска и выдачи документов.
24
Объем документооборота в год | Организационные формы службы ДОУ | Тип предприятия, организации |
< 10 000 документов | Секретарь руководителя | Малые предприятия, небольшие коммерческие фирмы |
10 000 – 25 000 документов | Отдел делопроизводства | Предприятия и организации среднего размера |
25 000 – 100 000 | Общий отдел | Министерства, крупные предприятия и организации |
> 100 000 документов | Управление делами | Администрация Президента РФ, РБ, Правительство РФ, РБ |
4 класс
3 класс
2 класс
1 класс
25
Перечень структурных подразделений службы ДОУ
Подразделение по рационализации делопроизводства системы управления предприятием
Подразделение по приему и отправке корреспонденции
Подразделение по контролю исполнения
Архив
Машинное бюро с корректорской группой
26
Должностной состав службы ДОУ
Руководители | Специалисты | Вспомогательно-технические работники |
Зав. службой ДОУ | Документовед | Экспедитор |
27
Нормативные документы для определения численности работников, исчисления затрат времени на выполнение конкретных заданий и определения объемов работ
Межотраслевые нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления.
Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.