Лекция 2. Задачи ДОУ. Организация службы ДОУ на предприятии

  • ppt
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 263452 (1).ppt

1

ТЕМА 1. Документационное обеспечение управления.

Лекция 2.
Задачи ДОУ.
Организация службы ДОУ на предприятии.

2

Понятие документа

Документ (от лат. documentum - «образец, свидетельство, доказательство») – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.
Документ – зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007
«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

3

Документирование

Документирование – это регламентированный процесс записи информации на носителе, обеспечивающий ее юридическую силу.
Носитель – это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе, в преобразованном виде.
Средства документирования:
простые орудия (ручки, карандаши);
механические и электромеханические (пишущие машинки, магнитофоны, диктофоны, фото-, кино- и видеотехника);
средства автоматизации (компьютерная техника с соответствующим ПО).

4

Характеристики документа

Аутентичность.
Документ является аутентичным, если он был создан или отправлен лицом, уполномоченным на это, в то время, которое обозначено в документе.
Достоверность.
Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемой деятельности или фактов и которому можно доверять в последующей деятельности.
Целостность.
Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью.
Пригодность для использования.
Пригодным для использования является документ, который можно локализовать, найти, воспроизвести и интерпретировать.

5

Функции документа

Общие функции документа:
информационная;
социальная;
коммуникативная;
культурная.
Специальные функции документа:
управленческая;
правовая;
историческая.

6

Классификация документов

по типу носителя – электронные, бумажные;
по структуре – формализованные, неформализованные;
по сфере деятельности – научные, конструкторские, технические, управленческие, производственные;
по назначению – организационные, распорядительные, учетные, справочные и др.;
по типу содержания – текстовые, графические, мультимедийные и др.;
по направлению передачи – входящие, исходящие, внутренние.

7

Системы документации

Система документации – совокупность всех документов, взаимосвязанных по признакам:
происхождения,
назначения,
вида,
сферы деятельности,
единых требований к их оформлению.
Системы документации предназначены для документирования той или иной управленческой функции.

8

Системы управленческой документации

организационно-правовая документация;
плановая;
распорядительная;
отчетная;
документация по обеспечению кадрами;
финансовая документация;
документация по материально-техническому обеспечению;
договорная документация;
документация, отражающая основную деятельность организации или предприятия.

9

Унифицированная система документации

Унифицированная система документации (УСД) – это совокупность взаимосвязанных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.
Цели создания УСД:
Обеспечение экономической эффективности и гарантированного уровня качества информации на всех этапах обработки документов.
Совершенствование и уменьшение разнообразия содержания и форм документов.

10

Международная деятельность в области стандартизации документов

ТК 46 «Документация»
ТК 97 «Вычислительные машины и обработка информации»;
ТК 154 «Документы и элементы информации в управлении, торговле и промышленности»
В 2007 г. стартовал проект «Система менеджмента документов» (120 специалистов из 40 стран).
Цель – «Предложить организациям стратегический подход к использованию информационных ресурсов в качестве деловых и коммерческих активов и хранилищ знаний».

11

Требования к УСД

Документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС;
УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;
УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации;
УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;
все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.

12

Направления унификации

Унификация структуры

Унификация содержания

Унификация оформления

наличие трех частей документа;
общий состав реквизитов заголовочной и оформляющей частей;
стандартные размеры носителя и полей документа;
расположение реквизитов документа.

использование стандартизованной профессиональной лексики;
соблюдение требований деловой стилистики;
соблюдение требований к идентификации документов и обеспечению их юридической силы.

эргономические характеристики документов;
информативность форм представления данных;
единообразие оформления однотипных документов.

13

Структура унифицированного документа

14

Класс УСД

Код ОКУД

Организационно-распорядительная документация

0200000

Первичная учетная документация

0300000

Расчетно-денежная документация

0400000

Финансовая, первичная, отчетная бухгалтерская документация бюджетных учреждений и организаций

0500000

Отчетно-статистическая документация

0600000

Документация по ценообразованию

0700000

Документация по материально-техническому снабжению

0800000

Документация по торговле

0900000

Документация по внешней торговле

1000000

Проектная документация по капитальному строительству

1100000

Единая система конструкторской документации (ЕСКД)

1200000

Единая система технологической документации (ЕСТД)

1300000

Единая система технической подготовки производства (ЕСТПП)

1400000

Документация по социальному обеспечению

1500000

Документация по изобретениям и открытиям

1600000

15

Унифицированная система организационно-распорядительной документации

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и др.
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477

16

Типовые организационно-распорядительные документы

17

Классы организационно-распорядительных документов

Организационные документы – комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия.
К распорядительной относится документация, в которой фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности объекта управления.
Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные управленческие решения.

18

Виды распорядительных документов с точки зрения принятия решений

Документы, издаваемые коллегиально

Документы, издаваемые единолично

Типы документов

Постановления, решения

Приказ, распоряжение

Уровень принятия решений

Федеральное правительство, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления АО

Федеральные министерства, администрации субъектов РФ, руководители предприятий

Преимущества

Повышается согласованность принимаемых решений

Обеспечивается оперативность, повышается ответственность

19

Структура ОРД

Формализованный документ

Неформализованный документ

Особенности

типовой состав и расположение реквизитов;
стандартное оформление реквизитов;
использование бумаги стандартных размеров

малое количество типовых реквизитов;
многостраничные документы;
наличие текстовой, табличной, графической информации.

Виды

Все документы, закрепленные в УСД

Обзоры, отчеты, рефераты

20

Состав реквизитов ОРД

01

Государственный герб РФ

02

Герб субъекта РФ

03

Эмблема организации или товарный знак

04

Код организации

05

Основной государственный регистрационный номер юр. лица (ОГРН)

06

ИНН/КПП

07

Код формы документа

08

Наименование организации

09

Справочные данные об организации

10

Наименование вида документа

11

Дата документа

12

Регистрационный номер документа

13

Ссылка на регистрационный номер и дату документа

14

Место составления или издания документа

15

Адресат

21

Состав реквизитов ОРД

16

Гриф утверждения документа

17

Резолюция

18

Заголовок к тексту

19

Отметка о контроле

20

Текст документа

21

Отметка о наличии приложения

22

Подпись

23

Гриф согласования документа

24

Визы согласования документа

25

Оттиск печати

26

Отметка о заверении копии

27

Отметка об исполнителе

28

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело

29

Отметка о поступлении документа в организацию

30

Идентификатор электронной копии документа

22

Заголовочная часть

Содержательная часть

Оформляющая часть

23

Задачи службы ДОУ

Документирование принимаемых управленческих решений
Получение, сортировка и распределение потоков внешней и внутренней информации руководителям и исполнителям подразделений в соответствии с их полномочиями
Контроль исполнения документов, анализ качества и сроков исполнения
Организация хранения, поиска и выдачи документов.

24

Объем документооборота в год

Организационные формы службы ДОУ

Тип предприятия, организации

< 10 000 документов

Секретарь руководителя

Малые предприятия, небольшие коммерческие фирмы

10 000 – 25 000 документов

Отдел делопроизводства

Предприятия и организации среднего размера

25 000 – 100 000
документов

Общий отдел

Министерства, крупные предприятия и организации

> 100 000 документов

Управление делами

Администрация Президента РФ, РБ, Правительство РФ, РБ

4 класс

3 класс

2 класс

1 класс

25

Перечень структурных подразделений службы ДОУ

Подразделение по рационализации делопроизводства системы управления предприятием
Подразделение по приему и отправке корреспонденции
Подразделение по контролю исполнения
Архив
Машинное бюро с корректорской группой

26

Должностной состав службы ДОУ

Руководители

Специалисты

Вспомогательно-технические работники

Зав. службой ДОУ
Зав. протокольным сектором
Начальник секретариата
Зав. архивом

Документовед
Помощник руководителя
Архивист
Референт
Редактор
Инспектор
Корректор
Секретарь

Экспедитор
Делопроизводитель
Машинистка
Стенографистка
Курьер
Оператор оргтехники

27

Нормативные документы для определения численности работников, исчисления затрат времени на выполнение конкретных заданий и определения объемов работ

Межотраслевые нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления.
Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления.

Посмотрите также