Лекция 7 Цели, принципы, виды сертификации в РФ
1. Цели и принципы сертификации
2. Система сертификации и ее виды.
3. Функции и обязанности участников сертификации
В соответствии с положениями Закона «О техническом регулировании» подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:
Сертификация в России осуществляется на следующих принципах:
Принцип добровольности основывается на том положении, что сертификация осуществляется только по инициативе заявителя и при наличии письменной заявки, если иное не предусмотрено законодательными актами.
К сертификации в РФ допускаются все организации, подавшие заявку на сертификацию и признающие установленные принципы, требования и правила. Кроме этого, исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации, будь то цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и др.
Объективность оценок обеспечивается, во-первых, независимостью органа по сертификации и привлекаемых им экспертов от заявителей или других организаций, заинтересованных в результатах оценки и сертификации; во-вторых, полнотой состава комиссии экспертов; в-третьих, компетентностью проводящих сертификацию экспертов, аттестованных в установленном порядке.
Для обеспечения воспроизводимости результатов оценок применяются правила и процедуры проверки, основанные на единых требованиях, оценка проводится на основе фактических данных, результаты оценки документально фиксируются и хранятся.
Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, могут быть различными в зависимости от особенностей объекта сертификации, что, в свою очередь, определяет выбор метода проведения испытаний и т. д. Другими словами, оценка соответствия производится по той или иной системе сертификации. В соответствии с международными нормами ИСО/МЭК это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.
2 Система сертификации и ее виды.
Система сертификации располагает своими правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. В Правилах по проведению сертификации в России, утвержденных Госстандартом в 1994 г., дано такое определение: «Система сертификации — совокупность участников сертификации, проводящих сертификацию согласно правилам, установленным в этой системе». Следовательно, проведение сертификации возможно исключительно в рамках системы сертификации, которая обязана быть признана всеми участниками и зарегистрирована в установленном порядке. В Российской Федерации регистрацию системы сертификации осуществляет Ростехрегулирование, являющееся национальным органом по сертификации. В его задачу входят проверка соответствия правил самостоятельных систем сертификации российскому законодательству и нормативным документам и ведение реестра зарегистрированных систем. К участникам сертификации относятся, как было сказано выше, государственные органы, организации, являющиеся создателями системы сертификации, также испытательные лаборатории, центральный орган системы сертификации, производители продукции (исполнители услуг), научно-методические центры и др. Большие системы сертификации, охватывающие разнородную номенклатуру продукции (услуг), состоят из нескольких малых систем — систем сертификации однородной продукции. Последние создаются при необходимости конкретизации единых правил применительно к какой-либо совокупности видов продукции, обладающей едиными признаками. Каждая система сертификации устанавливает свой знак соответствия. Как сами системы, так и их знаки регистрируются Ростехрегулированием.
2.1 Система обязательной сертификации ГОСТ Ρ
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечалось выше, продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации:
• потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;
• торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;
• изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;
• таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;
• сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;
• контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;
• и, наконец, технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.
На основании Закона "О защите прав потребителей" Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой
промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.
В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.
Первой российской системой обязательной сертификации стала Система ГОСТ Р. Система сертификации ГОСТ Ρ — самая крупная в России, она охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" и другими законодательными актами, касающимся отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
На базе правил и принципов системы ГОСТ Ρ сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Ρ открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе в органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Ρ на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом "О сертификации продукции и услуг".
Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Ρ является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.
Госстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сертификатах; аккредитованных органах и испытательных лабораториях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Ρ русский. Но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.
Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.
Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Ρ слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности географии их расположения не могут обеспечить полностью потребности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления декларации изготовителя (аналогично модулю А в практике ЕС, см. гл. 21).
Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера.
И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией.
Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.
2.2 Системы добровольной сертификации
Система СовАсК, разработанная в 1992 г., зарегистрированная и введенная в действие с 1993 г.,— одна из первых в России систем добровольной сертификации. Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуги, процессы, системы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, СовАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств.
В основу создания системы были положены разработки ИСО, руководства ИСО/МЭК, европейские стандарты EN45000, в силу чего Система СовАсК гармонизована не только с Системой обязательной сертификации ГОСТ Р, но и с международными правилами и нормами. В отличие от ГОСТ Р, где проверки проводят эксперты-аудиторы, Система СовАсК разграничивает обязанности эксперта и аудитора. В качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные специалисты, работающие в определенной отрасли и обладающие знаниями по сертификации. В реестре Системы СовАсК аккредитовано несколько десятков аудиторов. Аудитор — это специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства. Эксперты же приглашаются но мере необходимости и включаются в состав аудиторских групп. Кроме экспертов, которые прошли аттестационную комиссию Руководящего комитета СовАсК, есть еще и члены-корреспонденты, которые выражают желание стать экспертом и пройти аттестацию.
СовАсК по-особому подходит к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, считая целесообразным проводить одновременную аккредитацию и в системе ГОСТ Р. Это необходимо для придания большей весомости как самой аккредитации, так и результатам испытаний, обеспечивает их сопоставимость, а также усиливает признаваемость сертификата и знака соответствия (см рис 17 1)
Сертификация
в Системе СовАсК, как это предусмотрено российскими правилами по отношению к
добровольной сертификации, проводится на соответствие тем нормативным
документам, которые предлагает заявитель. Это может быть и стандарт любой
зарубежной страны, что очень важно для отечественных предприятий-экспортеров.
Другое направление содействия развитию экспорта — помощь экспортерам в подготовке продукции к сертификации за рубежом. Уже отработана определенная процедура. Вся основная работа, которая необходима по процедуре сертификации, кроме заключительного этапа осуществляется силами СовАсК, а на конечный этап приглашается представитель соответствующей зарубежной сертификационной фирмы, которая и выдает сертификат, пока более признаваемый иностранными покупателями, чем сертификаты СовАсК. Специалисты СовАсК считают такую практику весьма полезной как в плане снижения затрат, которые были бы необходимы при полном объеме сертификации за рубежом, так и в плане приобретения доверия зарубежных партнеров и выгод для заявителя.
Другая область сертификации — системы обеспечения качества на предприятиях. Самый первый в СНГ сертификат соответствия системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000 был выдан в Системе СовАсК Кировскому шинному заводу.
В системе СовАсК может осуществляться и обязательная сертификация, но для этого требуется получить полномочия от Госстандарта РФ.
СовАсК как организация представляет собой Международное объединение (МО), членами котрого являются организации и предприятия всех форм собственности
стран СНГ. Испытательные лаборатории, которые аккредитует СовАсК, также могут находиться за пределами России, и это расширяет не только область аккредитации, но и возможности сертификации. МО СовАсК проводит большую работу и в области обеспечения качества: объединение учредило ежегодную премию за лучшую работу предприятия по качеству независимо от государственной принадлежности. Премия не предусматривает денежного вознаграждения, являясь моральным поощрением работ и широкой их пропаганды. Предприятие получает право использовать звание лауреата в рекламных целях и отмечать это в документации. Присуждается премия за новации в практике обеспечения качества и управления им; разработку и эксплуатацию систем обеспечения качества; производство и реализацию сертифицированной продукции (услуг).
С 1996 г. МО СовАсК предоставляет еще одну услугу — технический аудит. Сущность его состоит в обследовании того или иного объекта с целью констатации его реального состояния и стоимости с учетом выявленных отклонений от установленных норм и требований к нему. Объекты технического аудита — недвижимость, оборудование, автотранспортные средства. Такой вид аудита для России является новым, в то время как за рубежом он достаточно развит.
В настоящее время осуществляется дальнейшее совершенствование Системы СовАсК для ее более полной гармонизации с международной практикой. В частности, намечается разделить функции аккредитации и сертификации, переработать часть документации в соответствии с Рекомендациями ИСО/МЭК.
Примерно одновременно с рассмотренной выше системой добровольной сертификации была создана система "Сертификация биржевых товаров" как акционерное общество, соучредителями которого стали ВНИИС, Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ) и фирма по сертификации энергоносителей {Швейцария). Цель создания системы — подтверждение соответствия товара, участвующего в торгах, требованиям нормативного документа, предлагаемого заявителем. Сертификации в этой системе подлежат: нефть, уголь, лесные товары, бумага, картон, строительные материалы, зерновые продукты, мясо, мясопродукты и др. Процедура сертификации включает испытание образцов товара, аттестацию производства и персонала, сертификацию систем обеспечения качества.
Кроме сертификации АО предлагает и другие услуги: обеспечение участников торгов информацией о качестве товаров, о требованиях стандартов к ним и форме сертификатов, консультации продавцов и брокеров по эффективному использованию сертификации, организации испытаний продукции.
Выгоды от сертификации биржевых товаров получает как биржа, так и все участники торгов: биржа — уверенность в качестве предлагаемых товаров; продавец — в возможности обоснованно повысить исходную цену; покупатель — гарантию от несоответствующего качества приобретаемого продукта. Кроме того, АО уверено, что гармонизация биржевой торговли с международными правилами привлечет больше зарубежных партнеров.
В Государственном реестре по сертификации зарегистрировано более 40 систем добровольной сертификации. Их перечень представлен в приложении 2. Интерес к добровольной сертификации связан с ее широкими возможностями по подтверждению соответствия тем требованиям, которые интересуют потребителя и заявлены заказчиком сертификации. В России добровольная сертификация не
только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но используется также для экспортируемой или перспективной для экспорта продукции. В таких случаях добровольная сертификация в рамках контракта купли-продажи приобретает обязательный характер.
Системы добровольной сертификации созданы по инициативе различных ассоциаций, союзов, акционерных обществ и других юридических лиц, которым законом не запрещено заниматься этой деятельностью. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения.
• В системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители.
• Объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации.
• Процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно для случаев апелляций.
• Любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — обладать патентной чистотой.
• Вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы.
Центральный орган системы сертификации:
· организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
· разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, которая может сертифицироваться в системе;
· рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Орган по сертификации:
· проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
· сертифицирует продукцию, выдает сертификаты;
· осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
· приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
· предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий (центров), которые могут быть самостоятельными организациями или составной частью органа по сертификации или другой организации. Испытательные лаборатории должны:
· обладать статусом юридического лица;
· быть независимыми от поставщика (изготовителя) и потребителя;
· иметь официальное признание права осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний (быть аккредитованными);
· соблюдать правила безопасности и меры, обеспечивающие конфиденциальность информации и защиту прав собственности;
· использовать оборудование для проведения испытания надлежащим образом;
· использовать стандартные методы испытаний и процедур;
· иметь помещение, защищенное от влияния окружающей среды на проведение испытаний;
· представлять результаты испытаний в форме, ясной и понятной для заказчика.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
· реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
· обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
· указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
· приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
· обеспечивать возможность беспрепятственного выполнения своих полномочий должностным лицам органов, осуществляющим обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
· извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.