Тема № 9. Движение на
местности по азимуту.
1. Определение азимута. Азимут истинный, магнитный и обратный.
А́зимут (обозначается «Аз» или «Az») — в геодезии угол между направлением
на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удалённый
предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.
При определении азимута по компасу необходимо вводить поправку на так
называемое магнитное склонение, возникающее вследствие несовпадения
географических и магнитных полюсов земли.
направление азимут в градусах
север 0° или 360°
северо-восток 45°
восток 90°
юго-восток 135°
юг 180°
юго-запад 225°
запад 270°
северо-запад 315°
Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между
направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до
360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут
называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный
меридиан, азимут называется магнитным.
Имея компас, вы можете легко определить магнитный меридиан. Для перехода от
магнитного меридиана к истинному нужно знать магнитное склонение в точке
наблюдения. Величина магнитного склонения указывается на многих картах.
2. Порядок определения азимута на местные предметы и направления движения по
азимуту.
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной
горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет
(цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято
направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный
предмет (ориентир).
Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от
северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его
значения могут быть от 0° до 360°.
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают
тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до
тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления
шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление
так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на
предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого
магнитного азимута направления на местный предмет.
На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.
Ориентирование на местности по азимутам
Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым
магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути,
используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°.
Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если
он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут
равен 150°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту
необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению
заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки,
повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки
установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения
компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку
какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым
направлением, соответствующим заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с
направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с
визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня
глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения
азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.
3. Составление схемы движения по маршруту.
Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений
между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по
крупномасштабной карте.
Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по
карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных
азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление
данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.
При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные и защитные
свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их
обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров
на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут,
позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту
(объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное
количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые
можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог,
мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при
движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при
движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 -
10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить
скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам
растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения.
Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам.
Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии
маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно
продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было
измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют
транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность
измерения угла с ошибкой ± 1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте
используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в
магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами
измеряют с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями.
Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте
расстояния вводится поправка за рельеф.
Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так
как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к
отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.
Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту
с собой не берут, составляют схему маршрута.
Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с
карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута.
Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на
карте. Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как
и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями. Против каждой
линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе -
магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в
минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то
расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках.
После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в
стороне от маршрута, а также по маршруту ориентиры, которые могут быть
использованы при движении как промежуточные или вспомогательные.
В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения,
например направление наступления, схему (таблицу) движения не составляют.
Азимут направления движения определяют непосредственно на местности по компасу
и объявляют устно.
4. Порядок обхода препятствий.
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и
искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче
обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя
ориентировки.
Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если
противоположная сторона препятствия видна, то в точке А записывают количество
пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной
стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее методов
определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары
шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После
этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят
нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно
опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к
ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или
делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного
азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута
заданного направления движения на этом участке маршрута на 180(. Провизировав
на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно
совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.
Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку
Л изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти
препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы
препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При
этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают
остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему
направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода
за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения,
параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по
направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по
линии АВ, т. е. 142 пары шагов.
В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее
направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов,
измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают
движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.