для дистанционного обучения в 6 классе
по учебному предмету ПО.02. УП. 02 «История изобразительного искусства», МБ ОУК ДОД «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина»,
ореоодавапель Кириленко Людмила Григорьевна, 2019-2020 тчебный год.
Мерой всех вещей и источником вдохновения для японских поэтов, зодчих и живописцев являлась природа со всей еѐ изменчивостью и красотой.
![]() |
Япония расположена на четырѐх крупных и многих малых островах, омываемых Тихим океаном и морями.
Япония-страна действующих вулканов, которые постоянно угрожают людям. Пригодной для жизни земли здесь немного, а усилия человека постоянно уничтожаются землетрясениями и тайфунами.
Поэтому японцы используют пространство экономно и целесообразно.
Япония расположена на четырѐх крупных и многих малых островах, омываемых Тихим океаном и морями.
![]() |
Пригодной для жизни земли здесь немного, а усилия человека постоянно уничтожаются землетрясениями и тайфунами.
Поэтому японцы используют пространство экономно и целесообразно.
Главным строительным материалом в средневековой Японии служило дерево.
Зодчие выработали ряд приѐмов, придающих дому красоту и удобство.
Стены не имеющие опорного значения, были превращены в подвижные перегородки, которые могли раздвигаться, а в холодное время заменяться более плотными.
Во время летнего зноя они исчезали совершенно, и тогда здание превращалось в единый зал, опирающийся на столбы.
Внутренне пространство дома распахивалось на простор сада. На решѐтчатые рамы перегородок натягивалась белая бумага, не пропускающая в помещение яркий свет.
Восприятию пространства дома способствовала и его особая чистота.
Отшлифованный до блеска пол, покрытый соломенными циновками – татами – служил кроватью и столом и местом для сидения.
Влажный климат предохранял дом от пыли.
Обувь снималась у порога, все необходимые вещи содержались в стенных шкафах, хозяйственные постройки удалялись от дома.
Каждый из немногочисленных предметов обихода приобретал в таком интерьере особую значительность, организуя вокруг себя пространство.
Сад возник при храме, но не как элемент для украшения, а как часть религиозного культа.
Господствующие в Японии религии – синтоизм и буддизм – прочно связаны с почитанием природных сил и явлений.
Открытый царству природы, храм включает в себя и шорох листвы, и шум ветра, и журчание ручья.
Сад – один из значительных компонентов японского средневекового храма.
Пространство его, рассчитанное главным образом на восприятие из интерьера, построено так, что его нельзя окинуть взглядом сразу.
Оно разворачивается сложно и неожиданно, открывая всѐ новые ракурсы. Как в интерьере дома предмет, так в саду растение занимает единственное, тщательно продуманное место, но кажется в тоже время плодом случайности.
Недаром при чайных церемониях как самая большая ценность употреблялась посуда, вылепленная из глины от руки.
Еѐ глянцевитый черепок, хранящий след пальцев, пробуждал фантазию зрителя своими затѐками, трещинами и неровностями, неповторимыми по рисунку.
В период Камакура вместо старой родовой аристократии к власти пришло служивое дворянство – самураи, со своими нормами поведения, своими критериями красоты.
На первый план выдвинулись самоотверженная преданность господину и способность жертвовать собой.
Под влиянием дзен-буддизма (который проповедует передачу истины от сердца к сердцу без всяких внешних атрибутов) произошло угасание храмового строительства и архитектуры.
![]() |
Широкое распространение получили портретные изображения.
Лучший образец камакурского живописного портрета – изображение сѐгуна (господина) Минамото Ёритомо, выполненное художником Фудзивара Таканобу в XIII веке. Облачѐнный в парадные одежды, скрывающие тело, непричастный житейской суете, суровый правитель подобен статуе. Черты его лица надменны и властны, чѐткий силуэт замкнут.
Живописец воплотил представление своих современников о воине, овеянном славой, о сильной личности, выкованной в сражениях.
![]() |
Культура его складывалась в новой духовной атмосфере.
По учению дзен-буддизма главным было осознание человеком своего единства с миром природы и примирение с невзгодами жизни благодаря красоте будничных дел.
Повседневные обязанности были так красивы, что напоминали религиозный ритуал.
![]() |
Природа превратилась в главный объект изображения. Основными областями творчества стали: в архитектуре – ландшафтный ансамбль (сочетание построек с садом), а в живописи – монохромный (без использования цвета) пейзаж.
В жилых интерьерах выделялось место для интеллектуальных занятий в виде книжной полки и окна с широким подоконником. Здесь была и ниша токонома – место для важнейших объектов созерцания: пейзажного свитка и символического букета (икебана). Токонома была в жилом помещении своеобразным алтарѐм.
![]() |
Строится Кинкаку – Золотой павильон, получивший своѐ название за покрытые тонким слоем листового золота стены и колонны.
Квадратное в плане трѐхэтажное деревянное здание Кинакаку отражалось в глади пруда и естественно вписывалось в мир окружающей природы.
Схожее с пагодами Китая, оно в то же время воплотило в себе черты японского зодчества – легкость каркаса, стройность свайной конструкции, соразмерность и миниатюрность всех пропорций.
Первый этаж предназначался для жилья, второй для занятий поэзией и музыкой. Третий – место для размышлений – был решѐн в стиле дзенских храмов. Таким образом в одном здании соединились и дом, и храм, и кабинет для занятий.
Павильон не имел ни лестниц, ни галереи, а край веранды нависал прямо над гладью пруда.
Раздвижные стены, обтянутые бумагой, не мешали пространству сада вливаться в интерьер.
Здание было неразрывно связано с окружающим миром.
Храм периода Муромати не существовал без сада.
Сад окончательно перестал быть местом для прогулок.
Он предназначался только для созерцания из комнат. В связи с этим изменилась его композиция.
Он стал строиться по принципу пейзажной картины, показывающей мир в его космическом охвате.
Цветовая гамма стала более сдержанной. Исчезло всѐ, что могло изменяться. Вместо цветов сажали вечнозелѐные кустарники и мхи, вместо горбатых мостиков устанавливали дикие камни. Каждый компонент приобрѐл особую символическую значимость.
Представление об элементах сада как о частях вселенной предельно обострило взгляд художника, заставило его вглядываться в предметы как нечто священное.
Постепенно сложились и каноны построения сада, зафиксированные в дзенских трактатах.
В больших комплексах эти типы дополняли друг друга.
Сады цукияма представляли собой комбинацию камней, деревьев, мхов и водоѐмов.
Их созерцали из интерьера и рассматривали во время прогулок. Непременной принадлежностью таких садов был маленький павильон, живописно расположенный на берегу водоѐма.
Самый старый из садов этого типа –сад мхов монастыря Сайходзи в Киото.
![]() |
Он составлялся из «вечных» элементов: песка, гальки и будто бы случайно разбросанных по ним камней.
Замкнутый с трѐх сторон глухой глинобитной стеной, такой сад воспринимался как продолжение дома и предназначался только для созерцания из покоев.
Один из самых знаменитых «сухих» ландшафтов – сад монастыря
Рѐандзи.
Это пятнадцать камней, разбросанных на прямоугольной засыпанной галькой площадке.
Красота зависела не от живописности элементов, а от их искусной группировки, пауз между ними.
Расчерченное тонкими бороздками (при помощи специальных грабель) светлое поле я пятнами мха вокруг камней похоже на монохромную картину, построенную на тонких градациях линий и тона.
Воспринятые из Китая правила и методы были быстро освоены японцами.
Основным выразителем новых тенденций стал художник-монах Сэссю. Он создал картины разных жанров, среди них портреты, сцены из жизни легендарных буддийских проповедников. Но самыми выразительными являются пейзажи, отмеченные остротой видения, концентрацией чувств. Эти качества особенно ощутимы в картине «Зима». Монохромный свиток построен на напряженном ритме сильных и резких, ломающихся линий. Скованные морозом вода, воздух и горы замерли в тишине, словно расколовшись от стужи на хрупкие острые кристаллы. Вся композиция основывается не на повествовании, а на тонких и неожиданных ассоциациях, сменах ритма, асимметрии, создающей сложное равновесие.
Паралелльно со школами дзенских монастырей формируется придворная школа –Кано. Основатели еѐ – Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Декоративные композиции школы Кано исполнялись чаще всего на раздвижных перегородках фусума. Монохромный пейзаж здесь соединялся с цветовой насыщенностью, декоративной праздничностью.
Основатели еѐ – Кано Масанобу и Кано Мотонобу.
Декоративные композиции школы Кано исполнялись чаще всего на раздвижных перегородках фусума.
Монохромный пейзаж здесь соединялся с цветовой насыщенностью, декоративной праздничностью.
![]() |
1. В чѐм особенности японской архитектуры и интерьера?
2. Почему для японской архитектуры так важен пейзажный сад?
3. Что такое токонома и икебана?
4. Как изменился японский пейзажный сад в период Муромати? Какие два типа садов появились?
5. На какие размышления тебя наводит сухой сад монастыря Рѐандзи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.