Общие сведения
Выбор материала для изготовления зубчатых колес определяется
назначением передачи,
условиями ее работы,
габаритами колес,
типом производства (единичное, серийное, массовое),
технологическими соображениями.
Общие сведения
В зависимости от твердости рабочих поверхностей стальных зубьев различают:
колеса с твердостью по Бринеллю ≤ 350НВ (марки сталей 35, 40, 45, 50, 50Г, 35Х, 40Х, 40ХН, 35ХМА и др. с термообработкой нормализацией, улучшением);
колеса с твердостью по Бринеллю > 350 НВ (марки сталей 15, 20, 15Х, 20ХГСА, 35Х, 40Х, 40ХН и др., с термообработкой – закалка, цементация, нитроцементация, азотирование, цианирование).
Основная теорема зацепления
для обеспечения постоянного передаточного числа зубчатых колес профили их зубьев должны очерчиваться по кривым, у которых общая нормаль NN, проведенная через точку касания профилей, делит расстояние между центрами O1O2 на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.
Схема зацепления пары зубчатых колес
Точка S – точка зацепления, О1 и О2 – центры вращения;
ТТ – общая для обоих профилей касательная, NN – нормаль;
v1 = O1 S w1, v2 = O2 S w2.
Для обеспечения постоянного касания профилей необходимо соблюдение условия v'1 = v'2
v'1 / v1 = O1B / O1S, v'2 / v2 = O2C / O2S
u = w1 / w2 = O2C / O1B.
П – полюс зацепления (сохраняет неизменное положение на линии центров O1O2)
Из подобия треугольников О2ПС и О1ПВ: O2C / O1B = O2П / O1П = rw1 / rw2
u = w1 / w2 = rw1 / rw2 = const.
Окружности радиусов rw1 и rw2 называют начальными. При вращении зубчатых колес начальные окружности перекатываются друг по другу без скольжения, о чем свидетельствует равенство их окружных скоростей w1rw1 = w2rw2.
Эвольвента окружности
а) позволяет сравнительно просто и точно получить профиль зуба в процессе нарезания;
б) без нарушения правильности зацепления допускает некоторое изменение межосевого расстояния aw (это изменение может возникнуть в результате неточностей изготовления и сборки).
Эвольвентой окружности называют кривую, которую описывает точка S прямой NN, перекатываемой без скольжения по окружности радиуса гb.
Производящая прямая NN является одновременно касательной к основной окружности и нормалью ко всем производимым ею эвольвентам.
Эвольвента окружности
Движение точки соприкосновения зубьев с эвольвентным профилем
Точка соприкосновения двигается по нормали
Геометрическое место точек контакта профилей, которое они занимают в процессе работы пары зубьев, называется линией зацепления. В эвольвентной передаче линией зацепления является прямая N1N2 (общая касательная к основным окружностям).
Требования к форме рабочей поверхности профиля зубьев
в течение времени взаимодействия рабочих поверхностей двух сопряжённых зубьев ведущего и ведомого колёс передаточное отношение должно сохраняться постоянным (основная теорема зубчатого зацепления);
профиль зуба должен обеспечивать выполнение первого условия при зацеплении данного колеса с любым другим колесом того же модуля;
профиль зуба должен обеспечивать возможность изготовления колеса любого диаметра одним инструментом;
инструмент для нарезания зубьев должен быть простым и легко доступным для изготовления и контроля.
Геометрические параметры зубчатых колес
Делительные диаметры d1 и d2 зубчатых колёс, участвующих в зацеплении – диаметры окружностей, по которым обкатывается без скольжения инструмент при нарезании зубьев колеса методом обкатки.
У большинства зубчатых передач (при отсутствии ошибок в изготовлении) делительные диаметры и диаметры начальных цилиндров совпадают, т.е. dw1 = d1 и dw2 = d2.
Основные параметры зубчатых колес
Окружной делительный шаг pt – расстояние между одноименными боковыми поверхностями двух соседних зубьев, измеренное по дуге делительной окружности
Модуль m – отношение окружного шага зубьев pt по делительной окружности к числу p
С целью обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес, унификации и сокращения номенклатуры режущего инструмента для их изготовления модуль стандартизован
Основные параметры зубчатых колес
Передаточное отношение u = w1 /w2 = n1 / n2 = z2 / z1
Значение u ограничивается габаритами передачи. По СТ СЭВ 229-75 значения
u (1 ряд) 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3 и т.д. Для одноступенчатых стандартных редукторов не рекомендуется принимать u>5,0.
Значения межосевого расстояния aw , мм, выбирают из ряда чисел: 40, 50, 63, 80, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, …, 2500 (СТ СЭВ – 75).
Ширина зубчатого венца колеса – расстояние между торцовыми поверхностями зубчатого венца колеса b2 =ya aw где y a – коэффициент ширины венца колеса.
Влияние числа зубьев на форму и прочность зубьев
При заданном модуле изменение числа зубьев приводит к изменению формы зуба. С уменьшением числа зубьев колеса толщина зуба в основании уменьшается, такое изменение формы приводит к уменьшению контактной и изгибной прочности зуба, и при некотором минимальном значении z появляется подрез зуба режущей кромкой инструмента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.