Лекция: «Методы и приёмы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения».
Новый образовательный стандарт
восстанавливает целостность человека знающего, умеющего, морального. И
обязательным компонентом Федерального государственного образовательного
стандарта является духовно-нравственное воспитание обучающегося. Ориентиром
духовно – нравственного воспитания служит «Концепция духовно-нравственного
воспитания и развития гражданина России» в которой представлена система
фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между
ними: патриотизм, социализация, воспитание, духовно-нравственное развитие
личности и т.д.
Согласно определению, данному в концепции
духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России, нравственность –
это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции
действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к
окружающей среде. В широком смысле слова нравственность – особая форма
общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле –
совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и
обществу.
Осмысливая сущность нравственности личности,
следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую
употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под
моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и
требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и
деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его
морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм,
правил и требований.
Сущность нравственности раскрывается через её
противоречивость, т.е. несовпадение двух начал – стремление к собственному
благу и осознание ответственности перед другими людьми.
Автор Л.M. Архангельский, считает, что «нравственные
качества личности не могут быть отнесены исключительно только к сфере или
сознания, или деятельности, или отношений, поскольку характеризуют все эти
сферы во взаимосвязи. Они не могут быть также сведены, по мнению ученого, ни к
чувствам, ни к знаниям, ни к убеждениям, поскольку являются их функциональной
характеристикой, их выраженностью в поведении».
Наиболее полно нравственные качества
представлены в определении Р.В. Петропавловского: «Нравственные качества
личности – это вся в целом индивидуальная нравственность того или иного
человека, то есть особый аспект личности, ее моральный склад».
Нравственные качества человека обладают сложным,
многогранным содержанием. Это не жестко выделенная и ограниченная группа
личностных свойств, и нельзя составить некий определенный список качеств,
которые могут быть названы безусловно нравственными, или с достаточной степенью
уверенности определить принадлежность каждого конкретного качества к классу
нравственных.
Наиболее важными нравственными качествами является
– вежливость, деликатность, общительность, а также скромность.
Общаясь со сверстниками, ребенок научится
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Воспитание нравственности
осуществляется в тесной связи с образованием у детей навыков коллективизма, в
связи с чем полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе
радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять
доброжелательность.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
у обучающихся воспитание нравственности осуществляется в тесной связи с
образованием у детей навыков коллективизма. На уроках литературного чтения
через сказки, русские пословицы и народную поэзию обучающиеся могут совместно
обсудить сюжет, дать характеристику героям, осмыслить, найти в них скрытые
смыслы и жизненные уроки.
Литературное чтение – это учебная дисциплина,
входящая в программу начального школьного обучения и, ориентированная на
формирование у обучающихся навыков чтения и умение работать и анализа
художественных произведений.
Основная цель литературного чтения – развитие
способности эстетического развития и оценки явлений литературы и отраженных в
ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов,
потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.
Обучающиеся начальных классов прежде всего
должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их
различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким,
отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток.
Одной из задач в формировании личности младшего
школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и
понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей,
вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок
практически не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа,
семья и общественность. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.
Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок
знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их
радостями, а порой и неудачами.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное,
мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения - это основа
духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Задача учителя грамотно применить к каждому
произведению наилучший подходящий метод или приём для более успешного и
глубокого понимания темы и идеи произведения.
Содержание произведения может быть и не
направлено на формирование нравственных качеств, поэтому среди разнообразия
приёмов и методов нужно отобрать именно те, которые будут способствовать
формированию чувств и мыслей.
Метод – способ достижения определенной цели,
представляющий собой внутренне целостную совокупность приемов и операций
практического и теоретического освоения действительности.
Приём - конкретная операция взаимодействия
учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Трактуется как
часть метода обучения, отдельный акт, цикл действий, направленных на решение
элементарных учебных задач.
По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это
упражнение в нравственном чувстве», поэтому главная задача уроков чтения –
нравственное развитие, становление личности ребенка, обогащение души через
чтение, размышление, через чувства».
К наиболее общим классификациям методов обучения
и воспитания относят словесные методы, практические и наглядные на основе
классификации методов обучения по источнику получения знаний Н.М. Верзилина,
Л.П. Крившенко, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовского:
1. Словесные методы обучения.
2. Наглядные методы обучения.
3. Практические методы обучения.
Изучив научную литературу «Развитие младшего
школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения»,
касающейся методов нравственного обучения и воспитания, можно сделать следующий
вывод: для процесса обучения и воспитания следует использовать не отдельный
метод, а целую систему с их взаимодействием и интеграцией. Взаимодействуя, они
ускоряют движение воспитательного процесса к намеченной цели на уроках
литературного чтения.
Нравственное воспитание будет являться
эффективным, только в том случае, если педагогический процесс осуществляется
целостно и соответствует нормам человечной морали, включает в себя организацию
всей жизни младших школьников - деятельности, межличностных отношений,
взаимодействия со сверстниками и людьми других возрастов и социальных статусов.
Все вышеперечисленное позволяет говорить, что
именно уроки литературного чтения имеют специфические возможности в деле
формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника.
Следовательно, методы и приёмы занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе так как способствуют формированию нравственных качеств школьников.
Проанализировав психолого - педагогическую
литературу, можно сказать, что проблеме формирования нравственных качеств
посвящен опыт учителей начальных классов, но, в то же время, до сих пор
остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как наиболее
эффективно проводить урок литературного чтения по формированию нравственных
качеств личности младших школьников.
Д.Н. Захарова, учитель начальных классов, урок
«Духовно-нравственное воспитание детей через произведение П.П. Ершова
«Конёк-Горбунок». Отмечает, что своеобразной школой нравственного воспитания
являются этические беседы словесного метода на уроках литературного чтения.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных
знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию
интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной
деятельности [3].
Главное назначение этической беседы — помочь
школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую
нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный
нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать
нравственные взгляды, следовательно, рекомендуются такие приемы, как рассказ
учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию
понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение».
Важное условие успешности проведения этических
бесед – отказ от прямого морализирования, назидательных увещеваний, создание
благоприятной доверительной обстановки.
Этим опытом учитель начальных классов поделилась
в методической разработке «Духовно-нравственное воспитание детей через
произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок».
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки
литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств
у учащихся.
Изучив педагогический опыт учителей начальных
классов, было выявлено, что специальные методы и приёмы применяются для
формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения и
способствуют повышению уровня воспитательной подготовки, учащихся в школе,
обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.