МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Потребность в персонале, естественно, существует у каждой компании. На объем этой потребности влияют организационная структура, количество видов работы, система управления, квалификация имеющихся сотрудников, а также планы развития самого предприятия. Но при любом сочетании факторов и условий в управлении персоналом могут быть использованы различные подходы и методы. Выбор и применение того или иного метода зависит от стиля руководства, особенностей организации. И конечно, в основе всегда лежит человеческий фактор.
Управление персоналом представляет собой систему методов, применение которых позволяет эффективно осуществлять это сложное направление деятельности в организации. В свою очередь, методы управления - это способы воздействия на персонал с целью повышения эффективности рабочих процессов, а значит, достижения стратегически важных целей организации. В настоящее время нет неких обязательных методов управления персоналом, одинаково эффективно подходящих для любой компании, но можно сформировать общие рекомендации по применению известных методик.
Итак, выделяют экономические, административно-правовые и социально-психологические методы.
В основе экономических методов лежат правильное использование экономических законов, хозяйственные расчеты и соответствующие способы воздействия на персонал. Данные методы являются ключевыми, поскольку отвечают интересам рыночных отношений.
Рассмотрим наиболее популярные формы экономического воздействия на персонал.
Хозяйственный расчет |
Оплата труда |
Метод базируется на соизмерении затрат организации (производство продукта - объем продаж, выручка), полном возмещении производственных расходов за счет полученных доходов, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. В основе хозрасчета лежат экономические нормативы и подсчет фактических затрат на производство продукта. Метод является стимулирующим, поскольку позволяет совмещать интересы организации с интересами подразделений и работников. Хозяйственный расчет применяют самостоятельные (компании - производители собственного товара, услуги) и самоокупаемые (отсутствие дотаций, бюджетного финансирования) предприятия. Материальное стимулирование определяется путем установления уровня вознаграждения (заработка, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата имеет основополагающее значение для работников, работодателей и государства в целом и такое управление ведет к развитию производства |
Является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы, что обеспечивает связь между результатами труда и его процессом, а также отражает объем и сложность труда. При этом дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий и др. Например, вознаграждение определяет особый вклад работника в конечный результат его труда в определенные сроки. Премия же связывает результаты труда каждого подразделения (работников) с прибылью. Материальная помощь выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его ближайшего родственника, несчастный случай, свадьба, рождение ребенка и т.п.). Материальные льготы и привилегии сотрудникам - это либо элементы вознаграждения, либо компенсации, предоставляемые в дополнение к личным формам оплаты труда |
К числу экономических форм воздействия на персонал относятся акции, ценные бумаги, облигации, дивиденды, кредитные карты и пр. К слову, эффективность воздействия методов подобного характера зависит от таких факторов, как форма собственности организации, система материального вознаграждения, налоговая политика, рынок рабочей силы.
Психологические методы основываются на знании психологии человека и играют важную роль в работе с персоналом, поскольку направлены на конкретную личность того или иного сотрудника и, как правило, строго индивидуальны. Назовем несколько их разновидностей.
1. Психологическое планирование - это способ формирования психологического состояния коллектива предприятия. Предполагает постановку целей развития, определение психологических нормативов и отслеживание достижения конечных результатов:
- формирование команд;
- выстраивание профессиональной карьеры работников на основе их психологического соответствия должности;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- снижение уровня конфликтов (скандалов, стрессов);
- формирование корпоративной культуры.
2. Психологическое воздействие. К таким способам относят необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации их деятельности. Коротко расскажем о наиболее часто встречающихся приемах.
Внушение - психологическое воздействие на подчиненного со стороны руководителя.
Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на сотрудника для достижения поставленных целей, устранения конфликтов.
Поощрение к подражанию представляет собой способ воздействия на отдельного сотрудника, при котором поведение руководителя или иного лидера является примером для других.
При вовлечении сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятия согласованных решений, соревнования и т.п.).
Побуждение - это форма морального воздействия, повышающего социальную значимость сотрудника в коллективе с помощью акцентирования внимания на положительных качествах, опыте, квалификации этого человека.
Похвала - позитивный психологический прием, в ряде ситуаций оказывающий более сильное воздействие, чем осуждение.
Примечание. Осуждение - прием психологического воздействия на сотрудника, допускающий унижающее мнение и негативную оценку результатов труда.
Принуждение - это форма психологического воздействия, при котором сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.
Требование обладает силой распоряжения и может быть эффективным в случае, когда руководитель пользуется непререкаемым авторитетом.
Командование - мера воздействия, в основе которой лежит точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и замечаний.
Намек - это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания, аналогии.
Просьба (достаточно распространенная форма неформального общения) - эффективный метод руководства, поскольку воспринимается подчиненным как дружеское распоряжение, демонстрирует уважительное отношение к его личности.
Совет - это психологический метод, сочетающий просьбу и убеждение.
Главной особенностью психологических методов является обращение к личности, интеллекту, чувствам для того, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач рабочего процесса предприятия.
Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию людей с конечным результатом их деятельности, обеспечить эффективные коммуникации и решить конфликты в коллективе.
К числу социологических методов управления относят социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями. Несколько слов о некоторых из них.
Социальное планирование выражается в формировании социальных критериев, разработке социальных нормативов (уровня жизни, оплаты и условий труда).
Социологические исследования являются инструментом работы с сотрудниками и обеспечивают специалистов кадровых служб необходимыми данными для подбора, оценки, адаптации и обучения персонала. Социологические исследования представлены в виде анкетирования, наблюдений, собеседования и т.п. Партнерство обеспечивает разносторонние формы коллективных взаимоотношений (деловые, дружеские) и строится на основе взаимовыгодных приемов сближения (убеждения, подражания, просьб, советов и т.д.).
Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху, достижениям, самоутверждению и лидерству.
Административные методы воздействия на персонал основаны на власти, дисциплине и взысканиях и ориентированы на то, что работник осознает необходимость дисциплины труда, культуры трудовой деятельности. Отличаются строгим характером воздействия - любой административный акт подлежит обязательному исполнению.
Административные методы опираются на чувство долга, ответственности сотрудников и по характеру воздействия условно делятся на две группы.
Организационный характер воздействия:
- издание внутренних локальных актов, таких как коллективный договор, правила внутреннего трудового договора, должностная инструкция. Исполнение этих документов предписывается приказом руководителя и является обязательным;
- указание руководителя (как правило, в устной форме), направленное на урегулирование процессов;
- наставление - объяснение руководителем сотруднику целесообразности выполнения какой-либо задачи или методики ее выполнения.
Методы с распорядительным характером воздействия представлены в виде приказов и распоряжений.
Административные методы действуют в предприятиях различных форм собственности. Они обязательны, если, например, нарушение сроков исполнения того или иного документа может негативно сказаться на деятельности организации в целом.
Управление персоналом коммерческой структуры - это многоступенчатый процесс, состоящий из многих элементов:
- формирования коллектива, команды;
- рационального распределения и эффективного использования сотрудников;
- правового регулирования трудовых отношений и обеспечения лояльности персонала к компании;
- обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- создания единых критериев оценки труда всех категорий персонала, объективной системы вознаграждений.
При этом важно не забывать, что управление персоналом осуществляется не только руководством компании, но и в первую очередь службой по управлению персоналом или кадровой службой. И качество применения различных методов управления персоналом во многом зависит от штатной численности этой службы. Коммерческие организации, придерживающиеся консервативной политики и следующие строгим правилам при управлении персоналом, не всегда способны гибко реагировать на быстрые изменения внешней среды и, как следствие, становятся неконкурентоспособными не только на современном рынке труда, но и по основной своей деятельности. Максимальная эффективность деятельности руководителей достигается только при постоянном применении и совершенствовании методов воздействия на персонал, в противном случае цели организации не будут достигнуты должным образом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.