Лекция "Педагогика сотрудничества в современной школе".
Оценка 4.6

Лекция "Педагогика сотрудничества в современной школе".

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
6 кл—11 кл
25.03.2024
Лекция "Педагогика сотрудничества в современной школе".
В работе описываются некоторые современные технологии групповой работы обучающихся на уроке и во внеурочное время.
Педагогика сотрудничества в современной школе.docx

                                        Методический семинар.

             Тема: « Педагогика сотрудничества в современной школе».

 

Работая в школе, я поняла, что дети стали не хуже или лучше своих сверстников двадцатилетней давности, они просто стали другими.  И как никогда современным детям необходима рука помощи.

Как помочь детям? Современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, а дети, в силу своего индивидуализма, эгоизма и, порой, некой отстранённости от внешнего мира, не умеют идти на компромисс, работать в команде. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовать совместную работу.

Данное противоречие определило актуальность методического семинара и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске методов реализации воспитательных задач в организации совместной деятельности.

Цель работы:

- показать организацию совместной деятельности учащихся на уроках в начальной школе и во внеурочное время.

Задачи:

1.Познакомить с видами совместной деятельности на уроках в начальной школе и во внеурочное время.

2.Показать эффективность педагогики сотрудничества в школьном коллективе.

3.Продемонстрировать технологии совместной работы.

Именно такую цель и ставит перед собой педагогика сотрудничества.

Что такое педагогика сотрудничества?

Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской психолого-педагогической науки. В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению.

В педагогики сотрудничествавыделяют четыре направления:

- гуманно-личностный подход к ребёнку;

- дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

- концепция воспитания;

- педагогизация окружающей среды.

Её целью является, прежде всего, гуманно-личностный подход к ребёнку и единство обучения и воспитания. Если ребёнку будет некомфортно в школе, то и обучение у него будет на низком уровне. Сидя на уроках он будет думать о своих проблемах, а не о полученй  знаний.

Педагогика сотрудничества строится на таких позициях, как:

- Ребёнок в школе полноценная человеческая личность; задача педагога - не дать потеряться ей в коллективе.

- Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; учитель помогает ученику в достижении поставленной цели.

- Самодостаточная личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних разнообразных целей. Ученика не нужно принуждать к учению, а нужно заинтересовать, увлечь, вселить  уверенность  в  свои силы.

- Каждый ребёнок от природы талантлив и обладает, присущими только ему,  способностями.

Сотрудничество в школе основано на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе. Я не заставляю принудительно учиться школьника, а стараюсь создать оптимальные условия для учения и развития.  Нахожусь в постоянном поиске новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих хороший результат усвоения учащимися учебного материала.

Я поставила перед собой цель: правильно организовать совместную деятельность, разобраться во всех её механизмах, что способствовало бы эффективному усвоению учебного материала детьми и созданию дружного классного коллектива.

Оказывается, этим вопросом занимались великие умы педагогики, такие как Василий Александрович Сухомлинский «Личность и коллектив – это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива».

Шалва Александрович Амонашвили «Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач» и др.

Технология сотрудничества - коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, развивает коммуникативные навыки, социализацию, личность ребенка.

Существуют основные правила работы в паре или группе, с которыми я знакомлю детей с первых дней пребывания в школе:

§  Не говорить всем сразу.

§  Внимательно слушай своего товарища.

§  Говори только по делу, спокойно и ясно.

§  Обращаться друг к другу по имени.

К эффективным видам групповой работы для формирования универсальных учебных действий я отнесла следующее:

«Обучение в команде»

«Мозговой штурм»

«Пресс-конференция»

«Театрализация»

«Лови ошибку»

«Мини-проект»

«Наизусть в малых группах»

 «Исследовательская работа»

Кратко охарактеризую некоторые из них.

1. «Обучение в команде»

 Делим класс на разноуровневые группы.

Группа получает задание.

      Распределяют на каждого по частям.

Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на понимание.

Формы:

§  парная

§  индивидуально-групповая 

§  командно-игровая

2. «Мозговой штурм»

А) Создание банка идей. Примерное время проведения 5-10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше.

Б) Анализ идей. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное.

В)  Обработка результатов.

3. «Театрализация»

Разыгрывание сценок на учебную тему.

4. «Лови ошибку»

А) Учитель группе детей даёт правила, цитаты, формулы, где 1 или несколько утверждений неверны.

Б)  Необходимо, обсудив в группе, найти ошибку.

В)  Аргументировать свой выбор.

5.«Наизусть в малых группах».

А) Класс делится на группы по 4-6 человек.

Б) По очереди в малой группе рассказывают стихотворение наизусть.

В) Коллективно выставляют оценку.

Г) Передают список с оценками учителю.

6.«Исследовательская работа»

А) Группы по 6 человек.

Б) Подтема на группу.

В) В группе - отдельные задания каждому.

Г) Индивидуальная самостоятельная работа каждого.

Д) Дискуссия в группах. Составление единого доклада.

Е) Презентация доклада перед всем классом.

Условия эффективного обучения в сотрудничестве:

1.     Планирование мест для организации работы.

2.     Психологическая готовность учеников: умение работать с любым партнером,  ответственность за себя и за других.

3.     Формирование  групп. Группы могут быть сформированы: по желанию, случайно, по выбору педагога; по выбору лидера; по определённому признаку.

4.     Распределение ролей между участниками: роль лидера, лектора, секретаря, художника и т.д.

5.                Незаметный, ненавязчивый контроль учителя.

      Сотрудничество необходимо и во внеклассной работе при проведении различных мероприятий: экскурсий, праздников, олимпиад, викторин, КВНов и т.д.  Ведь внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Ребята моего класса имеют возможность расширить свой кругозор на занятиях кружка «Чтение с увлечением». Проявляют свои способности при составлении коллективных творческих работ  на различные темы. Активно участвуют в Международном конкурсе социальных практик в рамках проекта «Киноуроки в школах России и мира». Ребятам нравится заниматься на образовательной онлайн-платформе Учи.ру. Ярким моментом для них является марафон между классами, где они неоднократно становились победителями. Ещё мы   учимся, растём, мечтаем вместе с всероссийским проектом «Орлята России».

     Я уделяю большое внимание проблеме: «Создание коллектива единомышленников (учитель – ученики – родители) для повышения уровня обученности и воспитанности». Родители моих учеников всегда готовы оказать помощь своим детям и классному руководителю. Мои ученики за свои достижения награждены многочисленными благодарностями,  грамотами и дипломами. Этому немало способствует, выбранное мной в работе  с детьми и взрослыми направление - педагогика сотрудничества.

Преимущества и трудности  технологии обучения в сотрудничестве

Преимущества:

         Повышается учебная и познавательная мотивация

         Снижается уровень тревожности учащихся

          Выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний

         Улучшается психологический климат в классе

         Развиваются коммуникативные умения.

Трудности:

         Работе в сотрудничестве надо научить

         Организация работы требует от учителя особых умений, усилий

         Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников, следовательно, возникают сложности в объективной оценке

         Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы

Но, не смотря на все трудности,  педагогика сотрудничества даёт высокие результаты.  Предметные – повышение качества и устойчивости знаний. Метапредметные – совершенствуются УУД. Личностные результаты - становление характера, мотивов, ценностей, формирование дружного детского коллектива с доверительным отношением к учителю.

Я считаю, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока и внеурочной работы, в основе которых может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом. Закончить хочется такими словами: Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.


 

Методический семинар.

Методический семинар.

Её целью является, прежде всего, гуманно-личностный подход к ребёнку и единство обучения и воспитания

Её целью является, прежде всего, гуманно-личностный подход к ребёнку и единство обучения и воспитания

Внимательно слушай своего товарища

Внимательно слушай своего товарища

В) Коллективно выставляют оценку

В) Коллективно выставляют оценку

Снижается уровень тревожности учащихся •

Снижается уровень тревожности учащихся •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024