Методический семинар.
Тема: « Педагогика сотрудничества в современной школе».
Работая в школе, я поняла, что дети стали не хуже или лучше своих сверстников двадцатилетней давности, они просто стали другими. И как никогда современным детям необходима рука помощи.
Как помочь детям? Современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, а дети, в силу своего индивидуализма, эгоизма и, порой, некой отстранённости от внешнего мира, не умеют идти на компромисс, работать в команде. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовать совместную работу.
Данное противоречие определило актуальность методического семинара и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске методов реализации воспитательных задач в организации совместной деятельности.
Цель работы:
- показать организацию совместной деятельности учащихся на уроках в начальной школе и во внеурочное время.
Задачи:
1.Познакомить с видами совместной деятельности на уроках в начальной школе и во внеурочное время.
2.Показать эффективность педагогики сотрудничества в школьном коллективе.
3.Продемонстрировать технологии совместной работы.
Именно такую цель и ставит перед собой педагогика сотрудничества.
Что такое педагогика сотрудничества?
Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской психолого-педагогической науки. В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению.
В педагогики сотрудничествавыделяют четыре направления:
- гуманно-личностный подход к ребёнку;
- дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
- концепция воспитания;
- педагогизация окружающей среды.
Её целью является, прежде всего, гуманно-личностный подход к ребёнку и единство обучения и воспитания. Если ребёнку будет некомфортно в школе, то и обучение у него будет на низком уровне. Сидя на уроках он будет думать о своих проблемах, а не о полученй знаний.
Педагогика сотрудничества строится на таких позициях, как:
- Ребёнок в школе полноценная человеческая личность; задача педагога - не дать потеряться ей в коллективе.
- Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; учитель помогает ученику в достижении поставленной цели.
- Самодостаточная личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних разнообразных целей. Ученика не нужно принуждать к учению, а нужно заинтересовать, увлечь, вселить уверенность в свои силы.
- Каждый ребёнок от природы талантлив и обладает, присущими только ему, способностями.
Сотрудничество в школе основано на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе. Я не заставляю принудительно учиться школьника, а стараюсь создать оптимальные условия для учения и развития. Нахожусь в постоянном поиске новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих хороший результат усвоения учащимися учебного материала.
Я поставила перед собой цель: правильно организовать совместную деятельность, разобраться во всех её механизмах, что способствовало бы эффективному усвоению учебного материала детьми и созданию дружного классного коллектива.
Оказывается, этим вопросом занимались великие умы педагогики, такие как Василий Александрович Сухомлинский «Личность и коллектив – это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива».
Шалва Александрович Амонашвили «Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач» и др.
Технология сотрудничества - коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, развивает коммуникативные навыки, социализацию, личность ребенка.
Существуют основные правила работы в паре или группе, с которыми я знакомлю детей с первых дней пребывания в школе:
§ Не говорить всем сразу.
§ Внимательно слушай своего товарища.
§ Говори только по делу, спокойно и ясно.
§ Обращаться друг к другу по имени.
К эффективным видам групповой работы для формирования универсальных учебных действий я отнесла следующее:
«Обучение в команде»
«Мозговой штурм»
«Пресс-конференция»
«Театрализация»
«Лови ошибку»
«Мини-проект»
«Наизусть в малых группах»
«Исследовательская работа»
Кратко охарактеризую некоторые из них.
1. «Обучение в команде»
Делим класс на разноуровневые группы.
Группа получает задание.
Распределяют на каждого по частям.
Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на понимание.
Формы:
§ парная
§ индивидуально-групповая
§ командно-игровая
2. «Мозговой штурм»
А) Создание банка идей. Примерное время проведения 5-10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше.
Б) Анализ идей. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное.
В) Обработка результатов.
3. «Театрализация»
Разыгрывание сценок на учебную тему.
4. «Лови ошибку»
А) Учитель группе детей даёт правила, цитаты, формулы, где 1 или несколько утверждений неверны.
Б) Необходимо, обсудив в группе, найти ошибку.
В) Аргументировать свой выбор.
5.«Наизусть в малых группах».
А) Класс делится на группы по 4-6 человек.
Б) По очереди в малой группе рассказывают стихотворение наизусть.
В) Коллективно выставляют оценку.
Г) Передают список с оценками учителю.
6.«Исследовательская работа»
А) Группы по 6 человек.
Б) Подтема на группу.
В) В группе - отдельные задания каждому.
Г) Индивидуальная самостоятельная работа каждого.
Д) Дискуссия в группах. Составление единого доклада.
Е) Презентация доклада перед всем классом.
Условия эффективного обучения в сотрудничестве:
1. Планирование мест для организации работы.
2. Психологическая готовность учеников: умение работать с любым партнером, ответственность за себя и за других.
3. Формирование групп. Группы могут быть сформированы: по желанию, случайно, по выбору педагога; по выбору лидера; по определённому признаку.
4. Распределение ролей между участниками: роль лидера, лектора, секретаря, художника и т.д.
5. Незаметный, ненавязчивый контроль учителя.
Сотрудничество необходимо и во внеклассной работе при проведении различных мероприятий: экскурсий, праздников, олимпиад, викторин, КВНов и т.д. Ведь внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Ребята моего класса имеют возможность расширить свой кругозор на занятиях кружка «Чтение с увлечением». Проявляют свои способности при составлении коллективных творческих работ на различные темы. Активно участвуют в Международном конкурсе социальных практик в рамках проекта «Киноуроки в школах России и мира». Ребятам нравится заниматься на образовательной онлайн-платформе Учи.ру. Ярким моментом для них является марафон между классами, где они неоднократно становились победителями. Ещё мы учимся, растём, мечтаем вместе с всероссийским проектом «Орлята России».
Я уделяю большое внимание проблеме: «Создание коллектива единомышленников (учитель – ученики – родители) для повышения уровня обученности и воспитанности». Родители моих учеников всегда готовы оказать помощь своим детям и классному руководителю. Мои ученики за свои достижения награждены многочисленными благодарностями, грамотами и дипломами. Этому немало способствует, выбранное мной в работе с детьми и взрослыми направление - педагогика сотрудничества.
Преимущества и трудности технологии обучения в сотрудничестве
Преимущества:
• Повышается учебная и познавательная мотивация
• Снижается уровень тревожности учащихся
• Выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
• Улучшается психологический климат в классе
• Развиваются коммуникативные умения.
Трудности:
• Работе в сотрудничестве надо научить
• Организация работы требует от учителя особых умений, усилий
• Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников, следовательно, возникают сложности в объективной оценке
• Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы
Но, не смотря на все трудности, педагогика сотрудничества даёт высокие результаты. Предметные – повышение качества и устойчивости знаний. Метапредметные – совершенствуются УУД. Личностные результаты - становление характера, мотивов, ценностей, формирование дружного детского коллектива с доверительным отношением к учителю.
Я считаю, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока и внеурочной работы, в основе которых может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом. Закончить хочется такими словами: Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.