Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"
Оценка 4.9

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
docx
информатика
9 кл—10 кл
20.01.2020
Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"
Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества" В данной лекции рассматриваются вопросы: 1. Основные этапы развития информационного общества. 2. Этапы развития технических средств. 3. Информационные ресурсы и компьютерная грамотность.
Лекция 2. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств.docx

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУСЫ ОБЩЕСТВА

Рассматриваемые вопросы:

1.   Основные этапы развития информационного общества.

2.   Этапы развития технических средств.

3.   Информационные ресурсы и компьютерная грамотность.

1.     ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

                  I.     Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

              II.     Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

           III.     Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.

            IV.     Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации.

2.     ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

                  I.     Ручной – с 50-го тысячелетия до н. э.

Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке – наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абаки на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления. В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

              II.     Механический – с середины XVII века.

Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Рассмотрим наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути:

¾          1623 г. – немецкий ученый В. Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами;

¾          1642 г. – Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины;

¾          1673 г. – немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции. Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века.

           III.     Электромеханический – с девяностых годов XIX века.

Электромеханический этап развития явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет – от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ «ENIAC». Наиболее значимыми результатами электронно-вычислительном этапа стали следующие разработки:

¾          1887 г. – создание Г. Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений – обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM;

¾          1930 г. – В. Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях;

¾          1937 г. – Дж. Атанасов, К. Берри создают электронную машину ABC;

¾          1944 г. – Г. Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1;

¾          1957 г. – последний крупнейший проект релейной вычислительной техники – в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

            IV.     Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины «ENIAC».

В истории развития электронно-вычислительных машин (ЭВМ) принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д. Рассмотрим эти сведения, обобщенные ниже в таблице.

Таблица

Характеристика поколений ЭВМ

 

I

II

III

IV

Период

1946-1955 гг.

1955-1965 гг.

1965-1980 гг.

1980 гг. по настоящее время

Элементарная база

Электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы

Полупроводниковые элементы – транзисторы, диоды, конденсаторы

Интегральные схемы

Большие и сверхбольшие интегральные схемы

Габариты

«Шкафы», занимающие целые машинные залы

Чуть выше роста человека, стойкие, устанавливались в отдельных залах

ЭВМ, не нуждающиеся в специально отведенных помещениях (дисплей)

Персональный компьютер

Скорость работы (быстродействие)

10-20 тыс. операций в секунду

До 1 млн. операций в секунду

До нескольких мил. операций в секунду

До миллиарда операций в секунду

Эксплуатация)

Сложная, частая замена ламп, перегрев машин

Более проще, чем в I поколении

Большой штат сотрудников (операторы, электронщики)

В настоящее время возможно одним человеком

Программирование

Машинные коды

Алгоритмические языки (Фортран, Алгол, Ассемблер)

Дальнейшее развитие алгоритмических языков (Бейсик, Паскаль)

Новые языки среды программирования Delphi, Visual Basic и др.

Примеры ЭВМ

«ЭНИИАК» - 1946 г. – Джон Экерт и Джон Моучли

«МЭСМ» - отечественная малая электронно-счетная машина – 1950 г. С.А. Лебедев

«БЭСМ-6» - 1965 г. – С.А. Лебедев

«Altair 8800» - 1975 г. – США

«APPLE II» - 1977 г.

«IBM PC» - 1982 г.

«Apple Macintosh» - 1984 г. – первый ПК

Таким образом, при развитии поколении именно в четвертом поколении аббревиатура ЭВМ была заменена на понятие компьютер.

3.     ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Появление и развитие компьютерной техники во второй половине XX века, стало важнейшим фактором развития информационных ресурсов.

Под информационными ресурсами (ИС) понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.  Между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительной информацией.

Рассмотрим некоторые виды информационных ресурсов, которые представлены ниже на рисунке 1.

Рис. 1.  Информационные ресурсы

С распространением ЭВМ возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность – это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты. На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме. На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение использовать Интернет и его ресурсы. Один из этапов перехода к информационному обществу – компьютеризация общества, где основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление, а основной инструмент компьютеризации – ЭВМ или компьютер.

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств. Информационные ресурсы общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020