Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"
Оценка 4.9

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
docx
информатика
9 кл—11 кл
20.01.2020
Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"
Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности". В данной лекции рассматриваются вопросы: 1. Введение в дисциплину «Информатика». 2. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. 3. Значение информатики при освоении специальностей СПО. 4. Требования техники безопасности (ТБ).
Лекция 1. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе..docx

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваемые вопросы:

1.     Введение в дисциплину «Информатика».

2.     Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

3.     Значение информатики при освоении специальностей СПО.

4.     Требования техники безопасности.

1.     ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ИНФОРМАТИКА»

Задачи, связанные с хранение, передачей и обработкой информации человеку приходилось решать во все времена: требовалось передавать знания из поколения в поколения, искать нужные книги в хранилищах, шифровать секретную переписку. К концу XIX века количество документов в библиотеках стало настолько велико, что появилась необходимость как-то систематизировать накопленную информацию, для того чтобы было удобно ее хранить и искать нужные данные.

В конце XIX века зародилось новое научное направление, в котором изучалась документальная информация, то есть информация в виде документов (книг, журналов, статей и т.п.). В английском языке оно получило название «information science» («информационная наука», «наука об информации»).

Далее применение компьютерной техники значительно увеличило возможности людей в области работы с информацией. В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием «информатика» области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации – массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Слово «информатика» в современном значении образовано в результате объединения двух слов: «информация» и «автоматика». Таким образом, получается «автоматическая работа с информацией».

Современная информатика, которая стала самостоятельной наукой в 1970-х годах, включает следующие научные направления, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Научные направления информатики

Первое общепринятое определение информатики сложилось в 60-е годы прошлого столетья. Информатика – отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности. Она имеет теоретическое и прикладное (практическое) направление. Как фундаментальная естественная наука информатика занимается изучением свойств информации, а также процессами сбора, хранения, поиска, передачи, переработки, преобразования и использования информации. Как прикладная дисциплина информатика занимается изучением информационных процессов, т. е. передачей информации; созданием информационных моделей в различных сферах деятельности человека; выработкой рекомендаций по технологии проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т. д. Фундаментальный и прикладной характер информатики определяют ее как комплексную научно-техническую дисциплину.

2.     РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Информационная деятельность человека связана с преобразованием входной информации в выходную. Входная информация – информация, которую получает человек или устройство. Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством. Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека.

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Если рассматривать информационную деятельность в экономической сфере, то главная цель информационных технологий – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о каком-либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.

Необычайно важно использование информационных технологий в науке и образовании. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой – обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала. Современные исследования информационных технологий показывают, что наиболее эффективным видом информационной системы, хранящей разнородную информацию и являющейся актуальным средством реализации интеграционных процессов, выступают электронные библиотеки (ЭБ). Так же следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности, предусматривающие использование современных информационных технологий, – электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок.

Информационная деятельность человека привела к росту информационной культуры, современное понимание которой заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Информационная деятельность людей приводит к формированию информационного общества, что существенно отражается на их повседневной жизни. Уклад жизни людей уже во многом изменился, и будет изменяться дальше по всем его составляющим: в работе, в учебе, в быту и отдыхе, в жилищных условиях.

Приведем несколько примеров информационной деятельности человека в различных сферах:

¾     компьютер на производстве – с помощью компьютеров и соответствующего программного и информационного обеспечения ведется бухгалтерия предприятий, осуществляется документооборот, планирование, учет, контроль и анализ, обеспечивается электронная почта и связь с электронными массивами данных. Например, диспетчер на крупном заводе имеет в своем распоряжении автоматизированную систему контроля, обеспечивающую бесперебойную работу различных агрегатов. Сейчас на производстве повсеместно используются Автоматизированные рабочие места – место оператора, которое оборудовано всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций;

¾     компьютер и финансовая сфера – в настоящее время происходит переход денежно-кредитной и финансовой сферы к электронным деньгам;

¾     компьютеры в науке – в фундаментальной науке компьютеры используют как для моделирования явлений и процессов, так и для обработки результатов экспериментов. Так, например, научные искусственные спутники Земли собирают информацию в космосе и передают ее на Землю, где с помощью компьютерных систем воссоздаются картины «солнечного ветра», метеоритной угрозы, процессов, происходящих на расстоянии многих тысяч световых лет от нашей планеты;

¾     компьютер в мире искусства – сегодня информационные технологии стали достоянием писателей, художников, музыкантов и представителей других профессий мира искусств. Например, компьютер помогает писать книги, рисовать, сочинять песни, создавать специальные эффекты в научно-фантастических фильмах;

¾     компьютер в образовании – в образовательной практике находят применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций: электронная почта, электронные доски объявлений, телеконференции и другие возможности Интернета. Компьютер позволяет индивидуализировать учебный процесс, выбрать темп обучения, проверить уровень понимания и т.д.;

¾     компьютер и социальная сфера – компьютер принес изменения и в социальную сферу. Одним из наиболее важных моментов является помощь инвалидам. Они могут использовать компьютер для обучения, работы, общения, оформления заказов на продукты и даже для проведения видеоигр и соревнований. Например, люди, у которых парализованы руки, могут работать на компьютере с помощью ног, используя для этого ножной выключатель. Инвалиды с парализованными руками и ногами могут использовать устройства, которые вставляются в рот или прикрепляются к голове. Компьютер, снабженный синтезатором речи, позволяет слепым людям выполнять операции, которые невозможны без помощи компьютера.

3.     ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ОСВОЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО

В последние годы происходят значительные изменения в содержании и характере труда квалифицированных рабочих и техников, связанные, в первую очередь, с усилением процессов информатизации и автоматизации производственных технологий, требующих информационной подготовки специалистов. Современная информатика очень велика по объему и очень динамична. Если изучаемые в СПО курсы математики, химии и большинства других наук практически не изменяются на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности студента, то в информатике дело обстоит иначе. В понимании некоторых людей информатика есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не совсем так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский уровень.

Информатика – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Однако из какого бы определения ни исходить у современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта научный и технологический. Первый является более устоявшимся, второй – весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро. Приведем примеры. Так, существует большое количество алгоритмических языков программирования и, допустим, что человеку, умеющему работать с Паскалем, приходится браться за Си. Новая система обозначений, дополнительные возможности, все это на некоторое время может полностью поглотить внимание, но постепенно приходит понимание: главное – навыки в алгоритмизации и структурированию данных, и если они есть, то кодирование алгоритмов на другом языке или переход на другую программу из данного класса программ, но с большими возможностями – дело не самое сложное.

Итак, главное при изучении информатики – освоить фундаментальные понятия каждой из ее областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами. Практические навыки поиска информации, использования средств ИКТ и телекоммуникаций, пригодятся не только во время обучения (например, написания сообщений, докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов, отчетов по практике создания презентаций и учебных проектов), но и в работе по специальности.

4.     ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрим основные правила техники безопасности, представленные на рисунке 2 и, чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, придерживайтесь рекомендаций, приведенных на рисунке 3.

Рис. 2. Основные правила техники безопасности

Рис. 3. Рекомендации при работе за персональным компьютером

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"

Лекция по дисциплине "Информатика" на тему "Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020