Лекция по МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах по теме: "Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования: общие положения, особенности оценки метапредметных и предметных результатов, организация и содержание оценочных процедур"
Оценка 5

Лекция по МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах по теме: "Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования: общие положения, особенности оценки метапредметных и предметных результатов, организация и содержание оценочных процедур"

Оценка 5
docx
13.10.2024
Лекция по МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах по теме: "Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования: общие положения, особенности оценки метапредметных и предметных результатов, организация и содержание оценочных процедур"
ТООО_Уроки 5-6_3 курс_НО.docx

МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в нач.кл. (ТООО)

Курс III_Группа: НО-1-22__Дата:

                                 НО-2-22_ Дата:

Преподаватель: Хамраева Г.И.                                                                                                                                                      

Уроки № 4-5.

Тема 1.5.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования: общие положения, особенности оценки метапредметных и предметных результатов, организация и содержание оценочных процедур.

Цели: знакомство с примерной РП учебных предметов НОО, рассмотрение структуры и содержания примерной РП формирования; знакомство с учебно-методическими изданиями и федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию для реализации программ НОО; развитие умений анализа и интерпретации информации, коммуникационных умений; воспитание осознанности социальной значимости педагогической профессии.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения.

ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.

ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Тип занятия: лекция-объяснение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный порос

- Что реализует примерная РП НОО?

- Что входит в структуру примерной РП по предмету?

- Что включает в себя каждый из разделов структуры?

- Что в себя включает федеральный перечень учебников для реализации программ НОО?

- На что стоит обращать внимание при выборе того или иного учебника/пособия для работы в НШ?

III. Изучение нового материала.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО.

Основные функции системы оценки:

1) ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

2) обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью внутри школы, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Система оценки освоения ООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критерии оценивания планируемых результатов связаны с качественными уровнями успешности:

1.    Базовый уровень – освоение учебных действий с опорной системой знаний и правильное выполнение учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале (осознанное восприятие и запоминание, применение знаний в сходной ситуации).

2.    Повышенный уровень  – усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями (действие в новой непривычной ситуации; использование новых знаний, в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний; продуктивная деятельность на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные способы действий).  

Система оценки предусматривает использование традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При этом достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта.

Оценка личностных результатов

Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта НЕ подлежат итоговой оценке. Формирование и достижение личностных результатов — задача и ответственность школы, семьи, общества.

Механизм оценки формирования и достижения личностных результатов обучающихся

Процедура оценивания

Организатор

Сроки

Фиксация результатов

1

Мониторинг эффективности воспит. деятельности (опросы, анкеты, тестирование, наблюдение, проективные методики)

Кл. руководитель, педагог-психолог

В течение года

Рабочий дневник кл.рук./ Портфель достижений.

Аналитическая справка классного руководителя

2

Мониторинг активности участия в мероприятиях и акциях

Кл. руководитель

В течение года

Аналитическая справка кл. руководителя

3

Анализ содержания Портфеля достижений

Кл. руководитель

Май

Рабочий дневник кл.руководителя

 

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, представленных в разделах «Регулятивные УД», «Коммуникативные УД», «Познавательные УД», «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УД. К ним относятся:

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самост. в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

 

Механизм оценки метапредметных достижений обучающихся

 

Процедура оценивания

Инструментарий

Организатор

Сроки

Классы

Фиксация результатов

1

Педагогическая диагностика

Компетентностные задания-задачи, требующие от ученика познавательных и регулятивных действий.

Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. М.: Вентана-Граф.

Учитель

3 раза в год: сентябрь, декабрь, май

1 - 4

Портфель достижений.

Аналитическая справка.

2

Тестовая работа «Чтение. Работа с текстом»

Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Тесты. М.: Вентана-Граф

Учитель, руководитель ШМО

май

2 - 4

Портфель достижений.

Аналитическая справка.

3

Административный контроль по предметам

КИМы

Учитель, администрация

По графику

1 - 4

Аналитическая справка. Портфель достижений

4

Решение проектной задачи

Предметные и межпредметные проектные задачи

Учитель

По плану

(2-3 раза в год)

1-4

Аналитическая справка. Портфель достижений

5

Комплексная метапредметная работа

О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. М.: Просвещение

Учитель, администрация

май

1 - 4

Аналитическая справка. Портфель достижений

6

Анализ содержания портфеля достижений

Критерии оценки портфеля достижений

Классный руководитель

май

1 - 4

Аналитическая справка

7

Внешние мониторинговые процедуры (РСОКО и др.)

КИМы, разработан. на региональном, федеральном уровнях

Администрация, учитель

По графику

4

Аналитическая справка

 

Т.о., оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам и в комплексные работы на межпредметной основе выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

 

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов служит готовность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Система оценки предполагает:

·       стартовый (входной) контроль проводится в начале учебного года (в 1 классах с целью определения уровня готовности к обучению, во 2-4 по результатам повторения);

·       текущий (тематический) контроль – осуществляется в течение всего учебного года;

·       промежуточный контроль представляет собой процедуру аттестации обучающихся, которая проводится в конце каждой четверти (полугодия);

·       промежуточная (годовая) аттестация позволяет сделать выводы об уровне учебных достижений, по результатам промежут. аттестации принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс;

Годовая промежут. аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне НОО и проводится в конце учебного года во 2 - 4 кл., по каждому изучаемому предмету (кроме ОРКСЭ). Годовая промежут. аттестация по рус. языку, матем. и лит. чтению проводится на основе результатов четвертных и результатов выполнения админ. годовых письм. работ и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных и результатов админ. годовых письм. работ. По остальным учеб. предметам во 2 – 4 кл. выставляется отметка за год, являющаяся сред. арифм-ким четвертных отметок. 

·       итоговый контроль (при выпуске из НШ) позволяет определить сформированность у выпускников НШ опорной системы знаний и предметных действий, а также УУД, которые обеспечивают дальнейшее обучение в основной школе.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов ООП НОО, необходимых для продолжения образования. На итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на уровне основного образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.

 

Процедура оценивания

Формы

Организатор

Сроки

Фиксация результатов

1

Стартовый (входной) контроль

входная контрольная работа, диктант, тест

Учитель

Начало учебного года

Кл. журнал/

Эл.журнал. Портфель достижений

2

Текущий (тематический) контроль

русский язык: уст.опрос, письм. опрос, диктант, контрольное списыв., к/р, пр/работа, работа в тетрадях на печатной основе, письмо по памяти, тест, сочинение, изложение, проекты;

лите. чтение: выраз. чтение, пересказ, чтение наизусть, работа в тетрадях на печатной основе, к/р, тест, лит. диктант, динамика формирования навыка чтения, проекты;

иностранный язык: уст.опрос, диалоги, чтение, сл. диктант, работа в тетрадях на печатной основе, перевод текста, чтение наизусть, к/р, тест;

математика: устный опрос, письменный опрос, с/р, пр/р, к/р, тест, матем. диктант, работа в тетрадях на печатной основе, проекты;

окружающий мир: уст. опрос, письм. опрос, тематическая пр/р, к/р, тест, проекты, практич. работа, работа в тетрадях на печатной основе;

ИЗО: практич. работа, проекты, выставка;

музыка: уст. опрос, письм.опрос, тест, проекты, исполнение, концерт;

технология: практич. работа, работа в тетрадях на печатной основе, тест, проекты, выставка.

физическая культура: уст.опрос, выполнение упражнений, выполнение нормативных показателей, участие в спортивных играх и др.

Учитель

В течение года

Кл. журнал/

Эл. журнал

3

Администра-тивный проме-жуточный и итоговый контроль

Четвертная/полугодовая/ годовая письменная работа (контрольная работа, диктант, стандартизированная проверочная работа, тест)

Учитель, администрация

График проведения

Кл.журнал/

Эл. журнал, аналит.справка, Портфель достижений

4

Итоговая комплексная работа

Комплексная работа на межпредметной основе

Учитель, администрация

Май

Аналит. справка, Портфель достижений

5

Всероссийские проверочные работы

КИМы, разработанные на федеральном уровне

Администрация, руководитель ШМО

График проведения

Аналит. справка,

Кл. журнал/

Эл. журнал, портфель достиж

6

Предметные олимпиады и конкурсы разного уровня

Задания, разработанные организаторами олимпиады и конкурса

Ответственный за проведение конкурса

Расписание конкурсов

Портфель достижений

 

Технология оценивания предметных результатов

Текущие отметки выставляются по желанию, тематические – обязательны. За проверочную (контрольную) работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

 В 1 классе (в условиях безотметочного обучения) вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию, например:

– учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

– ученик у себя в дневнике или тетради ставит «+» или «закрашивает кружок» (по выбору учителя).

Во 2-4 классах отметка ставится не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самост. решение учеником учебной задачи (задания). Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

 Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки».

Право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на выполнение заданий соответствующего уровня заданий.

Оценивание в условиях безотметочного обучения

В 1 классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. На протяжении всего обучения в 1 классе ученик учится оценивать свою работу, работу соседа по парте или работу того одноклассника, с которым ему хочется сотрудничать. К концу первого класса каждый ребенок отчетливо различает области знания, полузнания и незнания и точно измеряет степень своей умелости, недоученности и неумения. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.

Портфель достижений

Портфель достижений ученика – один из основных показателей индивидуальной динамики в оценке образовательных достижений. Портфель достижений вводится с 1 класса и представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях

Основные разделы портфеля достижений:

Раздел

Содержание

1

Мой портрет

Информация о владельце. По желанию ребенка может включать подразделы: «Моё имя», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Что я люблю» и другое.

2

Чему я научился на всех предметах

Личностные и метапредметные результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы педагогической диагностики, комплексные работы на метапредметной основе, тестовые работы «Чтение: работа с информацией», таблицы метапредметных результатов (возможно представление в обобщенном виде). Раздел дополняется материалами наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений, листы самооценки ученика, и др.). По желанию ученика раздел дополняется анкетами, опросными листами, материалы самоанализа и самооценки.

3

Чему я научился на разных предметах

Предметные результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных контрольных работ и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, таблицы предметных достижений.  Возможно представление результатов в обобщенном виде. Обучающийся может дополнить раздел выборками проектных, творческих и других работ по разным предметам.

4

Мои достижения

Раздел отражает личностные результаты ученика. Раздел содержит сертифицированные документы или копии, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности; творческие работы

 

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

·       о сформированности у обучающегося универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

·       об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что представляет из себя система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО?

- В чём особенности оценивания предметных/метапредметных/личностных результатов?

- Была ли полезной полученная информация?

- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.

 

Домашнее задание:

-повторить материал лекции;

-подготовиться к практическим занятиям: «Изучение ФОП НОО» и «Изучение примерных рабочих программ ООО на едином информационном ресурсе edsoo.ru»


 

Скачано с www.znanio.ru

МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в нач

МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в нач

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов

Технология оценивания предметных результатов

Технология оценивания предметных результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2024