Лекция по обществознанию "Деятельность - способ существования человека"
Оценка 4.7

Лекция по обществознанию "Деятельность - способ существования человека"

Оценка 4.7
Лекции
doc
обществознание
10 кл—11 кл
24.01.2022
Лекция по обществознанию "Деятельность - способ существования человека"
6 Деятельность - способ существования человека.doc

Лекция по теме «Раздел 1. Человек. Общество. Познание. Деятельность – способ существования человека»

План лекции:

1.     Деятельность, структура деятельности

2.     Потребности и деятельность

3.     Виды деятельности

1. Деятельность, структура деятельности

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии наи­бо­лее рас­про­стра­нен так на­зы­ва­е­мый де­я­тель­ност­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ние воз­ни­ка­ет толь­ко в про­цес­се де­я­тель­но­сти.

Де­я­тель­но­стью в фи­ло­со­фии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии на­зы­ва­ют це­ле­на­прав­лен­ную ак­тив­ность, ха­рак­те­ри­зу­ю­щу­ю­ся пре­об­ра­зо­ва­ни­ем окру­жа­ю­щей среды и са­мо­го че­ло­ве­ка.

Таким об­ра­зом, де­я­тель­ность обя­за­тель­но долж­на пред­по­ла­гать цель. Неце­ле­на­прав­лен­ные дей­ствия де­я­тель­но­стью счи­тать нель­зя. На­при­мер, во время па­ни­ки люди пред­при­ни­ма­ют дей­ствия, никак не оправ­дан­ные с точки зре­ния ра­зу­ма; можно ска­зать «па­ни­че­ские дей­ствия», но нель­зя ска­зать «па­ни­че­ская де­я­тель­ность». В свою оче­редь, если цель по­став­ле­на, но ни­ка­кие ак­тив­ные дей­ствия не пред­при­ня­ты, де­я­тель­но­стью это также счи­тать нель­зя.

Важно от­ме­тить, что любая де­я­тель­ность долж­на но­сить пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер. Если в ре­зуль­та­те дей­ствий ни­ка­ких из­ме­не­ний не про­изо­шло, это также невоз­мож­но счи­тать де­я­тель­но­стью.

Есть и дру­гое, менее рас­про­стра­нен­ное опре­де­ле­ние: «Де­я­тель­ность – это со­во­куп­ность вза­и­мо­свя­зан­ных дей­ствий, по­буж­да­е­мых по­треб­но­стя­ми и на­прав­лен­ных на до­сти­же­ние цели».

В этом опре­де­ле­нии не так хо­ро­шо по­ка­за­на сущ­ность де­я­тель­но­сти, но даны ос­нов­ные эле­мен­ты ее струк­ту­ры (рис. 1).

 Структура деятельности

Рис. 1. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

Мо­ти­вы де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся не толь­ко его по­треб­но­стя­ми, но также убеж­де­ни­я­ми и со­ци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми. Неред­ко бы­ва­ет, что у че­ло­ве­ка нет явной по­треб­но­сти в дей­ствии, но его мо­ти­вы сфор­ми­ро­ва­лись под вли­я­ни­ем об­ще­ства.

Так, вы хо­ди­те в колледж не толь­ко для того, чтобы удо­вле­тво­рять свою по­треб­ность в зна­ни­ях; на вас дей­ству­ют со­ци­аль­ные уста­нов­ки на по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния (их в первую оче­редь со­зда­ет семья), а также убеж­де­ние в по­лез­но­сти об­ра­зо­ва­ния. Если семья не будет тре­бо­вать от вас по­се­ще­ния колледжа, не ис­клю­че­но, что вы нач­не­те про­гу­ли­вать.

2. Потребности и деятельность

Ве­ду­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии мо­ти­вов нашей де­я­тель­но­сти иг­ра­ют по­треб­но­сти. Тра­ди­ци­он­но по­треб­но­стя­ми на­зы­ва­ют пе­ре­жи­ва­е­мое и осо­зна­ва­е­мое че­ло­ве­ком со­сто­я­ние нужды в чем-ли­бо.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии вы­де­ля­ют три груп­пы по­треб­но­стей.

1. Био­ло­ги­че­ские (ма­те­ри­аль­ные) – это по­треб­но­сти в еде, сне, дви­же­нии. Они есть даже у жи­вот­ных.

2. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти – это по­треб­но­сти, по­рож­ден­ные об­ще­ством; среди них чаще всего на­зы­ва­ют по­треб­но­сти в об­ще­нии и са­мо­ре­а­ли­за­ции.

3. На­ко­нец, иде­аль­ные (ду­хов­ные) по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют­ся в ходе самой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка: к ним от­но­сят­ся по­треб­но­сти в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира, осо­зна­нии сво­е­го места в нем, смыс­ла и пред­на­зна­че­ния сво­е­го су­ще­ство­ва­ния. Оче­вид­но, что че­ло­век не может вы­жить без удо­вле­тво­ре­ния своих био­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей. Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти не в со­сто­я­нии со­здать об­ще­ство, куль­ту­ру, науку, они сами по себе не дают че­ло­ве­ку воз­мож­но­сти раз­ви­вать­ся. У че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­хо­дит­ся в усло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ства, быст­ро те­ря­ет все по­треб­но­сти, кроме фи­зио­ло­ги­че­ских.

По по­треб­но­стям че­ло­ве­ка и об­ще­ства можно даже опре­де­лить уро­вень их раз­ви­тия. Каж­до­му об­ще­ству со­от­вет­ству­ет опре­де­лен­ный уро­вень по­треб­но­стей (чем более раз­ви­то об­ще­ство, тем их боль­ше) и воз­мож­ность их удо­вле­тво­ре­ния. В фи­ло­со­фии и эко­но­ми­ке ана­ли­зи­ру­ют закон воз­вы­ше­ния по­треб­но­стей: по­треб­но­сти че­ло­ве­ка без­гра­нич­ны и по­сто­ян­но рас­тут, а зна­чит, необ­хо­ди­мо про­из­во­дить все боль­ше и боль­ше то­ва­ров и услуг.

Есть и дру­гая точка зре­ния.

Аме­ри­кан­ский со­цио­лог Аб­ра­хам Мас­лоу в 1954 году пред­ло­жил свою кон­цеп­цию иерар­хии по­треб­но­стей. Он делит все по­треб­но­сти на шесть уров­ней (рис. 2).

Иерархия потребностей Маслоу

Рис. 2. Иерар­хия по­треб­но­стей Мас­лоу

1 уро­вень. Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти (в воде, пище, ды­ха­нии, дви­же­нии, одеж­де, жилье, здо­ро­вье, сне, от­ды­хе и т.п.).

2 уро­вень. Эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в са­мо­со­хра­не­нии и лич­ной без­опас­но­сти, в обес­пе­чен­но­сти и ста­биль­но­сти сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, в га­ран­ти­ях за­ня­то­сти и уве­рен­но­сти в  зав­траш­нем дне и т.п.).

3 уро­вень. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в любви, друж­бе, об­ще­нии и со­труд­ни­че­стве с дру­ги­ми лю­дь­ми, в при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му кругу людей, сво­е­му об­ще­ству, стране, ми­ро­во­му со­об­ще­ству и т.п.).

4 уро­вень. Пре­стиж­ные по­треб­но­сти (в лич­ном и се­мей­ном до­стат­ке и про­цве­та­нии, в хо­ро­шем об­ра­зо­ва­нии, на­деж­ной ра­бо­те и слу­жеб­ном росте, в при­зна­нии и ува­же­нии со сто­ро­ны дру­гих людей и т.п.).

5 уро­вень. Лич­ност­ные по­треб­но­сти (в са­мо­вы­ра­же­нии, са­мо­ре­а­ли­за­ции – дли­тель­ном про­яв­ле­нии себя как са­мо­сто­я­тель­ной, ори­ги­наль­ной и твор­че­ской лич­но­сти).

6 уро­вень. Ду­хов­ные по­треб­но­сти (в новых зна­ни­ях об окру­жа­ю­щем мире, в са­мо­по­зна­нии, при­об­ще­нии к фи­ло­со­фии, на­у­кам, ис­кус­ству и т.п.).

Если при­смот­реть­ся, Мас­лоу вы­де­ля­ет те же по­треб­но­сти, что и оте­че­ствен­ные спе­ци­а­ли­сты. Фи­зио­ло­ги­че­ские и эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти мы на­зы­ва­ем био­ло­ги­че­ски­ми, пре­стиж­ные вклю­ча­ем в со­став со­ци­аль­ных, а лич­ност­ные – в со­став ду­хов­ных.

Тем не менее от­ли­чие кон­цеп­ции Мас­лоу от тео­рии, при­ня­той в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии и фи­ло­со­фии, за­клю­ча­ет­ся в том, что удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей более вы­со­ко­го уров­ня, по Мас­лоу, невоз­мож­но без удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей более низ­ко­го уров­ня. То есть о ре­а­ли­за­ции ду­хов­ных по­треб­но­стей может ду­мать толь­ко че­ло­век, обес­пе­чив­ший все осталь­ные по­треб­но­сти и за­ни­ма­ю­щий проч­ное по­ло­же­ние в об­ще­стве. Наука при таком по­ни­ма­нии пре­вра­ща­ет­ся в за­ня­тие для сытых, ко­то­рым про­сто нече­го де­лать. Ко­неч­но, такое по­ни­ма­ние иерар­хии по­треб­но­стей при­знать слож­но.

Это по­ни­ма­ли и по­сле­до­ва­те­ли Мас­лоу. Один из них, Клей­тон Ал­дер­фер, до­ка­зал, что несколь­ко по­треб­но­стей могут дей­ство­вать од­но­вре­мен­но, а невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить по­треб­ность более вы­со­ко­го по­ряд­ка (на­при­мер, по­треб­ность в ува­же­нии и раз­ви­тии) со­про­вож­да­ет­ся уси­ле­ни­ем по­треб­но­стей более низ­ко­го ха­рак­те­ра (на­при­мер, чрез­мер­ны­ми по­треб­но­стя­ми в при­об­ре­те­нии пред­ме­тов рос­ко­ши и т.п.). Так пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют такое яв­ле­ние, как ме­це­нат­ство: даже не по­ни­мая ис­тин­ной цен­но­сти тех или иных про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, бо­га­тый че­ло­век на­чи­на­ет их ску­пать, чтобы хоть как-то удо­вле­тво­рить свои со­ци­аль­ные по­треб­но­сти; ему недо­ста­точ­но быть бо­га­тым че­ло­ве­ком, он хочет стать еще и об­ла­да­те­лем кар­ти­ны Шиш­ки­на или Рем­бранд­та.

Тем не менее, кон­цеп­ция Мас­лоу яв­ля­ет­ся одной из глав­ных тео­рий, объ­яс­ня­ю­щих про­цесс фор­ми­ро­ва­ния мо­ти­вов де­я­тель­но­сти. И в самом деле, если у вас оста­лось 100 руб­лей, а стипендия будет толь­ко через неде­лю, вы ско­рее по­тра­ти­те эти день­ги на хлеб, а не на билет в кино. В этом вы­бо­ре вы­ра­жа­ет­ся дей­ствие по­треб­но­стей.

Такое кон­крет­ное вы­ра­же­ние по­треб­но­стей при­ня­то на­зы­вать ин­те­ре­са­ми. Если по­треб­но­сти у всех людей объ­ек­тив­ны и при­мер­но оди­на­ко­вы, то ин­те­ре­сы субъ­ек­тив­ны. Вы­де­ля­ют­ся ин­те­ре­сы лич­ные (ин­ди­ви­ду­аль­ные), груп­по­вые, клас­со­вые, об­ще­ствен­ные, го­су­дар­ствен­ные, ин­те­ре­сы всего че­ло­ве­че­ства. У каж­до­го че­ло­ве­ка, об­ще­ства или го­су­дар­ства есть опре­де­лен­ная иерар­хия ин­те­ре­сов.

Имен­но ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка за­став­ля­ют пред­при­ни­мать те или иные дей­ствия, на­прав­лять свою де­я­тель­ность на раз­лич­ные объ­ек­ты, ста­вить перед собой кон­крет­ные за­да­чи.

3. Виды деятельности

В струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ет­ся несколь­ко ком­по­нен­тов.

Во-пер­вых, это субъ­ект и объ­ект. Субъ­ект – это тот, кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность (че­ло­век или об­ще­ство); объ­ект – это тот, над кем или то, над чем осу­ществ­ля­ет­ся де­я­тель­ность.

Виды деятельности

Рис. 3. Виды де­я­тель­но­сти

По со­от­но­ше­нию субъ­ек­та и объ­ек­та можно вы­де­лять субъ­ект­но-объ­ект­ную, субъ­ект­но-субъ­ект­ную и об­рат­ную де­я­тель­ность (рис.3).

Во-вто­рых, в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ют цель, сред­ства ее до­сти­же­ния и ре­зуль­та­ты. Сред­ства обя­за­тель­но долж­ны со­от­вет­ство­вать цели; ни один нор­маль­ный че­ло­век в обыч­ных усло­ви­ях не ста­нет за­би­вать гвоз­ди мик­ро­ско­пом. После за­вер­ше­ния де­я­тель­но­сти ее ре­зуль­та­ты обя­за­тель­но срав­ни­ва­ют с по­став­лен­ной целью; в слу­чае сов­па­де­ния между ними де­я­тель­ность при­зна­ет­ся успеш­ной.

На­ко­нец, в-тре­тьих, в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ют от­дель­ные дей­ствия. Самую из­вест­ную ти­по­ло­гию со­ци­аль­ных дей­ствий пред­ло­жил Макс Вебер (рис. 4).

Типология М. Вебера

Рис. 4. Ти­по­ло­гия М. Ве­бе­ра

По мо­ти­вам осу­ществ­ле­ния он вы­де­лил це­ле­ра­ци­о­наль­ные, цен­ност­но-ра­ци­о­наль­ные, тра­ди­ци­он­ные и аф­фек­тив­ные дей­ствия.

Це­ле­ра­ци­о­наль­ные дей­ствия ха­рак­те­ри­зу­ют­ся яс­но­стью осо­зна­ния цели и средств ее до­сти­же­ния; по­ка­за­те­лем эф­фек­тив­но­сти дей­ствия яв­ля­ет­ся до­стиг­ну­тый ре­зуль­тат.

Цен­ност­но-ра­ци­о­наль­ные дей­ствия ха­рак­те­ри­зу­ют­ся верой в без­услов­ную цен­ность (мо­раль­ную, ре­ли­ги­оз­ную, по­ли­ти­че­скую) са­мо­го дей­ствия неза­ви­си­мо от воз­мож­ных ре­зуль­та­тов и вы­го­ды. Такое дей­ствие ос­но­вы­ва­ет­ся на опре­де­лен­ных «за­по­ве­дях», в сле­до­ва­нии ко­то­рым че­ло­век видит свой долг. Кон­крет­ной цели и опре­де­лен­но­го ре­зуль­та­та нет, но есть мотив, смысл, ори­ен­та­ция на дру­гих.

Тра­ди­ци­он­ные (при­выч­ные) дей­ствия не имеют осо­знан­но­го мо­ти­ва, они со­вер­ша­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски, в силу при­выч­ки. Че­ло­век не ана­ли­зи­ру­ет эти дей­ствия и, даже если усло­вия их осу­ществ­ле­ния из­ме­ни­лись, про­дол­жа­ет дей­ство­вать при­выч­ным спо­со­бом.

На­ко­нец, аф­фек­тив­ные дей­ствия во­об­ще не имеют цели и со­вер­ша­ют­ся под вли­я­ни­ем силь­но­го ду­шев­но­го вол­не­ния – по­ло­жи­тель­но­го, та­ко­го, как ра­дость, или от­ри­ца­тель­но­го, на­при­мер, гнева.

Фак­ти­че­ски толь­ко пер­вые два типа дей­ствий можно от­не­сти к со­ци­аль­ным дей­стви­ям, так как они по при­ро­де своей ра­ци­о­наль­ны. Тра­ди­ци­он­ные и аф­фек­тив­ные дей­ствия от­но­сят­ся к сфере бес­со­зна­тель­но­го, од­на­ко они также иг­ра­ют свою роль в де­я­тель­но­сти.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии вы­де­ля­ет­ся также несколь­ко видов де­я­тель­но­сти. По пер­во­му ос­но­ва­нию ее можно по­де­лить на прак­ти­че­скую и ду­хов­ную. Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­ных объ­ек­тов при­ро­ды и об­ще­ства, а ду­хов­ная на­прав­ле­на на из­ме­не­ние со­зна­ния людей.

Рис. 5. Виды де­я­тель­но­сти

Виды деятельности

Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность, в свою оче­редь, де­лит­ся на ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ную и со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ную. Раз­ли­ча­ют их по объ­ек­ту де­я­тель­но­сти: если в ре­зуль­та­те из­ме­ня­ют­ся ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты (как при­род­ные, так и сде­лан­ные ру­ка­ми че­ло­ве­ка), то это ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность; если же в ре­зуль­та­те из­ме­не­ния про­ис­хо­дят в об­ще­стве, то это де­я­тель­ность со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ная. При­го­тов­ле­ние пищи, из­го­тов­ле­ние ору­дий труда, стро­и­тель­ство домов от­но­сит­ся к ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти, а ре­фор­мы, ре­во­лю­ции, про­цесс обу­че­ния – к со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной.

Ду­хов­ная де­я­тель­ность де­лит­ся на цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ную, по­зна­ва­тель­ную и про­гно­сти­че­скую.

Важ­ное от­ли­чие ду­хов­ной де­я­тель­но­сти от прак­ти­че­ской за­клю­ча­ет­ся в том, что в ней вы­де­ля­ют­ся ду­хов­но-тео­ре­ти­че­ская и ду­хов­но-прак­ти­че­ская сто­ро­ны. По­ста­нов­ка целей де­я­тель­но­сти, к при­ме­ру, яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем ду­хов­но-тео­ре­ти­че­ской сто­ро­ны, а кон­крет­ные дей­ствия будут но­сить прак­ти­че­ский ха­рак­тер.

Кроме на­зван­ных нами видов, вы­де­ля­ет­ся также де­я­тель­ность со­зи­да­тель­ная и раз­ру­ши­тель­ная. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти может быть не толь­ко со­зда­ние че­го-то но­во­го, но и уни­что­же­ние че­го-то имев­ше­го­ся ранее. Такая раз­ру­ши­тель­ная де­я­тель­ность не все­гда оце­ни­ва­ет­ся от­ри­ца­тель­но; если вы хо­ти­те по­стро­ить новый дом, неред­ко при­хо­дит­ся сно­сить ста­рый вет­хий.

Есть и еще один, осо­бый, вид де­я­тель­но­сти – твор­че­ская. Так на­зы­ва­ет­ся де­я­тель­ность, по­рож­да­ю­щая нечто ка­че­ствен­но новое. Наука, а точ­нее, об­ласть зна­ния, ко­то­рая изу­ча­ет твор­че­скую де­я­тель­ность и ме­то­ды по­зна­ния, на­зы­ва­ет­ся эв­ри­сти­кой.

На­ко­нец, су­ще­ству­ет и еще одна ти­по­ло­гия видов де­я­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти дей­ствий вы­де­ля­ют такие виды де­я­тель­но­сти, как труд, игра и учеба (рис 6). Труд ори­ен­ти­ро­ван на ре­зуль­тат, игра – на про­цесс, учеба – как на про­цесс, так и на ре­зуль­тат.

Виды деятельности

Рис. 6. Виды де­я­тель­но­сти

Вы на­вер­ня­ка за­да­ва­лись во­про­сом, зачем нужно в колледже изу­чать боль­шое ко­ли­че­ство пред­ме­тов, ко­то­рые в жизни объ­ек­тив­но не при­го­дят­ся – по край­ней мере, в таком объ­е­ме. Зачем ма­те­ма­ти­ку ли­те­ра­ту­ра, а фи­ло­ло­гу – фи­зи­ка? Дело в том, что обу­че­ние ори­ен­ти­ро­ва­но не толь­ко на про­цесс – боль­шое ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции всё равно за­бы­ва­ет­ся. Го­раз­до важ­нее то, что по­сред­ством обу­че­ния в школе че­ло­век осва­и­ва­ет раз­ные виды, формы и ме­то­ды по­зна­ния, а они-то в жизни ему при­го­дят­ся.

Неред­ко от­но­ше­ние к игре как виду де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся пре­не­бре­жи­тель­ным. Это со­вер­шен­но неоправ­дан­но. Роль игры в жизни об­ще­ства огром­на.

К при­ме­ру, в игре ре­бе­нок осва­и­ва­ет ос­нов­ные со­ци­аль­ные роли. Играя в семью, дети го­то­вят­ся стать ро­ди­те­ля­ми, а играя в учи­те­ля и уче­ни­ка, про­дав­ца и по­ку­па­те­ля, во­ди­те­ля ав­то­бу­са и пас­са­жи­ра,- осу­ществ­ля­ют выбор бу­ду­щей про­фес­сии.

В XX веке был раз­ру­шен сте­рео­тип о том, что игра – это за­ня­тие для детей. Игра не яв­ля­ет­ся эпи­зо­дом в жизни че­ло­ве­ка; в ос­но­ве мно­гих со­ци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий лежит имен­но игра.

 

Контрольные вопросы:

1. Почитайте отрывок произведения и ответьте на вопросы.

М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...».

А) О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

Б) Что выступает целью этой деятельности?

В) Из каких действий она состоит?

Г) Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

2. Определите, в чём смысл притчи?

«На строительство Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу».

Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить».

А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!».

3. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

Учитель одного из младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей.

Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов.

4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В. Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?


Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Рис. 1. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

Рис. 1. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

На­ко­нец, иде­аль­ные (ду­хов­ные) по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют­ся в ходе самой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка: к ним от­но­сят­ся по­треб­но­сти в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира, осо­зна­нии сво­е­го места в нем, смыс­ла и…

На­ко­нец, иде­аль­ные (ду­хов­ные) по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют­ся в ходе самой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка: к ним от­но­сят­ся по­треб­но­сти в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира, осо­зна­нии сво­е­го места в нем, смыс­ла и…

Эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в са­мо­со­хра­не­нии и лич­ной без­опас­но­сти, в обес­пе­чен­но­сти и ста­биль­но­сти сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, в га­ран­ти­ях за­ня­то­сти и уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и т

Эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в са­мо­со­хра­не­нии и лич­ной без­опас­но­сти, в обес­пе­чен­но­сти и ста­биль­но­сти сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, в га­ран­ти­ях за­ня­то­сти и уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и т

Так пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют такое яв­ле­ние, как ме­це­нат­ство: даже не по­ни­мая ис­тин­ной цен­но­сти тех или иных про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, бо­га­тый че­ло­век на­чи­на­ет их ску­пать, чтобы хоть как-то…

Так пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют такое яв­ле­ние, как ме­це­нат­ство: даже не по­ни­мая ис­тин­ной цен­но­сти тех или иных про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, бо­га­тый че­ло­век на­чи­на­ет их ску­пать, чтобы хоть как-то…

Рис. 3. Виды де­я­тель­но­сти

Рис. 3. Виды де­я­тель­но­сти

Рис. 4. Ти­по­ло­гия М. Ве­бе­ра

Рис. 4. Ти­по­ло­гия М. Ве­бе­ра

Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность , в свою оче­редь, де­лит­ся на ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ную и со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ную

Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность , в свою оче­редь, де­лит­ся на ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ную и со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ную

Есть и еще один, осо­бый, вид де­я­тель­но­сти – твор­че­ская

Есть и еще один, осо­бый, вид де­я­тель­но­сти – твор­че­ская

В XX веке был раз­ру­шен сте­рео­тип о том, что игра – это за­ня­тие для детей

В XX веке был раз­ру­шен сте­рео­тип о том, что игра – это за­ня­тие для детей

Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую

Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022