Лекция по обществознанию "Познание и знание"
Оценка 5

Лекция по обществознанию "Познание и знание"

Оценка 5
Лекции
doc
обществознание
10 кл—11 кл
24.01.2022
Лекция по обществознанию "Познание и знание"
4 Познание и знание.doc

Лекция по теме «Раздел 1. Человек. Общество. Познание. Познание и знание»

План лекции:

1.     Субъект и объект познания. Виды познания

2.     Познание чувственное и рациональное

3.     Истина и критерии ее определения

4.     Научное познание и его особенности

5.     Ненаучное познание

6.     Социальное познание

1. Субъект и объект познания. Виды познания

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. Процесс познания предполагает две стороны:  одна сторона:  познающий человек (субъект познания), вторая - познаваемый предмет (объект познания). От субъекта зависит многое, например, увидев зеленый цветущий луг, фермер увидит сено, биолог – виды растений, художник – красоту пейзажа.

Виды познания

Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы.

 

 

2. Познание чувственное и рациональное

Основные формы познания

Чувственное познание. Нормальная работа органов чувств, осуществляется в следующих формах:

- Ощущение - непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

- Восприятие - воздействие на органы чувств целостного образа предмета

- Представление - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

Рациональное познание. Необходимый этап познавательной деятельности:

- Сравнение- выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

- Понятие- мысль, отражающая предметы и явления в их общих или существенных признаках.

- Суждение - такая форма мысли, в которой через связь понятий что- либо утверждается или отрицается.

- Умозаключение - логически связанные суждения, когда из двух связанных понятий, можно вывести третье.

Познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания невозможна первичная ориентировка в мире, невозможно постижение красоты и гармонии.

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного.

Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.

3. Истина и критерии ее определения

Гносеологические позиции

Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.

Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.

Более надёжным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определённой физической теории, даёт электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной.

Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо. С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная.

4. Научное познание и его особенности

Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания.

1.                                     Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он есть.

2.                                     Полученный результат не должен зависеть от частных мнений авторитетов.

3.                                     Полученные данные могут найти применение в будущем.

Многие законы сначала выступают в форме гипотез. Для их проверки используются теоретическое построение, расчеты, построение, эксперименты, моделирование. Из всего этого следует научное открытие.

Методы научного познания

Анализ – выделение и изучение отдельных частей общего. Синтез – объединение разрозненных данных. Индукция - метод рассуждения от частного к общему. Дедукция - метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

Научное познание идет следующим путем:

Ступени научного познания

Во­про­сом на­зы­ва­ют некое при­род­ное или со­ци­аль­ное яв­ле­ние или си­ту­а­ция, при­чи­ны ко­то­ро­го или связи ко­то­ро­го с дру­ги­ми яв­ле­ни­я­ми неяс­ны.

Про­бле­ма – со­во­куп­ность суж­де­ний, вклю­ча­ю­щая в себя ранее уста­нов­лен­ные факты и суж­де­ния о еще непо­знан­ном со­дер­жа­нии объ­ек­та.

Ги­по­те­за – на­уч­но обос­но­ван­ное пред­по­ло­же­ние о за­ко­но­мер­ной связи и при­чин­ной обу­слов­лен­но­сти опре­де­лен­ных яв­ле­ний. Недо­сто­вер­ное зна­ние.

Тео­рия – си­сте­ма ос­нов­ных по­ло­же­ний, в ко­то­рых обоб­ща­ет­ся опыт, прак­ти­ка и от­ра­жа­ют­ся объ­ек­тив­ные за­ко­но­мер­но­сти окру­жа­ю­ще­го мира. До­сто­вер­ное зна­ние.

Кон­цеп­ция (па­ра­диг­ма) – си­сте­ма фун­да­мен­таль­ных на­уч­ных уста­но­вок, пред­став­ле­ний и тер­ми­нов, при­ни­ма­е­мая и одоб­ря­е­мая на­уч­ным со­об­ще­ством и объ­еди­ня­ю­щая боль­шин­ством ее чле­нов.

5. Ненаучное познание

Самым ранним способом понимания природной и общественной  деятельности является миф. Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В мифах, прежде всего описывается творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, различные обычаи и обряды.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна  люди стремились не только объяснить мир, но и просто трудились мучились неудачами, добивались успехов. При этом они накапливали определенные знания. В процессе приобретения жизненного опыта, человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивают без специальных усилий, действует по образцу.

Народная мудрость и здравый смысл.

На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего Богам, которые в виде дара наделяли им отдельных  людей. Считалось, что «люди, которых коснулась искра божья», приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых богами. С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться, как умение разобраться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникли своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

«Куй железо, пока горячо»- родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что- либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, первоначально связано с практической предметной деятельностью.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Прежде всего, здравый смысл включает определенные сведения.

Усвоенные стихийно  посредством жизненного опыта. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить самому себе или другим.

6. Социальное  познание

Усилиями ученых, изучающих социальные явления,  общество познает само себя. Другими словами, субъект познания - общество, и его объект познания- общество - совпадают.

Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю. Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Понятие »социальный факт» употребляется в двух значениях.

В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время, при определенных условиях.

Наука различает три вида социальных фактов:

1 - это действия, поступки людей отдельных индивидов или больших социальных групп.

2 -  это продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3 - это словесные (вербальные) действия, мнения, суждения и оценки.

 

Контрольные вопросы:

 1. Какое умозаключение, на Ваш взгляд, верное?

А. Все дети любят яблоки. Света любит яблоки. Следовательно Света ребенок.

Б. Все дети любят яблоки. Света – ребенок. Следовательно, Света любит яблоки.

2.  Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

3. На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

4. Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример?

Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.


Скачано с www.znanio.ru

Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Познание чувственное и рациональное

Познание чувственное и рациональное

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо

С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная

С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная

Во­про­сом на­зы­ва­ют некое при­род­ное или со­ци­аль­ное яв­ле­ние или си­ту­а­ция, при­чи­ны ко­то­ро­го или связи ко­то­ро­го с дру­ги­ми яв­ле­ни­я­ми неяс­ны

Во­про­сом на­зы­ва­ют некое при­род­ное или со­ци­аль­ное яв­ле­ние или си­ту­а­ция, при­чи­ны ко­то­ро­го или связи ко­то­ро­го с дру­ги­ми яв­ле­ни­я­ми неяс­ны

Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость и здравый смысл

Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю

Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю

Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола»

Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022