Лекция по теме «Раздел 1. Человек. Общество. Познание. Природа человека»
План лекции:
1. Понятие антропогенеза
2. Основные теории происхождения человека
А. Теория творения (теологическая, креационизм)
Б. Теория внешнего вмешательства
В. Трудовая теория
Г. Теория аномалии
Д. Эволюционная теория
В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении человека и общества еще много спорного и неизвестного. Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке.
1. Понятие антропогенеза
Человек - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства.
Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д.
Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности.
В настоящее время, в эпоху информационно-компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества.
Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним развивается и человек.
Первый человек появился на земле примерно 2,5-3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество. Естественно, что вопрос о причинах этого явления всегда интересовал людей.
Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме, и в научный оборот введены такие понятия, как антропогенез (процесс формирования человека; процесс выделения человека из мира животных.), социогенез (период становления человеческого общества), антропосоциогенез (становление человека и общества).
2. Основные теории происхождения человека
Существует целый ряд различных теорий, объясняющих происхождение человека. Мы познакомимся со следующими:
· Теория творения (теологическая, креационизм)
· Теория внешнего вмешательства
· Трудовая теория
· Теория аномалии
· Эволюционная теория
А. Теория творения (теологическая, креационизм)
До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения. Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала.
Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Вспомним библейское сказание. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:
(26) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(27) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(28) И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие. Первого человека Бог создал из праха земного, «из звонкой глины» (сура 15, аят 26). Бог «сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу».
В индуизме Бог-творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) - из своих рук, вайшьев - из своих бедер, шудр - из ступней. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - четыре основные касты индийского общества.
Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.
Современная христианская теология призывает толковать эти рассказы иносказательно. Например, «день» - это не один день, а иносказательное наименование целой эпохи, большого периода в истории Земли.
Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.
При этом часть теологов не отрицают происхождение человека от обезьяноподобных предков, но считают, что эволюция направлялась Божественным промыслом. Бог также наделил обезьяночеловека душой и тем самым сотворил настоящего человека, причем первоначально это была всего одна пара людей - Адам и Ева.
Некоторые последние исследования ученых в области генетики отчасти подтвердили это предположение. Вполне возможно, что человечество действительно произошло от одной пары людей.
Только человек и обезьяны болеют СПИДом (первый человек заразился этой болезнью от обезьяны в Центральной Африке); у них одинаковые симптомы заражения и протекания воспаления легких. Вместе с тем скептически настроенные ученые не желают все приписывать деятельности сверхъестественных сил и пытаются найти естественные причины происхождения человека.
Б. Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.
Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным событиям - все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFО - английской аббревиатуры НЛО). Суть теории - предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.
Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т. е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли. Уфологическая концепция пережила бум после публикации в 1968г. книги швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминание о будущем», по которой позднее был снят одноименный фильм. Однако до настоящего времени нет прямых и неоспоримых доказательств пребывания инопланетян на Земле. Некоторые астрофизики выдвигают гипотезу об уникальности жизни на Земле, ее неповторимости.
В. Трудовая теория
Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что выделение человека из мира животных было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных.
Первым это попытался доказать французский ученый Буше де Перт.
«Труд сделал из обезьяны человека» - таков главный вывод Ф. Энгельса в его научной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Исследования поведение шимпанзе
В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.
Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение. Обезьяны видят предметы в объеме и цвете.
Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.
Не менее интересны наблюдения за шимпанзе в условиях тропического леса.
Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал.
В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий.
По мнению Энгельса, именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, креативность (способность к творчеству), и сложились разнообразные формы общности людей.
Это интересно F
Во второй половине ХХ века исследователи хорошо изучили жизнь людей, живущих в каменном веке и сами попробовали создать каменные орудия и поработать ими. Получилось вот что:
На изготовление хорошего каменного топора у современного человека уходит не больше часа. У менее смекалистых питекантропов, возможно, уходило больше, но вряд ли намного. Главное, сообразить, как это делается или у кого-то научиться, а дальше дебил справится с задачей не хуже гения. Так что на изготовление орудия тратится час, от силы несколько часов. А пользоваться им можно много дней.
Много ли орудий надо первобытному человеку? Вряд ли. У индейцев акурио их не больше десятка. Причем каменный только топор, остальные - из дерева или кости. А у архантропов их, наверное, было еще меньше. К тому же, если одни орудия нужны каждому охотнику, то другие не так необходимы - хватит и одного на все племя.
Срубить дерево каменным рубилом (даже не топором) можно за час. Если очень большое - то за несколько часов. Только на кой черт? В хозяйстве гораздо нужнее тонкие молодые деревца - а тут и получаса хватит с лихвой.
Человек ленив, а первобытный человек - еще и не запаслив. Не в его правилах работать больше, чем необходимо.
Следовательно, у наших предков после изготовления орудий, обустройства жилищ и рубки дров для костра оставалась еще уйма времени. Как раз того самого, которое можно тратить на охоту, собирательство и развлечения.
Итак, очевидно, что деятельность по изготовлению орудий вряд ли могла сама по себе служить стимулом к развитию разума.
Сегодня появились факты, которые невозможно объявить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий труда не записываются в генах. Каждое новое поколение учтем вновь навыкам трудовой деятельности.
Следовательно, эти навыки не могут влиять на изменение биологического облика человека. Находки останков древнейших предков человека более древние, чем первые из найденных орудий труда. Значит, человек сначала приобрел «человеческий вид», а только потом начал заниматься орудийной деятельностью. Высшие приматы нередко пользуются палками и камнями в качестве вспомогательных орудий, но только предки человека пошли по пути эволюции, а обезьяны остались обезьянами...
Г. Теория аномалии
Была выдвинута еще в 1903 русским биологом Ильей Ильичом Мечниковым в книге «Этюды о природе человека». Мечников пишет: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего «урода» не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как «необыкновенное» дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей... Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей и вообще у родоначального вида… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями... Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному же явлению».
Однако широкого распространения в то время теория аномалии не получила.
В 60гг. XX в. ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.
Д. Эволюционная теория
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.
И всё-таки, главный вопрос антропосоциогенеза - что являлось его движущей силой - не имеет однозначного и общепринятого ответа
Родство человека и животных несомненно. Чарльз Роберт Дарвин представил ряд доказательств того, что далекими предками человека были антропоиды (человекообразные обезьяны). Но между ними и людьми того вида, к которому мы с вами принадлежим и который именуется Ноmо sарiеns (Человек разумный), лежит длительный переходный период, который завершился примерно 35-40 тыс. лет тому назад.
Это был период превращения животного в человека (антропогенез) и одновременно становления человеческого общества (социогенез). О том, как конкретно шел этот процесс, можно судить по костным останкам, которые изучают палеоантропология и археология. Но главный вопрос антропосоциогенеза - что являлось его движущей силой - не имеет однозначного и общепринятого ответа.
Контрольные вопросы:
1. Что такое антропогенез?
2. Перечислите основные теории происхождения человека.
3. Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свой выбор
4. По мнению И.Канта, вопрос «Что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке. Как Вы думаете, прав ли великий философ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.