Лекция "Понятие о социальных науках"
Оценка 4.7

Лекция "Понятие о социальных науках"

Оценка 4.7
Лекции
doc
обществознание
10 кл—11 кл
24.01.2022
Лекция "Понятие о социальных науках"
Лекция по обществознанию
1 Понятие о социальных науках.doc

Лекция по теме «Раздел 1. Человек. Общество. Познание. Понятие о социальных науках»

План лекции:

1.     Понятие «обществознание», «общество»

2. Связь обществознания с другими науками

Курс обществознания ориентирован на доступный вашему возрасту кругозор, обращается к имеюще­муся жизненному опыту, одновременно расширяя и углубляя его.

Переход к юношескому возрасту - это время постановки и решения дня себя кардинальных этических проблем не только о смысле жизни или общечеловеческих ценностях, но также о добре и зле, счастье, дол­го, подлости и удовольствии.

Надеюсь, что в этом вам практически поможет наш курс.

1.     Понятие «обществознание», «общество»

Обществознание - выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. socium — общество, греч. lоgоs- знание, учение, наука) означа­ет буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимоло­гию, но и содержание знаний, то круг проблем, охватываемых обществознанием, включается в то, что за рубежом именуют социальными науками. К ним относят социологию, экономику, психологию, антро­пологию. С точки зрения отечественной традиции, в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые отно­сят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.

Отличие обществознания от других учеб­ных дисциплин в том, что на его занятиях происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.

Обществознание комплекс дисциплин, предметом исследования которых является общество во всех проявлениях его жизнедеятельности.

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, которое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система отношений, форм объединения людей, сложившихся в процессе их совместной деятельности

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

2.     Связь обществознания с другими науками

Однажды Сократ гулял со своим учеником Федром. «Что же, — спро­сил Федр Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?» Ответ философа символичен: «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любопы­тен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Смысл сказанного можно истолковать следующим образом: на свете много диковинного, но любознательность философа в наибольшей степени способен удовлетворить лишь человек.

Таким образом, надо изучать не только природу, но и человека как общественное существо. В соответствии с этим разделяются и науки: точ­ные (естественные), изучающие природные явления (математика, физика, химия, биология и пр.), и гуманитарные (человековедческие), рассматри­вающие человека в сфере его духовной, культурной, умственной и обще­ственной деятельности. Все социальные, гуманитарные науки основаны на социальном знании.

На протяжении XIX—XX вв. естественно-математические науки по­стоянно сравнивали с гуманитарными, пытаясь определить их значение для человечества.

В XIX и начале XX в. пальма первенства неизменно оставалась у точных наук. Это было связано с тем, что открытия в фи­зике, химии, биологии, астрономии самым существенным образом повли­яли на жизнь людей. Развитие квантовой механики показало огромные возможности гибкого и эластичного языка математики. Возникло пред­положение, что, постигая мир природы, учёные раскроют тайны самого человека, его физического и духовного склада.

Однако, в последние десятилетия прошлого столетия ситуация стала меняться. Предпочтение отдаётся гуманитарным наукам, дисциплинам, которые изучают человека. Один из крупных французских философов даже пришёл к выводу, что либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его не будет совсем. Во многих городах мира появились гуманитар­ные университеты. Комплекс гуманитарных знаний разрастается.

История. Немалый вклад в развитие знаний об обществе внесли историки. В Древней Греции есть муза Клио. Свиток и грифель в её руках — символ того, что ничто не должно бесследно исчез­нуть, раствориться во времени.

Древний Восток развивал элементы исторической науки преимуще­ственно в монументальной форме — изображениях, наскальных рисунках и рельефах, списках владык, храмовых хрониках и т. п.

Историческая память китайцев фиксировалась в живописи, в использовании «благород­ных цветов», поэтизации дерева, камня и воды.

Начальной ступенью описания общества у греков был эпос Гомера (IX в. до н. э.). В его поэмах «Илиада» и «Одиссея» поэтические образы отражали целостную картину древнегреческого общества, а также мифы и легенды, в которых давались определённые толкования исторических со­бытий.

«Отцом истории» называют другого грека — Геродота (V в. до н. э.), собиравшего и обобщавшего исторические факты на основе полученных сведений или простых записей об увиденном. Есть мнение, что история — не наука, а искусство. В то же время наличие повторяемости исторических явлений, сходных событий, устой­чивых «правил поведения» людей заставляет считать историю наукой, правда особенной, со своей логикой исследования. Без знания истории невозможно изучение прошлого, немыслимо предвидение будущего.

Философия. Философия как учение об общих принципах бытия, познания и от­ношений человека и мира занимает особое место в культуре. Греческое слово «софия» обычно переводится как «мудрость», а «философия» — как «любовь к мудрости».

С точки зрения Аристотеля, философия может быть определена как «главная и гла­венствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Философия имеет дело с высшим уровнем обоб­щения, она анализирует выводы частных наук и на их основе выяв­ляет более общие тенденции и зако­номерности. О чём бы ни рассуждал философ, он так или иначе возвра­щается к вопросу о том, что пер­вично, а что вторично: материаль­ное или духовное. Материалисты первичной считают материю (бы­тие), а идеалисты — сознание. Со­отношение этих двух философских категорий является основным во­просом философии.

В философии находит своё отражение самосознание эпохи. Она, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мыслях».

Социология. Наука, изучающая формы совместной жизни людей и изменения этих форм, возникла в XIX в. вследствие обострённого ин­тереса к законам развития общества. Её созда­телем явился французский философ Огюст Конт.

В отличие от историков, которые рассматривают общество в его исто­рической динамике, социологи начали более детально изучать конкрет­ные коллективы, социальные организации.

Социология выполняет особую задачу: изучает не единичное, конкретное (например, РФ как определённое государство, православие как определён­ную религию, В. В. Путина как определённого государственного деятеля и личность), а общее, характерное для всех социокультурных феноменов, явлений — всех наций, войн, реформ, революций, религий, политических лидеров и т. д.

Этим социология отличается от таких наук, как история, изучающая конкретное развитие обществ, государств, народов во времени и пространстве; экономика, рассматривающая экономические отношения; или политика, предмет изучения которой — политические отношения.

Психология. Проблемами общества занимаются не только историки, социологи, но и психологи. Психологи изучают закономерности, меха­низмы и факты психической жизни человека и животного. В XX в. психо­логия окончательно утвердилась как научная дисциплина.

Сегодня очевидно, что нельзя изучать общество, не учитывая важ­нейших открытий современной психологии, которая предлагает собствен­ные методы постижения общественной жизни. Возникла такая специфи­ческая область знаний, как психоистория. Она углубляет анализ истори­ческих событий, рассматривая массовые и индивидуальные психические процессы. В самом деле, можно ли понять, например, античную культуру, не задумываясь над тем, что чувствовали и как относились к миру древ­ние греки? То же самое следует сказать о трактовке современной жизни. Психологи, в частности, дали развёрнутый анализ такому общественному феномену, как тоталитарное общество.

Культурология. В XIX в. появилась ещё одна наука, которая заметно обогатила зна­ние об обществе, — культурология. Она изучает многообразие существу­ющих в мире культур и единство культурно-цивилизационного процесса.

Люди и раньше замечали, что, например, европейцы живут иначе, чем обитатели азиатского или африканского материка. Но человечество было ещё разобщено. О том, чем интересны другие культуры, знали немногие. И вот началось усиленное изучение разных культур. При этом обнару­жилось, что типы общества в конкретных культурах нередко отличаются друг от друга. Европейское общество совсем иное, нежели, скажем, китай­ское, потому что каждая культура своеобразна.

Экономика. Традиционная экономика имела дело с обезличенными показателями цифр. Она преднамеренно отвлекалась от тенденций, которые связаны с ролью человека в хозяйственных процессах.

Как специальная дисциплина экономика всегда ориентировалась на человека рационального типа, способного руководствоваться здравым смыслом и пониманием собственной выгоды. Если в процессе обмена я вам предлагаю сапоги, а вы мне — свистульку, то операция не состоится. Именно поэтому в структуре экономического знания не рассматривался феномен иррационального человека, сложности и неисчерпаемости его психологического мира.

Сегодня прежняя модель «экономического человека», действующего сугубо рациональным образом, ориентируясь на сухой подсчёт соотношения из­держек и прибылей, распадается на глазах.

Политология. Наука о политике появилась в середине 20 века. Изучает законо­мерности политической жизни, проблемы власти и отвечает на вопросы: как ведут себя люди в политике, каковы их мотивы? Какие жизненные и практические представления они отстаивают? Какие психологические механизмы проявляют себя в сфере политического поведения отдельных лиц, групп и целых обществ? Пример: римский император Нерон был недоволен тем, что аристократы, которые традиционно занимали видные административные должности, часто отказывались выполнять чужую волю, игнорировали приказы. Как добиться функционирования властной вертикали? Нерон стал назначать на эти должности бывших рабов, но столкнулся с серьёзным психологическим феноменом. Вольноотпущенники не проявляли своих пристрастий, готовы были воплощать в жизнь всё что угодно. Рабы подчас так усердствовали, что превращали указание в свою противоположность, доводили до абсурда.

Право. Это система обязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия и по­ведение человека, групп, государственных и общественных органов, ор­ганизаций и учреждений.

Каждый факт либо поступок человека может быть рассмотрен с правовой (юридической) или моральной точки зрения.

Можно, как известно, судить по закону, а можно и по совести. За­кон может оказаться бездушным, суровым. Пример: народная артистка Китая, как выяснилось, скрыла свои доходы и недоплатила налоги. Её пригово­рили к смертной казни. Но, учитывая её заслуги в искусстве, замени­ли приговор пожизненным заключением. Кому-то покажется, что такое решение аморально: жизнь не идёт ни в какое сравнение с утаиванием доходов.

Однако с точки зрения закона здесь всё правильно. Не следует прощать экономическое преступление, если оно наносит ущерб обществу.

Совершенствование права, его демократизация и гуманизация, строгое и неуклонное действенное применение существующих норм, признание приоритета закона в любой сфере общественной деятельности — неотъем­лемые условия для утверждения правового государства.

Выводы:

Общество как специфический феномен изучают специалисты разных социальных дисциплин: истории, философии, социологии, психоло­гии, культурологии, экономики, политологии и права. В XIX в. появилась особая наука - социология, предметом изучения которой стали общие и конкретные закономерности развития обще­ства.

Большой вклад в познание общества внесла психология. Она предло­жила собственные методы постижения социальной жизни. Значительно расширила наши представления об обществе культу­рология — наука о множественности культурных миров и единстве культурно-исторического процесса.

Экономика — наука о том, как люди и общество выбирают способ использования существующих ресурсов, имеющих многоцелевое зна­чение.

В настоящее время психологические, антропологические, ценност­ные аспекты экономики выходят на передний план.

 

Контрольные вопросы:

1.     Что такое обществознание, общество?

2.     Какой круг вопросов входит в поле зрения обществознания?

3.     Какие проблемы обществознания вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.

4.     «Человек - единственное животное, для которого его собст­венное существование является проблемой, которую он дол­жен решать и от которой он не может убежать»  - Э. Фромм. Согласны ли вы с мнением Э. Фромма?


Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Лекция по теме « Раздел 1. Человек

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

Во многих городах мира появились гуманитар­ные университеты

Во многих городах мира появились гуманитар­ные университеты

Материалисты первичной считают материю (бы­тие), а идеалисты — сознание

Материалисты первичной считают материю (бы­тие), а идеалисты — сознание

В самом деле, можно ли понять, например, античную культуру, не задумываясь над тем, что чувствовали и как относились к миру древ­ние греки?

В самом деле, можно ли понять, например, античную культуру, не задумываясь над тем, что чувствовали и как относились к миру древ­ние греки?

Политология . Наука о политике появилась в середине 20 века

Политология . Наука о политике появилась в середине 20 века

Совершенствование права, его демократизация и гуманизация, строгое и неуклонное действенное применение существующих норм, признание приоритета закона в любой сфере общественной деятельности — неотъем­лемые условия для…

Совершенствование права, его демократизация и гуманизация, строгое и неуклонное действенное применение существующих норм, признание приоритета закона в любой сфере общественной деятельности — неотъем­лемые условия для…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022