Тема 1.3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРОЦЕСС.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
1. Предпринимательство как процесс
Рассмотрим сущность предпринимательства как явление и как процесс.
Предпринимательство как явление представляет собой совокупность отношений; политических; экономических; социальных; организационных; личностных, направленных на организацию бизнеса (предпринимательской деятельности), с целью производства товара, услуги и получения прибыли (дохода), а также удовлетворения потребностей потребителя и удовлетворения личностных ценностей и духовных потребностей самого предпринимателя.
Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.
Предпринимательство как процесс состоит из непрерывных, целенаправленных действий предпринимателя от появления предпринимательской идеи и до ее практической реализации.
Процесс предпринимательства условно можно разделить на следующие стадии
(рис.1):
1- поиск новой идеи и ее оценка;
2- составление бизнес-плана;
3- поиск необходимых ресурсов;
4- управление созданной организацией.
Рисунок 1 - Схема процесса предпринимательства
Эти стадии образуют логическую последовательность, проявляют взаимное влияние. Так, вырабатывая общую идею и оценивая возможность ее реализации (стадия 1), предприниматель должен иметь представление о том, какого типа предприятие он хочет создать (стадия 4).
Предпринимательство - это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает поиск новых творческих идей, их анализ и оценку и с точки зрения потребностей рынка и экономические выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, технологию, услугу и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль.
2. Предпринимательская среда
От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации.
Предпринимательская среда - это сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Среда организации – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации. Среда организации объединяет все силы, с которыми организация сталкивается в повседневной и стратегической деятельности.
Анализ среды включает:
- анализ факторов среды, т.е. ее состояние;
- анализ природы изменения среды;
- выявление возможностей реагирования на эти изменения.
Среду можно разделить на среду ближайшего окружения (микросреда) и отдаленную (общую) среду фирмы (макросреда), т.е. различают внутреннюю и внешнюю среду организации.
Внутренняя среда организации – ситуационные факторы внутри организации, т.е. те условия, которые поддаются регулированию со стороны организации в процессе внутрифирменного планирования и управления. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации.
К факторам внутренней среды относят:
- цель – это конечный результат, которого стремится достичь организация;
- задача – определенная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки;
- структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации;
- технология – средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги;
- персонал (люди) – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми располагает организация на данный момент времени.
Работа персонала в организации должна строиться на основе организационной культуры - совокупности норм и правил, которым подчиняются сотрудники, решая поставленные перед ними задачи.
Все внутренние факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости (рис.2). Изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие.
Рисунок 2 - Взаимосвязь внутренних факторов
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на: 1) среду прямого воздействия, 2) среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К этим факторам относятся:
- поставщики - субъекты предпринимательской среды, обеспечивающие предприятие и его конкурентов необходимыми материальными ресурсами для производства конкретных товаров или услуг;
- потребители - фактические или потенциальные покупатели продукции предприятия,
- конкуренты - другие организации, предлагающие аналогичные товары; фирмы, производящие сходные товары, а также все организации, которые способны бороться за потенциальных клиентов;
- трудовые ресурсы,
- законы и государственные органы.
Среда косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:
- состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);
- политика (стабильность развития общества и государства);
- научно-технический прогресс;
- социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности); - международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);
- природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).
Организация зависит от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. При управлении необходимо учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.
Сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией отображен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Факторы окружающей среды организации
На основе информации об окружающей среде организация должна адаптировать к ней свою стратегию с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.