Способы передачи чужой речи
Теория:
В зависимости от способа передачи различают следующие разновидности чужой речи: прямую, диалог, косвенную, несобственно-прямую, цитаты.
Предложения с прямой речью
Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
1. «П(!?)», — а.
Пример:
«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).
2. А: «П(!?)».
Пример:
Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».
3. «П(!?), — а, — п(!?)».
Пример:
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).
4. «П(!?), — а. — П(!?)».
Пример:
«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».
5. «П(!?), — а: П(!?)».
Пример:
«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).
6. А: «П(!?)», — а.
Пример:
он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.
Диалог
Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.
Пунктуационное оформление диалога:
1. — Р(!?), — а.
Пример:
— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.
2. А:
— Р(!?).
Пример:
водитель уточнил:
— За угол красного кирпичного дома?
3. — Р(!?), — а. — Р(!?).
Пример:
— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!
4. — Р(!?), — а, — р(!?).
Пример:
— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.
5. А:
— Р(!?), — а.
Пример:
он сказал:
— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).
Предложения с косвенной речью
В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь. Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.
Пример:
ср.: Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если
скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
[Аверкию надо было подумать], (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная
речь.
Несобственно-прямая речь
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.
Пример:
Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро
умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.
Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.
Цитирование
Способы оформления цитат:
1. предложения с прямой речью.
Пример:
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»
2. Предложения с косвенной речью.
Пример:
Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»
3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.
Пример:
«По мнению Оскара Уайльда, "быть серьёзным — это несерьёзно!"»
4. Отдельные слова и словосочетания.
Пример:
«В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов называет Пушкина "невольником чести"».
5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Пример:
«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:
На лире скромной, благородной,
Земных богов я не хвалил...»
Предложение с дополнением
Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.
Пример:
«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».
Упражнения по теме
«Способы передачи чужой речи»
Упражнение 1.
Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью, составив схему предложения с прямой речью.
Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько
времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек
засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.
Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)
Упражнение 2.
Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому
вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс
незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал,
улыбаясь, мой сосед по купе
Упражнение 3.
Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки. Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?
10 января 189_ года
«Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику ивану ивановичу
Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:
Какова главная черта Вашего характера //
Прямота простота // откровенно ответил художник //
Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //
мужество, ум //
Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //
честность //
Ваше главное достоинство //
Откровенность //
Ваш главный недостаток //
Подозрительность, мнительность //
Каков Ваш идеал счастья //
душевный мир //
что было бы для Вас величайшим несчастьем //
Одиночество //
Кем бы Вы хотели быть //
действительно великим //
Как бы вы хотели умереть //
Безболезненно и спокойно. Моментально //
что Вас теперь больше всего интересует //
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда //
Смерть застала художника за работой у мольберта.
(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)
Упражнение 4.
Замените прямую речь косвенной речью.
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.