Лекция с практикумом по теме "Классификация предложений"
Оценка 4.7

Лекция с практикумом по теме "Классификация предложений"

Оценка 4.7
Лабораторные работы +4
docx
русский язык
11 кл
06.04.2020
Лекция с практикумом по теме "Классификация предложений"
предложение.docx

                                                                        Классификация предложений

ИЗУЧИТЕ    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ      МАТЕРИАЛ

Характеристика

Разновидность

Способ определения

По цели высказывания

Повествовательное

Повествует, в конце ставится точка.

Вопросительное

Содержит вопрос, в конце ставится вопросительный знак

Побудительное

Содержит побуждение к действию (просьбу или приказ)

По интонации конца

Восклицательное

Есть восклицание, ставится восклицательный знак.

Невосклицательное

 

По структуре

Простое

Есть только одна грамматическая основа

Сложное

(содержит несколько грамматических основ предложения)

ССП

                                         [    ],     [    ].              сочинительный

                                                                                  союз

СПП

[    ],(           ).

                                                                        подчинительный

                                       (       , [    ],    ).               союз или

                                                                          союзное слово

(         ), [    ].

БСП

[    ],[    ].

По наличию главных членов

Односоставное

Назывное

Главный член один - подлежащее

Определенно-личное

Главный член один – сказуемое.

Вместо подлежащего можно подставить местоимения 1лица, 2 лица, ед. и мн.числа: я, мы,  ты, вы

Неопределенно-личное

Главный член один – сказуемое. Вместо подлежащего можно подставить местоимение 3 лица,  мн.числа: они

Безличное

Главный член один – сказуемое. Нет и не может быть подлежащего, обозначает состояние человека, природы. Вместо подлежащего формально можно подставить местоимения, : оно, что-то, нечто

Обобщенно-личное

Главный член один – сказуемое.  Имеет смысл обобщенный – имеются ввиду все (пословицы, поговорки, афоризмы, лозунги, призывы)..

Двусоставное

Есть подлежащее и сказуемое.

По наличию второстепенных членов

Распространенное

Есть хотя бы один второстепенный член (дополнение, определение, обстоятельство)

Нераспространенное

Нет второстепенных членов предложения

По полноте

Полное

В наличии все члены предложения.

Неполное

Отсутствуют некоторые члены предложения (часто встречаются в разговорной речи)

По степени осложненности

Осложненное

Есть вводные слова

Есть однородные члены

Есть обращения

Есть обособления (причастный оборот, деепричастный оборот, уточняющий оборот, сравнительный оборот)

Неосложненное

Нет осложнений

 

ВЫПОЛНИТЕ   УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения по теме «Предложение»

Упражнение 1.

Прочитайте сочетания слов. Распределите сочетания слов по группам. Из данных вариантов сочетаний слов  выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.

 

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

Упражнение 2.

1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.

1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Упражнение 3.

Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

Упражнение 4.

Запишите предложения и выделите в них грамматические основы, определите разновидность простых предложений (даже в составе сложного) по наличию главных членов ( двусоставное или односоставное, если  односоставное, то какое)

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)

Упражнение 5

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте каждому из них полную характеристику

Образец: Люблю Отчизну я, но странною любовью! (М.Ю. Лермонтов)(  Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное)

Я хотел бы пройти сто дорог а прошёл пятьдесят. (А.В. Макаревич)

Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнажённую красную руку. (И.С. Тургенев)

И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь)

Внимать вам долго понимать душой всё ваше совершенство пред вами в муках замирать бледнеть и гаснуть вот блаженство! (А.С. Пушкин)

Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись в воздухе. (В.В.Набоков) 

Ты добр умён нежен благороден и... гибнешь! (И.А. Гончаров)

Друг нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.С. Грибоедов)

Не губи ты нашу душу выплесни ты нас на сушу! (А.С. Пушкин)

Пусть любовь совсем короткой будет и горькою разлука. Близко от тебя пройти позволь и запомнить голос твой. (Л.П. Дербенёв)

Паниковский вам было поручено встретиться сегодня с нашим подзащитным и вторично попросить у него миллион сопровождая эту просьбу идиотским смехом? (И.А. Ильф и Е.П. Петров)

Идёшь по весеннему парку благоухающему апрельскими ароматами и радуешься.


 

Классификация предложений ИЗУЧИТЕ

Классификация предложений ИЗУЧИТЕ

Классификация предложений ИЗУЧИТЕ

Классификация предложений ИЗУЧИТЕ

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений

Запишите предложения и выделите в них грамматические основы, определите разновидность простых предложений (даже в составе сложного) по наличию главных членов ( двусоставное или односоставное, если…

Запишите предложения и выделите в них грамматические основы, определите разновидность простых предложений (даже в составе сложного) по наличию главных членов ( двусоставное или односоставное, если…

Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись…

Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020