Лекция с практикумом по теме "Текст и комплексный анализ текста"
Оценка 5

Лекция с практикумом по теме "Текст и комплексный анализ текста"

Оценка 5
Лабораторные работы +1
docx
русский язык
7 кл—11 кл
06.04.2020
Лекция с практикумом по теме "Текст и комплексный анализ текста"
Текст_Комплексный анализ текста.docx

Тема: Текст и его основные признаки

Спишите лекционный материал в тетрадь и выполните задания:

Текст имеет следующие основные признаки:

—  включает в себя не менее двух предложений, то есть состоит из группы предложений. Текст отличается от предложения: в предложении передана отдельная мысль, эмоция, а в тексте отражается развитие мысли (мыслей);

—  предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что характеризует его смысловую и структурную организацию;

—  предложения в тексте связаны между собой общей темой, основной мыслью;

—  предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически, с по­мощью различных языковых средств;

—  текст всегда можно озаглавить.

Тема текста — это то, о чем в нем говорится. Она представляет собой смысловое ядро текста. В крупных художественных произведениях может быть несколько тем, но все они являются составной частью главной (основной) темы. В небольших по объему текстах, как правило, одна тема, определить которую можно, задав вопрос: о чем говорится в тексте?

Основная (главная) мысль текста, или идея — это его вывод. Основную мысль помогает определить ответ на вопрос: с какой целью автор написал текст?

Смысловая завершенность выражается в том, что содержание текста подчи­нено одной теме. Смысловое содержание текста автор раскрывает постепенно, деля темы на подтемы, которые в произведении могут оформляться отдельными абзацами. Подтемы в свою очередь делятся на микротемы. Раскрыть тему помогают ключевые слова, которые являются смысловым «каркасом» текста: если их исключить из текста, то нарушается его смысловая завершенность. В крупных произведениях ключевые слова могут объединяться в тематические группы.

Смысловая цельность тесно связана с идеей текста. Идея включает в себя осознание автором цели создания текста. В тексте различают следующие виды информации: фактическую (фактуаль-ную), концептуальную и подтекстовую.

Фактическая (фактуальная) информация — это сообщение о фактах, собы­тиях, явлениях, процессах, отраженных в тексте.

Концептуальная информация сообщает читателю субъективное, авторское понимание явлений, фактов, описанных в произведении, понимание их причин­но-следственных связей, значимости. Концептуальная информация извлекает­ся из всего содержания произведения. Текст любого стиля и типа речи обязательно содержит оба вида информации, так как именно они позволяют добиться смысловой цельности текста.

Подтекстовая информация в отличие от фактической и концептуальной присутствует только в художественных произведениях. Она не обозначена прямо словами, а только подразумевается. Подтекст — это авторский глубин­ный, истинный смысл высказывания, который полностью не выражен, но имеется в тексте и может быть в нем обнаружен.

Связность текста — важная характеристика текста. Она связана с таким его признаком, как членимость. Членение текста осуществляется следующим образом: книга (роман, повесть, рассказ), глава, абзац, предложение.

Абзац — это отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, в котором предложения объединены микротемой. Абзац имеет следующее строе­ние: зачин (начало), развитие мысли и концовка. Возможны отступления от этой структуры. Например, иногда может отсутствовать концовка. Это происходит в тех случаях, когда основная мысль, выраженная в начале, основной частью абзаца полностью исчерпана и нет необходимости ее повторять.

Предложения в тексте связаны между собой. Связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексических и грамматических).

Лексические средства связи: повтор слов, повтор однокоренных слов, синонимы, антонимы, тематические группы. При этом нужно отличать от лексических «постоянных» синонимов синонимы контекстуальные, которые не существуют вне контекста.

Грамматические средства связи: союзы и союзные слова, местоимения, наречия (в связи с этим, вот почему, однако, так как, поэтому, так же как и, вскоре, несколько дней спустя, когда и т. д.). Такую же функцию выполняют слова неподалеку, напротив, позади, под, над, рядом, вдалеке, вблизи, мимо; формы перечисления: во-первых, во-вторых, итак, следовательно.

Основу связности текста составляет то, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Поэтому предложения делятся на две части: известную (ее называют данным) и новую (ее называют новым). В данном повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связи. В новом содержится информация, которая развивает мысль, обогащает смысл высказывания. В связи с этим различают последовательную (цепную) связь предложений, параллельную и смешанную.

Наиболее распространенной является последовательная (цепная) связь. В этом случае новое первого предложения становится данным второго, а новое второго предложения — данным третьего и т. д. Таким образом, второе предло­жение связано с первым, третье со вторым и т. д. Схематически цепную связь можно изобразить таким образом:

 

 

 

1

 

2

 

3

 

 

Параллельная связь предложений в абзаце — это такой вид связи, при котором все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл.

 

1

 

 

1'

 

2

3

4

Смешанный вид связи — это такой вид связи предложений в абзаце, при котором цепная и параллельная связь предложений сосуществуют.

Рассмотрим пример последовательной (цепной) связи предложений в абзаце:

(1) Без трения ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле. (2) При ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. (3) Когда трение между подошвой обуви и землей (или льдом) мало, например, в гололед, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги очень скользят. (4) Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. (5) Это увеличивает силу трения между подош­вой обуви и льдом.

Пример параллельной связи предложений в абзаце:

(1) Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. (2) Мыши, например, спасаются на корягах и в птичьих гнездах. (3) Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. (4) Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода.

Пример смешанной связи предложений в абзаце:

(1) Цветы кувшинки очень любят тепло. (2) Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним. (3) Утром цветы кувшинки повернуты на восток. (4) В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. (5) Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю все меньше тепла, и цветы лилии закрываются и погружаются в воду.

В зависимости от содержания высказывания принято выделять три типа речи.

Повествование — это тип речи, который используется для отражения дей­ствий, событий, происходящих последовательно. В повествовании чаще всего используется цепная (последовательная) связь. Этот тип речи имеет четырехчастную композицию: начало действия, развитие действия, кульминация, конец действия.

Описание — это тип речи, который используется для характеристики пред­мета или явления. Чаще всего тексты-описания включают в себя три части: сначала передается общее впечатление от предмета, затем называются общие признаки предмета, затем дается оценка предмета. В описании чаще всего используется параллельный тип связи предложений.

Рассуждение — это тип речи, в котором дается объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. В рассуждении три части: тезис (основная мысль), доказательства, вывод. Вывод должен быть кратким и четким, выраженным в одном предложении, которое было бы связано с тезисом — либо подтверждая, либо опровергая его в зависимости от ставившейся задачи. Различают три вида рассуждений: рассуждение-доказательство, рас­суждение-объяснение, рассуждение-размышление.

Выполните самостоятельно следующие задания.

1.   Прочитайте предложения и выполните задания 1—2.

A)  Возможно, что именно эти лучи улавливают глаза совы, что помогает ей ночью видеть свою добычу.

Б) Если пучок света пропустить через призму, то он распадется на составляющие его лучи с разной длиной волн и частотой колебаний, которые воспринимаются нашим органом зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

B)  Их можно обнаружить с помощью различных приборов: например, фотографической пластинки и очень чувствительного термометра.

Г) Кроме видимых человеческим глазом лучей, пучок света составляют и невидимые лучи ультрафиолетовые и инфракрасные.

Д) Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

1.   Укажите последовательность, в которой должны следовать предложе­ния, чтобы получился текст.

1)  Д, А, Б, В, Г    3) Г, Д, В, А, Б

2)  Б, Г, В, Д, А    4) А, Г, Б, Д, В

2.   В каком предложении употреблены антонимы? 1) А    2) Б    3) В    4) Г    5) Д

2.   Прочитайте предложения и выполните задания 1—2.

A)  Как только станет поласковее мартовское или апрельское солнце, крылатые труженицы летят ему навстречу из своих опостылевших за долгую зиму жилищ.

Б) Сады и поле, буйно цветущие весной, невозможно представить без гудения пчел.

B)  А универсальность сотовой ячейки просто поразительна: это и колы­бель, и рабочий цех, и кладовая, и столовая, и комната отдыха медоносных пчел.

Г) Вдоволь насладившись теплым весенним воздухом, они возвращаются в свое гнездо, где уже зачаты малые детки пчелиные личинки. Д) Все удивительно и интересно в жизни пчел.

1.   Укажите последовательность, в которой должны следовать предложе­ния, чтобы получился текст.

1)  Б, А, Г, Д, В    3) А, Б, Г, В, Д

2)  А, Б, Г, Д, В    4) Б, А, Г, В, Д

2.  В каких предложениях употреблены слова и словосочетания, синонимич­ные понятию улей!

1) А, Б, В    2) А, В, Г    3) В, Г, Д    4) А, Г, Д

3.   Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Вечером музыкант сидел дома один: он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет. (2) Он перестал играть. (3) На улице шел поток урагана худо, наверное, теперь воробьям. (4) Старик подошел к окну и послу­шал силу бури сквозь замороженное стекло. (5) Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?                       (А. Платонов)

1.  В каком значении употреблено в тексте слово бедный (бедная душа)?

1)  не имеющий денег

2)  содержащий небольшое количество красок

3)  опустошенный

4)  нищий

2.   К какому стилю относится текст?

1)  к публицистическому

2)  к художественному

3)  к разговорному

4)  к научному

3.   Каков тип речи?

1)  описание

2)  рассуждение

3)  повествование

4)  повествование с элементами рассуждения

4.  Какую цель выполняет 5-е, вопросительное, предложение в тексте?

1)  Вносит элемент рассуждения в повествование.

2)  Соединяет части текста.

3)  Требует ответа, который находится в предшествующем повествовании.

4)  Содержит опровержение того, о чем говорится в повествовании.

5.  Какое из языковых средств выразительности используется в 3-м, 4-м и 5-м предложениях этого текста?

1)  метафора  2)  эпитет   3)  антитеза     4)  олицетворение

Комплексный анализ текста

Текст № 1

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

Задания

1. Прочитайте стихотворение А. Фета «Только в мире и есть...». Какие чувства вызывает оно у вас?

2.   Как природа и душа человека входят в поэтический мир А. Фета? Заполни пробелы в предложениях: Пейзаж в лирике А. Фета — это … Для воспроизведения внутреннего мира поэт пользуется целой системой поэтических средств: эпитеты…., анафора…,  которые выполняют в стихотворении одну и ту же функцию….

3.   Постройте словообразовательную цепочку слова задумчивый. Определите способы образования каждого слова.

4.   Из текста стихотворения выпишите наречие образа действия.

5.   Выпишите из текста стихотворения подчинительное словосочетание, где зависимым словом является существительное с предлогом. Определите тип связи слов в словосочетании.

6. Определите вид предложений, составляющих текст стихотворения. Охарак­теризуйте их.


 

Тема: Текст и его основные признаки

Тема: Текст и его основные признаки

Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексических и грамматических)

Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексических и грамматических)

Этот тип речи имеет четырехчастную композицию: начало действия, развитие действия, кульминация, конец действия

Этот тип речи имеет четырехчастную композицию: начало действия, развитие действия, кульминация, конец действия

Он перестал играть. (3) На улице шел поток урагана — худо, наверное, теперь воробьям

Он перестал играть. (3) На улице шел поток урагана — худо, наверное, теперь воробьям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020