Лекция: «Творческая деятельность на уроках музыки».
Характеристика детского творчества:
Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид деятельности учащихся, связанный с элементами сочинения и импровизацией. Однако на практике это нередко сводится к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда музыкальное мышление движется по заранее определенному пути. Но творчество – это не работа по образцу.
Критерием детского творчества (по Л.В. Школяр) выступает не обязательно что-то законченное (например, заключительная фраза попевки, которая «досочиняется»), а некая «предуготовленность» к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, линии и т.д.
Смысл предуготовленности к творчеству в том, что в душе школьника может звучать музыка, он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока еще не материализоваться в четкой форме, в конкретной мелодии. Именно эта внутренняя работа гораздо важнее законченного результата, особенно на начальном этапе вхождения в музыку.
Исполнение детьми своих сочинений часто вызывает у них разочарование, так как воплощение замысла оказывается гораздо беднее того звучания, которое ученик представлял внутри себя. Непонимание природы детского творчества, желание педагога непременно получить результат, могут привести к травмированию детской психики и нарушению естественности и свободы творческого процесса. Отсюда два важных следствия:
1) главным для учителя должно быть не столько наблюдение за обучением детей, сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром;
2) отказ от штампов и стереотипов педагогического мышления. Самое главное – умение педагога увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом.
Итак, под творческой деятельностью детей в процессе обучения понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько сам творческий процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстетического, художественного восприятия-сопереживания искусству, пробуждение на этой основе способности к импровизации, к продуктивному самовыражению (Н.А. Терентьева).
Согласно Л.С. Выготскому: «…высшие достижения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением этому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».
Д.Б. Кабалевский считает, что: «Творческое начало может проявляться у ребят уже с первого класса: в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать), в собственных предложениях о характере исполнения произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы и т.д.».
В процессе созидания определяются два основные момента – восприятие и самовыражение.
Таким образом, поскольку урок музыки – урок творческого типа, он весь, во всех формах и видах деятельности, должен опираться на организацию творчества детей в самых разных его проявлениях. Поэтому творческая деятельность не обязательно должна выделяться как самостоятельная, важно, чтобы она пронизывала весь урок. И лишь при организации собственно «композиторской деятельности» (сочинение, развернутая импровизация) ее целесообразно выделить в самостоятельный этап урока.
Творчество детей в любом проявлении должно опираться на восприятие музыки, проживание ее, осмысление художественного образа. В то же время творческие задания могут и должны способствовать этим процессам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.