Семья…Как много она значит для каждого из нас. Именно здесь закладываются основы формирования характера человека, его нравственного и правового развития жизненных устремлений , отношение к другим людям и обществу. Словом, семья- основа не физического. Но и духовного, гражданского становления личности.Семья…Как много она значит для каждого из нас. Именно здесь закладываются основы формирования характера человека, его нравственного и правового развития жизненных устремлений , отношение к другим людям и обществу. Словом, семья- основа не физического. Но и духовного, гражданского становления личности.
Семья…Как много она значит для каждого из нас. Именно здесь
закладываются основы формирования характера человека, его
нравственного и правового развития жизненных устремлений ,
отношение к другим людям и обществу. Словом, семья основа не
физического. Но и духовного, гражданского становления личности.
Таким образом, семья не просто личный союз, она частица нашего
общества, первичная ячейка. И как от устоев и заботы общества во
многом зависят условия существования семьи, так и от того , каким
духовно и физически формируется в семье подрастающее поколение,
зависит, как сложится отчетливая линия жизни подростка.
Чтобы воспитать убежденного , всесторонне развитого человека,
нужно, как говорил А.С.Макаренко, проектировать характер, т.е.
уметь представить себе во всех деталях личность человека, которого
собираешься вырастить. А потом перед родителями встает вторая,
ещё более сложная задача: добиваться того, чтобы семейная
воспитательная практика ни в большом, ни в малом не противоречила
продуманному проекту.
Основой родительского авторитета является моральный облик
родителей: высоконравственное поведение на работе и в быту.
Воспитание дисциплины в семье не может строиться на ложно
понятой любви к детям. Между тем некоторые родители потакают
капризам детей, беспечно относятся к их проступкам, грубости по
отношению к старшим и т.п. Любовь к детям должна исходить из
норм и требований гуманизма. Требовательность к ребенку надо
сочетать с уважением к нему. В своем обращении со школьниками
родители должны усвоить спокойный, уравновешенный,
приветливый, но вместе с тем решительный тон, когда выражается то
или иное требование.
Важнейшим условием успеха воспитания детей в семье является
создание целеустремленного, дружного семейного коллектива,
объединенного сознательной, радостной, творческой трудовой
деятельностью, подчиненной интересам общества.
Воспитание это беспрестанный поиск. Это сложный творческий
процесс, где есть поражения и победы. Родители , выполняя
ответственные и благородные обязанности по воспитанию детей,
должны овладеть теорией и методикой воспитательной работы в
семье. В этом им поможет педагогическая литература и постоянное
общение с учителями.
Долг родителейдонести до детей правовые нормы, воспитать
бережное отношение к общественной собственности, к домашнему
имуществу. Здесь нельзя ограничиться только беседами иразъяснениями, необходимо с ранних лет приучать к порядку,
бережливости.
Необходимым условием воспитания является единство требований
со стороны школы и семьи, а также каждого из родителей и взрослых
членов семьи. Особенно вредно отражается на воспитании
разноречивость нравственных требований родителей к поведению
детей. Разноречивость требований ослабляет волю ученика,
способствует иногда развитию дурных качеств: неискренности,
угодничества, приспособленчества.
Чтобы обеспечить единство требований школы и семьи, родители
должны знать «Правила для учащихся », обсуждать их с детьми и
добиваться выполнения ими этих правил.
Каждый ребенок имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на
образование и т.д.
В нашей республике действует главный закон, защищающий права
ребенка, «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной
Ассамблеей Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, в положении
которой содержится полный перечень прав ребенка как человека.
Права детей подлежат защите как до, так и после рождения,
подчеркивается в преамбуле. Константируется также важнейший
социально правовой принцип: интерес ребенка всегда должен
преобладать над интересами родителей, местного сообщества, церкви
и государства.
В Конвецииизлагаются личные, социальные, культурные и
политические права ребенка, такие, как право на жизнь, право на
выживание и развитие, на безотлагательную регистрацию после
рождения; на имя с рождения; на получение национальности; право
знать родителей и воспитываться ими; сохранять свою
индивидуальность, включая гражданство, национальность, имя и
семейные отношения ; выражать свои мысли. Здесь же говорится о
праве на свободу мысли, совести и религии, на свободу от мучений,
жестокости или наказания.
К примеру, статья 6 гласит:
«1. Государстваучастники признают, что каждый ребенок имеет
неотъемлемое право на жизнь.
2.Государства участники обеспечивают в максимально возможной
степени выживание и здоровое развитие ребенка».
В Конвенции особо подчеркнута ответственность родителей за
реализацию личных прав ребенка: « для полного и гармоничного
развития его личности необходимо расти в семейном окружении, всемье как основной ячейке общества и естественной среде для роста
и благополучия…»
«…Государства участники, гласит статья5, уважают
ответственность, права и обязанности родителей… должным образом
управлять и руководить ребенком в соответствии с развивающимися
способностями ребенка».
В Конвенции также подчеркивается право детей не быть лишенными
родителей вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое
разлучение необходимо в интересах детей.
Учтены права и обязанности детей в ныне действующей
Конституции Республики Казахстан. Статья 27 Конституции гласит :
«Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и
обязанностью родителей».
Готовясь жить в правовом государстве, мы должны и детей научить
жить в соответствии с законами. Поэтому Конвенция ООН и
разработка Закона РК о правах имеют и педагогический аспект.
Стержневым в формировании личности должно стать уважительное
отношение к закону. Учиться жить по закону , уважать закон и
выполнять его человек должен с малых лет, с семьи, детского сада,
школы.
Личный пример и авторитет родителей одно из важных условий
воспитания детей в семье.Атмосфера творческого труда на благо
Родины и взаимного уважения в семье благоприятные условия для
воспитания детей. Родители должны чаще разъяснять им в доступной
возрасту форме требования сознательной дисциплины.
Обязанность родителей состоит в том, чтобы контролировать и
направлять поведение детей не только дома, но и в школе, и вне
школы. Следует уделять больше внимания организации отдыха детей,
их физическому воспитанию.
Единство усилий семьи, школы и общественности неотъемлемое
требование педагогики. Современная многоступенчатая семья может
успешно выполнять свои функции, если в ней найдет место
гармоническое сочетание психологических особенностей всех
поколений и их правовое воспитание, которые в меру своих сил и
возможностей будут осуществлять важнейшую задачу формирования
личности детей, сохранения вместе с тем активной жизненной
позиции во всех сферах производственной, общественной и
культурной жизни нашей Родины.