Я предлагаю разыграть сценку, в которой возможно кто-то увидит себя или своего ребёнка. Обратите внимание, как меняется смысл и тон произносимых слов.
Я прошу выйти одного желающего, который сыграет роль ребенка.
Выберите, пожалуйста, среди присутствующих любого человека, в котором вы видите поддержку.
Встаньте, пожалуйста, за спиной «моего ребенка», приложите руки к его спине и ни в коем случае не отпускайте его, что бы ни случилось.
Давайте представим, что это моя маленькая дочь, первоклассница. Это очень подвижный, любознательный ребенок, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы спешим на автобус. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39 Г. КРАСНОДАРА
Лекция для родителей
«Я тебя люблю»
Классный руководитель
6 «В» класса
Матренина Т.И.Форма проведения: Лекция с применением информационно
коммуникационных технологий, предназначена для родителей учащихся
младшего и среднего школьного возраста.
Задачи: способствовать единению, сплочению семьи, установлению
взаимопонимания родителей и детей.
Подготовительная работа: до лекции провести опрос учащихся класса
попросив ответить их на вопрос: « Какие советы вы бы дали своим
родителям по правильному воспитанию вас?» Подготовить памятки
родителям (приложение 1). Подготовка мультимедийной презентации с
фотографиями детей, музыкальное сопровождение( песня LOVE)
Ожидаемый результат: создание комфортных условий для ребенка в
семье, развитие педагогического такта родителей при общении с ребенком.
Звучит песня «Любовь», через проектор демонстрируются слайды с
фотографиями детей.
Лекция
Почему вы проснулись, ослепленные солнцем? Почему за окном
серебрилась роса? Почему её капельки как зеркала отражали повсюду
вашу улыбку? Почему вы проснулись с предвкушением счастья?
Потому, что настало утро нового дня. Дня волшебных общений с вашим
ребенком, постижения непостижимой поэзии. Вы проснулись факиром,
всемогущим факиром. И ведь это не грёзы, а это реальность, потому что
Вам, будничным и прозаичным, удалось сотворить чудо. Удалось
сотворить. Что творил раньше Бог. Вы земные, неожиданно создали
божественное ….. лучезарного, солнечного малыша.
Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего
ребенка?
Ктото говорит, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем,
интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду, вещи
…… А в последнее время я все чаще слышу, что любить своего ребенка –
это говорить ему: «Я тебя люблю»
Готовясь к сегодняшнему собранию, я провела анкетирование и 92 %
ребят не хватает слов любви.
Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких
людей. Они питают все существование малыша, а потом и существование
повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они
переносят на вновь созданные семьи.
Слайды детей и их родителей.
Для того, чтобы повторить Вас в потомках. Вашу мимику, жесты,
улыбку и смех… Ваши думы и мысли, надежды и чаяния. Цвет волос,разрез глаз… даже вашу курносость.… Или, может быть, правильный
греческий нос. Ослепительность солнечных капель веснушек…. Он….
повторит, что кажется неповторимым, и сумеет продлить вашу жизнь.
Что значит принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его
просто потому, что он есть. Ведь когда он родился, родители ничего от
него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был
здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него
внимание всякий раз, когда ему это было необходимо.
А сейчас он подрос, и отношение к нему изменилось, бывает так, что
трудно поверить, что для родителей он попрежнему в радость.
Я предлагаю разыграть сценку, в которой возможно ктото увидит себя
или своего ребёнка. Обратите внимание, как меняется смысл и тон
произносимых слов.
Я прошу выйти одного желающего, который сыграет роль ребенка.
Выберите, пожалуйста, среди присутствующих любого человека, в
котором вы видите поддержку.
Встаньте, пожалуйста, за спиной «моего ребенка», приложите руки к его
спине и ни в коем случае не отпускайте его, что бы ни случилось.
Давайте представим, что это моя маленькая дочь, первоклассница. Это
очень подвижный, любознательный ребенок, задающий кучу вопросов,
даже в тот момент, когда мы спешим на автобус. Я беру тебя за руку, и
мы побежали.
Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
1 – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь
головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть по сторонам!
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок
может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказала
мама. ( Я завязываю ребенку глаза).
Мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою
подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно
слушает, а потом говорит:
– Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши
развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой уши!
(Завязываю ребенку уши).
Мы выходим из автобуса, распрощавшись с подругой, бежим по дороге.
При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
– Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей
ластик пообещала принести, тот что..
– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да
можешь ты в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот! (Завязываю
ребенку рот)
Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше.Моя дочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какуюто
веточку. Я бью ее по рукам и говорю:
– Что у тебя за руки, что ты их все время кудато суешь, не можешь без
этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Завязываю ребенку руки)
Тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:
– Ты где этому научилась? Что это ещё такое? Перестань дрыгать
ногами! Стой смирно! (Завязываю ребенку ноги)
Я смотрю на час, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять
ребёнка:
– Что ты тянешься, копуша? Делай шаг шире! Ты что, ходить
разучилась? Иди быстрей! Дай руку! Не руки, а крюки – не писать
нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся,
что ты как слепец идёшь! Да не молчи же ты, я с тобой разговариваю! Ты
что, оглохла?
Ребёнок, естественно начинает плакать.
А я продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет делать,
забыв о том, что сама же всё ей запретила: смотреть, слышать,
говорить, бегать, трогать, да ещё и плакать нельзя, т.е. наложили запрет
даже на чувства.
Ребёнку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать
то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать и это право.
А не кажется ли вам, что эту сцену вы уже гдето видели.
Развязываю ей всё. Давайте спросим у нашего помощника, какие чувства
она испытывала? О чём думала?
– Что являлось поддерживающим моментом, что помогало вынести
несправедливые слова матери? (Ты ощущала поддержку человека,
стоящего сзади?)
– А что чувствовали вы? (спрашиваю того человека, который стоял
сзади)
– Поблагодари, пожалуйста, за оказанную помощь того, кто тебя
поддерживал.
Очень часто в жизни бывает, что этой поддержкой является
посторонний человек и хорошо, если он оказывается рядом в нужный
момент. А каково тому ребёнку, у которого даже такой поддержки нет?
Благодарю помощников, прошу занять место в зале.
«Вот в такое состояние мы вгоняем своих детей и при этом преследуем
благородные цели воспитания. Ребёнку невыносимо слышать такие слова
от родных, он может замкнуться. Что тогда делать? Как себя вести?
Что предпринять?
Если вы видите своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете
и должны сделать – это обнять его, прижать к себе и держать возле
себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он
сам отойдёт. При этом вы ни в коем случае не похлопываете его по спинеи не поглаживаете, будто бы произошедшее – мелочи, что «до свадьбы
заживёт». Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно
посидеть рядом, подержав его за руку. Говорят, что руку ребёнка надо
держать до тех пор, пока он е сам не обнимет.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует
обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что 4 объятия
совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего
самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Для того, чтобы ребёнок
развивался интеллектуально, – 12 раз в день! Ребёнок должен знать, что
родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось. Это
питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же
он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении,
а то и нервнопсихические заболевания. Оказывается, детям, да и вообще
любому взрослому необходимы объятия для того, чтобы почувствовать
свою нужность.
Психологами доказано, что потребность в любви – одна из
фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение –
условие нормального развития ребёнка. Поэтому я вам сегодня даю
домашнее задание – обнять всех, кто живёт с вами в доме и проследить
за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что
нибудь сказать каждому, если захочется.
А пока – наслаждайтесь общением с Чудом. Берегите его и колдуйте над
ним! Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, совою
крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни,
её лабиринтам, словно гид – гид, который осилил уже этот путь. Будьте
другом его, станьте Верой, Надеждой…. А с любовью к вам он сам пришёл
в этот мир.
Раздаются памятки родителям (приложение 1)
Приложение 1
Памятка для родителей
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его пси
хологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально.
Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его
будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком,
не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение,
ненавязчивые советы.Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать
вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные
вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?»,
«Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных
неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его
жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из
общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости,
любви и уважения.