Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Оценка 4.8
Лекции
doc
родителям
5 кл
31.05.2017
В законе РФ «Об образовании» в числе различных социальных гарантий, предоставляемых учащимся, постулированы и гарантии прав обучающихся на охрану их здоровья. Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное. Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что количество практически здоровых подростков постоянно уменьшается. К сожалению, приходится признать, что ухудшение здоровья школьников – общая тенденция в стране.В законе РФ «Об образовании» в числе различных социальных гарантий, предоставляемых учащимся, постулированы и гарантии прав обучающихся на охрану их здоровья. Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное. Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что количество практически здоровых подростков постоянно уменьшается. К сожалению, приходится признать, что ухудшение здоровья школьников – общая тенденция в стране.
родительское собрание.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СУЛУКСКОГО СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Лекция для родителей
«Здоровье детей – забота общая»
Величко Ольга Арсентьевна
учитель биологии и географии
МБОУ СОШ № 20 п. Сулук
п. Сулук
1 2015г.
Здоровье детей – забота общая.
Проблемы, причины, решения.
В законе РФ «Об образовании» в числе различных социальных гарантий,
предоставляемых учся, постулированы и гарантии прав обучающихся на
охрану их здоровья прежде всего – через соблюдение требований и условий
обучения, зафиксированных в Санитарных правилах и нормах (СанПиН
2.4.2.117802), утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора.
Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное.
Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что
количество практически здоровых подростков постоянно уменьшается. В
настоящее время доля здоровых детей среди школьников младших классов
составляет 10 12%, среднего звена 8%, а старших классов – всего
5%.Отличается рост употребления алкоголя, национальным бедствием
становится СПИД, продолжает расти число курящих детей. Первые «пробы»
приходятся на возраст 11 12 лет, среди учащихся 7 8 классов.
Систематически курят 8 12% , в старших классов – 21 24%. И, конечно,
особую актуальность приобретает в последнее время проблема наркомании. С
1997 года смертность от употребления наркотиков возросла среди детей в 42
раза (данные из доклада Председателя Комитета по охране здоровья и спорту
Госдумы РФ, май 2000г.). 40% школьников хронически больны, 50% имеют
морфофизиологические отклонения, до 80% страдают различными нервно
психическими расстройствами. На лицо деградация молодых поколений
России: вместо акселерации имеет место децелерация (за последние годы в 20
раз увеличилось количество низкорослых). Ежегодно до трехсот тысяч
юношей (35%) не идут на военную службу по медицинским показаниям. К
сожалению, приходится признать, что ухудшение здоровья школьников –
общая тенденция в стране. И решение этой проблемы – не только в усилении
ответственности учреждений медицинского профиля, которые в основном
занимаются лечением, а не профилактикой заболеваний, и не только в
соблюдении СанПиНов в школах. Сама проблема значительно сложнее, чем,
кажется. Она возникла в недрах общего нашего неблагополучия и основные
причины высокого уровня заболеваемости, снижение резервных возможностей
организма, способности противостоять разнообразным неблагоприятным
воздействиям связаны с общим социально – экономическим и духовным
состоянием общества. И самое печальное то, что для России до сих пор
остается характерным пренебрежение ценностью человеческого здоровья и
самой жизни – как на уровне государственной политики, так и в
2 общественном и индивидуальном сознании. Отсюда – необходимость
изменения общественного и индивидуального отношения к здоровью.
Оно должно рассматриваться не как предпосылка или условие человеческого
бытия, но как один из смыслообразующих компонентов успешной и
счастливой человеческой жизни.
Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в
1992 – 1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных
наций и государств и оценившие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность
России оценили лишь в 1,4 бала. Это уровень, ниже которого начинается
необратимая деградация страны. Подтверждением выводов ЮНЕСКО и ВОЗ
служит противоестественная убыль населения страны (превышение
смертности над рождаемостью), которая составила в 1992 году – 220 тыс.
человек, в 1993 году – 750 тыс., в 1994 году – 920 тыс. человек. В настоящее
время народ России вымирает со скоростью более 1,5 млн. человек в год. Чем
можно объяснить такую ситуацию? В средствах массовой информации
приводятся такие причины, как недостаток продуктов питания, нехватка
денег на народное образование и социальные программы, ухудшение
экологической ситуации, дефицит йода в воде.… А главные причины
скрываются. Почему же тогда в регионах с экологически чистой водой,
воздухом и пищей ситуация со здоровьем детей столь же печальна? Почему,
например, в Ялте, в этой всемирной здравнице, среди первоклассников – уже
20% с анемией, нервнопсихических расстройств, стало среди детей в 5 раз
больше. Почему в таком относительно благополучном городе, как Стрежевой
энцефалопатия возросла в 2,4 раза, синдром дыхательных расстройств – почти
в 3 раза. Количество нервнопсихических отклонений среди призывников
возросло в … 12 раз, достигнув запредельного уровня – 45%. Как же можно
объяснить нарастающую среди подростков психическую эпидемию…
дефицитом йода в воде?! Ни одно исследование не выявило, что нервно
психические нарушения носят йодноэпидимический характер. Недостаток
денег? Среди школьников детей богатых «новых русских», обучающихся в
элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно психических нарушений в
1,5 – 2 раза больше, чем в нищих государственных школах. Почему в
голодном, блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была
выше, чем в 90 годы у нас в стране? Конечно, здоровье человека зависит от
того, чем он дышит, в каких условиях живет, что и сколько ест. Но речь
сейчас о другом. Что ели солдаты на фронте, в каких условиях находились.
Однако, именно, на фронте зарубцовывались язвы желудка, исчезал
ревматизм. Так может быть, здоровье – это не медицинская категория?
Медицинская категория – это болезнь. Здоровье – категория резервов жизни,
жизнеспособность человека как целостного существа в единстве его телесных
и психических характеристик.
жизнеспособность
формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики.
Следовательно, здоровье категория педагогическая. В этом и состоит суть
Такие резервы,
3 проблемы. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе
воспитания человека в семье и школе. А задача медицинская другая – лечить
болезнь, поскольку она уже возникла. Так в чем же причина описанной
ситуации? И есть ли из нее выход? Безвыходных ситуаций для общества не
бывает. Основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе
воспитания детей, как в семье, так и в школе. Большинство детей уже
рождаются ослабленными, а родители еще более усугубляют их состояние.
Раньше, когда не было приспособлений цивилизации, с помощью которых
родители «облегчают» себе и своему ребенку жизнь (коляски, каталки,
подпорки), дети очень много двигались – ползали, ходили, бегали. В
постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность. Ведь
недостаток движения ведет к задержке телесного и психического развития. А
что современные родители? Они делают все для того, чтобы ребенок двигался
как можно меньше. Хотят как лучше, а получается, что воспитывают
поколение «расслабленных». Облегчая себе жизнь, они осложняют жизнь
своим детям, сея в них семена болезней и немощи. Христос так лечил
расслабленных: «Встань и ходи!», т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А
что в школе. В течение всего урока дети практически без движения. За
партами при письме они находятся в позе напряженно – неестественной – позе
древнеегипетского раба, старчески согнувшись и вцепившись в ручку. Вот это
есть первый признак несвободы. При таком закрепощении ребенок уже через
10 15 минут (особенно во время контрольных работ) испытывает нагрузки,
сравнимые с теми, что переживают космонавты при старте. Результат – так
называемый «школьный шок» и ранняя стенокардия. Второй признак
несвободы – построение учебного процесса, оторванного от реальной живой
жизни, лишенных живого творчества. Люди, выращенные на таких методиках,
не могут быть свободными.
Второй фактор – это продолжительное воздействие закрытых помещений и
ограниченных пространств, в школах. В этих условиях происходит угасание
образно чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов,
угнетение эмоциональной сферы детей.
Третий фактор – чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального»
развития в ущерб чувственному, эмоционально – образному. Раннее, начиная
уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к
шизоидной интоксикации сознания.
На парламентских слушаниях был сделан вывод о том, что нынешнее
состояние системы образования России является одним из главных факторов,
угрожающих национальной безопасности страны. Словесные заклинания о
«вымирании нации» ни к чему не приведут. Нужно действовать, тем более что
соответствующие технологии – простые, дешевые и эффективные давно
существуют.
прекратить безответственное
экспериментаторство (инновации ради инноваций) в системе дошкольного и
школьного воспитания. С этой целью разработана новая концептуальная
прежде всего,
Надо,
4 платформа строительства отечественной школы и целостная
методологическая система телесного сенсорного и психомоторного
раскрепощения учащихся, основанная на принципах трудового и
художественного творчества. Необходимо проводить занятия в режиме смены
динамических поз. Для этого используется специальная мебель конторки.
Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть сидит за конторкой. Тем
самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник – основа
энергетики человеческого организма. В процессе урока мы используем
специально разработанную схему зрительных траекторий, расположенную на
потолке, «переключение» ближнего зрения на дальнее, различные
офтальмотренажеры, специальное «экологическое» панно и другие методики,
расширяющие зрительные горизонты и развивающие воображение. А также
специальные художественно – образные каллиграфические прописи,
развивающие психомоторную систему «глаз – рука». Во время урока дважды
проводится короткая физкультурная разминка.
Ребенок должен рассматриваться не как «объект», а здоровье, которого
пекутся государство, общество, медицина, школа. Ребенок в педагогическом
процессе должен обрести качество «субъекта», осознающего индивидуальную,
личную ценность здоровья.
Следовательно, начать нужно с того, что необходимо настраивать ученика на
здоровый образ жизни. Он должен захотеть быть здоровым. Быть здоровым –
естественное состояние человека. Здоровье означает не только отсутствие
болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье
– одна из важнейших ценностей человека. Что такое здоровый образ жизни в
обычном представлении? Он включает в себя:
Соблюдение режима учебы, отдыха, сна.
1.Двигательную активность, включающую систематические занятия ходьбой
на воздухе, оздоровительным бегом, ритмической гимнастикой, доступными
видами спорта.
2.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления,
аутогенной тренировки.
3.Разумное использование методов закаливания, водных процедур.
4.Рациональное питание.
5.Отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
6.Неконфликтное выстраивание межличностных отношений.
Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Решая ее,
необходимо повышать роль личностных качеств, школьника в сознательном и
волевом принятии названных принципов здорового образа жизни, а забота о
здоровье, его укрепление должны стать не стереотипными, а ценностными
мотивами поведения.
Необходимость формирования установки на здоровый образ жизни, новой
системы ценностей, стимулировало необходимость в подготовке специалиста
совершенно новой квалификации. Предполагалось, что этот специалист
5 сможет выполнять очень важную задачу – воспитание у детей и подростков
всей палитры культуры здоровья, включая физическое, психическое,
социальное, репродуктивное. Такой подход намного экономичнее, чем
восстановление утраченного здоровья.
В стране создаются центры содействия укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников образовательного учреждения.
В настоящее время предмет и метод валеологи, как нового научного
направления, находится на стадии теоретического осмысления. Валеология,
как научное направление, должна найти эффективный способ обслуживания
учебновоспитательного процесса в школе, а как вузовская дисциплина,
призвана формировать новое мировоззрение, переосмысление знаний, уже
полученных в рамках других учебных дисциплин, с позиций понимания
здоровья, как наиболее значимого атрибута полноценной жизни.
6
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.