Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Оценка 4.8

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Оценка 4.8
Лекции
doc
родителям
5 кл
31.05.2017
Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
В законе РФ «Об образовании» в числе различных социальных гарантий, предоставляемых учащимся, постулированы и гарантии прав обучающихся на охрану их здоровья. Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное. Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что количество практически здоровых подростков постоянно уменьшается. К сожалению, приходится признать, что ухудшение здоровья школьников – общая тенденция в стране.В законе РФ «Об образовании» в числе различных социальных гарантий, предоставляемых учащимся, постулированы и гарантии прав обучающихся на охрану их здоровья. Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное. Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что количество практически здоровых подростков постоянно уменьшается. К сожалению, приходится признать, что ухудшение здоровья школьников – общая тенденция в стране.
родительское собрание.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СУЛУКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»                                                                                                                    Величко Ольга Арсентьевна                                                                 учитель биологии и географии                                                                      МБОУ СОШ № 20 п. Сулук                              п. Сулук 1 2015г. Здоровье детей – забота общая. Проблемы, причины, решения. В   законе   РФ   «Об   образовании»   в   числе   различных   социальных   гарантий, предоставляемых   уч­ся,   постулированы   и   гарантии   прав   обучающихся   на охрану их здоровья ­ прежде всего – через соблюдение требований и условий обучения,   зафиксированных   в   Санитарных   правилах   и   нормах   (СанПиН 2.4.2.1178­02), утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора. Но заявленные гарантии – это одно, а действительность – несколько иное. Современные статистические данные неутешительны. Они говорят о том, что количество   практически   здоровых   подростков   постоянно   уменьшается.   В настоящее время доля здоровых детей среди школьников младших классов составляет   10   ­12%,   среднего   звена­   8%,   а   старших   классов   –   всего 5%.Отличается   рост   употребления   алкоголя,   национальным   бедствием становится СПИД, продолжает расти число курящих детей. Первые «пробы» приходятся   на   возраст   11­   12   лет,   среди   учащихся   7   ­8   классов. Систематически курят 8 ­12% , в старших классов – 21 ­24%. И, конечно, особую актуальность приобретает в последнее время проблема наркомании. С 1997 года смертность от употребления наркотиков возросла среди детей в 42 раза (данные из доклада Председателя Комитета по охране здоровья и спорту Госдумы РФ, май 2000г.). 40% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические   отклонения,   до   80%   страдают   различными   нервно­ психическими   расстройствами.   На   лицо   деградация   молодых   поколений России: вместо акселерации имеет место децелерация (за последние годы в 20 раз   увеличилось   количество   низкорослых).   Ежегодно   до   трехсот   тысяч юношей (35%) не идут на военную службу по медицинским показаниям. К сожалению,   приходится   признать,   что   ухудшение   здоровья   школьников   – общая тенденция в стране. И решение этой проблемы – не только в усилении ответственности   учреждений   медицинского   профиля,   которые   в   основном занимаются   лечением,   а   не   профилактикой   заболеваний,   и   не   только   в соблюдении СанПиНов в школах. Сама проблема значительно сложнее, чем, кажется. Она возникла в недрах общего нашего неблагополучия и основные причины высокого уровня заболеваемости, снижение резервных возможностей организма,   способности   противостоять   разнообразным   неблагоприятным воздействиям   связаны   с   общим   социально   –   экономическим   и   духовным состоянием   общества.   И   самое   печальное   то,   что   для   России   до   сих   пор остается   характерным   пренебрежение   ценностью   человеческого   здоровья   и самой   жизни   –   как   на   уровне   государственной   политики,   так   и   в 2 общественном   и   индивидуальном   сознании.   Отсюда   –  необходимость изменения общественного    и индивидуального отношения к здоровью. Оно должно рассматриваться не как предпосылка или условие человеческого бытия,   но   как   один   из   смыслообразующих   компонентов   успешной   и счастливой человеческой жизни. Специалисты   ЮНЕСКО   и   Всемирной   организации   здравоохранения,   еще   в 1992   –   1993   годах   исследовавшие   проблему   жизнеспособности   различных наций и государств и оценившие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 бала. Это   уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. Подтверждением выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит   противоестественная   убыль   населения   страны   (превышение смертности над рождаемостью), которая составила в 1992 году – 220 тыс. человек, в 1993 году – 750 тыс., в 1994 году – 920 тыс. человек. В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 млн. человек в год. Чем можно   объяснить   такую   ситуацию?   В   средствах   массовой   информации приводятся   такие   причины,   как   недостаток   продуктов   питания,   нехватка денег   на   народное   образование   и   социальные   программы,   ухудшение экологической   ситуации,   дефицит   йода   в   воде.…   А   главные   причины скрываются.   Почему   же   тогда   в   регионах   с   экологически   чистой   водой, воздухом и пищей ситуация со здоровьем детей столь же печальна? Почему, например, в Ялте, в этой всемирной здравнице, среди первоклассников – уже 20% с анемией, нервно­психических расстройств, стало среди детей в 5 раз больше. Почему в таком относительно благополучном городе, как Стрежевой энцефалопатия возросла в 2,4 раза, синдром дыхательных расстройств – почти в   3   раза.   Количество   нервно­психических   отклонений   среди   призывников возросло в … 12 раз, достигнув запредельного уровня – 45%. Как же можно объяснить   нарастающую   среди   подростков   психическую   эпидемию… дефицитом йода в воде?! Ни одно исследование не выявило, что нервно ­ психические   нарушения   носят   йодно­эпидимический   характер.   Недостаток денег? Среди школьников ­ детей богатых «новых русских», обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно­ психических нарушений в 1,5   –   2   раза   больше,   чем   в   нищих   государственных   школах.   Почему   в голодном,   блокадном   Ленинграде   жизнеспособность   новорожденных   была выше, чем в 90 годы у нас в стране? Конечно, здоровье человека зависит от того, чем он дышит, в каких условиях живет, что и сколько ест. Но речь сейчас о другом. Что ели солдаты на фронте, в каких условиях находились. Однако,   именно,   на   фронте   зарубцовывались   язвы   желудка,   исчезал ревматизм.   Так   может   быть,   здоровье   –   это   не   медицинская   категория? Медицинская категория – это болезнь. Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособность человека как целостного существа в единстве его телесных и   психических   характеристик.   жизнеспособность формируются   в   процессе   воспитания.   А   это   уже   область   педагогики. Следовательно, здоровье категория педагогическая. В этом и состоит суть   Такие   резервы, 3 проблемы.   Здоровье   либо   укрепляется,   либо   утрачивается   в   процессе воспитания человека в семье и школе. А задача медицинская другая – лечить болезнь,   поскольку   она   уже   возникла.   Так   в   чем   же   причина   описанной ситуации? И есть ли из нее выход? Безвыходных ситуаций для общества не бывает.   Основная   причина   всеобщего   нездоровья   –   изъяны   в   системе воспитания   детей,   как   в   семье,   так   и   в   школе.   Большинство   детей   уже рождаются ослабленными, а родители еще более усугубляют их состояние. Раньше,   когда   не   было   приспособлений   цивилизации,   с   помощью   которых родители   «облегчают»   себе   и   своему   ребенку   жизнь   (коляски,   каталки, подпорки),   дети   очень   много   двигались   –   ползали,   ходили,   бегали.     В постоянном   движении   формировалась   и   укреплялась   их   телесность.   Ведь недостаток движения ведет  к задержке телесного и психического развития. А что современные родители? Они делают все для того, чтобы ребенок двигался как   можно   меньше.   Хотят   как   лучше,   а   получается,   что   воспитывают поколение   «расслабленных».   Облегчая   себе   жизнь,   они   осложняют   жизнь своим   детям,   сея   в   них   семена   болезней   и   немощи.   Христос   так   лечил расслабленных: «Встань и ходи!», т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А что   в   школе.   В   течение   всего   урока   дети   практически   без   движения.   За партами при письме они находятся в позе напряженно – неестественной – позе древнеегипетского раба, старчески согнувшись и вцепившись в ручку. Вот это есть первый признак несвободы. При таком закрепощении ребенок уже через 10 ­15 минут (особенно во время контрольных работ) испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты при старте. Результат – так называемый     «школьный   шок»   и   ранняя   стенокардия.   Второй   признак несвободы – построение учебного процесса, оторванного от  реальной живой жизни, лишенных живого творчества. Люди, выращенные на таких методиках, не могут быть свободными. Второй фактор – это продолжительное воздействие закрытых помещений и ограниченных пространств, в школах. В этих условиях происходит угасание образно   ­   чувственного   восприятия   мира,   сужение   зрительных   горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. Третий   фактор   –   чрезмерное   увлечение   методиками   «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально – образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к шизоидной интоксикации сознания. На   парламентских   слушаниях   был   сделан   вывод   о   том,   что   нынешнее состояние системы образования России является одним из главных факторов, угрожающих     национальной   безопасности   страны.  Словесные   заклинания   о «вымирании нации» ни к чему не приведут. Нужно действовать, тем более что соответствующие   технологии   –   простые,   дешевые   и   эффективные   давно существуют.   прекратить   безответственное экспериментаторство (инновации ради инноваций) в системе дошкольного и школьного   воспитания.   С   этой   целью   разработана   новая   концептуальная   прежде   всего,   Надо, 4 платформа   строительства   отечественной   школы   и   целостная методологическая   система   телесного   сенсорного   и   психомоторного раскрепощения   учащихся,   основанная   на   принципах   трудового   и художественного творчества. Необходимо проводить занятия в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная мебель   ­ конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть сидит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник – основа энергетики   человеческого   организма.   В   процессе   урока   мы   используем специально разработанную схему зрительных траекторий, расположенную на потолке,   «переключение»   ближнего   зрения   на   дальнее,   различные офтальмотренажеры, специальное «экологическое» панно и другие методики, расширяющие  зрительные  горизонты  и  развивающие  воображение.  А  также специальные   художественно   –   образные   каллиграфические   прописи, развивающие психомоторную систему «глаз – рука». Во время урока дважды проводится короткая физкультурная разминка. Ребенок   должен   рассматриваться   не   как   «объект»,   а   здоровье,   которого пекутся государство, общество, медицина, школа. Ребенок в педагогическом процессе должен обрести качество «субъекта», осознающего индивидуальную, личную ценность здоровья. Следовательно, начать нужно с того, что необходимо настраивать ученика на здоровый образ жизни. Он должен захотеть быть здоровым. Быть здоровым – естественное   состояние   человека.   Здоровье   означает   не   только   отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Что такое здоровый образ жизни в обычном представлении? Он включает в себя:                  Соблюдение режима учебы, отдыха, сна. 1.Двигательную активность, включающую систематические занятия ходьбой на воздухе, оздоровительным бегом, ритмической гимнастикой, доступными видами спорта. 2.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления, аутогенной тренировки. 3.Разумное использование методов закаливания, водных процедур. 4.Рациональное питание. 5.Отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. 6.Неконфликтное выстраивание межличностных отношений. Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Решая ее, необходимо повышать роль личностных качеств, школьника в сознательном и волевом принятии названных принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укрепление должны стать не стереотипными,   а ценностными мотивами поведения. Необходимость   формирования   установки   на   здоровый   образ   жизни,   новой системы ценностей, стимулировало необходимость в подготовке специалиста совершенно   новой   квалификации.   Предполагалось,   что   этот   специалист 5 сможет выполнять очень важную задачу – воспитание у детей и подростков всей   палитры   культуры   здоровья,   включая   физическое,   психическое, социальное,   репродуктивное.   Такой   подход   намного   экономичнее,   чем восстановление утраченного здоровья.  В стране создаются центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. В   настоящее   время   предмет   и   метод   валеологи,   как   нового   научного направления, находится на стадии теоретического осмысления. Валеология, как научное направление, должна найти эффективный способ обслуживания учебно­воспитательного   процесса   в   школе,   а   как   вузовская   дисциплина, призвана   формировать   новое   мировоззрение,   переосмысление   знаний,   уже полученных   в   рамках   других   учебных   дисциплин,   с   позиций   понимания здоровья, как наиболее значимого атрибута полноценной жизни. 6

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»

Лекция для родителей «Здоровье детей – забота общая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017