Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"
Оценка 4.6

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Оценка 4.6
Лекции
docx
биология
Взрослым
01.04.2018
Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"
Данные технологии используются на уроках, внеклассных мероприятиях. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков. Игра увлекательна, снимает умственную усталость, повышает оптимальный настрой школьников, сплачивает группу, позволяет установить дружеские отношения учащихся с учителем.
Использование игровых технологий на уроках биологии.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск            Московской области                               ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                            НА УРОКАХ    БИОЛОГИИ                                                                                     учитель биологии                                                                                     Молоканова Лариса Владимировна ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ  Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается  одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием  целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая  педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу  эффективности результатов. К последним  можно отнести игровые технологии.  Их  использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию:  сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций;  изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности  учащихся. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и  практики не нова. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес  для педагогов.  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию  учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:     в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения,  закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по  таким основным направлениям:   дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;   учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих  условий: 1) соответствие игры учебно­воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок ­  соревнование, урок ­ конкурс, урок ­ путешествие, урок ­ КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно  предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец;  знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и  систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.),  которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно­воспитательном процессе, так  как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации  деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,  помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и  познавательный интерес к предмету; 3) игра ­ один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие  педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры  как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре  дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом  игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые  технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной  реализации. Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения,  но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще  использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве  элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала  предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить  полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности,  учащиеся 10 класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли  субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое «представление»  помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза.  Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если  вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы «интервью», в  котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на  вопросы в первом лице. ИГРА – « Найди соответствие» широко используется по всему курсу биологии. ИГРА – «Волшебная буква». Если взять эту букву и прибавить к ней часть лица – получится животное. Прибавьте к  той же букве травянистое растение, из которого на Руси с давних времен делали ткань, – и  перед вами окажется дерево. При добавлении к волшебной букве названия морского животного оно превратиться тут же в насекомое. Еще с помощью этой буквы можно  сделать кожаный пояс горной породы, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр: 1. Постановка цели – получение определенного результата в процессе обучения и  воспитания. 2. Должны преобладать элементы занимательности и соревновательности. 3. Обязательно обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную  деятельность учащихся. 4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими. 5. Правила – просты и понятны всем. 6. Во время – игры – дисциплина и порядок. 7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре. 8. Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры. 9. Подведение итогов. 10. Призы. 11. Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить. Основная цель игры ­ повысить учебную и познавательную мотивацию  учащихся, и тем  самым повысить эффективность обучения.   Формирование качества активного участника  игрового процесса, обучение находить и принимать решения; развивать способности  адаптироваться в изменяющихся условиях.  Воспитание самостоятельности, воли.  Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и  мировоззренческих установок.   Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности. Для учащихся урок­игра ­ переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Игровая форма  занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются  средством побуждения и стимулирования учащихся. Использовать игровые уроки  возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при  проверке знаний.     Все дидактические игры, используемые мной на уроке можно  разделить на четыре основные группы: 1. Игры­упражнения ­ они занимают 10­15 минут и направлены на совершенствование  познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития  познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Например, 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам»  (домики с надписью «организмы»  и «неживая природа», перечень наименований, которые,  необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.) 10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра  «Назови лишнее»: 1) ДНК, белки, крахмал, глюкоза; 2) РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты; 3) мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза. 10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты  мне, я тебе»: Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»; Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды». 9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови  соседей»: …трахея… (до трахеи гортань, после неё бронхи и так далее по строению). 5 класс, тема «Обобщающий урок по теме «Вселенная»», используется игра «Угадай  слово»: 1) Как назвать одним словом скопление звёзд? (на доске прямоугольник, разделенный на 9  клеточек) С о з  в е з д и е 2) Прибор для рассматривания звёзд? Т е л е с к о п 3) Прибор для определения сторон света? К о м п а с 5 класс, тема «Строение организмов», игра «Соотнеси»: Орган                     покровная Ткань                      лист Клетка                    амёба Организм               клетка лука Учащимся предлагается  соединить линиями понятия,  связанные логически. Игра «Назови по описанию», учащимся предлагается описание какого­либо организма, а  он должен  угадать о ком идёт речь или учащиеся сами придумывают описание растения  или животного для класса, а другие учащиеся должны угадать о ком идёт речь.  2. Игры­путешествия ­ они служат для углубления, осмысления, закрепления материала. 3. Сюжетно­ролевые игры ­ они служат для инсценировки воображаемых ситуаций  учащимися, где учащиеся играют определённые роли. Например, построение некоторых внеклассных мероприятий подобным образом.  4. Игры­соревнования ­ существенной особенностью таких игр являются наличие  соревновательной борьбы между командами и сотрудничества внутри команд. Например, 6 класс, тема «Видоизменение корней», класс делится на команды, используется игра «Брейн ­ ринг»: 1) Как называются утолщённые боковые или придаточные корни у георгина и чистяка,  выполняющие запасающую функцию? 2) Как называются наземные корни, которыми растение прикрепляется к опоре? 3) Как называются утолщённые корни моркови и свеклы, в которых откладываются  питательные вещества? 4) Как называются корни, обеспечивающие воздухом болотные растения? 5) Как называются корни, способные поглощать воду из воздуха? 6) Как называются корни, способствующие опоре растению? Так при изучении нового материала использую сюжетную игру.  Урок – сказка по теме «Строение корня»  В ходе урока рассказываю сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.  «В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Пшеница жил ­ был  паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой.  Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить  кого­то главного было нельзя. А в соседней деревне Цикорий жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и  весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила  разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на них бурю – ураган, который все перепутал и  разбросал, и отняла у корешков память.  Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно  справиться с заданиями.  Раз, два, три, четыре, пять,  Начинаем мы играть.  Ну­ка думай, вспоминай,  Корню быстро помогай!» Задание 1.  Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой  системы?  Задание 2.  Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды  корней на схеме.  Задание 3.  В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно правильно собрать. Задание 4.  Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).  1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)  2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)  3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)  4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)  5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)  6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)  7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)  «Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и  разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой  служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и  работает корень и корневая система».  Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности  строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной  ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более  раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная  форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.  Следующей формой проведения урока изучения нового материала может быть игра –  путешествие. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по  индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.  Урок на тему «Семейство розоцветные   Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений  отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и   » знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам  предстоит найти клад!  Станция первая «Загадкино»  Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.  В сенокос ­ горька,                                         Царицей цветов я зовусь,  А в мороз – сладка.                                         На вид я прекрасна, нежна.  Что за ягода?                                                   Но тронешь меня невзначай  (Рябина)                                                           Почувствуешь, как я сильна.                                                                                                              (Роза)  Будто снежный шар бела,  По весне она цвела,                                        Вкус у ягоды хорош,  Нежный запах источала.                                Но сорви ее поди­ка:  А когда пора настала,                                    Куст в колючках будто еж,­  Разом сделалась она                                      Вот и назван …  Вся от ягоды черна.                                                                     (Ежевика)  (Черемуха)  Стоит дерево древанское:                           Кто любит меня,  На нем платье шемаханское,                      Тот и рад поклониться.  Когти дьявольские,                                      А имя дала мне  Крылья ангельские.                                      Родная землица.  (Шиповник)                                                                          (Земляника)  Станция вторая «Исследовательская»   На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины,  яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество  тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.  Станция третья «Внимание! Розыск»  Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями  растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого  составить описание самому, указав: 1. Жизненная форма;  2. Характер стебля;  3. Листорасположение и особенности листьев;  4. Особенности расположения цветков;  5. Плод.  Составить общую характеристику для розоцветных.  Станция четвертая «Знайкино»  Используя учебник и дополнительную литературу составить схему ­ значение  розоцветных. Форма произвольная.  Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад ­ знания! Знания о  розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир  живой природы.  Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный  интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного  добывания знаний.  На уроках закрепления можно использовать дидактические спектакли. Так на  уроке по теме «Происхождение птиц» была использована инсценировка «Путешествие во  времени». Сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху в лес юрского периода.  Голубь. Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!  Археоптерикс. Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут  удивляться.  Голубь. Ты кто?!  Археоптерикс. Я? Птица.  Голубь. Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…  Археоптерикс. Но крылья­то есть. И хвост…  Голубь. Крылья? Разве это крылья ­ тяжелые, коротенькие, а хвост – длинный, мясистый.  Разве с этим полетаешь?  Археоптерикс. Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево  можно. Да и разве в полете дело?  Голубь. А в чем же. Что за птица без полета?!  Археоптерикс. Птеродактиль вон летает, не чета мне, но птицей не стал – ящер он и есть ящер. Самое главное перьевой покров. А перья у меня самые настоящие. Так что я птица –  первоптица Археоптерикс.  Ребятам предлагается обсудить разговор голубя с археоптериксом. Выделить черты  сходства и различия археоптерикса и птиц. Задача, поданная таким образом, вызывает  интерес, приобретает эмоциональную окраску, активизирует мыслительные процессы. Элемент театральности может иметь место и при проведении ролевой игры, как,  например, при изучении темы «Основные закономерности явлений наследственности» в 10  классе. «Представим, что все мы работники генетической консультации. К нам в  консультацию пришло письмо. «Здравствуйте! У меня есть сынок Пашенька. Красавец  писанный: голубоглазый, светловолосый, высокий. У нас в семье все из покон веков все  светлые да высокие. Пашенька конечно при такой красоте в артисты пошел. Сейчас в  Голливуде снимается. Задумал Пашенька жениться. И невесты есть, все красавицы и  характером хороши. Он мне и фотографии прислал. Девушки – иностранки, да лишь бы  любили сыночка моего, да родили бы мне внуков хоть немного на Пашеньку похожих.  Знаю, что дети бывают не на родителей, а на бабушек и дедушек похожи, вот и выспросила  обо всех подробно.  Китаянка Вонг: кареглазая, темноволосая, низенькая, похожа на всех своих близких  родственников. Американка Мэри: кареглазая, темноволосая, высокая. Ее отец – совсем как  Пашенька: голубоглазый, светловолосый, высокий. А мать ­ кареглазая, темноволосая,  невысокого роста.  Немка Эмма: голубоглазая, светловолосая, маленькая. Ее родители оба кареглазые,  темноволосые. Отец высокий, а мать низкого роста».  «Консультанты», решая задачи, определяют какова вероятность рождения ребенка с  признаками Паши в каждом из возможных браков.  Ген признак  А ­Голубые глаза  А ­Карие глаза  В ­Светлые волосы  В ­Темные волосы С­ Низкий рост  С ­Высокий рост  Определяем генотипы:  Паша – ааввсс;            Вонг – ААВВСС ; Мэри – АаВвсс;           Эмма – ааввСс  Определяем возможный генотип потомства.  1) Паша и Вонг  Р ааввсс х ААВВСС  гаметы авс АВС F АаВвСс 100% кареглазые, темноволосые, невысокого роста. 2) Паша и Мэри  Р ааввсс х  АаВвсс  гаметы авс, Авс, авс, АВс, аВс  Ааввсс ааввсс АаВвсс ааВвсс  F 25% Ааввсс кареглазые, светловолосые, высокого роста.  25% АаВвсс кареглазые, темноволосые, высокого роста.  25% ааввсс голубоглазые, светловолосые, высокого роста.  25% ааВвсс голубоглазые, темноволосые, высокого роста.  3) Паша и Эмма Р ааввсс х ааввСс  гаметы авс авс, авС  F 50% ааввсс голубоглазые, светловолосые, высокого роста.  50% ааввСс голубоглазые, светловолосые, невысокого роста.  Следовательно, наибольшая вероятность рождения ребенка похожего на Пашу,  наиболее высока в браке с Эммой, но и в браке с Мэри она существует.  Представим, что прошло время и к нам снова пришло письмо.  «Опять я пишу вам, ребята!  Женился мой Паша на Мэри, Машеньке по­нашему.  Все у них хорошо, недавно сын  родился. Но вот беда, перепутали ребятишек в роддоме. Разобрались, правда, быстр, но я  что­то тревожусь. У Паши моего первая группа, у Мэри четвертая, у ребенка – вторая. А у  того, у другого ребеночка как раз первая была. Помогите разобраться, не напутали ли там,  в Америке этой».  Генотип Признак  АО, АА 2 группа ВО, ВВ 3 группа  ОО 1 группа  АВ 4 группа  Паша и Мэри  Р ОО х АВ  гаметы О А, В  гаметы А В  О АО ВО  Следовательно, у ребенка Мэри и Паши не может быть ребенка с 1 группой крови,  возможна лишь 2 или 3 группа крови. Врачи оказались абсолютно правы.  Решая подобные задачи, ребята видят возможность реально использовать свои знания, что  приводит к более глубокому пониманию материала.  На  своих уроках я использую следующие игровые  формы обучения: кроссворд,  КВН, викторина,  конкурс,  пресс­конференция, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,   сказка,  игра « Что? Где? Когда?», игра «Слабое звено» и др.    Дидактическую цель перед  учащимися ставлю в форме игровой задачи. Например, при обобщении  изучения  многообразия покрытосеменных растений,  каждая команда учащихся выступает как звено, защищающее определённое семейство цветковых растений.  Отвечая на тестовые вопросы в 7 классе по простейшим, 1 вариант ­ в роли амёбы, 2 –  эвглены, а 3 – становится инфузориями.   Правила игры определяю сама. Например, получает больше баллов или жетонов та  команда, которая использует разные источники информации.   Ролевая игра – «Биотические взаимоотношения». Цели игры: 1. – Воспитательная – воспитание коммуникабельности, умений общаться, умений  прислушиваться друг к другу. 2. Обучающая – умение определять различные формы взаимоотношений в живой  природе, определять значение этих биотических связей для популяции. 3. Развивающая – привить навыки умения самостоятельно работать с источниками  информации. Ход игры: 1 – Подготовительный этап. Разработка с учениками плана работы:  ­ нахождение в литературе сходных случаев взаимовлияния живых организмов;  ­ распределение ролей; ­  подготовка сценок;  ­ подготовка декораций для ролевой игры. 2 – Проведение  игры « Биотические взаимоотношения». 3 – Анализ и результаты. Рассмотрим  одну из сценок:  «Кто быстрее». На столе лежат карточки, на которых написаны названия животных и растений.  Названия написаны на оборотной стороне. К столу подходят двое ребят, открывают по одной карточке, быстро называют  организм и  быстро должны сообразить, как эти организмы относятся друг к другу.  Если один хищник по отношению к другому – жертва должна убегать, а  хищник догонять его.  Если они нейтральны – никто не убегает.   Если они в мутуалистических отношениях – они обнимаются. Распределяю игровые роли и функции. Например, назначается ведущий, каждый может выбрать себе роль по интересам и способностям: эксперт, капитан, исследователь,  программист или сказочный персонаж. Далее следует игра, подведение итогов и оценка  результатов игры.                Процесс обучения превращается в увлекательное занятие, создается  непринужденная обстановка,  позволяющая учащимся показать свои знания  и творческие  способности с лучшей стороны.  При этом можно не только повторить пройденный  материал, но и увидеть какие вопросы вызывают затруднения и провести коррекцию. Игра  способствует приобретению опыта думать коллективно, отбирать информацию, расширять  кругозор и познавательные интересы, развивает логическое мышление и быстроту реакции,  активизирует память.  В игровой деятельности учащиеся  чувствуют себя более свободно и комфортно, охотно  принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый  участник игровой деятельности  работает в силу своих возможностей и  благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Выводы Используя  игровые технологии  в своей работе, решаешь  несколько задач:     дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);  развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии,  творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные  решения и др.);  воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование  нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание  сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);  социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к  условиям среды и др.).  Игровые методы могу применять в рамках одного урока (обобщение), или на  определенном этапе урока (изучение нового материала, закрепления). Иногда я применяю в качестве закрепления материала, при прохождении большой темы или раздела. Активнее применять игровые технологии в своей практике стала  после прохождения  курсов повышения квалификации.  Цели  моей педагогической деятельности: повышение интереса у  учащихся к предмету (развитие мотивации учебной  деятельности); развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора; развитие творческих и познавательных способностей учащегося; воспитание коллективизма, коммуникативности; развитие фантазии, воображения, сопереживания. Приложение № 1 Разработки уроков Экскурсия на тему: «Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений», 6  класс Цели:  ­ образовательные – изучить жизненные формы растений, познакомить учащихся с  осенними явлениями в жизни растений, формировать знания о многообразии форм и  приспособленности растений к условиям среды; ­ развивающие – развивать у учащихся умения и навыки по определению и распознаванию  органов растений, навык правильного поведения в природе, умение самостоятельно  работать практически, выделять главное, развивать речь детей, логическое мышление; ­ воспитывающие – воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к ней. ­коррекционные ­ развитие связной речи. Ход экскурсии: 1. В классе. Учащимся предлагается тема и план экскурсии, которые записываются в рабочих тетрадях. Обращается внимание на проблемные вопросы, которые предстоит решить в процессе  экскурсии: 1) Почему в растительном мире осенью происходят изменения? 2) Отчего так многообразен растительный мир? План экскурсии: 1) Наблюдение осенних явлений в жизни растений. 2) Знакомство с правилами поведения в лесу. 3) Знакомство с жизненными формами и многообразием растений. Выполнение  практического задания. 2. На улице. 1. Беседа.  Какое сейчас время года? (Заслушиваются ответы детей). А по каким признакам вы это  узнали? В конце беседы делаем вывод: осенью желтеют листья, начинается листопад, ночи  становятся длиннее, дни короче, созревают плоды, отмирают травы. У Пушкина осень была любимым временем года. Вот послушайте, как он писал:  «Осенняя пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса». Он говорил, что именно осенью ему пишется особенно легко и свободно. А как вы думаете, какой лист легче сорвать жёлтый или зелёный? (Приглашаю  попробовать). Делаем вывод: легче сорвать жёлтый лист, потому что между жёлтым  листом и веткой образуется разделительный слой. А почему листья желтеют? (Заслушиваю  ответы) Потому, что осенью происходит разрушение хлорофилла и тогда становятся заметными пластиды других цветов. Хлорофилл разрушается быстрее в солнечную сухую  погоду, значит, в какую осень будет ярче окраска листьев на деревьях? А  какие деревья  раньше пожелтели? Липа и берёза. 2. Около карьера повторяем правила поведения в лесу, показываю, к чему может привести  безумная деятельность человека. 3. В лесу. 1. Беседа. Существуют разные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. В чем  различие деревьев и кустарников? А какие растения вам знакомы? А какие части  цветковых растений вы знаете?  Одинаковые ли растения растут в лесу и на лугу?  (Заслушиваю ответы учащихся). 2. Выполнение практического задания. а) Собери опавшие листья кустарников, деревьев, отмершие части травянистых растений,  плоды для оформления гербария. б) Запиши с какими деревьями, кустарниками и травами ты познакомился. 3. Проведение биологических игр. «Назови что лишнее» Дуб, орешник, берёза, ива. Ромашка, ландыш, черёмуха, василёк. Шиповник, боярышник, рябина. Тысячелистник, цикорий, клевер, гвоздика луговая. «Назови по описанию» По очереди описываем любое растение, не называя его, участники игры должны отгадать  его название. 4. Возвращение в класс 1. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы. 2. Подводим итог урока, что нового узнали на экскурсии. 3. Домашнее задание: подготовить отчёт об экскурсии и  оформить гербарий, учащиеся  оценивают свою работу на экскурсии. Приложение № 1 Биология, 8 класс. Тема: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма». Цели:  ­образовательные – продолжать формировать у учащихся новые анатомо­ физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, фагоцитозе;  общеобразовательные понятия о взаимосвязи строения и функций кровяных клеток,  формировать умение работать с учебником, микроскопом; ­развивающие – продолжать развивать логическое мышление, речь; ­воспитывающие – воспитывать собранность, умение оценивать себя и товарища,  воспитывать взаимоуважение; ­коррекционные ­ составление плана рассказа, разделение его на части, работа с тестами,  терминологическая работа. Оборудование: видеофильм «Кровь»,  таблица «Состав крови», схемы « Внутренняя среда организма»,  «Состав крови», презентация. Ход урока: Свой урок, ребята, я хотела бы начать словами итальянского кинорежиссера и  сценариста Федерико Феллини: «Из всех приключений уготованных нам жизнью. Самое  важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать  неведомую часть себя самого». Сегодня мы продолжим путешествие по своему организму.  Тема нашего урока «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма». Давайте подумаем, а что можно узнать, исследуя нашу тему, какой багаж знаний вывезти?  (Заслушиваются мнения учащихся). 1. Начнём наше путешествие. Первая наша остановка называется «Внутренняя среда  организма».           Я хотела бы у вас узнать, а чем внутренняя среда организма отличается от  внешней среды?  Интересные  факты – белые медведи переносят колебания температуры от ­70 до +30  градусов  С и в то же самое время отдельно взятые клетки очень чувствительны к  изменениям температуры. Животные пустыни могут переносить водное голодание, а  некоторые отдельно взятые клетки при недостатке воды сразу гибнут.           Отчего же  клетки так чувствительны к изменениям окружающей среды, а  организм может  переносить её изменения? Приходим к выводу, что дело во внутренней  среде организма, способной по каким­то причинам противостоять неблагоприятным  факторам.         Слушая мой рассказ, составьте его план в тетради.  Внутренняя среда организма состоит из крови, лимфы и тканевой жидкости. Эти три  составляющие тесно связаны между собой. Так, подходя к капиллярам, жидкая часть  крови частично покидает кровеносные сосуды и переходит в  промежутки между клетками, превращаясь в тканевую жидкость. Из тканевой жидкости  клетки получают питательные вещества и кислород и в неё выделяют углекислый газ и  продукты распада. Эти составляющие с маленькой скоростью впитываются в кровеносные  сосуды и, попадая в кровь, уносятся ею. С другой стороны тканевая жидкость поглощается лимфатическими капиллярами, которые переправляют её в лимфатические сосуды, и там  она приобретает другое название – лимфа. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, которые фильтруют её. Лимфатические сосуды объединяются в грудной проток,  впадающий в одну из крупных вен. Внутренняя среда организма находится в подвижном  равновесии, поскольку одни вещества расходуются, а этот расход восполняется. Если  концентрация каких­либо веществ приближается к верхней границе нормы, действуют  рефлексы, снижающие их концентрацию, если  опускается ниже нормы, возбуждаются  рецепторы, которые повышают концентрацию данных веществ.         Какие основные части можно выделить из моего рассказа? (Заслушиваются  несколько планов учащихся).          А теперь я предлагаю вам поработать с тестами: 1.Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? 2. Какие вещества выделяются из крови в тканевую жидкость? 3. Какие вещества выделяются из клеток в тканевую жидкость? 4. Назовите место нахождения крови в организме? 5. Место нахождения лимфы в организме? 6. Место нахождения тканевой жидкости? А) лимфатические сосуды;  Б) продукты жизнедеятельности клеток; В) питательные вещества; Г) кровь; Д) лимфа; Е) между клетками; Ж) кровеносные сосуды; З) кислород; И) тканевая жидкость; К) углекислый газ. После выполнения тестового задания учащиеся меняются тестами и оценивают работы  друг друга по оценочному листу, предложенному в презентации урока. 2. Продолжим наше путешествие. Следующая остановка называется «Состав крови».         Давайте вспомним из курса  «Животные» зачем нужна кровь?   (Заслушиваются предположения, различные суждения учащихся). Сейчас мы осуществим  прогулку по нашей остановке, и вы проверите, верны ли ваши ответы и предположения. Приложение № 1 Учителем осуществляется рассказ о составе крови по таблице и иллюстрации в презентации. Если крови дать отстояться, предохраняя её от свёртывания, то произойдёт её  расслоение на составные части. Прозрачную – плазму и красную – форменные элементы.  Плазма составляет – 60%, а форменные элементы – 40%. Основную часть плазмы  составляет вода – 90% и 10% другие вещества – это белки, жиры, углеводы, соли,  витамины, гормоны, ферменты и многое другое. Форменные элементы представлены в  крови эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.  А сейчас, пожалуйста, закончите схему, предложенную в презентации,  используя слова, расположенные ниже схемы. Состав  крови Используемые слова: плазма, форменные элементы, вода, эритроциты, лейкоциты,  тромбоциты, другие вещества, 60%, 40%, 90%, 10%.          А как вы думаете, ребята, зачем нашему организму нужны форменные  элементы? Влияет ли строение форменных элементов на те функции, которые они  выполняют? (Заслушиваются ответы). Судя по вашим ответам знаний ваших не достаточно для ответа на эти вопросы, поэтому  сейчас мы разобьёмся на три группы. Каждая группа, изучая видеофильм, будет решать  свою исследовательскую задачу. Первая группа определит: «В чём выражается взаимосвязь строения эритроцита с той функцией, которую он выполняет?». Вторая « В чём  выражается взаимосвязь строения и функции лейкоцитов?». Третья определит «Что было  бы, если не было бы тромбоцитов?» Просмотр видеофильма. Учащиеся каждой группы выбирают, в какой форме ими  будет представлен отчёт их группы о проделанной работе. (Рассказ назначенного  представителя, совместный рассказ и другие формы). Учащимися назначаются  представители от каждой группы для заполнения таблицы у доски.  Таблица: «Форменные элементы»                    Название Особенности  строения Функции Место  образования Продолжительность  жизни К ответам учитель добавляет, что не у всех животных кровь красная, у моллюсков и  крабов голубая из­за входящего в состав крови гемоцианина, вещества, содержащего медь,  у некоторых многощетинковых червей зелёная из­за содержания в ней хлорокруорина.  Физкультминутка Пальцы наши расслабляли и наклоны выполняли,  Мы присели и опять кровь мы стали изучать. 3. Наш экспресс трогается, и вот уже мы подъезжаем к следующей станции. Она  называется «Обобщающая» Здесь по командам мы поиграем в игру «Брейн­ринг».  Вопросы к командам: 1. Какие из форменных элементов транспортируют кислород? 1. Какие клетки крови борются с бактериями и инородными телами? 1. Какие из форменных элементов участвуют в свёртывании крови? 2. Составляющие внутренней среды организма? 2. Какие клетки крови безъядерные? 2. Как называется вещество, составляющее большую часть массы плазмы? 3. Как называются клетки крови, способные перемещаться через сосуды и менять форму? 3. Как называется белок, придающий крови красный цвет? 3. Место нахождения крови в организме? 4. Рефлексия. Оцените багаж своих знаний. Если вам всё понятно, поднимите зелёный кружок, если не  совсем, то жёлтый, если ничего не понятно, то красный. 5. Домашнее задание. Параграф 17,ответить на вопросы под знаком ! Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с оценкой, которую вы сегодня могли  бы себе поставить. Если оценка совпадает с мнением учителя, то учащиеся подписывают на ней свою фамилию. Приложение № 1 Урок­игра «Путешествие в мир Простейших»                                                                   Цель: обобщить и закрепить, имеющуюся информацию по данной теме, учить использовать термины и систематические категории, изученные в данном разделе, развивать логическое  мышление, память, внимание и связную речь учащихся, воспитывать бережное отношение к животному миру и к своему организму, гигиенические навыки. Оборудование: видеофильм, презентация, микроскопы, микропрепараты простейших, раздаточные схемы,  раздаточные аппликации, доска «Команды», иллюстрации транспорта для рефлексии,  «бочка», карточки с оценками, номера команд, маркеры, подставки под микропрепараты. Ход урока: Слайд № 1 Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир Простейших. Но перед  путешествием давайте вспомним, кто такие Простейшие? Учащиеся вспоминают, что это  организмы, состоящие из одной клетки, имеющие ядро, цитоплазму, оболочку. При  неблагоприятных условиях они образуют цисту. Питаются бактериями, водорослями,  другими простейшими, а те которые ведут паразитический образ жизни, питаются тканями  человека, животных, растений. А на какие классы делится тип Простейшие, какие  представители этих классов вам известны? А теперь в путь. (Демонстрируется кусочек видеофильма о простейших без звука в сопровождении вальса  Георгия Свиридова «Метель».) Учитель: Мир Простейших всегда притягивал к себе своей необычностью и таинственностью. В 1673 году голландский натуралист Антони ван Левенгук рассматривал в микроскоп перцовый  настой и обнаружил там загадочных микроскопических животных, которых и назвал  настоечными животными. Сейчас мир Простейших насчитывает более 70 тысяч видов. Их  не видно невооружённым глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую  среду и жизнь человека. А теперь давайте побродим по улочкам и переулкам этого  необычного мира.  1. Первая улица называется «Тёмная лошадка». Такое выражение иногда употребляют, если говорят о человеке или явлении,  содержащих  в себе загадку, нечто таинственное и неизведанное. Каждой команде на этой улице я  предоставлю текст о секретном объекте, вы должны угадать о ком идёт речь: 1) Этот представитель находит себе пристанище в кишечнике человека. До поры это  мирный жилец, но всегда готовый перейти в неожиданную атаку. При этом он начинает  ввинчиваться в стенки кишечника и пожирает стенки кишок, вызывая у человека кровавый  понос. Как зовут этот секретный организм?  ( Дизентерийная амёба) 2) Раковинки этих организмов обычно многокамерные. Но вот приходит пора  размножаться. Эти организмы покидают свои многокамерные дома, их тело распадается на  сотню крошечных частей и каждая часть превращается в самостоятельный организм,  начинающий тут же отстраивать собственный дом, а опустевшая родительская раковина  опускается на дно. О жизнедеятельности каких организмов идёт речь? (Фораминиферы) 3) Русский писатель Иван Александрович Гончаров в цикле очерков фрегат «Паллада»  описал одно увлекательное явление: «Множество красной икры, точно толчёный кирпич,  пятнами покрывает в разных местах море. Икра эта сияет по ночам нестерпимым  фосфорическим блеском. Вчера свет был так силён, что из­под судна как будто  вырывалось пламя, даже на парусах отражалось зарево, сзади кормы стелется широкая  огненная улица, кругом темно». Имеют ли к описанному явлению отношение простейшие?  (Да, такое явление вызывается ночесветками, относящимися к классу Жгутиковые) 4) Вожди племён в жаркой Африке точно знают, что воспаление шейных желёз означает  первые признаки тяжёлой болезни. Они охотно дают разрешение здоровым ещё мужчинам, но с признаками этой болезни, вербоваться в носильщики караванов, что бы те не стали  бременем для деревни и ушли из неё. Для заболевших людей наступает время страданий.  Начинается болезнь с перемежающейся лихорадки. Опухоли появляются по всему телу.  Человек худеет и вскоре так ослабевает, что не может стоять. Вскоре он умирает. Имеют  ли в этом случае какое­нибудь отношение Простейшие?  (Да, это заболевание называется  «сонная болезнь», а вызывает его трипаносома, попадающая в организм человека или  животного при укусе мухи Це­це) 5) В своё время большой популярностью у людей пользовался колодец блиц города Сихема в Палестине. Вода в нём раз в три месяца меняла свою окраску, становясь то кроваво­ красной, то обычной. Имели ли простейшие какое­нибудь отношение к этому явлению?   (Да, окрашивание воды вызывало сильное размножение простейшего гематококкус  кровавый) А сейчас, ребята, обратите внимание на  экран. Перед вами некоторые организмы, о  которых мы говорили в этом конкурсе. (Слайд № 2) За работу в этом конкурсе каждая команда получает следующие баллы (оценки по  пятибалльной шкале выставляются на доску «Команды» каждой команде) 2. Продолжим наш путь. Следующий на нашем пути переулок «Найди лишнее». Учащимся предлагаются раздаточные схемы на столы и маркеры.  1) Эвглена зелёная, хламидомонада, инфузория­туфелька, вольвокс. 2) Трихомонада, амёба протей, фораминифера, амёба дизентерийная. 3) Малярийный плазмодий, инфузория­туфелька, инфузория­трубач, сувойка. 4) Трипаносома, лямблия, радиолярия, трихомонада. 5) Солнечник, сувойка, инфузория­туфелька, фортицелла. Подводятся итоги конкурса. 3. А сейчас перед вами площадь «Угадай имя того, кого видишь, и составь о нём  рассказ» На ваших столах есть микроскопы и микропрепараты. Рассмотрите данный микропрепарат  под микроскопом. Определите, кто на нём. Составьте рассказ о данном представителе.  (Когда все учащиеся определяют, кто на препарате появляется  слайд с рассматриваемыми представителями на экране   и рассказ  идёт с рисунком, слайд № 3, 4) 4. И вновь мы продолжаем прогулку по улицам и переулкам. Ребята, а что это за  бочка здесь валяется, давайте в неё заглянем. А здесь вопросы для вас. Давайте  поступим так. Каждая команда будет вытаскивать вопрос для команды соперниц  (учащиеся задают друг другу вопросы). 1) Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них  сократительных вакуолей?  (Простейшие погибли бы от внутреннего давления, потому что  через сократительные вакуоли удаляется избыток воды) 2) В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в  ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким  образом инфузории «взобрались» на пальму?   (В пазухи листьев инфузорий занесло в виде  цист. Цисты образуются при неблагоприятных условиях. Они легки и могут разноситься  ветром.) 3) Как название города Белгорода связано с простейшими?  ( Название возникло из­за  залежей мела близ города, а мел образуют простейшие фораминиферы.) 4) Эти простейшие ненавидят холод, и бояться пресной воды, из их скелетов делают  тончайшую наждачную бумагу. О каких простейших идёт речь?  (О радиоляриях) Жгутиковые Саркодовые Саркодовые                                  Инфузории                               Жгутиковые                              Жгутиковые                              Жгутиковые 5) Каким простейшим можно заразиться при укусе комара из рода Анофелес и как  называется болезнь, вызываемая этим паразитом? (Малярийным плазмодием, болезнь –  малярия) Подводятся итоги конкурса. 5.А сейчас мы отдохнём вон в том сквере. Ой, а здесь разбросаны разные части простейших, давайте им поможем и соберём их.  И  наш следующий конкурс называется «Собери аппликацию».  (Учащиеся собирают  аппликации по внутреннему строению простейших, называют представителей). Подводятся итоги конкурса. 6. А вон там переулок «Подбери пару». Здесь вечно все теряются, поэтому возьмитесь за  руки и давайте поможем потерявшимся найти друг друга. 1)Эвглена зелёная                                          Споровики    Амёба обыкновенная    Малярийный плазмодий 2) Инфузория – туфелька   Лямблия  Фораминифера                                               Жгутиковые 3) Хламидомонада                                        Радиолярии      Вольвокс     Радиолярия 4) Амёба дизентерийная     Трипаносома     Инфузория ­ трубач 5) Трихомонада     Хламидомонада                                       Жгутиковые     Сувойка                                                    Жгутиковые Подведение итогов конкурса. 7.(Если останется время) А в этом парке мы посидим на лавочках и в предложенных  мной рисунках попробуем найти ошибку. Подведение итогов конкурса. 8. Последняя улица на нашем пути называется «Почему?». На  ней вы придумаете по  одному вопросу по данной теме команде сопернице и зададите их. Подведение итогов  конкурса. Учитель: Наше путешествие завершается, и я хотела бы узнать, а что надо делать, чтобы не  заразиться простейшими? (Ответы учащихся. Слайд № 5) Понравилось ли  вам наше  путешествие?  А что вам больше всего запомнилось?  Рефлексия Слайд № 6  А теперь я хочу, чтобы вы для себя решили на каком виде транспорта вы путешествовали.  Если вы всё запомнили по этой теме, то на ракете. Если багаж знаний средний, то на  автомобиле. Если вы считаете, что он ещё недостаточен, то на тракторе. Поднимите ваши  иллюстрации. Подведём итоги нашего урока по оценкам. Командами выводится среднее  арифметическое за все конкурсы, и выставляются оценки в дневники.                           Инфузории                            Саркодовые                            Инфузории Приложение № 2  Разработки внеклассных мероприятий Композиция «Чудо ­ листья» (Вход Бабы яги и Кощея под музыку) Баба Яга Здравствуйте ребята! Сегодня я вам хочу рассказать о листьях. Кощей Ну вот, придумала, о чём говорить. Что в листьях может быть интересного? Баба Яга Прежде чем так говорить ответь на вопрос: «Без чего человек не может жить?» Кощей Без меня Баба Яга Какое высокомерие! Без тебя мы всегда проживём. Кощей Да, но без чего тогда мы не можем жить? Может без хлеба? А вы ребята, как думаете?  (Заслушивают ответы) Баба Яга Мы не можем жить без листьев растений. Кощей Без листьев? Так я тебе и поверил, бред какой­то! Баба Яга Ребята, а попробуйте подышать. А кто знает, чем мы дышим? А точнее? Правильно воздухом, в котором содержится кислород. За сутки каждый из вас вдыхает  700­900 кубических метров кислорода. Кощей  Ого, как много! Баба Яга Но ещё больше кислорода требуется легковому автомобилю. За 1000 километров пробега  он потребляет столько кислорода, сколько хватило человеку на год. Кощей Но я всё­таки не понимаю, причём тут листья? Баба Яга А притом, что листья настоящие фабрики кислорода. Кощей Ой, уморила. Листья ­ фабрики? А где же над ними трубы и дым? Баба Яга Листья фабрики необычные, без труб и дыма. В них поступает вода,  передвигаясь из корня по стеблю, углекислый газ из воздуха и под воздействием солнечного света из этих  продуктов как на фабриках образуются кислород и органические вещества сахар, глюкоза,  крахмал. Кощей Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода? Баба Яга Конечно, все знают, что особенно хорошо дышится там, где много растений. Вот поэтому я живу в лесу, а жила бы я в городе так меня давно на свете не было бы. Кощей Да без листьев нам не обойтись, вот поэтому надо беречь природу. Интересно узнать, а чьи листья самые большие? Баба Яга Листья пальмы. Они достигают двадцати метров в длину. Из них люди строят заборы,  хижины. А некоторые листья употребляют в пищу. Вот ты, Кощей, какие листья  употребляешь? Кощей Что я, заяц что ли, листья жевать? Баба Яга Ребята, а вы знаете, какие листья употребляют в пищу? (капусты, лука, чая, лавровые) А  знаете ли вы, что есть листья, превращенные  в колючки и усики, а есть листья­хищники.  Вот о таких растениях и листьях мы с вами посмотрим видеофильм. Просмотр видеофильма Кощей  Ну что, теперь вы будете беречь природу, лес, ведь без неё нам никак? Баба Яга  А нам было очень интересно с вами пообщаться, до свидания. Приложение № 2 «Птичий» КВН» Ведущая Начинаем нашу весёлую игру. Дорогие зрители, вас приветствуют команды (название птиц)  и жюри в составе… Первый конкурс  ­ разминка «Птичьи вопросы» 1­й команде 1. Какая птица может шипеть как змея?  (Вертишейка) 2. Доит ли коз козодой?  (Нет, ловит над стадом насекомых) 3. Какая птица любит нырять в прорубь?  (Птица­оляпка) 4. Какая птица лает?  (Самец белой куропатки) 5. Какая птица поёт  хвостом?  (Бекас) 6. Когда у совы появляются совята?  (В июне) 7. Серый или чёрный нос у молодого грача?   (Чёрный) 8. Что положить в кормушку снегирю?  (Ягоды рябины) 9. Кукует самка или самец кукушки?  (Самец) 2­й команде 1. Какого цвета самый крупный из дятлов?  (Зеленый) 2. Что положить в кормушку клесту?  (Семена  шишек) 3. Для чего нужен хвост дятлу?   (Служит подпоркой) 4. Какая птица носом дубы сажает?  (Сойка) 5. Какие птицы  устраивают себе спальни в снегу?  (Куропатки, тетерева, рябчики) 6. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки – 28 птенцов) 7. Что положить в кормушку щеглам?   (Семена чертополоха и репейника). 8. Какая птица быстрее всех летает?  (Стриж – 140 км\час) 9. Что птицам страшнее зимой: холод или голод?  (Голод) Ведущая Итак, послушаем наше жюри. Второй конкурс танцевальный. В этом конкурсе мы увидим, какая команда лучше  справится с танцем маленьких лебедей. Звучит музыка Чайковского П.И. «Лебединое  озеро». Ведущий Спасибо командам, а теперь подведём итоги и послушаем наше жюри. Гнездятся птицы по­разному: одни на деревьях, другие среди кустарников, а степные  птицы – на земле. Дятлы, синицы, вертишейки и скворцы строят свои гнезда в дуплах;  береговые ласточки – в земле, в норах. Самое большое гнездо из сучьев – у американского  белоголового орла, весит оно ни мало, ни много –  две тонны. У крошечной колибри гнездо представляет собой половинку скорлупы грецкого ореха и весит несколько граммов. К чему мой долгий рассказ? К тому, что мы переходим к конкурсу художников. Художникам каждой команды предлагается нарисовать знакомые  птичьи гнезда. Пока художники рисуют, послушаем стихи о птицах, которые подготовили ребята  начальных классов. Скворец    А.Яшин Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось  Вам встречать весну. Ребята, для птиц наступают трудные времена. На трудах вы изготовите кормушки. Не  забывайте принести из дома немного семечек, крупы, хлеба и положить в кормушки. Оценка конкурса художников. Ведущая Молодцы! А теперь новый конкурс «Театральный». Командам предлагается  показать при  помощи пантомимы басню Крылова. Выбираются две басни «Чиж и голубь», «Ворона и  курица». А зрителям пока предлагаем посмотреть танцевальную композицию, подготовленную  девочками нашей школы. Ведущий Теперь прошу внимание на сцену, где наши команды готовы показать свои мини­спектакли. А теперь послушаем  жюри. Ведущий Следующий конкурс «Отгадай  птичью фразу из произведений известных писателей или  поэтов по подсказке» 1­й команде 1.Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе  (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической  сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней часть, а ноги  согнуты. 2. Осужденный сделал публичное заявление о том, что отбывает срок в камере, не  соответствующей элементарным санитарным условиям: мало света, воздух сырой, на  световом проёме металлическое заграждение. 3. Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты. (Сижу за решёткой  в темнице сырой вскормлённый неволей орёл молодой) 2­й команде 1. Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в  виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из  заквашенного особым способом молока. 2. Всеядная птица с серо­чёрным оперением при невыясненных обстоятельствах, за  непонятно какие заслуги получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным  продуктом. 3. У орла один раз чёрт украл кусок колбасы. (Вороне где­то бог послал кусочек сыру). Оценка конкурса жюри. Награждение  победителей  Ведущий  На этом наше мероприятие завершено. Басни «Ворона и курица» Когда Смоленский Князь*, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил, Тогда все жители, и малый и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой. Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит. «А ты что ж, кумушка, в дорогу? – Ей с возу Курица кричит. – Ведь говорят, что у порогу Наш супостат». –  «Мне что до этого за дело? – Вещунья ей в ответ. – Я здесь останусь смело. Вот ваши  сестры – как хотят; А ведь Ворон ни жарят, ни варят: Так  мне с гостьми не мудрено ужиться, А может быть, ещё удастся поживиться Сырком, иль косточкой, иль чем­нибудь. Прощай, хохлаточка, счастливый  путь!» Ворона подлинно осталась; Но, вместо всех поживок ей, Как голодом морить Смоленский стал гостей – Она сама к ним в суп попалась. Так часто человек в расчётах слеп и глуп. За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: А как на деле с ним сочтешься – Попался, как ворона в суп! «Чиж и голубь» Чижа захлопнула злодейка западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А Голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль, ­ говорит, ­ средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперед чужой беде не смейся, Голубок. Список литературы 1.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:  Народное образование, 1998. 2. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе –  М.: Просвещение, 1985. 3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Столяренко Л.Д. Педагогика // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.:  «Феникс», 2009. 5. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"

Лекция "Использование игровых технологий на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018