Появление человека как «homo sapiens» (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило как саму биосферу, так и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и, главное, к целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.
Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным.
Человек и природа с точки зрения современного естествознания.doc
Преподаватель
Берсенева Татьяна Алексеевна
Лекция на тему: «Человек и природа»
Появление человека как «homo sapiens» (человека разумного) в свою
очередь качественным образом изменило как саму биосферу, так и результаты
ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого
биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и,
главное, к целенаправленному изменению окружающей природной среды
разумными существами.
Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного
существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на
окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь
за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало
качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится
решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот
почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека
сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.
Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом,
вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Однако
не все творения человека находятся в гармонии с окружающей
действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в
большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого порой
нельзя сказать о предметах, сотворенных человеком: зданиях, сооружениях,
ландшафтах. Кроме того, созданное человеком, как правило, не способствует
созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных
ископаемых и живого вещества, загрязнение окружающей среды, сомнительные
изобретения (ядерное, водородное, технотронное оружие) ставят на грань
1 катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как
таковой.
2 Влияние человека на окружающую среду
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине
огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются в геометрической
прогрессии. В наши дни так называемая техномасса (то есть все, созданное
человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых
организмов), соответственно 1013 т/год и 1012 т/год. Это тревожный сигнал о
необходимости вдумчивого отношения к балансу составляющих системы
«природа биосферачеловек».
Уровень воздействия человека на окружающую среду во многом
определяется степенью технической вооруженности общества. Она была крайне
мала на начальных этапах развития человечества. Однако в дальнейшем, с
ростом его производительных сил, ситуация начала кардинально меняться
кардинальным образом. ХХ столетие – век научнотехнического прогресса.
Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и
технологии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на
природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых
проблем.
По аналогии с «живым веществом», лежащим в основе биосферы, мы
можем говорить о техновеществе как совокупности всех существующих
технических устройств и систем (своеобразных техноценозов). Структура
техновещества рассматривается сегодня с разных точек зрения. Так, в одном
случае классификация ее структуры производится только по аналогии со
структурой и взаимодействием составляющих живого вещества. И в ее состав
включают: вопервых, технические устройства, добывающие полезные
ископаемые и вырабатывающие энергию, подобно зеленым растениям в
биосфере; вовторых, технический блок по переработке полученного сырья и
производству средств производства; в третьих, технику, производящую
средства потребления; вчетвертых, технические системы по передаче,
3 использованию и хранению средств информации. В особый блок выделяют
автономные многофункциональные (роботы, автоматические межпланетные
станции и другие). В последнее время появляются также техносистемы по
переработке и утилизации отходов, включению их в непрерывный цикл
безотходной технологии. Это своего рода «технические санитары»,
действующие аналогично биологическим, природным подсистемам. Таким
образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических
устройств и целых подсистемтехноценозов) все больше воспроизводит
аналогичную организацию естественных природных живых систем.
Отмечая важнейшее значение техники в жизни человека, нельзя не
остановиться на постоянно обостряющейся проблеме необходимости
гуманизации техносферы. До последнего времени наука и техника были
нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных
ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия
непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия
на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства,
уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа
– реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на
окружающую среду. Все это является также следствием недостаточного
взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной
проблемы.
Влияние природы на человека
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость,
было и остается составной частью единой многообразной природы. Человек,
общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться
вне природы, и в первую очередь без окружающей их природной среды.
4 Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере
материального производства. Природные богатства (в первую очередь такие, как
полезные ископаемые) служат естественной основой материального
производства и жизни общества в целом. Даже «выйдя из природы»,
человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в
результате материального производства, «очеловечивания природы», а
следовательно, без природы как таковой. Она является естественной основой
жизнедеятельности человека и общества в целом.
Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и
биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть
та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера
Земли), которая вовлечена в сферу жизни человека, прежде всего в
производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые
разные стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального
производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой
разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство,
добыча полезных ископаемых). От особенностей географической среды зависят
конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех
или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.
Влияние природы в виде конкретной географической среды на
историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма
существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных
ископаемых,
сельскохозяйственных продуктов.
благоприятных природных условий для производства
Данное различие было особенно
чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества,
когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма
незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом
виде.
5 В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные
природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние
цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для
человеческого вида условиях – в южных, близких к экватору странах (на берегах
Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал
значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на
производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для
дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта,
появления культуры.
Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти
преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В
дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата
парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо
отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в
целом.
Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию
в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования
производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким
образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства,
но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на
развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных
природных условий является наиболее важным благоприятным фактором
развития человека.
Взаимосвязь природы и общества
Элементарной структурной единицей биосферного уровня организации
жизни на Земле является биогеоценоз. Биогеоценоз – это участок земной
поверхности (вместе с почвой, водными компонентами среды и прилежащей
6 атмосферой), занимаемый биоценозом, совокупность растений, животных,
грибов и микроорганизмов, связанных между собой и образующих «жизненное
сообщество». Комплекс живых, косных и биокосных компонентов, образующих
биогеоценоз, связан воедино обменом внеществ и энергии и отделен от соседних
таких же комплксов какойлибо существенной границей: биоценотической,
микроклиматической, гидрологической, почвенной, геоморфологической или
геохимической.
Биогеозенозы – элементарные составные части биосферы Земли.
Биогеоценоз является энергетически незамкнутой системой. Обмен веществ
между соседними биогеоценозами осуществляется в газообразной, твердой и
жидкой фазах, а также в форме переноса «живого вещества» (например,
миграции животных). Биогеоценозы формируют среду эволюции составляющих
их популяций живых организмов , которые воздействуют друг на друга (в том
числе посредством изменения живыми организмами абиотических условий,
например, выделения веществ – экологических хемомедиаторов).
Нарушение видового разнообразия является, повидимому, одним из
наиболее универсальных немедленных ответов биогеоценоза на всякие
существенные повреждающие воздействия. Есть множество примеров резкого
сокращения видового многообразия ценозов после химического загрязнения
водной среды; есть данные о влиянии загрязнения воздуха на качественный
состав бактериальной и грибной микрофлоры поверхности листьев деревьев.
Под влиянием тепловых загрязнений исчезают некоторые виды рыб и
беспозвоночных. По данным одной из работ, обработка соснового леса
гербицидом 2,4Д привела к сокращению как общего числа птиц на 50%, так и
числа видов птиц на данном участке (120 га) также на 50%. Вокруг
сельскохозяйственных угодий, где применяются пестициды, исчезают многие
виды насекомых, растений, позвоночных. Даже незначительное нефтяное
загрязнение приводит к изреживанию мангровых зарослей. Известно из многих
7 наблюдений, что видовой состав фитопланктона изменяется уже при ничтожной
концентрации полихлорбифенилов (ПХБ) – всего одна часть на 10 млрд. частей
воды.
Не только загрязнение, но и механические воздействия оказываются
причиной изменения структуры животных и растительных сообществ. В
результате вспашки, например, возрастает численность одних видов почвенных
клещей (простигматит и астигматид) и резко сокращаетсячисленность клещей
криптостигматит. Влияние перевыпаса и рекреации (вытаптывания) выражается
обычно в деградации наземной растительности и обеднении фауны почвенных
песпозвоночных. Существуют типы биогеоценозов, которые подвергались
особенно сильному воздействию. Уничтожению подвергаются и тропические
леса. Эти леса отличаются исключительно высоким видовым разнообразием, они
содержат до 4050 % всего числа видов в биосфере. С исчезновением
тропических лесов связана серьезная угроза мировому видовому разнообразию :
к 2000г. биосфера может потерять около 20% всех видов. Кроме потери
генофонда, реальна и возможность появления, по меньшей мере, локальных
климатических изменений (вследствие сдвигов атмосферного теплового
баланса, изменения выпадения осадков, общей модификации гидрологии
крупнейших рек) ; возможен также дополнительный выброс в атмосферу СО2.
Растительный и животный мир,
постоянно самовозобновляясь,
обеспечивает активное движение – кругооборот веществ и поток энергии в
биосфере Земли. Растения в воде и на суше активно участвуют в фотосинтезе –
сложнейшем биохимическом процессе образования органических соединений,
которые служат пищей для гетеротрофных живых существ. Велика роль
растений и в формированиии некоторых полезных ископаемых и почв.
Животные, потребляя органическое вещество, в свою очередь являются
основными регуляторами продуктивности биогеоценозов, образующих на
8 определенной территории взаимосвязанное и взаимообусловленное единство
компонентов живой и неживой природы.
Биогеоценозы – не случайное сочетание различных организмов и
окружающей их неживой природы, а вполне для данных условий среды
закономерно сложившаяся в результате длительной эволюции единая согласно
функционирующая система, все части которой настолько взаимоприспособлены
друг к другу, что система обладает максимальной устойчивостью, делающей её
относительно независимой от внешних влияний. В такой системе нет лишних
звеньев, и исчезновение любого вида организмов влечет за собой перестройку
всего биогеоценоза. Поэтому люди должны заботиться о сохранении не только
используемых в хозяйственной практике животных, но и видов, ставших
редкими, малочисленными. Сохранение всего многообразия растений и
животных – главное условие сохранения целостности и устойчивости
окружающей нас среды, к которой мы наиболее приспособлены.
Вместе взятые, биогеоценозы образуют биосферу Земли. В ней (биосфере)
люди – одно из звеньев всей системы, поэтому её целостность и устойчивое
функционирование – необходимое условие для существования человечества. Не
может быть переоценена и непосредственная польза, которую приносят
человеку животные и растения. Кроме того, они занимают значительное место в
духовной жизни человека – искусстве, науке, общении человека с природой.
Поэтому животный и растительный мир должен быть сохранен при всех
изменениях облика Земли, в условиях постоянного роста промышленности и
увеличения численности населения. Добывая и перерабатывая руды металлов,
сжигая горючие ископаемые для получения энергии, выращивая домашних
животных и сельскохозяйственные растения для получения продуктов питания,
человек существенно изменяет качественные и количественные характеристики
планетарного круговорота веществ. Объем веществ и энергии, вовлекаемых в
9 антропогенный или технологический обмен, непрерывно увеличивается,
следовательно растет влияние общества на природу.
Перерабатываемые в ходе антропогеного обмена природные ресурсы дают
продукцию, используемую человеком, и отходы – в большинстве своем чуждые
природе соединения, которые не включаются в естественные циклы, то есть не
разлагаются, как, например, изделия из полимерных материалов. Ещё 30….40
лет назад объемы и токсичность техногенных выбросов в целом не превышали
способности биосферы к их поглощению и нейтрализации. Сегодня же они
достигают предела возможностей биогеоценозов к самоочищению. Например,
объем нефти, попадающей в океаны и моря при утечке во время добычи,
транспортировке, переработки и использования, во много раз превышает её
естественную утечку в гидросферу; почти половина газообразных соединений
серы приносится в атмосферу промышленностью. Невелико пока абсолютное
количество попадающих в биосферу с отходами производства радиоактивных
элементов, ртути, свинца, пестицидов, синтетических моющих средств, фреонов
и т.п., но они очень ядовиты, способны аккумулироваться в живых организмах и
постепенно накапливаться в окружающей среде.
Истребление многих видов животных и растений, дефляция и эрозия почв,
загрязнение воды и воздуха – все это изменения, которые сопровождают
производственной деятельностью людей нарушения
вызванные
сбалансированного круговорота веществ и потока энергии в природе. Поэтому
насущными стали конкретные преобразования, направленные на приведение
технологического обмена в определенное состояние с естественными
биохимическими циклами миграции веществ. Иначе говоря, необходимо
научиться применять во всех отраслях материального производства технологию,
которая обеспечит оптимальные взаимоотношения природы и общества.
Антропогенные факторы
10 В современную эпоху деятельность человека оказывает огромное влияние
на природные условия всей планеты. Особенно сильно изменены флора и фауна
суши. Многие виды животных полностью уничтожены человеком, а еще большее
количество видов находится под угрозой их исчезновения.
Растительные покровы на большей части поверхности континентов
претерпел огромные изменения. На обширных пространствах дикая
растительность уничтожена и заменена сельскохозяйственными полями,
сохранившиеся до настоящего времени леса в значительной части являются
вторичными, т. е. сильно измененными в результате воздействия человека по
сравнению с естественным растительным покровом. Большие изменения
произошли также в растительном покрове многих районов степей и саванн изза
интенсивного выпаса домашнего скота.
Воздействие человека на естественный растительный покров оказало
заметное влияние на процесс почвообразования в соответствии районах и
привело к изменению физических и химических свойств почв. Еще больше
изменялись почвы на сельскохозяйственных полях вследствие их
систематической обработки, применения удобрений и изъятия значительной
части биомассы произрастающих растений. Во многих районах обработка почвы
привела к усилению эрозии, в результате которой почвенный покров на больших
площадях оказался разрушенным.
Быстро возрастает влияние деятельности человека на гидрологический
режим суши. Сток не только малых, но и многих крупных рек существенно
изменен в результате создания гидротехнических сооружений. Значительная
часть воды речного стока изымается для обеспечения нужд промышленности и
городского населения, орошение сельскохозяйственных полей. Создание
крупных водохранилищ, площадь которых во многих случаях сравнима с
площадью больших естественных озер, резко изменяет режим испарения и стока
на обширных территориях.
11 Все возрастающие масштабы приобретает загрязнение человеком
атмосферы, вод континентов и океанов.
Хотя многие из перечисленных выше изменений природы условий
оказывают неблагоприятное влияние на жизни и деятельность человека, вопрос о
том, можно ли такие изменения считать проявлениями экологического кризиса,
далеко не прост.
Экологический кризис для эпохи существования человеческого общества
определяется как непоправимое ухудшение окружающей человека среды, т. е.
такое ее изменение, которое не может быть установлено человеком в более или
менее короткие примеры экологических кризисов прошлого.
Вопрос о том, в какой мере современный неблагоприятные изменения
природных условий являются непоправимыми, заслуживает большого внимания.
Оставляя пока в стороне антропогенные изменения климата, отметим, что опыт
последних десятилетий подтверждает принципиальную возможность, используя
современные достижения науки и техники, ликвидировать многие возникшие
сейчас неблагоприятные для человека изменения природной среды.
Восстановление лесов и других видов естественного растительного
покрова широко осуществляется во многих странах. Иногда эта задача успешно
решается простыми средствами, например ограничением выпаса скота. В других
случаях требуются более дорогостоящие мероприятия, которые, однако, обычно
доступны даже для экономически малоразвитых стран.
После человека
Изучая периодическое кратковременное уменьшение яркости некоторых
близких звёзд нашей галактики, астрономы сделали вывод о том, что вокруг
этих звёзд вращаются крупные планеты, размеры которых много больше самой
крупной планеты солнечной системы Юпитера. Мелкие планеты, вращающиеся
вокруг звезды, таким способом обнаружить невозможно, так как уменьшение
12 светового потока при перекрытии звезд планетой с точки зрения наблюдателя
будет незначительным. Подобные выводы о наличии других планетных систем в
очередной раз подтверждают правильность предположения об универсальности
Ещё одним
законов развития и усложнения материального мира.
подтверждением этому явились исследования химического состава комет
космических тел неземного происхождения, захваченных солнечной системой из
мирового космического пространства. Результаты исследований показали
наличие в составе комет органических соединений и простых аминокислот, что
свидетельствует о возможности существования органической жизни на других
планетах Вселенной, зародившейся много раньше жизни на Земле.
Подчиняясь единым во Вселенной физическим и химическим законам,
органическая жизнь будет сходным образом развиваться на разных планетах
Вселенной, закономерно придя к появлению на них разумных существ, которые
будут развиваться решая похожие проблемы как биологического, так и
социального характера. Главной задачей, обеспечивающей их развитие и
выживание, будет удовлетворение своих потребностей. Решая её, разумные
существа Вселенной будут изменять, и изучать окружающий мир. Поскольку
Вселенная состоит из одних и тех же элементов и подчиняется единым законам,
результаты деятельности разумных существ разных миров будут сходными.
Разумные существа будут находиться на разных стадиях своего развития изза
различия во времени зарождения жизни на различных планетах Вселенной.
Результатом деятельности разумных существ закономерно станет создание
техники, искусственного интеллекта и систем, управляемых искусственным
интеллектом и автономных от своих создателей. На новом этапе развития
Вселенной на многих планетах из тех, где зародилась жизнь, будет создан
осуществляемой
искусственный интеллект.
Посредством радиосвязи,
гигантскими радиотелескопами,
объединятся в единую систему.
искусственные интеллекты Вселенной
13 Сущность человека
Являясь физиологически, психически и эмоционально автономной
системой, человек не способен испытывать психическое, эмоциональное и
физическое состояние организма других людей как свое собственное. Поэтому
человек сам для себя гораздо более значим, чем весь окружающий мир.
Физическое состояние организма человека является для него, в большинстве
случаев, наиболее важным и определяет его психическое и эмоциональное
состояние. Этим, в основном, определяется отношение человека к человеку и
окружающему миру.
Все без исключения стремления, желания и поступки человека определены
его разнообразными потребностями. Даже если в процессе своей деятельности
человек удовлетворяет потребности других людей, организации или общества в
целом, то при этом какието результаты деятельности человека являются для
него необходимыми или способствуют удовлетворению им своих собственных
потребностей. Человек смотрит на себя, других людей и окружающий мир
исключительно с точки зрения удовлетворения своих потребностей. С этой же
целью человек изучает, активно изменяет окружающий мир, вступает в
отношения и устанавливает связи между людьми. При этом человек проявляет
малый интерес к потребностям других людей, их желаниям, стремлениям и
эмоциям. Доля интереса, проявленная человеком к людям, определяется его
потребностью в информации, необходимой для достижения его личных целей.
Быстрая утомляемость человеческого мозга, а также стереотипность
мышления человека способствуют пониженному интересу к другим людям и
окружающему миру. Если у человека сложилось мнение или суждение о каком
либо предмете или явлении, то он будет автоматически переносить это мнение
или суждение на другие предметы и явления окружающего мира. Изучение
незнакомого предмета или явления требует от человека не только времени, но и
14 больших умственных усилий. Поэтому человеку нелегко анализировать
окружающий мир с позиций других людей, их желаний, стремлений и
потребностей.
Каждый человек живет в своем воображаемом мире, субъективно
отражающем реальный мир и реальные события. Необъективность восприятия
окружающего мира усложняет человеку жизнь, вводит в неё много условного.
Люди присваивают друг другу несуществующие качества, стремления, желания
и выносят эмоциональную оценку, которая играет первостепенную роль в
решении повседневных вопросов. Не являясь объективной, она препятствует
успешной деятельности, не позволяет людям просто и реально относиться друг
к другу, быстро находить точки соприкосновения, общие интересы, и поэтому
реально помогать друг другу в удовлетворении своих потребностей.
Стереотипность мышления, которая проявляется в присвоении людям,
предметам и событиям окружающего мира несоответствующих им качеств,
приводит к ошибкам в прогнозировании человеком событий, отношений, эмоций
других людей и их групп, потому к неудачам в делах, отношениях,
следовательно, к отрицательным эмоциям.
Любая эмоциональная оценка человеком человека, группы людей, событий
просто лишена смысла. Оперируя такими понятиями, как добро, зло, честь,
совесть, порядочность и т.п., человек оценивает не реального человека, а
соответствие или несоответствие своих необъективных представлений о нём
желаемому исходя из личных интересов и удовлетворения личных потребностей.
Отношение к человеку, проявившему в конкретной ситуаций положительные
качества, как и к человеку, проявившему отрицательные качества, должно быть
лишено эмоциональной оценки, то есть одобрения либо осуждения. К тому же,
эти качества сформированы, в первую очередь, обществом и средой, и потому не
могут быть заслугой или виной конкретного человека. Эти качества следует
рассматривать в человеке не в целом, а в каждом конкретном случае исходя из
15 потребностей в них для решения конкретных задач, они должны быть оценены и
использованы по мере надобности. Отрицательные качества человека, которые
не являются помехой в конкретном деле, должны быть игнорированы. Такое
рациональное отношение к человеку возможно лишь в случае использования
разума, а не чувств при анализе потребностей и личностных качеств людей.
Победа над властью чувств открывает путь к логическому, а значит
разумному анализу предметов, событий и связей, к познанию истинных желаний,
Руководствуясь
целей,
потребностей и эмоций людей.
мотивов,
преимущественно разумом, человек сможет найти лучшее решение в любой
ситуации с минимальными потерями времени и сил на эмоции. Оказать реальную
помощь другим людям вместо мало весомого сочувствия или одобрения,
максимально реализовать себя и удовлетворить свои потребности в такой мере,
в какой это только возможно в конкретной ситуации и в конкретный
исторический период.
Не следует надеяться на то, что человек станет совершать какиелибо
поступки вне связи с личными потребностями. Поэтому перед тем, как принять
участие в какомлибо деле, мероприятии, необходимо задать себе вопрос: кому
это необходимо или выгодно? А главное: нужно ли это мне?
Особенно важны эти вопросы в политике. Воздействуя на людей с
помощью понятий добра, зла, свободы, справедливости, долга, чести, совести,
политики рассчитывают не на разум человека, а на его чувства, стереотипность
мышления, эмоции. Цели отдельных политиков, групп, политических партий
могут содержать в себе элементы, полезные и для других людей. Поэтому
разумное отношение к различным призывам, пропаганде позволяет избежать
влияния тех людей, групп, чьи интересы не совпадают с интересами человека и
найти тех, чьи интересы переплетаются с личными интересами человека.
Руководствуясь в своей жизни разумом, отказываясь от эмоциональной
оценки людей и событий окружающего мира, человек в значительной степени
16 становится хозяином своей судьбы. Он несет ответственность за свои желания и
поступки, в первую очередь, перед самим собой, не оправдываясь и не ища
виноватых. Поэтому, способен достигнуть в жизни многого, прожить с пользой
для себя и попутно принести много пользы окружающим.
Несмотря на значительные преимущества безэмоциональной, объективной
оценки окружающего мира, далеко не каждый человек способен придерживаться
выше изложенных принципов. Особенности биологической природы человека не
позволяют ему без усилий над собой руководствоваться в своей повседневной
жизни разумом. Интеллектуальные способности людей различны, поэтому люди
имеют неравные возможности в осмыслении действительности. Названные
причины не позволяют человеку и обществу перейти на качественно новый
уровень отношений человекчеловек, человекобщество, хотя шаги в этом
направлений уже сделаны. Решить эту проблему в ближайшем будущем поможет
некий миф, образ, созданный для отдельного человека, общества и человечества
в челом.
У каждого человека, группы, нации, общества может быть собственный
миф, образ, основанный на индивидуальных, групповых, национальных
субъективнообъективных представлениях о человеке, обществе, окружающем
мире, межличностных отношениях и отношениях между человеком и обществом,
отношении к окружающему миру. Миф, образ может отражать в себе
определённые культурные, нравственноэтические ценности, ценностную
ориентацию отдельного человека, группы людей, общества, человечества.
Разнообразие мифов вызвано особенностями исторического, экономического и
культурного развития отдельных наций и стран. Миф может овладевать умами
людей на больших территориях или в малых областях, жить долгий или
короткий срок. Примерами могут служить миф о коммунистическом обществе
равенства и справедливости, миф о сыне Бога, посланном на землю искупить
грехи людей.
17 В разные исторические периоды правительства разных стран активно
поддерживали религиозные мифы, которые помогали государству оказывать
влияние на своих граждан, формируя определенные представления и правила
поведения в обществе. Развитие капиталистических отношений привело к тому,
что государства были вынуждены отказаться от религиозных мифов,
тормозящих развитие производительных сил и производственных отношений в
обществе. Делались попытки заменить религиозный миф другими мифами,
основанными на учениях новых философов. Однако эти мифы были забыты, как
и взятые за их основу учения. На смену им пришли другие мифы. Например, в
США был популярен миф о равных правах и возможностях, который позволял
максимально использовать потенциал человека в капиталистическом обществе.
Этот миф не обладал объединяющей силой, поэтому для активизации и
объединения общества для решения внутренних и внешних проблем
использовался миф о превосходстве граждан страны над гражданами других
стран.
Дальнейшее развитие капитализма в развитых странах привело не только к
росту благосостояния, но и к росту образованности граждан. Люди стали
понимать, что "общество равных прав и возможностей" не обеспечивает эти
права и возможности. Поэтому появился новый миф о том, что рядовому
гражданину может повезти, и он достигнет вершины общества благодаря своему
В слабо развитых странах
труду либо счастливой случайности.
производительные силы и производственные отношения находятся на уровне
развития, не требующем более прогрессивных мифов, чем религиозные мифы. В
этих странах религия, которую поддерживает правительство, имеет
будучи не
политическое влияние.
заинтересованы в развитии "стран третьего мира", поддерживают в этих странах
Правительства развитых стран,
религию.
18 Любой миф, образ содержит определённые представления, правила,
нормы, полагаемые в основу поведения людей. Миф не требует осмысления и
понимания действительности, он предполагает слепое следование определенным
правилам (заповедям). Миф облегчает человеку жизнь, подменяя осмысление
действительности готовыми понятиями и представлениями. Остается только
перенести их в реальный мир и руководствоваться ими в своей жизни.
Человеческая природа делает неизбежным обращение практически каждого
человека к мифу. В этом кроется его необходимость для жизни людей.
Отсутствие мифа обрекает человека на незнание, сомнение. Он не знает, для
чего жить, как жить. Человек, не способный осмыслить окружающий мир, найти
собственные цели и правила игры, непредсказуем и непоследователен в своих
действиях, дезорганизован. Подобное состояние ставит под сомнение выживание
такого человека. Поэтому человек всегда будет стремиться к простоте и
ясности, позволяющей ему жить, не задавая вопросов ни себе, ни другим, то есть
к мифу.
Кроме регулирования, упорядочивания человеческих отношений, миф
может иметь огромную важность для нации, общества как активизирующая и
объединяющая сила, необходимая для решения внутренних и внешних проблем
общества. Миф может активизировать и объединять общество для борьбы с
коррупцией, преступностью, наркоманией, проституцией, с внешним врагом или
с какимлибо классом, слоем общества. Мы видим, что любой миф имеет как
положительные, так и отрицательные стороны, наличие которых одинаково
неизбежно. Поэтому от того, какой миф поддерживает и пропагандирует
государство в интересах правящего класса, во многом зависит не только
благосостояние гражданина, но и ощущение им удовлетворенности собой и
собственной жизнью.
Степень удовлетворенности человека собой и собственной жизнью во
многом зависит от субъективных представлений человека о человеке, обществе,
19 межличностных и общественных отношениях, окружающем мире. Такие
представления, полученные человеком в процессе его жизнедеятельности, а
также усвоенные из опыта прошлых поколений, сконцентрированного в
культуре, традициях, искусстве, литературе, укладываются в мировоззрении
человека в виде образовмоделей элементов действительности. Отдельные
образымодели объединяются в более обобщенную модельмиф, являющуюся
индивидуальной для каждого человека. Изменение представлений человека о
мире приводит к изменению его личного мифа, существующего во взаимосвязи с
мифом общественным и национальным. Человек, какими бы он ни обладал
умственными способностями, не может осмыслить весь окружающий мир в его
мельчайших деталях. Поэтому представление человека о мире или какихлибо
отдельных моментах бытия всегда будет иметь упрощенный, приближенный
характер. Это свидетельствует о том, что миф, образ является одной из форм
мышления человека. Меняется лишь степень адекватности моделимифа
действительности, зависящая как от интеллектуальных способностей отдельного
человека, так и от его окружения, от уровня развития общества.
Представления человека о мире, спрессованные в его личном мифе,
определяющем характер его поведения и эмоциональную оценку
действительности, формируются под влиянием пропаганды государства через
средства массовой информации и культуры. Пропаганда направлена на создание
у граждан представлений, ценностей, готовых образов и мифов, позволяющих
организованными или наоборот,
делать людей управляемыми,
дезорганизованными, в зависимости от необходимости в этом для государства.
Отдельному человеку, группам людей и обществу в целом прививаются модели
позволяющие отлажено работать как отдельным
мифы поведения,
общественным организациям, так и всей системе удовлетворения потребностей
Только соответствие моделеймифов уровню развития
граждан.
производительных сил и производственных отношений в обществе позволит
20 наиболее полно удовлетворять потребности граждан на конкретном
историческом этапе развития общества.
Показателем объективного восприятия человеком действительности
является то, что человек подвергает сомнению как собственные, так и
официальные национальные, общественные и общечеловеческие моделимифы.
На такого человека труднее оказывать влияние и использовать в своих интересах
другим людям и группам людей. Осознание человеком объективной
действительности позволяет ему при существующем общественном устройстве
использовать межличностные и общественные отношения, историческую и
экономическую ситуацию максимально эффективно для удовлетворения своих
потребностей. Общество как система удовлетворения потребностей людей не
заинтересовано в открытии таких возможностей для человека. Оно способно
болееменее эффективно удовлетворять лишь искусственно созданный системой
ограниченный набор потребностей людей, необходимый для успешного
выполнения человеком отведенных ему функций в системе удовлетворения
потребностей.
21 Заключение
Отмечая важнейшее значение техники в жизни человека, нельзя не
остановиться на постоянно обостряющейся проблеме необходимости
гуманизации техносферы. До последнего времени наука и техника были
нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных
ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия
непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия
на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства,
уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа
– реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на
окружающую среду.
Влияние природы в виде конкретной географической среды на
историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма
существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных
ископаемых,
сельскохозяйственных продуктов.
благоприятных природных условий для производства
Данное различие было особенно
чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества,
когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма
незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом
виде.
В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные
природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние
цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для
человеческого вида условиях – в южных, близких к экватору странах (на берегах
Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал
значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на
производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для
22 дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта,
появления культуры.
Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти
преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В
дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата
парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо
отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в
целом.
Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию
в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования
производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким
образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства,
но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на
развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных
природных условий является наиболее важным благоприятным фактором
развития человека.
Представления человека о мире, спрессованные в его личном мифе,
определяющем характер его поведения и эмоциональную оценку
действительности, формируются под влиянием пропаганды государства через
средства массовой информации и культуры. Пропаганда направлена на создание
у граждан представлений, ценностей, готовых образов и мифов, позволяющих
организованными или наоборот,
делать людей управляемыми,
дезорганизованными, в зависимости от необходимости в этом для государства.
Отдельному человеку, группам людей и обществу в целом прививаются модели
позволяющие отлажено работать как отдельным
мифы поведения,
общественным организациям, так и всей системе удовлетворения потребностей
Только соответствие моделеймифов уровню развития
граждан.
производительных сил и производственных отношений в обществе позволит
23 наиболее полно удовлетворять потребности граждан на конкретном
историческом этапе развития общества.
Список использованной литературы
1.
Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного
естествознания: Учебник. – 6е изд., перераб. и доп. – М.: Издательскоторговая
корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 540с.
2.
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного
естествознания: Учебн. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.
3.
Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И.
Самыгина. Серия «Высшее образование «. – 6е изд., перераб. и доп. – Ростов
н/Д.: «Феникс», 2005. – 448с.
4.
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под
ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3е изд., перераб. и доп. –
М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 317 с.
5.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. –
Изд.3е, перераб. и доп. – М.: АльфаМ; ИНФРАМ, 2007. – 704с.
6.
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.,
ЮНИТИ, 2004.
7.
www.nplit.ru.
24 25
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Лекция на тему: "Человек и природа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.