Общественная палата Российской Федерации отмечает, что за последние годы гражданская авиация России достигла определенных успехов:
– объемы авиаперевозок российских авиакомпаний в 2014 году по количеству пассажиров возросли до 93 млн. человек, по пассажирообороту до 241 млрд. пассажиро-километров. Российские аэропорты обслужили 157 миллионов российских и зарубежных граждан. Был превышен объем пассажирских авиаперевозок, достигнутый на территории Российской Федерации в конце советского периода
Лекция 1.
Общественная палата Российской Федерации отмечает, что за последние годы гражданская авиация России достигла
определенных успехов:
– объемы авиаперевозок российских авиакомпаний в 2014 году по количеству пассажиров возросли до 93 млн. человек, по
пассажирообороту до 241 млрд. пассажирокилометров. Российские аэропорты обслужили 157 миллионов российских и
зарубежных граждан. Был превышен объем пассажирских авиаперевозок, достигнутый на территории Российской
Федерации в конце советского периода;
– с целью развития региональной маршрутной сети в 2014 году государством выделено 3 млрд. 580 млн. рублей. Данным
субсидированием охвачено 130 внутренних маршрутов между 80 городами страны. Общее субсидирование авиаперевозок
по 5 программам составило 8 млрд. 700 млн. рублей. Для развития авиасообщения с Республикой Крым введено
13 маршрутов;
– в период Олимпиады 2014 года образцово выполнено более 6 тысяч рейсов в г. Сочи и перевезено около 400 тыс.
пассажиров;
– сохранена система отраслевого авиационного образования, укреплена материальнотехническая база университетов и
колледжей гражданской авиации. В течение последних 7 лет для учебных заведений приобретено 320 воздушных судов и
большое количество современных тренажеров. Численность обучающихся в учебных заведениях гражданской авиации
составляет около 25 тыс. человек;
– успешно введена новая система вертикального эшелонирования, интенсивность движения в российском воздушном
пространстве за последние 5 лет увеличилась в 1,5 раза;
– в период с 2007 по 2015 год создано 7 федеральных казенных предприятий, включающих в себя 67 аэропортов и
посадочных площадок в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока;
– ведутся реконструкция и строительство аэропортов федерального значения. В 2014 году на эти цели было выделено 73
млрд. рублей, из них 34,6 млрд. – из федерального бюджета и 38,4 млрд. – из иных источников.
Вместе с тем у авиационной общественности вызывает тревогу текущее финансовое положение авиаперевозчиков. С
середины 2014 года темпы роста авиаперевозок стали снижаться, дойдя до нуля к декабрю 2014 года. Интенсивный спад
перевозок продолжился и достиг 9 % за первые четыре месяца 2015 года. Практически каждая вторая авиакомпания
закончила 2014 год с отрицательным финансовым результатом. Убытки от авиатранспортной деятельности в 2014 году в
целом по отрасли составляют 22 млрд. рублей (на внутренних воздушных линиях – убыток около 32 млрд. рублей, на
международных воздушных линиях – прибыль около 10 млрд. рублей).
Большую опасность для стабильной работы отрасли и обороноспособности страны представляет стихийно
сформировавшаяся в последние 25 лет структура гражданского воздушного флота. В российских авиакомпаниях более
90% всех пассажирских коммерческих авиаперевозок выполняют около 900 магистральных самолетов зарубежного
производства, подавляющее большинство которых взяты в лизинг у зарубежных лизингодателей. Воздушные суда
зарегистрированы в государственных реестрах иных стран. Зарубежные собственники этих воздушных судов в любой
момент могут остановить их эксплуатацию и создать коллапс в авиатранспортной системе страны. За последние годы в
нашу страну поступило также большое количество вертолетов зарубежного производства (700 единиц). В настоящий
момент Российская Федерация не имеет национального гражданского воздушного флота, что может привести к серьезным
негативным последствиям. Требуются конкретные работы по импортозамещению в области гражданского воздушного
флота, независимо от их сложности и затрат. Эта работа непосильна только Министерству промышленности и торговли и
Министерству транспорта Российской федерации. Она требует от Правительства Российской Федерации консолидации
усилий всех ветвей власти, ведомств федерального и регионального уровней, бизнеса и общественных организаций.
Состояние безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации – нестабильное. Министерство
транспорта Российской Федерации не определило приемлемые показатели безопасности полетов, как того требует
Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 641р «Об утверждении Государственной
программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации». В государстве не определено
должностное лицо, ответственное за безопасность полетов; государством не установлены целевые уровни и показатели
эффективности обеспечения безопасности полетов. Указанная Государственная программа обеспечения безопасности
полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от06.05.2008 № 641р «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов
гражданской авиации», требует актуализации и переутверждения в связи с вступлением в действие с ноября 2013 года
Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации.
В связи со спадом перевозок в текущий период в авиакомпаниях резко уменьшается численность летного и инженерно
технического состава, являющегося стратегическим кадровым потенциалом страны. В 2014–2015 годах сокращено около
1000 высококвалифицированных пилотов, однако при этом введена и действует статья Воздушного кодекса Российской
Федерации, разрешающая наем иностранных пилотов.
Требуется дальнейшее укрепление учебной базы высших учебных заведений, летных и технических училищ гражданской
авиации, увеличение объемов финансирования учебного процесса. Предлагаемые Министерством образования и науки
Российской Федерации реформы не учитывают особенности процесса первоначального летного обучения и наносят вред
специфичной системе подготовки летных кадров.
Несмотря на предпринимаемые со стороны государства и бизнеса меры по развитию инфраструктуры крупных
международных аэропортов, общее состояние дел с аэропортовой сетью страны остается неудовлетворительным. Это в
первую очередь касается местных и региональных аэропортов и аэродромов. Общее количество аэропортов и аэродромов
в Российской Федерации сократилось с 1450 (1991 г.) до 287 (2015 г.). Закрытие небольших, но социально значимых
аэропортов и аэродромов произошло в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где воздушному транспорту нет
альтернативы. Объем перевозок на местных линиях в настоящее время составляет всего 8–9% от от общего количества
перевезенных на внутренних линиях пассажиров. Отсутствие стабильного авиасообщения в указанных регионах создает
трудности в жизнеобеспечении населения и препятствует реализации права граждан на свободное передвижение,
определенного статьей 27 Конституции Российской Федерации.
Действующая система государственного управления и регулирования в современных условиях является тормозящим
фактором в развитии гражданской авиации. Она не соответствует требованиям руководящих документов ИКАО. При
достигнутых объемах работ, наличии серьезных внутренних и внешних вызовов существующая система не справляется с
задачами обеспечения стабильной работы и интенсивного развития отрасли (в 1964 году при достижении годового объема
авиаперевозок в 43 млн. пассажиров было образовано Министерство гражданской авиации СССР). Сегодня в российской
гражданской авиации одновременно функционирует четыре государственных органа: Департамент государственной
политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет и Федеральное агентство воздушного транспорта.
Взаимодействие между ними не отлажено, их функции не только четко не разграничены, но и серьёзно ограничены. Ни на
одну из вышеназванных структур не возложена государственная ответственность (как этого требует ИКАО) за
безопасность полетов. Работа Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства
транспорта Российской Федерации, не скоординированная с вышеуказанными органами государственного управления,
привела к серьезным недостаткам в авиационном законодательстве. Разработка и ввод в действие нормативных правовых
актов осуществляются на низком профессиональном уровне, в отрыве от потребностей участников авиатранспортной
деятельности.
В условиях введения США и Евросоюзом в отношении России санкций расчет на авиационную технику иностранного
производства и пилотов изза рубежа является стратегической ошибкой государственной политики в области авиации.
Вместе с тем предлагаемые авиационной общественностью меры не наносят вреда рыночным отношениям и направлены на
укрепление национальной безопасности страны.
Значительный объем авиаперевозок, огромная территория страны, наличие большого количества труднодоступных
регионов, суровый климат, потребность развивающегося российского общества и реальной экономики в скоростном виде
транспорта, необходимость интегрироваться в мировую авиатранспортную систему, обеспечивать безопасность полетов в
соответствии с международными стандартами, ликвидировать зависимость от импорта воздушных судов, поддерживать
авиационный бизнес – всё это и интересы безопасности страны обусловливают потребность в образовании единого
полномочного органа управления и регулирования гражданской авиации, подчиненного непосредственно
Правительству Российской Федерации.