Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания
Оценка 4.6

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
22.04.2017
Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания
Коррекционная педагогика рассматривается как неотъемлемая, органичная составляющая общей педагогики, как обязательная часть общепедагогического знания, изучающая закономерности, причины возникновения адаптационных нарушений индивидов, разрабатывающая пути и способы их исправления. Предметом коррекционной педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.представлен материал лекции по указанной теме
КП как обл пед. знания.docx
Коррекционная педагогика как область педагогического знания Вопросы, предлагаемые для изучения:  понятие коррекционной педагогики;  предмет и задачи коррекционной педагогики;  взаимосвязь с другими отраслями научных знаний;  основные категории коррекционной педагогики;  источники развития коррекционной педагогики. Система   образования   наряду   с   другими   социальными   институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы   экологии   детства.   Переходный   период   в   общественной   и экономической   жизни   нашей   страны   сопровождается   резким   снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Современная жизнь, отношения   между   людьми   характеризуются   повышенной   напряженностью, которая является общей причиной неправильного течения  воспитания, сбоев и   отклонений   в   поведении   школьников,   возникновения   многочисленных препятствий   на   пути   становления   личности,   низкой   эффективности педагогического   влияния.  Это   приводит,   в   частности,   к   тому,   что   при поступлении   в  школу   и   в   условиях   школьного   обучения   все   большее количество   детей   характеризуется   ослабленным   здоровьем,   обнаруживает признаки социально­педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии   значимых   для   обучения   психофизиологических   и   высших   психи­ ческих функций. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении   социальной   роли   ученика,   теряют   веру   в   себя   и   надежду   на достойное место в жизни. Взрослея и обретая физическую силу, они нередко отсеиваются из школы, становясь деструктивными элементами общества. Возрастающая   общественная   тревога   за   судьбы   детей,   осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического   и   нравственного   здоровья,   обеспечении   полноценного образования   имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике ­  коррекционно­развивающего образования. Нацелено это направление на то, чтобы каждый «проблемный» ребенок в процессе обучения получил тот  вид и объем педагогической помощи, в котором он нуждается. Коррекционная   работа   по   осуществлению   такой   помощи   направлена   на повышение   возможностей   ребенка   в   обучении,   поведении,   в   отношениях   с другими   людьми,   на   раскрытие   его   потенциальных   творческих   резервов. Возник   социальный   заказ   на   подготовку   специалистов,   способных   в   своей профессиональной   деятельности   не   только   ориентироваться   на   возрастные закономерности   нормативного   детского   развития,   но   и   профессионально решать   проблемы,   которые   осложняют   это   развитие   на   его   наиболее ответственном этапе – в годы начального школьного обучения. Коррекционная   педагогика   рассматривается   как   неотъемлемая, органичная   составляющая   общей   педагогики,   как   обязательная   часть   причины общепедагогического   знания,   изучающая   закономерности, возникновения адаптационных нарушений индивидов, разрабатывающая пути и способы их исправления. Главная ее задача – накопление и систематизация научных   знаний   об   отклоняющемся   развитии   и   поведении,   а   также   – обеспечение   педагогов   и   родителей   знаниями   о   характере   и   возможных причинах возникновения ситуаций и состояний риска у детей,  о способах их педагогического   выявления,   предупреждения   и   устранения,   о   возможных методах оздоровления условий воспитания (семейного и общественного). Она обеспечивает   научные   основы   работы   специальных   образовательных коррекционных школ  и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических: коррекция нарушений развития, коррекционное обучение и   профессиональная воспитание, подготовка   по   доступной   специализации,   социокультурная   интеграция   и   лечебно­профилактическая   работа, адаптация. Предметом   коррекционной   педагогики   является   исследование закономерностей   обучения,  воспитания   и   развития   детей   со   специальными образовательными потребностями. Объектная   сторона   коррекционной   педагогики   в   ее   современной трактовке   –   ситуации   и   состояния   риска   в   развитии   растущего   человека, адаптационные нарушения. Основными   задачами   коррекционной   педагогики   как   науки   являются: психолого­педагогическое   изучение   детей   с   отклонениями   в   развитии, изучение   и   обобщение   передового   опыта,     выявление   причин   (условий   и факторов),  вызывающих   отклонения   в  развитии  и   поведении,  комплексный анализ факторов, выявление закономерностей возникновения отклоняющегося поведения,   разработка     методов   исправления   отклоняющегося   поведения, разработка   практических   методик   (технологий)   коррекционной   работы   со школьниками различных возрастных групп. Коррекционная педагогика связана с рядом смежных наук – психолого­ педагогических   и   медицинских.   Это,   в   первую   очередь,   педагогическая психология,   так   как   без   знания   закономерностей   функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей. Коррекционной   педагогике   необходимы   данные   возрастной   и патологической   анатомии,   невропатологии   (науки   об   органических   и функциональных болезнях нервной системы), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваний), детской психиатрии  (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте) и др. наук. Педагог – учитель или воспитатель – постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения детей, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов и неудач в той или иной деятельности. Поэтому осуществлять  какие­либо исправления,   коррекцию   выявленных   недостатков   в   развитии,   поведении, отношениях ребенка, педагог  должен обязательно вместе со специалистами, работающими   в   данном   учреждении   образования   или   обратившись   за консультацией   в  центр   медико­психолого­педагогической  помощи  детям,  в случае отсутствия нужных специалистов  по  месту работы. Основные   положения   обучения   и   воспитания   детей   с   ограниченными возможностями   коррекционная   педагогика   разрабатывает   в   соответствии   с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В   свою   очередь,   коррекционная   педагогика   разрабатывает   специфические пути   реализации   данных   принципов,   средства   и   приемы   коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой. Коррекционная педагогика оперирует рядом категорий и понятий: Коррекция  (от   лат.   correctio   ­   исправление)   ­   система   психолого­ педагогических   мер,   направленных   на   исправление,   ослабление   или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.   Это   может   быть   как   исправление   отдельных   дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность   ребенка   с   ограниченными   возможностями   в   целях   достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно­воспитательной работы.  Компенсация  (от   лат.   compensatio   ­   возмещение,   уравновешивание)   ­ замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное   его   приспособление   к   изменившимся   негативным   условиям существования   и   попытка   заменить   пораженные,   вышедшие   из   строя   или непродуктивно   работающие   структуры   относительно   сохранными, компенсаторными   механизмами.   Например,   компенсация   нарушенных   или утраченных   функций   зрительного   анализатора   возможна   преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей   нервной   деятельности   человека.   Этот   процесс   типичен   и   для животных   при   нарушении   или   утрате   какой­либо   функции,   являясь   которая проявлением   биологической   приспособляемости   организма, устанавливает   его   равновесие   с   окружающей   средой.   Компенсация пораженных   функций   у   человека   качественно   своеобразна   ­   это   процесс развития   всех   сторон   личности,   в   основе   которого   лежит   единство биологических и социальных явлений.   Коррекционная   педагогика  —   отрасль   педагогической   науки, изучающая   закономерности,   причины   возникновения   отклоняющегося поведения   у   детей,   разрабатывающая   пути   и   способы   его   исправления. Главная   ее   задача   —   накопление   и   систематизация   научных   знаний   об отклоняющемся развитии и поведении. Она возникла в ответ на вызов жизни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности. Социальная   адаптация  (от   лат.   adapto   ­   приспособляю)   ­   активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей,   ценностей,   норм   и   стилей   поведения,   принятых   в   обществе.   У нетипичных   детей   из­за   дефектов   развития   затруднено   взаимодействие   с социальной   средой,   снижена   способность   адекватного   реагирования   на происходящие   изменения,   усложняющиеся   требования.   Они   испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм,   правил,   что   может   вызвать   неадекватную   реакцию   и   привести   к отклонениям   в   поведении,   вплоть   до   аномалии.   Промежуточным   звеном между процессами адаптации и аномалии выступает  дезадаптация  (от лат. de(s) ­ прекращение, удаление, устранение, отрицание какого­либо понятия) ­ процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов. Интеграция (от лат. integratio­восстановление, соединение) ­ в контексте коррекционной   педагогики,   это   включение   детей   и   подростков   с ограниченными   возможностями   в   окружающую   среду,   обычные межличностные   отношения   с   целью   максимальной   нормализации   их социокультурного   статуса.   Одним   из   оптимальных   средств   интеграции является   интегрированное   обучение   ­   процесс   совместного   образования обычных и аномальных детей. Источники   развития   коррекционной   педагогики:  многовековой практический   опыт   воспитания,   закрепленный   в   образе   жизни,   традициях, обычаях   людей,   народной   педагогике;   философские,   обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика   коррекционного   воспитания;   данные   специально   организованных педагогических   исследований;   опыт   педагогов­новаторов,   предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания. Практическая   польза   коррекционного   воспитания   весьма   значительна. Своевременная   и   грамотная   коррекция  всегда   дает   положительные результаты.  Никогда   не   ведут   к   положительным   сдвигам   безразличие, бездействие, нежелание помочь. Коррекционная педагогика — буйно разрастающаяся ветвь современной педагогической   науки.   Основной   причиной   ее   стремительного   развития послужило увеличение случаев аномального развития поведения детей. Свое начало   коррекционная   педагогика   берет   из   гуманистических   попыток сохранения   жизни   так   называемым   дефективным   (от   лат.  defectus  — недостаток) детям, имеющим физические и психические недостатки. К ним относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые, дети с нарушением интеллекта. В античные времена, как известно, каждого родившегося   с   физическими   или   умственными   дефектами   ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое­где в Европе сохранялся еще и в Средние века. В  XVI—XVII  вв.   человеческая   жизнь   приобретает   уже   некоторую ценность и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути   помощи   и   возвращения   их   в   общество.   Появилась   мысль   их   лечить, воспитывать, обучать ремеслам. В  XVIII  веке   в   России   появились   первые   лечебно­просветительные учреждения.   Весьма   интенсивно   развивается   коррекционная   педагогика   в первые годы советской власти. Подтолкнули ее прогресс следующие события и   причины:   смена   общественного   строя,  крушение   устоявшихся   идеалов   и   Новым принципов,   детская   беспризорность.   гражданская   война, революционным   правительством   были   поставлены   задачи   теоретически осмыслить возникшие социальные и педагогические явления, усадить за парты всех   детей,   в   кратчайшие   сроки   покончить   с   детской   беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений. В конце XX в. педагоги приходят к выводу, что в лечебно­коррекционной помощи нуждаются не только дети с органическими повреждениями нервной системы,   но   и   совершенно   здоровые,   поведение   которых   в   основном   по причине   неправильного   предшествующего   воспитания   выпадает   из   нормы. Раньше решение этих задач, раздробленных между социальной, специальной, реабилитационной   и   другими   педагогиками,   развивающихся   без   четких границ,   было   недостаточно   эффективным.   Было   решено   объединить   их   в одной педагогической отрасли. Роль объединяющей, цементирующей  науки играет   гуманистическая   коррекционная   педагогика,   уповающая   главным образом на индивидуальный подход к ученикам, ответственное рассмотрение каждого конкретного случая воспитания. Итак,   традиционно   коррекционная   педагогика   развивалась   в   плане помощи детям, имеющим органические повреждения нервной системы. Затем детьми с органическими отклонениями стала заниматься специальная наука «дефектология»,   а   коррекционная   педагогика   расширила   свой   предмет   на случаи отклоняющегося поведения, вызванного неорганическими причинами, т. е. приобретенными привычками.

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания

Лекция на тему: Коррекционная педагогика как область педагогического знания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017