Данная лекция рассчитана на студентов первого курса по направлению: психология.
В данной работе рассматривается основные понятия внимания. Ознакомитесь с основами такого психического процесса как внимание, с разных точек зрения. В работе так же отраженна методики исследования внимания у детей. А как же узнаете о взаимосвязи нашего внимания и сознания. Данная лекция рассчитана на студентов первого курса по направлению: психология.
28 02 14.docx
Лккция №5
Тема: понятие внимания
Понятие о внимании.
Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях
окружающего мира, наиболее значимых для него.
Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным
невозможно, для этого необходимо функционирование психических
процессов.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания (психической
деятельности) на объекте, имеющем для человека устойчивую значимость в
зависимости от ситуации. Иначе говоря, сущность внимания состоит в
избирательности и селективности нашего сознания. Внимание обслуживает
наше сознание.
Благодаря свойствам избирательности и селективности, область сознания
подразделяется на область ясного сознания и область неясного сознания.
Соответственно в области ясного внимания все объекты отражаются ярко,
отчетливо и точно, тогда как в области неясного внимания изображение
объектов смутное и расплывчатое.
Качество, характеризующее способность удерживать свое внимание на
значимом объекте называют сосредоточенностью.
Понятие внимания как регулятора эмоций и поведения
Эксперимент Чарльза Тарта Знаменитый американский парапсихолог Чарльз Тарт проводил среди
студентовслушателей прелюбопытный эксперимент.
Он брал обыкновенную дорожную сумку и ставил ее на стул так, чтобы ее
свободно видела вся аудитория. Затем он давал слушателям установку о том,
чтобы они сосредоточили на этой сумке свое внимание, идентифицировали
себя с ней, то есть думали о ней как о своей собственной вещи, о которой
необходимо заботиться, как о самом себе.
Так продолжалось какое то время, аудитория сосредоточенно разглядывала
сумку. Затем, внезапно, Тарт резким и порывистым ударом сбивал сумку со
стула.
В это момент нужно было видеть реакцию людей. Большинство переживало
негативные эмоции – гнев, возмущение, а у некоторых возникало даже
физическое ощущение боли…
Этот эксперимент являлся отличной демонстрацией того как наше внимание
способно управлять нашими чувствами, регулировать поведение.
Внимание активно вмешивается и регулирует нашу повседневную
деятельность, обеспечивая качество труда, его производительность,
приобретение и усвоение знаний. Однако чрезмерное внимание может быть
так же фактором дезорганизации нашей деятельности.
Существует такая жизненная особенность, что если мы очень сильно хотим
чеголибо достичь и чрезмерно сосредотачиваемся на объекте своего желания,
желаемое ускользает от нас, мы начинаем ошибаться и, в конечном итоге,
запарываем все дело. С этим явлением тесно связан феномен пресыщенности
или смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной и
продолжительной зрительной и слуховой фиксации на определенной
информации. Негативным следствием такого сосредоточенного внимания может стать
усталость и временная апатия. Поэтому невнимательность, по мнению
психологов, не всегда является недостатком, но напротив, возможно служит
механизмом, предохраняющим нашу психику от информационной перегрузки.
Как рассматривается понятие внимания в психологии
В психологии понятие внимания рассматривается с троякой точки зрения:
1. Внимание как психический процесс
С точки зрения процесса любая деятельность имеет свое начало, продолжение
и конец. Поэтому возникает вопрос наподобие ”а как внимание
синхронизировано с процессом?”
Психологи выделяют так называемое состояние повышенной готовности к
включению в деятельность, которое сознательно управляется
посредствомпредвнимания.
Физиологическая основа предвнимания – это избирательное повышение
чувствительности. Для того чтобы внимание могло включиться и начать
управление деятельностью, происходит предварительное повышение
интенсивности сосредоточенности. При этом чувствительность восприятия
обостряется. Психологи экспериментально определили, что это состояние
моментного повышения сенситивности длиться всего 500 миллисекунд, а
затем угасает. Или не угасает, и тогда в процесс включается внимание.
Включившись в процесс, внимание занимается целенаправленным поиском
подходящей информации, а заодно построением модели всего будущего
действия, связанного с этой информацией.
Психологи выделяют следующие фазы активности нашего внимания: 1ая фаза – восходящего внимания, во время которой происходит повышение
сосредоточенности сознания на значимом объекте. На этой фазе внимание
наиболее активно и продуктивно;
2ая фаза – углубление устойчивости внимание. Внимание стабилизируется и
настраивается на оптимальную работу с поступающей информацией;
3я фаза – спад внимания, характеризующаяся снижением концентрации и
отвлечением от деятельности.
Длительность первых двух фаз и соответственно время наступления третьей
фазы зависят от множества факторов. Это могут быть снижение мотивации,
безрезультатность деятельности и иные внешние и внутренние факторы.
2. Внимание как свойство личности
С точки зрения свойств личности внимание проявляет себя как
внимательность, состоящую из правил, усвоенных от воспитания, а также
моральноэтических норм, принятых в обществе.
В Психологи выделяют две основных формы проявления внимательности:
1. Объектная. Эта форма внимательности связана с умением замечать
изменения, происходящие в окружающей среде, изменять события, управлять
ими и контролировать их исполнение.
Этот вид внимательности включает в себя такие ипостаси как
любознательность, наблюдательность и другие им подобные качества.
2. Субъектная. Эта форма внимательности проявляет себя при общении
людей друг с другом и заключается в умении подмечать и различать
эмоциональночувственные проявления людей. Непревзойденным мастером замечать мельчайшие оттенки чувственных
проявлений людей был американский психиатр и психотерапевт Милтон
Эриксон. Своей выдающейся внимательностью Эриксон пользовался в
психотерапевтической практике.
Эта форма внимательности включает в себя такие качества личности как
чуткость, отзывчивость, эмпатия (то есть умение замечать чувства людей и
сопереживать им).
Объектная и субъектная внимательности у каждого человека сочетаются в
определенной пропорции, они могут быть или равно представленными, или
одна из них может являться доминирующей.
3. Внимание как психическое состояние
Психологи называют внимание ”Монарх Сознания” за его основное назначение
организовывать поток воспринимаемой информации согласно актуальным
потребностям человека.
Как психическое состояние внимание характеризуется способностью
разделять всю поступающую извне информацию на значимую и
незначительную и соответственно, помещать первую в фокус восприятия, а
вторую на периферию сознания.
Помещая значимую информацию в фокус нашего восприятия, внимание
способствует приданию ей эмоционального содержания. Например,
длительное внимание к любому объекту, по мнению психологов, вызывается и
поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный
объект становится позитивно или негативно значимым для человека. Психологи выделяют следующие состояния внимания в зависимости от
выполняемых действий, для которых характерны соответствующие внешние
проявления:
1. Действительная внимательность. Это состояние, сосредоточенности на
выполнении действия. Для него характерна специфическая поза внимания,
сосредоточенный взгляд, отсутствие лишних движений, и т.п.;
2. Действительная невнимательность. Состояние противоположное первому.
Внешне проявляется как заторможенность, отсутствие целенаправленных
действий, разфокусированный взгляд и вообще отсутствие зрительного
контакта.
3. Кажущаяся внимательность. Состояние, при котором человек маскирует
отсутствие внимания к определенной деятельности с помощью внешних
проявлений заинтересованности и внимательности.
4. Кажущаяся невнимательность. Внешне никак не проявляемое состояние
заинтересованности и активного сосредоточения.
Подводя итоги, отметим для себя особую важность внимания, активно
участвующего в управлении нашим поведением и эмоциями.
Отсюда следует, что хорошо развитые качества внимательности,
способствуют эффективности и успешности наших действий в целом, что
положительно сказывается на качестве нашей жизни.
5.
Методики диагностики внимания у детей. Методика 1. Определение продуктивности и устойчивости внимания
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении
следующей инструкции:
“Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется “Будь внимателен и
работай как можно быстрее”. В этой игре ты будешь соревноваться с другими
детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с
ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей”.
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что
он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них
такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном
месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор
произносит слово “черта”, в этот момент ребенок должен поставить черту в
том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово “стоп”. По
этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с
кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную
черту. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец,
просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в
течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также
определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на
каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по
формуле:
0,5 N – 2,8 n
S = ––––––––––––
60
где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью
этой формулы определяется общий показатель продуктивности и
устойчивости внимания за все пять минут, то естественно, N будет равно
числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель п
— числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной
формулы 300);
п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных
показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам
работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием,
аналогичный рис. 8. Его интерпретация производится так же, как и для детей
дошкольного возраста.
Методика 2. Оценка распределения внимания
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той,
которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами
Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте.
Однако в данном случае детям предлагается находить и поразному
зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в
различных; местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует
зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления
результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты
интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении
внимания.
Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на
распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства
внимания не представляется возможным.
Понятие о внимании
Внимание сосредоточенность деятельности субъекта в
определенный момент времени на какомлибо реальном или
идеальном объекте предмете, события, образе, рассуждении и т.д.
(ВИ Страхов)
Внимание не психический процесс, а форма организации сознания и условие
успешного протекания психических процессов и состояний Внимание не
имеет собственного содержания, проявляет свое действие в связи с
ощущениями, восприятиями и, памятью, мышлением и т.п. Эти явления
актуализируются у человека не сами собой, а под влиянием направленности
личности Итак, внимание является выборочной направленностью и
сосредоточенностью сознания личности на о 'объектах, соответствующие его
потребностям, интересам и целям деятельности или поведения Как пишет СЛ
Рубинштейн, в каждом психическом процессе имеющийся момент,
выражающий различные представления личности, в частности, к мира людей,
природы, сознания к объекту Это отношение проявляется в виду Например,
когда ученик интересуется математикой, она, словно в плен, берет его
сознание Он глубоко и сосредоточенно, со стойками й вниманием, проявляя
выносливость, работает над решением математических заданих задач.
Функции внимания состоят в том, что человек среди множества
раздражителей, действующих на нее, выбирает нужные, важные, а другие
тормозит, производит программы действий и сохраняет сосредоточенность,
контроль над их о отикання. ПЯ Гальперин рассматривает внимание как самостоятельную форму
психической деятельности Он придерживается гипотезы, что внимание
является деятельностью психического контроля Основные положения этой
гипотезы состоит в том, что внимание есть одной из составляющих
ориентировочноисполнительной деятельности, в которой она не имеет
собственного продукта, а выполняет функцию контроля, постепенно
становясь внутренней сокращенной автоматизированной действуетдією.
Произвольная внимание является вниманием планомерной Это контроль за
действием, происходящим на основании выработанного плана, наилучшего
критериев и способов их использования
Непроизвольное внимание это также контроль, но такой контроль, который
ограничивается тем, что есть в предмете, ситуации, тем, что \"само собой
бросается в глаза\" Содержание деятельности такого внимания составляет то,
что отражает восприятие аб ибо мышление, память или чувстваабо почуття.
Внимание как действие контроля можно формировать Для этого нужно не
просто поставить задачу, но и научить проверять его выполнение на основе
определенных критериев в конкретном направлении и последовательности
Розпочина ати следует по организации контроля как внешнего воздействия,
действия, выполняемого в материальной или материализованной форме А
потом действие контроля путем поэтапного обработки доводится до
умственной, обобщенно й, сокращенной и автоматизированной формы, когда
она, собственно, и превращается в акт вниманияаги.
Внимание играет важную роль в жизни человека Благодаря вниманию
регулируется деятельность и поведение человека Без внимания невозможна
целенаправленная практическая деятельность, ни физическая, ни умственная,
ведь человек должен на с вниманием относиться к объекту и плана своей
деятельности, следить ее за ходом и последствиями Внимание является необходимым условием четкого, осознанного отражения учебного материала
и его прочная ого усвоения Согласно взглядам КД Ушинского, внимание
является тем единственным дверью нашей души, через которые, безусловно,
проходят все объекты внешнего мира, отражены сознаниеомістю.
Тема : внимание и сознание
Сознание и внимание
Сознание как процесс энергия (сила), освещающая внутренний мир
человека и управляющая психическими процессами. Энергия, несущая свет,
силу и контроль. Сознание как результат доступная для внутреннего
видения, понимания и управления область психического.
Внимание пучок (луч) энергии сознания, обеспечивающий освещение,
концентрацию энергии и управления тем, на что эта энергия направлена. Луч
внимания нить сознательного управления. Круг внимания область
управления.
Внимание освещает и притягивает. Сознание понимает и структирует.
Сознание дает общий свет, общее видение и понимание, ориентировку,
внимание выхватывает важные частности.
Выхватывание важных частностей может привести к затемнению остального
пространства. Если внимание (луч энергии сознания) притягивается и
управляется кемто или чемто извне (например, вы вперились в телевизор:
там мелькает реклама!), говорится о непроизвольном внимании. Тут, тем
больше внимания, тем меньше сознания, меньше личности, меньше Я.
Внимание и сознание Если попытаться выделить то общее, что стоит за всеми этими примерами
связи внимания и памяти, то не обойтись без рассмотрения сознания. С одной
стороны, внимание необходимо для того, чтобы удержать в сознании
сиюминутно воспринятое, преходящее — иначе оно не сможет стать
достоянием памяти. С другой — внимание может потребоваться, чтобы
воспоминание вновь оказалось в сознании, поднялось из глубин памяти.
Удержание образа или мысли в сознании стоит и за совместным
функционированием внимания и восприятия, внимания и мышления.
Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамках
философии, и прежде всего — философии восточной. Именно в восточной
философской традиции отмечается особое место внимания — как
«концентрации», так и «правильного видения», «проникновения» — в
достижении просветления, истинной божественной мудрости. «Просветленное
сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика
медитации, основанной также на предельной концентрации сознания,
складывается именно в восточной религиознофилософской традиции.
Например, в классической йоге, где первые четыре ступени восьмеричного
пути совершенствования предполагают этическое самообуздание,
поддержание правильной позы и дыхания, более высокие ступени так или
иначе связаны с вниманием [92]. Пятая ступень, «пратьяхара», — отвлечение
чувств от объектов окружающей действительности. Шестая — «дхарана», или
«внимание», — сосредоточение внимания на единственном объекте. Седьмая
— «дхьяна», или «размышление», — по сути своей медитация, углубленное и
беспрерывное созерцание этого объекта, открытие в нем все новых сторон.
Кстати, именно разностороннее обследование объекта внимания
У.Джемс
считал основным способом и условием удержания внимания на
объекте. Углубленное созерцание объекта позволяет достигнуть наивысшей
ступени — «самадхи», или «сосредоточения», — полного слияния души с объектом внимания, ее растворения в этом объекте, а значит, отделения от
тела, к чему и стремится йога. Интересно, что три последние ступени, или
средства йоги, в отличие от всех предыдущих, считаются «внутренними» и
связаны с созерцанием одного и того же объекта. Таким образом, в
философии йоги можно обнаружить едва ли не первую попытку проследить
изменение характеристик внимания во времени, или его динамику.
В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и
сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX в. Первое
направление, в рамках которого началось систематическое
экспериментальное изучение внимания, — классическая психология сознания.
Подробный разговор о ней ждет нас в следующей главе. С тех пор в
психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении
внимания и сознания, в которых вниманию отводятся самые разные роли.
Пожалуй, наиболее распространенное представление о внимании в
современной психологии внимания — трактовка его как механизма доступа в
сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого
нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а
что может пройти мимо. Этот механизм тоже можно представить поразному.
Например, как своего рода «дверцу», или лаз, подобный тому, через который
кэрролловская Алиса пыталась,проникнуть в волшебный сад в Стране Чудес,
но никак не помещалась целиком. Или как секретаряраспорядителя в
приемной, принимающего решение, кого следует немедленно допустить пред
светлые очи Его Императорского Высочества, кто должен подождать
аудиенции, а кому доступ в кабинет закрыт. Вопрос о том, что и почему
остается за пределами сознания, занимает весьма немаловажное место в
современной психологии внимания. В классической психологии сознания было намечено еще несколько подходов
к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них, об этом
мы узнаем из главы 2, сознание предстает как структура, подобная
зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание — как часть
сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний
сознания. Однако здесь остается вопрос о том, как именно отдельные
составляющие индивидуального опыта оказываются в этой зоне. Для ответа на
этот вопрос внимание должно быть представлено как особый процесс
перевода определенного содержания сознания, или его элемента в
центральную его часть.
Наконец, внимание может рассматриваться в качестве одного из свойств
сознания или присущих ему особенностей. Это свойство — степень
субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае
недостаточного внимания оказываются смутными, а в случае предельного
внимания предстают перед нами наиболее ясно.
На начальном этапе разговора о внимании связь между вниманием и
сознанием позволит нам подойти к описанию субъективных явлений внимания
и выявлению критериев наличия этого неуловимого, как улыбка Чеширского
Кота, которая и есть, и не бывает без самого кота. Сознание — способность
дать отчет о себе, а значит, именно благодаря сознанию мы можем узнать, что
значит «быть внимательным» или «быть невнимательным». Именно благодаря
прямому доступу к собственным переживаниям «каждый знает, что такое
внимание».
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Лекция на тему "Понятие внимания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.