Статья "Развитие детской одарённости"
Оценка 4.8

Статья "Развитие детской одарённости"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
05.05.2018
Статья "Развитие детской одарённости"
Данная статья основана на использовании книг В. Дубковского «Как раскрыть свои способности», В. Леви «Нестандартный ребёнок» и личного педагогического опыта автора. Рассматриваются некоторые из способностей, дремлющие в каждом из нас, ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПЕДАГОГИКИ – похвала авансом, а также типы детей, особо нуждающихся в похвале.Данная статья основана на использовании книг В. Дубковского «Как раскрыть свои способности», В. Леви «Нестандартный ребёнок» и личного педагогического опыта автора.
cтатья развитие детской одарённости.docx
Развитие детской одарённости. Дорога   к   Успеху   лежит   через  развитие  личности   и   понимание природы  человека. Абсолютно каждый человек от рождения наделён комплексом уникальных   способностей  и   есть   конкретные   способы   раскрытия   этого дремлющего потенциала. Речь идёт не о вундеркиндах, а о самых обычных людях. Только вот беда – 95 % людей, умирая, о них даже и не догадываются и уходят в мир иной, не реализовав даже десятой доли своего потенциала. Необходимо лучше узнать себя. Многолетний опыт подсказывает – только через развитие идёт прогресс. Понимание сути явлений и процессов внутри и вокруг   нас   даёт   возможность   осознанного   применения   различных   техник, когда   перестают   работать   внутренние   тормоза,   появляется   уверенность   в своих силах.  Рассмотрим  некоторые из способностей, дремлющие в каждом из нас. Потом поищем место, где они прячутся и поговорим о том, как их можно разбудить.   Вот результаты некоторых исследований: свободно летающий шмель по всем   законам   физики   и   аэродинамики   делать   этого   никак   не   может   – соотношение массы его тела и подъёмной силы, которую он может развить, не в его пользу. Однако летает, как летали и древние  птеродактили, чей вес никак не позволял этого делать. Известны также случаи, когда физически не очень   развитые   люди,   попадая   в   экстремальные   ситуации,   совершали невероятные   вещи:   запросто   перепрыгивали   через   трёхметровый забор(спасаясь   от   преследования),   поднимали   огромные   тяжести   (в литературе описан случай, когда хрупкая женщина приподняла автомобиль, наехавший   на   её   ребёнка).   На   очень   многое   способны   люди   в   состоянии гипноза.   Так   где   же   всё­таки   прячется   удача   и   те   необыкновенные способности, что таятся в каждом из нас? Для ответа на этот вопрос нам придётся погрузиться…в себя. Помните, что сказано   в   Библии:   познай   себя   и   познаешь   весь   мир?   Для   этого   возьмём условную   схему.   Наше   сознание,   инструментом   которого   выступает   мозг, поместим в верхнюю часть квадрата и отведём ему не более 10 % общего объёма. Именно здесь находится наш разум и тут находится лаборатория по логической и критической переработке всей информации, поступающей к нам через  обычные  органы  чувств. Если мы возьмём в рот (даже с  закрытыми глазами) кусок хлеба, разум нам тут же подскажет, что это именно хлеб, а если нам впервые дадут какое­то блюдо, мы вряд ли определим, что это, т. к. в   сознании   не   запечатлён   соответствующий   опыт.   Если   для   вынесения суждения   опыта   не   хватает,   мы   либо   отвергаем   новую   для   нас   идею («Мартышка и  очки»), либо начинаем прислушиваться к внутреннему голосу – интуиции. Что вернее?  Если будете честны перед собой, то признаете, что прав был всегда(!) именно внутренний голос. Граница, разделяющая сознание от подсознания – это не простая тонкая черта, а огромный железобетонный забор, в котором нет не то что ворот, маленькой щёлочки не найдёте! Но именно там, за этим глухим забором, в области бессознательного таятся все наши способности,  именно там скрывается интуиция и лежащий в её основе   весь   опыт   человечества!   Именно   сюда   поступает   информация   из энерго­информационного поля Земли и Космоса. Здесь происходит великий процесс   программирования   личности.     Вот   почему   стоит   отдавать   иногда предпочтение   своему   внутреннему   голосу,   а   не   голосу   разума.   Сравните только: на одной чаше весов ваш собственный опыт, а на другой – опыт всего человечества, накопленный за весь период его существования![1] Все знаем, каким прекрасным стимулом в любом деле является похвала. В развитии творческих способностей она просто необходима. Вопрос в том, как надо и как не надо хвалить. Похвала обладает свойством наркотика: ещё и ещё!.. И если было много, а стало меньше или совсем не стало, ­  возникает состояние обделённости вниманием, что часто доводит до озлобления. «Какая прелесть, какая умница! Всё понимает, исключительные способности!» Так часто начинается трагедия самовлюблённой посредственности…Необходимо помнить,   что   не   подлежат   похвале:   красота,   сила,   ловкость,   здоровье, смекалка,   сообразительность,   ум,   талант   –   все   способности   как   таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда,  случайная   находка.  Не   хвалить  за   прирождённое   бесстрашие  –  не заслуга, лишь данность, иной раз близкая к тупости. Хвалить только за отвагу – преодоление страха. Что не заработано, за то не хвалить!В любом случае не хвалить больше двух раз за одно и то же, не хвалить из жалости, из желания понравиться. Интересный вопрос: кого и когда хвалить больше. В похвалах нуждается каждый человек, ребёнок тем более. Но у каждого с в о я   н о р м а п о х в а л ы, своя степень потребности в одобрении. И эта норма всегда в движении.      ТРИ ТИПА ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ. Омега,  или   якобы   неполноценный.   Омега   –   последняя   буква   в   греческом алфавите.   Такие   люди   хронически   ощущают   себя   чуть   ли   не   самыми последними людьми в этом мире. Отстающий, больной, слишком застенчивый, или беззастенчивый, без тормозов(две стороны одной медали). Медлительный, неуклюжий,   нескладный,   толстый,   заика,   рыжий,   очкарик…   смешная фамилия, неубедительный голос… Такого человека хвалить авансом надо в первую очередь. Альфа, или сверхполноценный. Прямая противоположность. Здоров,   жизнерадостен.   Способный,   всё   легко   даётся,   во   всём   первый. Щедрость природы, избыток сил. Таких немного – хорошо, если один­два на класс,   но   значение   этого   типа   огромно:   в   нём   олицетворение   всех   наших надежд. Может быть скромен. И всё же с пониманием своих преимуществ у такого ребёнка неизбежно развивается и потребность в подтверждении этих преимуществ,   в   признании.   Талант   нуждается   в   поклонниках,   это   закон Природы, преодолеваемый только на высших ступенях духа… Если Альфу не хвалить   –   не   завянет,   но   может   расточить   себя   непроизводительно.   Кому много дано, с того много и спрашивать. Не хвалить за способности, хвалить только за труд развития – за превышение СВОЕЙ, а не средней нормы. И, если образно,   похвала   Омеге   –   пособие   для   малоимущих;   то   похвала   Альфе   – гормон совершенства. Тэта. Самолюбивый. Достаточно здоров и развит, не без способностей.   Вполне,   казалось   бы,   благополучен.   И   тем   не   менее   резко обострённая   чувствительность   к   оценкам,   проявляющаяся   едва   ли   не   с первого года жизни и какой­то неутолимый аппетит к похвале. Это тот, кто может   потом   оказаться   и   преуспевающим   деятелем,   и   озлобленным неудачником.   В   наиболее   безобидном   облике   немножко   хвастунишка, задавала, позёр. Или ничего, кроме некоторой напряжённости, когда хвалят других,   склонности спорить и критиковать. Именно Тэте с вечно голодной самооценкой, похвала столь же нужна, сколь и вредна. Любая оценка имеет опасное побочное действие: фиксирует человека на себе,  ЭГОЦЕНТРИРУЕТ. Всякому пожелаем и знать себя, и любить, и быть к себе требовательным, но никому не желаем заклиниваться на себе – положительно ли, отрицательно ли. Самолюбие – прекрасный стимул развития, но только в определённой дозе. Дальше наоборот – ограничивает и уродует. Дозу эту в цифрах не выразить, но   чувствовать   необходимо.  Поможем   и   Тэте,   если   мягко   и   постепенно сумеем   развенчать   в   его   глазах   игру   в   «лучше­хуже»;   если   покажем,   что отношения   типа   «выиграл­проиграл»   в   жизни   не   самые   главные,   что   не   в оценке чьей бы то ни было заключено счастье. Вспомним известное: «Хвалу и клевету   приемли   равнодушно,   им   в   сущности   цена   одна.»   Внушим,   что главную оценку себе ты ставишь сам .Но сами будем помнить, что чистых типов не бывает. Ребёнку лет до 10 достаточно быть просто уверенным, что он хороший, по крайней мере не хуже других, он и уверен в этом, если его не убеждают в обратном. Внушить ребёнку главное: дать понять ему, что  ОН ХОРОШ УЖЕ ТЕМ, ЧТО ЖИВЁТ НА СВЕТЕ, ТАКОГО,КАК ОН, НИКОГДА НЕ БЫЛО, НЕТ И НЕ БУДЕТ, ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ. Всем   известно   ЗОЛОТОЕ   ПРАВИЛО   ПЕДАГОГИКИ   –   похвала авансом. Мальчишка слабее или трусливее других, нескладный, с физическим недостатком?   Хвалите   его   рисунки,   пусть   слабые;   хвалите,   как   делает бумажных голубей; за то, что сам, подклеивает книгу, за то, что старается чисто мыть руки (хотя, может быть и не очень старается); хвалите за то, пока ещё чего нет, но хотите, чтоб было. Одобрять заранее – внушать человеку веру.   Владеющий   этим,   может   творить   чудеса.   Это   ключ   к   человеку.   К маленькому, растущему – самый главный и необходимый. Кто же из нас не одобрит   похвалой   и   улыбкой   первые   шаги   малыша,   первые   усилия   что­то сказать?..   Здесь   мы   действуем   инстинктивно   и   абсолютно   правильно.   Это АВАНС. Но дальше мы почему­то забываем, что жизнь начинается сначала каждый   миг,   что   каждый   шаг   –   первый.   НАША   ВЕРА     СПОСОБНА ПРЕВРАЩАТЬ   ВОЗМОЖНОСТЬ   В   ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.   Поверить   в возможное   и   передать   веру   –   внушить.   Если   вы   хотите   научить   чему­то ребёнка   –   начинайте   всегда   с   похвалы,   ДАЖЕ   ЕСЛИ   НИЧЕГО   НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие   попытки   достигнуть   желаемого,   за   попытку   к   попытке!   Вот   он, главный   воспитательный   момент   –   ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ   ОДОБРЕНИЕ:   «Ты этого хочешь! Ты это сможешь! Ты это почти можешь!» На практике же чаще наоборот: «Я же тебе показала! Да что же ты? Ну­ка, дай я сама! Ну, опять не так!   Ты   просто   не   хочешь!»   Опережающее   неодобрение   –   зловреднейшее отрицательное внушение. Ребёнок меняется десять раз на дню и тысячи раз в течение жизни. Вам не предугадать ни всех смен его настроения, ни путей, по которым пойдёт его развитие. И не надо, не требуйте от себя невозможного. Делайте только то, что зависит от вас, ­ укрепляйте веру, не переставайте настраиваться   положительно   вопреки   всему.   Вот   и   вся   «работа   с подсознанием». Если видите, что прогресса явно нет или дела пошли хуже, как бы между прочим заметьте, что, наконец­то что­то начинает получаться. Когда   же   на   самом   деле   начинает   улучшаться,  лучше   не   обращать   на   это внимания   –   а   вот   тут­то   как   раз   время   повысить   требования.   Спокойно заметить, что всё у нас в порядке, теперь переходим к более трудному этапу. И здесь вновь дать «подъёмные», отметить похвалой любой пустячок. Потом можно   высказывать   и   недовольство,   и   требовать   большего,   но   сначала обязательно похвалить, вдохновить любым способом. Ну а если все скромные достоинства   уже   хвалены   и   перехвалены,   а   новых   не   прибавляется?   Если достижений   в   наличии   не   имеется,   а   вовсе   наоборот?   Если   все   авансы исчерпаны   и,   увы,   не   оправдались?   У   ребёнка   нашего   наверняка   есть достоинства,   которые   мы   не   замечаем   или   не   считаем   за   таковые.   Стоит подумать, вспомнить. А вдруг он ещё ни разу в жизни никому не солгал? Или у него есть привычка без напоминаний мыть грязную обувь? Заметьте то, что вовсе не имеет отношения к вашим занятиям. Просто он забыл, когда его последний раз хвалили и будет рад любой поддержке.[2] Как раскрыть творческие способности ребёнка Чтобы суметь раскрыть творческие способности ребёнка, необходимо:  Знать природу способностей вообще. При этом помнить о том, что то, что применимо для взрослых, НЕДОПУСТИМО для детей (медитации разного   рода   и   т.   п.)   Психика   ребёнка   неустойчива,   т.   к.   личность находится в стадии формирования  Постоянно вести наблюдения, чтобы вовремя заметить и  Развивать,   расширять   возможности,   а   для   этого   необходим определённый алгоритм действий: озадачить, помочь с помощью только позитивных оценок, найти способ реализации возможностей (участие во всевозможных   конкурсах   для   самоутверждения,   чтобы   увидеть результаты своего труда. Какова главная цель воспитателя в данном вопросе? Пробудить, вызвать интерес, показать возможности.  «Ой, как красиво!», «А из чего это?» «Из костей рыбы?!» «Не может быть!» «Я тоже хочу попробовать!» Далее предоставить выбор. Хочется всё и сразу ! Помочь   ребёнку   определиться.   При   этом   никакого   давления   –   только ненавязчивое руководство, только на добровольных началах (Все прекрасно знаем случаи из жизни: если мама насильно пихает – никакого толку не будет. Если и будет заниматься, то только для мамы, а не ради удовольствия. А без него ни о каком творчестве не будет и речи. Творчество должно доставлять радость) и, наконец, последнее:  создать условия. А для этого хорошо знать психологию возраста и конкретной личности. (Марина рвала все свои рисунки и работы. Причём, чем больше её приободряли, тем больше злилась, пока не занялась   Городецкой   росписью   –   она   ей   стала   интересна,   изменилось отношение и к остальному.) Как   же   это   осуществляется   на   практике?   В   школе   это   внеклассная работа и кружки по интересам, в классе: 1.Авторские выставки, по праву имеющие большой успех – хороший стимул для развития активности детей.  Первая такая выставка  заразила  весь класс. Каждый захотел иметь своё право на признание. И мы щедро начали сменять одну выставку другой. Творят из всего, что под руками ( в ход идут упаковки: всевозможные коробки, баночки, тюбики, флаконы – бросовый материал) 2.Посещение  выставок. Так как в условиях села у нас весьма ограниченные возможности, стараемся использовать любую из них. Нам доступны районная художественная   школа,   Дом   детского   творчества,   клуб   «Любава»   в ближайшем городе Павлово, где представлено народное творчество. Порой выставки   для   нас   открыватся   неожиданно.   Таковым   стало,   например, случайное   посещение   магазина   «Цветы»,   с   замечательной   выставкой фитодизайна. 3.Просмотр журналов с разделами « Мир увлечений», подбор и обсуждение газетных статей о людях увлечённых (часто это статьи об инвалидах – именно они,   в   силу   обстоятельств,   нередко   становятся   творческими   личностями). Эти   статьи   хороши   для   воспитания   таких   прекрасных   чувств,   как сострадание, сочувствие и, кроме этого,   воспитывают в детях силу духа и силу воли.) 4.Это мини ­ игра – шоу по известному телепроекту «Минута славы», которые стараемся приурочить к родительским собраниям или семейным праздникам и готовим   их   также   с   привлечением   родителей.   А   для   мотивации   хороши телепроекты «Ледниковый период», «Танцы на льду». Здесь дети наглядно видят и слышат: «невозможное – возможно». 5.Хорошим подарком для нас стало приглашение в этом году в областной Центр   развития   детского   творчества   на   занятия   в   очно­заочную   школу   на отделение флористики и фитодизайна. Такая форма обучения очень удобна для нас.  На следующий год планируем в школе создать  кружок флористики. 6.Для развития математических и лингвистических способностей принимаем участие во всероссийских конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок» Литература:        1. В. Дубковский « Как раскрыть свои способности». Санкт­Петербург, 2000, с. 5­11 2. В. Леви « Нестандартный ребёнок». М., « Знание», 1988, с. 76­90.

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"

Статья "Развитие детской одарённости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018