Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
Оценка 4.8

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.10.2018
Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий
Лекция рассчитана на студентов второго курса. направление: педагог психолог,клиническая психологи. В работе рассматривается тема: Формы воздействия (влияния) на партнеров по общению. Затронуты такие вопросы как: слухи, сплетни,запугивание, различные виды угроз,советы и т.д. Со всеми видами общения и их влиянием на человека подробно можете ознакомится прочитав лекцию.
11 03 14.docx
1  Лекция                 Дисциплина: Личность  и нарушение общения                Тема: Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий Вид лекции: изложение нового материала Аудитория: студент 2 курса Время: 1 час 30 минут Дисциплина : Личность и нарушение общения Тема:Личностные факторы, обусловливающие эффективность                                                            воздействий Цель лекции : Ознакомить студентов с новой темой  Задачи: 2  1. усвоить новый материал лекции  2. усвоить новые понятия   3.формировать умственные операции анализа, синтеза, сравнения, об  личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий  4.активно участвовать в осуждении поставленных преподавателем на лекции  вопросов. План : 1. Формы воздействия (влияния) на партнеров по общению: неимперативные прямые формы воздействия (просьба, предложение  ­ (совет), убеждение, похвала, поддержка и утешение);  ­ внешнее внушение;  ­   неимперативные прямые формы воздействия (приказ, требование, запрет;  принуждение);  ­ ­ ­ ­ дисциплинарные меры воздействия;  угрозы (запугивание);  самовосхваление и само назидательность;  критика;  ­      слухи и сплетни Методы использованные на лекции: монолог,  обсуждение лекционного  материала с аудиторией, развернутая беседа на основе плана. 1.Неимперативные прямые формы воздействия К неимперативным прямым формам воздействия насубъекта относятся  просьба, предложение (совет), убеждение, похвала, поддержка и утешение. Просьба Известный французский композитор Мишель Легран как­то сказал: «Это  ненормально, когда ты делаешь то, о чем тебя не просят. Лень — это  нормальное состояние». Очевидно, именно для людей с таким темпераментом  просьба является мощным стимулятором их активности, выводящим их из  «состояния анабиоза». Если же говорить серьезно, то эта форма внешней  инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, 3 когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто­ то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и  подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования старший по возрасту  или должности использует форму обращения к ним, в которой проявляется  некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обращается.  Это сразу меняет отношение субъекта к такому воздействию: в его сознании  может возникнуть понимание своей значимости в возникшей ситуации. Милграм и Сабини попросили студентов принять участие в изучении влияния  нарушения простейшей социальной нормы: им нужно было обратиться к  пассажирам нью­йоркского метро с просьбой уступить им место. К их  удивлению, 56% из тех, к кому они обратились с этой просьбой, сразу же  встали, не выслушав даже объяснения (Milgram, Sabini, 1983). Майерс Д., 2004, с. 262. В исследовании Дж. Дарли и Б. Латане (J. Darley, B. Latane, 1968) изучались  условия, при которых просьба чаще побуждала людей на улице к оказанию  помощи. Выявлено, что имеет значение, с какой просьбой обращались к  прохожим. Информационная помощь (о времени, о том, как пройти куда­то, и  т. п.) оказывалась чаще, чем материальная. Причем большое влияние  оказывала манера обращения. Деньги давали чаще, если сначала спрашивали  время или называли себя; в случае, когда говорили о потере кошелька или о  необходимости позвонить по телефону, на просьбу откликались две трети  прохожих. При этом женщины­просительницы имели больший успех,  особенно у мужчин. Деньги давали чаще и в тех случаях, когда просящий был  с кем­то. В одном полевом эксперименте помощница экспериментатора обращалась к  студентам, которые стояли в очереди, чтобы воспользоваться библиотечным  ксероксом, и спрашивала, не пропустят ли ее вперед. Когда она просто  просила оказать ей любезность («Можно мне воспользоваться ксероксом?»),  60% студентов согласились пропустить ее без очереди. Отсюда следует, что  на большинство студентов подействовала основная стратегия получения  согласия, которая состоит в том, что надо просто попросить об оказании  любезности. Как же можно увеличить эффективность этой стратегии? Другую группу  студентов женщина попросила о той же любезности, слегка изменив 4 формулировку просьбы: «Можно мне воспользоваться ксероксом, потому что  мне надо сделать несколько копий?» Процентная доля согласившихся резко  подскочила, достигнув победного уровня 93%. Очевидно, магическое  воздействие оказало слово «потому что». Это слово­ловушка. Оно  подразумевает, что у просьбы есть какая­то причина, и как бы  «подтверждает», что сейчас последует объяснение этой причины, поэтому  включается автоматическая реакция… Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 281. Просьба оказывает большее влияние на намерения субъекта, если облекается  в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву  отказать, если выполнение просьбы создает ему какие­то неудобства. Предложение ( совет ) Предложить кому­либо что­то — значит представить на обсуждение это что­ то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие  субъектом предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в  котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от  привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого  субъекта. Так, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит  к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик —  отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в  предложении. Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому  решению. АмброзБирс Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному  поведению. Ф. Ларошфуко Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения Убеждение — это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит 5 разъяснение сути явления, причинно­следственных связей и отношений,  выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса.  Об этом поэт И. С. Никитин сказал в одном из стихотворений: «Ваши речи  мне в душу запали». Убеждение можно считать успешным, если человек  становится в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение,  оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение  апеллирует к аналитическому мышлению, при котором преобладают сила  логики, доказательность и достигается убедительность приводимых доводов.  Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у  человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в  правильности принимаемого решения. Убедить кого­либо — значит добиться с помощью логического обоснования  предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной  точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто  убежден, что они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в  соответствии с ней. Шерковин Ю. А., 1973, с. 164–165. Д. Майерс (2004) отмечает, что успех убеждения зависит от того, кто  убеждает («коммуникатор»), что говорит (сообщение), каким образом (способ передачи сообщения) и кому (аудитория). Рассмотрим эти составляющие. Коммуникатор. Восприятие информации зависит от того, кто ее сообщает,  насколько отдельный человек или аудитория в целом доверяют источнику  информации. Доверие — это восприятие источника информации в качестве  компетентного и надежного. Создать у слушателей впечатление своей  компетентности коммуникатор может тремя способами. Первый: начать  высказывать суждения, с которыми слушатели согласны. Тем самым он  приобретет репутацию умного человека. Второй — быть представленным в  качестве специалиста в данной области. Третий — говорить уверенно, без  тени сомнения. Надежность зависит от манеры коммуникатора разговаривать. Люди больше  доверяют коммуникатору, когда уверены, что у него нет намерения убедить  их в чем­либо. Правдивыми кажутся и те люди, которые защищают то, что  идет вразрез с их интересами. Доверие к коммуникатору и убежденность в его искренности 6 возрастают, если коммуникатор говорит быстро (Miller et al., 1976). Быстрая  речь, кроме того, лишает слушателей возможности найти контраргументы. Если сообщение заслуживающего доверия человека убедительно, то по мере  того, как сам источник информации забывается или связь «источник —  информация» размывается, его влияние может сойти на нет, а влияние  человека, не заслуживающего доверия, по тем же самым причинам может со  временем укрепиться (если люди лучше помнят само сообщение, а не  причину, по которой сначала недооценили его) (Cook, Flay,  1978; Pratkanis et al., 1988). Подобное запаздывающее убеждение, начинающее действовать после того, как люди забыли об источнике информации или об  его связи с полученной информацией, называется «эффектом спящего». Майерс Д., 2004, с. 294. Наличие «эффекта спящего» мне довелось наблюдать, когда я дважды с  интервалом в две недели выступал с научным сообщением перед одной и той  же аудиторией. При первом выступлении один из слушателей, не  согласившись с моими утверждениями, выступил с их критикой. В дискуссии  по второму моему выступлению тот же слушатель практически слово в слово  в качестве истины повторил то, что в прошлый раз утверждал я и с чем он  тогда был не согласен. Привлекательность коммуникатора тоже влияет на эффективность его  убеждающих высказываний. Термином «привлекательность» обозначается  несколько качеств. Это и красота человека, и сходство с нами: при наличии у  коммуникатора либо того, либо другого информация кажется слушателям  более убедительной (Dion, Stein, 1978; Pallak et al.,  1983; Van Knipperberg, Wilke, 1992; Wilder, 1990). Особенности реципиента. Легче всего поддаются убеждению люди со  средним уровнем самооценки (Rhodes, Wood, 1992). Пожилые люди более  консервативны в своих взглядах, чем молодые (Sears, 1986). В то же время  установки, сформированные в подростковом и раннем юношеском возрасте,  могут оставаться на всю жизнь, поскольку впечатления, приобретенные в этом возрасте, глубоки и незабываемы. В состоянии сильного возбуждения, взволнованности, тревожности  реципиента его податливость убеждению увеличивается. Хорошее настроение  нередко благоприятствует убеждению, отчасти потому, что оно способствует 7 позитивному мышлению, а отчасти потому, что возникает связь между  хорошим настроением и сообщением (Petty et al., 1993). Люди, пребывающие в хорошем настроении, склонны смотреть на мир сквозь розовые очки. В этом  состоянии они принимают более поспешные, импульсивные решения,  полагаясь, как правило, на косвенные признаки информации (Bodenhausen,  1993; Schwarz et al., 1991). Не случайно, очевидно, многие деловые вопросы,  например заключение сделок, решаются в ресторане. Легче поддаются убеждению конформные (подробно об этой особенности  человека говорится в разделе 7.3). Женщины более податливы убеждению,  чем мужчины. Особенно нерезультативным может оказаться убеждающее  воздействие в отношении мужчин с невысоким уровнем собственного достоинства, остро  переживающих, как им кажется, свою бесполезность, отчужденность, которые склонны к одиночеству, агрессивных или подозрительных,  нестрессоустойчивых. Кроме того, чем выше интеллект реципиентов, тем более критично их  отношение к предлагаемому содержанию, тем чаще они усваивают  информацию, но не соглашаются с ней. Содержание сообщения. Что сильнее подействует — логика изложения или  обращение к эмоциям и чувствам человека? Ответ на это зависит от состава  аудитории. Если она состоит из образованных и обладающих аналитическим  умом слушателей, то на доводы рассудка их отклик будет бульшим, чем на  доводы, адресованные сердцу. В противном случае лучше будут  восприниматься доводы, обращенные к эмоциям. Эффективными могут быть убеждения, вызывающие страх. Они более  эффективны тогда, когда не только пугают возможными и вероятными  негативными последствиями определенного поведения, но и предлагают  конкретные способы решения проблемы. Болезни, картину которых нетрудно  себе представить, пугают больше, чем болезни, о которых население имеет  весьма смутное представление (Sherman et al., 1985). Однако, используя страх для убеждения, нельзя переходить некую грань,  когда этот способ превращается в информационный террор, что часто  наблюдается при рекламировании различных лекарств на радио и  телевидении. Например, нам с воодушевлением сообщается, сколько 8 миллионов людей во всем мире страдают тем или иным заболеванием, сколько населения по расчету медиков должны этой зимой заболеть гриппом и т. д. И  это повторяется не просто изо дня в день, а практически каждый час, причем  совершенно не учитывается, что есть легковнушаемые люди, которые начнут  выдумывать у себя эти болезни, побегут в аптеку и будут глотать не только  бесполезные в данном случае, но и вредные для здоровья лекарства. К  сожалению, запугивание при отсутствии еще точного диагноза нередко  используется и врачами, что идет вразрез с первой медицинской заповедью  «не навреди». При этом не учитывается и то, что источнику информации,  лишающей человека душевного покоя, может быть отказано в доверии. Важно учитывать и то, что когда человека призывают бояться того, что  доставляет ему удовольствие, результатом часто становится не изменение  поведения, а протест. Вот почему так слабо действует пропаганда борьбы с  курением, алкоголизмом, наркоманией, СПИДом. Убедительнее звучит та информация, которая идет первой (эффект  первичности). Однако если между первым и вторым сообщением проходит  какое­то время, то более сильное убеждающее влияние оказывает второе  сообщение, так как первое уже забыто (эффект новизны). Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем  красноречивый, но равнодушный. Ф. Ларошфуко Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием. Эзоп Не навязывай никому того, чего не хочешь для себя: вкусы различны. Б. Шоу Как передается сообщение (коммуникационный канал). Установлено, что  доводы (аргументы), приводимые другим человеком, убеждают нас сильнее,  чем аналогичные доводы, приводимые самому себе. Самыми слабыми  являются доводы, приводимые мысленно, несколько сильнее — приводимые  себе вслух, и самые сильные — те, что приводит другой, даже если он это  делает по нашей просьбе. Убеждение может осуществляться двумя методами: дидактическим и  сократическим (диалектическим). При первом методе в основном говорит  убеждающий, при втором — вовлекается в дискуссию убеждаемый (при этом 9 он может выражать свое несогласие по пунктам, которые кажутся ему  неубедительными или неверными). Формирование убежденности человека может происходить прямо и косвенно  (в последнем случае — за счет уменьшения тревожности, неуверенности,  сомнений, опасений, неведения). Убеждать можно не только словом, но и  делом, личным примером. Центральным фактором убеждения, особенно во взаимодействии между  двумя людьми, является экспрессия уверенности. В серии исследований, в  которых пары испытуемых выступали в роли присяжных, обсуждающих  судебное дело, исследователи обнаружили, что убедившие (т. е. те, кто  заставил другого человека изменить свой вердикт) использовали слова,  выражающие уверенность, в то время как те, кого удалось убедить, в этих  парных убеждающих взаимодействиях были склонны использовать слова,  выражающие сомнение. …Выражение уверенности в речи паралингвистическими средствами является ключевым фактором, от которого зависит убеждение при межличностных  взаимодействиях. Однако слишком многословное выражение уверенности  может подействовать в противоположном направлении и вызвать у другого  человека сопротивление. Вообще те испытуемые­женщины, которым  удавалось наиболее эффективно убеждать других, использовали следующую  стратегию: они пытались изменить мнение убеждаемого ими человека, но при  этом сохранить с ним социальную связь. Для выполнения этой сложной задачи они пользовались тактикой двух видов: 1) выражали уверенность в  собственных способностях и доводах, но 2) уменьшали убеждающее давление  и пытались снискать к себе расположение, как только становилось ясно, что  их победа близка. Поэтому они не только влияли на людей, но и завоевывали  себе друзей. Как правило, ни одна из сторон не осознавала, как  взаимодействует эта «хитрая» стратегия и механизмы ее осуществления. Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 291–292. Люди ценят собственную свободу и самостоятельность. Поэтому когда  социальное давление становится настолько сильным, что возникает реальная  угроза их личной свободе, они нередко бунтуют. Вспомните Ромео и  Джульетту: противодействие обеих семей только усилило их любовь. Или  детей, которые защищают свою свободу и независимость, совершая поступки, 10 противоположные тем, на которых настаивают их родители. Поэтому умные  родители, вместо того чтобы командовать детьми, предлагают им выбор:  «Пора мыться. Примешь ванну или встанешь под душ?» Майерс Д., 2004, с. 279. Выделяют следующие методы убеждения: •       фундаментальный: представляет собой прямое обращение к  собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией,  составляющей основу доказательства правильности предлагаемого; •       метод противоречия: основан на выявлении противоречий в доводах  убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на  непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление; •       метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не все сразу, а  постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе; •       метод «кусков»: аргументы убеждаемого делят на сильные (точные),  средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а  основной удар наносят по последним; •       метод игнорирования: если изложенный собеседником факт не может  быть опровергнут; •       метод акцентирования: расставляются акценты на приводимых  собеседником и соответствующих общим интересам доводах («ты же сам  говоришь…»); •       метод двусторонней аргументации: для большей убедительности  излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа  решения вопроса; лучше если собеседник узнает о недостатках от  убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление непредвзятости  убеждающего (особенно эффективен этот метод при убеждении  образованного человека, малообразованный же лучше поддается  односторонней аргументации); •       метод «да, но...»: используется в тех случаях, когда собеседник  приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к  решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, потом после  некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода; 11 •       метод кажущейся поддержки: это развитие предыдущего метода:  доводы собеседника не опровергаются, а, напротив, приводятся новые  аргументы в их поддержку. Затем, когда у него сложится впечатление о  хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы; •       метод бумеранга: собеседнику возвращают его же аргументы, но  направленные в противоположную сторону; аргументы «за» превращаются в  аргументы «против». В одном исследовании было обнаружено, что когда студентов колледжа  просили попытаться изменить чью­либо установку, они говорили быстрее,  громче и более гладко и их лицевые экспрессии были более приятными, а  время визуального контакта с аудиторией — больше, чем когда их просили  просто передать информацию (Mehrabian, Williams, 1969)… Более того, судьи оценивали сообщения, которым были присущи перечисленные качества, как  более убедительные. Было показано, что психологи­консультанты, которые  работают наиболее эффективно, на своих консультациях говорят несколько  громче, чем их менее эффективные коллеги (Packwood, 1974). Физически  привлекательные люди, как правило, оказывают на других большее  убеждающее влияние, и, вероятно, не случайно, что скорость и гладкость их  речи выше средних показателей, когда они пытаются повлиять на  других(Chaiken, 1979). …Давайте теперь посмотрим, что обнаружила группа исследователей,  которая в торговом пассаже в Лос­Анджелесе просила покупателей  прослушать и оценить аудиозаписи сообщения о вреде употребления кофе, а  также высказаться, согласны ли они с этим сообщением (Miller et al., 1976).  Покупатели считали, что говоривший заслуживает большего доверия, и чаще  соглашались с сообщением после прослушивания той записи, где говоривший  произносил сообщение со скоростью выше среднего уровня. Такой же  результат был получен во втором эксперименте, который проводился в  лаборатории университета. Быстрая речь создает впечатление, что говорящий заслуживает доверия и  является знающим человеком… Кроме того, быстрая речь затрудняет  систематическую обработку получаемой слушателем информации. Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 297­298. Убеждение эффективно в следующих случаях: 12 •       когда касается одной потребности субъекта или нескольких, но  одинаковой силы; •       когда осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций  убеждающего; возбужденность и взволнованность интерпретируются как  неуверенность и снижают эффективность его аргументации; вспышки гнева,  брань вызывают негативную реакцию собеседника; •       когда речь идет о второстепенных вопросах, не требующих  переориентации потребностей; •       когда убеждающий сам уверен в правильности предлагаемого решения; в  этом случае определенная доза вдохновения, апелляция не только к уму, но и  к эмоциям собеседника (путем «заражения») будут способствовать усилению  эффекта убеждения; •       когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация  убеждаемого; это дает лучший эффект, чем многократные повторы  собственных аргументов; •       когда аргументация начинается с обсуждения тех доводов, по которым  легче достичь согласия; нужно добиться, чтобы убеждаемый чаще соглашался  с доводами: чем больше поддакиваний удастся получить, тем больше шансов  добиться успеха; •       когда разработан план аргументации, принимающий в расчет возможные  контраргументы оппонента; это поможет выстроить логику разговора,  облегчит понимание оппонентом позиции убеждающего. Ричард Петти и ДжониКачоппо (Petty, Сacioppo, 1986) создали теорию,  согласно которой убеждения формируются одним из двух способов. Когда у  людей есть достаточно оснований для системного обдумывания сути  информации и когда они способны на это, возникают благоприятные условия  для сосредоточенности на аргументах и для реализации прямого способа убеждения. Если эти аргументы неопровержимы и весомы, вероятность  убеждения высока. Если в сообщении нет ничего, кроме легкоопровергаемых  аргументов, думающие люди обязательно обратят на них внимание и оспорят  их. 13 Однако иногда сила аргументов не имеет никакого значения. Иногда мы либо  не склонны, либо не способны к серьезному размышлению. Если наше  внимание отвлечено, если сообщение нам неинтересно или если нам просто  некогда, мы вполне можем не обратить должного внимания на содержание  сообщения. Вместо того чтобы оценивать убедительность содержащихся в нем доводов, мы можем пойти по косвенному пути к убеждению —  сосредоточившись на признаках, которые «запустят механизм согласия» без  серьезных размышлений. Когда внимание рассеянно или мы не склонны  думать, то привычные и понятные суждения оказываются более  убедительными, нежели оригинальные и нестандартные. Так, поговорка «Не  складывай все яйца в одну корзину» произведет на занятого своими мыслями  или делами человека большее впечатление, чем призыв «Не вкладывайте все  средства в одно рискованное предприятие» (Howard, 1997). Конечная цель рекламодателя, проповедника и даже педагога — не просто  заставить людей обратить внимание на свое сообщение, а дальше — будь что  будет. Как правило, в их задачу входит определенное изменение поведения.  Равноценны ли оба способа убеждения с точки зрения достижения этой цели?  Петти и его коллеги полагают, что нет (Petty, Haugtvedt, Smith, 1995). Когда  люди серьезно размышляют над проблемами и прорабатывают их  интеллектуально, они полагаются не только на сам обращенный к ним призыв,  но и на собственные мысли, возникшие в ответ на него. Убеждают не столько  аргументы, выдвинутые тем, от кого исходит призыв, сколько именно эти  мысли. Когда люди серьезно задумываются, а не скользят по поверхности,  более вероятно, что любая изменившаяся установка сохранится, выдержит  любую атаку и повлияет на поведение (Petty et al., 1995;Verplaken, 1991). Так  что прямой способ убеждения — более надежный путь к тому, чтобы  установки и поведение стали «непоколебимыми», в то время как косвенный  способ ведет лишь к временному и неглубокому их изменению. Майерс Д., 2004, с. 290, 292. При убеждении целесообразно: •       показать важность предложения, возможность и простоту его  осуществления; •       представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов (при  переубеждении — включая и отрицательные); 14 •       увеличить значимость достоинств предложения и уменьшить величину  его недостатков; •       учитывать индивидуальные особенности субъекта, его образовательный и культурный уровень и подбирать наиболее близкие и понятные ему  аргументы; •       никогда прямо не говорить человеку, что он не прав, таким образом  можно лишь задеть его самолюбие — и он сделает все, чтобы защитить себя,  свою позицию (лучше сказать:«Быть может, я не прав, но давайте  посмотрим…»); •       для преодоления негативизма собеседника создать иллюзию, что  предлагаемая идея принадлежит ему самому (для этого достаточно лишь  навести его на соответствующую мысль и предоставить возможность сделать  вывод); •       не парировать довод собеседника тотчас же и с видимой легкостью, он  воспримет это как неуважение к себе или как недооценку его проблем (то, что его мучает долгое время, другим разрешено в считанные секунды); •       критиковать в споре не личность собеседника, а приводимые им доводы,  спорные или неправильные с точки зрения убеждающего (при этом  желательно критику предварить признанием правоты убеждаемого в чем­ либо, это поможет избежать его обиды); •       аргументировать максимально ясно, периодически проверяя, правильно  ли вас понимает субъект; аргументы не растягивать, так как это обычно  ассоциируется с наличием у говорящего сомнений; короткие и простые по  конструкции фразы строить не по нормам литературного языка, а по законам  устной речи; использовать между аргументами паузы, так как поток  аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника; •       включить субъекта в обсуждение и принятие решения, так как люди  лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие; •       противопоставлять свою точку зрения спокойно, тактично, без  менторства. Джонат Фридман и Дэвид Сирз продемонстрировали, насколько трудно  убедить люд е й (Freedman, Sears, 1965). Одну группу старшеклассников они 15 предупредили о том, что им предстоит присутствовать на лекции «Почему не  следует разрешать подросткам водить машину?», другую — нет.  Предупрежденные ученики остались при своем мнении, непредупрежденные  согласились с лектором. Когда атакуются установки заинтересованных людей, необходима  внезапность. Стоит предоставить таким слушателям несколько минут — и они готовы к защите (Chen et al., 1992; Petty, Cacioppo, 1977, 1979). …Вероятность вербального убеждения возрастает, если отвлечь внимание  людей чем­либо ровно настолько, чтобы помешать им собраться с мыслями и  найти контраргументы (Festinger, Maccoby, 1964; Keating, Brock,  1974; Osterhaus, Brock, 1970). Майерс Д., 2004, с. 316. Как тут не вспомнить один из приемов, который использовали в советское  время хитрые руководители подразделений, когда шли в Министерство  решать какие­то вопросы: они брали с собой красивых молодых сотрудниц.  Как правило, в этом случае вопросы решались успешно. Вероятно,  убеждаемость начальства повышалась за счет отвлечения на красивую  женщину. Некоторые люди обладают даром убеждения, в частности, по отзывам многих, таким был Гитлер. Вот что пишет Иоахим Риббентроп, министр иностранных  дел фашистской Германии: «Когда он (Гитлер) хотел привлечь кого­нибудь на свою сторону или добиться чего­нибудь от собеседника, он делал это с  непревзойденным шармом и искусством убеждать. Я видел, как к нему  входили сильные личности, министры и гауляйтеры, даже сам Геринг,  распираемые желанием немедленно “открыть фюреру истину”. Они были  полны решимости со всей категоричностью заявить ему, что вот­вот  произойдет катастрофа и они не могут взять на себя ответственность, если то  или иное его распоряжение не будет отменено. А через полчаса выходили от  него сияющие и довольные и зачастую с такой же убежденностью отстаивали  точку зрения Гитлера, нередко противоречащую той, которую они хотели ему  высказать» («Мемуары нацистского дипломата». Смоленск, 1998. С. 55–56). Похвала 16 Одним из видов положительных воздействий на человека является похвала, т.  е. одобрительный отзыв о нем, высокая оценка его труда или поступка.  Каждый человек испытывает потребность в похвале. Но, как отмечает Н. Н.  Обозов, существуют различия между полами в отношении к похвале.  Женщина испытывает потребность, чтобы ее работа была отмечена  окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии,  часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания  членов семьи и недооценки их труда (А. Ке­лам, И. Эббер, 1985). Мужчина тоже любит быть похваленным за свой труд, но в то же время если  он уверен, что выполнил работу хорошо, то высокое мнение о себе он будет  иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими.  Следовательно, мужчины более независимы в самооценках от мнения  окружающих. Поддержка и утешение Слова поддержки могут убеждать, приободрять, воодушевлять, успокаивать,  утешать или веселить. Поддерживать — не значит делать ложные  утверждения или говорить людям то, что они хотят услышать. Когда слова  поддержки не согласуются с фактами, они могут вызвать деструктивное  поведение. Утешить означает помочь человеку позитивнее воспринимать себя и свое  положение. Утешение связано с эмпатическим реагированием на неудачу или  горе собеседника и показывает, что его понимают, сочувствуют ему и  принимают его. Утешая, оказывают поддержку собеседнику, успокаивают  его. В своих исследованиях БрантБурлесон (Burleson, 1994) точно определил  стратегии утешения как сообщения, цель которых — снижение или  облегчение эмоционального дистресса у других людей. Ученый ограничил  свои работы наблюдениями за утешением в случаях легких или средних  стрессов или огорчений, которые являются следствием повседневных  событий. Он решил не изучать утешение в ситуациях выраженной депрессии  или глубокого горя из­за их экстраординарности… Вначале Бурлесон сотрудничал с Джеймсом Л. Эпплгейтом, который  разработал метод определения утонченности отдельных утешающих  сообщений. К утонченным сообщениям относились понятные, искусно 17 сделанные и признающие правоту чувств другого человека. Утонченные  стратегии утешения также были ориентированными на слушателя  (направленными на выявление чувств находящегося в дистрессе), менее  оценивающими, уделяли больше внимания чувствам, чаще принимали точку  зрения другого человека и предлагали объяснения чувствам, испытываемым  другим человеком. На более поздних этапах Бурлесон и его коллеги обратили большее внимание  на анализ результатов утешения. Предшествовавшие исследования оценивали  лишь сиюминутное снижение дистресса, испытываемого  собеседником.Бурлесон полагал, что эффект утешения выходит за рамки  этого простого, «инструментального» эффекта. Он выдвинул теорию,  согласно которой эффективное утешение не только помогает другому  человеку лучше справляться с проблемами, но также полезно утешаемому. По представлениям Бурлесона, утешая других, мы повышаем свою самооценку и  больше нравимся окружающим. Наконец, Бурле­сон считал, что у тех, кто  может ободрить другого человека, отношения с людьми более  долговременные. Проведенное Бурлесоном исследование эмоциональной динамики дало новое  понимание утешения как процесса общения, который (в идеале) помогает  находящимся в дистрессе понять смысл произошедшего, определить свои  чувства и заново оценить огорчившую ситуацию. Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 139. Считается, что утешение лучше получается у женщин, и что утешение — это  женское искусство. Однако, как пишут Р. Вердербер и К. Вердербер, ссылаясь на ряд авторов, мужчины и женщины склонны использовать если не  идентичные, то, по крайней мере, очень сходные правила в оценке чуткости и  эффективности эмоциональной поддержки. Таким образом, мужчины и  женщины одинаково смотрят на утешение, но по­разному его осуществляют.  Мужчины больше сосредоточены на поступках, а женщины — на  переживаниях. Мужчины лучше, чем женщины, утешали в случаях, связанных  с достижениями (например, с неполучением повышения). С другой стороны, у  мужчин не получается утешать так чутко и эффективно, как у женщин. 2.Внешнее внушение 18 Внешнее внушение понимается как психологическое воздействие одного  человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемое с помощью  речи и неречевых средств общения и отличающееся сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого  содержания со стороны суггерента. При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без  доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание  внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора. Внушение,  принимаемое суггерентом, становится его внутренней установкой, которая  направляет и стимулирует его активность при формировании намерения. Польский психотерапевт К. Обуховский (1972) считает, что мотив человеку  можно внушить, подсказать. Однако приводимые им примеры скорее  свидетельствуют о том, что эти подсказки внушают не мотивы как сложные  целостные образования, а те действия, поступки, которые могут снять  возникшее напряжение во взаимоотношениях (например, совет откровенно  поговорить, подарить цветы и т. д.). То есть в лучшем случае психотерапевт  помогает пациенту правильно сформулировать проблему (понять ее причину), корректирует способы  достижения цели, облегчает принятие решения, т. е. влияет на процесс  мотивации, но не определяет его целиком, не «задает» в готовом виде  пациенту тот или иной мотив. Он способствует лишь рациональному  использованию пациентом в процессе мотивации «внутреннего фильтра» и  формулированию цели, адекватной ситуации. Психотерапевт предлагает иной  аргумент (мотиватор), помогающий самому пациенту найти правильное  решение. Пациент принимает аргументы (доводы) психотерапевта либо в силу их убедительности, либо в силу изменения своего состояния (успокоения). Существуют три формы внушения: сильное уговаривание, давление и  эмоционально­волевое воздействие. По критерию наличия цели и  применяемых суггесто­ром для внушения усилий  выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид  внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и  кому он хочет внушить. В зависимости от особенностей суггерента  внушающий подбирает наиболее эффективный в данной ситуации прием  внушения. Второй вид внушения характеризуется тем, что суггестор не ставит перед собой цель внушить суггеренту ту или иную мысль, действие или 19 поступок (например, веру или неверие в свои силы), но своим поведением,  ненароком брошенной фразой воздействует на суггерента. Характерной  особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек,  производящий его, сам может этого и не подозревать. Интересен случай, когда один боксер прогнозировал успех или неудачу своего поединка по поведению тренера перед боем: если тот был неуверен в победе  своего ученика, то, волнуясь, поправлял галстук. Обозначаемая таким  образом неуверенность тренера передавалась и боксеру, который в таких  ситуациях действительно часто проигрывал. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации имеет только специфическое  внушение, так как с его помощью суггеренту внушаются конкретные мысли,  действия и поступки. Неспецифическое внушение влияет на те или иные  психические состояния, настроение (эмоциональный подъем или спад и т. п.). По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое)  и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, императивностью, прямой направленностью на конкретного человека. Фразы  отличаются однозначностью, безапелляционностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления воздействия  используются невербальные средства: немигающий взгляд в глаза суггерента,  наклон вперед. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает  сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение  характеризуется опосредованным воздействием на суггерента. Содержание  внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом  виде. Используются более мягкие формулировки, меньшие категоричность и  давление, чем при прямом внушении. Этому виду внушения  сопротивляющийся, самоуверенный, эгоцентричный суггерент поддастся  быстрее, чем прямому внушению. Таким образом, косвенное внушение, как  отмечает А. Г. Ковалев (1969), является внушением «окольным путем»,  напри­ мер в форме намека, когда мысль подбрасывается мимоходом, но достаточно  определенно. Намек может осуществляться поведением суггестора, его  вопросом или утверждением о чем­то, связанном с элементами побуждения,  просьбой о совете и т. д. Однако при косвенном внушении суггерентприходит  к решению сам. Приемами косвенного внушения могут быть и следующие: 20 •       суггеренту рассказывают о других лицах или событиях, при этом  ключевая фраза или повороты сюжета акцентируются с различной  интенсивностью и «прозрачностью»; •       в присутствии суггерента обращаются к другим лицам, а текст содержит  фразу или сюжет, намекающие на определенные выводы или действия,  которые он должен сделать; •       высказывание в условной форме: «если… (совершить какие­то действия), то… (результат будет таким­то)»; такая форма может быть воспринята  двояко: так, как сказано, и инверсивно, т. е. если действие не совершить, то  результат будет противоположным; •       использование неоконченных фраз, силлогизмов; окончание додумывает  суггерент либо по аналогии, либо, при интонационной остановке, исходя  только из мелодики фразы; •       произнесение ключевой фразы и сразу за ней отвлекающего текста, не  дающего возможности осмыслить первую фразу и сделать вывод, а  загоняющего его в подсознание. 3.Императивные прямые формы воздействий К императивным прямым формам воздействия относятся приказы,  требования, запрещения и принуждение. Приказ , требование , запрет Приказ — официальное распоряжение того, кто облечен властью. Требование — это выраженная в решительной, категоричной форме просьба о  том, что должно быть выполнено, на что требующий имеет право. Запрет — форма воздействия, при которой человеку не позволяют что­либо  делать, использовать. Эти формы воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек  имеет право распоряжаться поведением другого (других). При этом надо  учитывать, что эти формы воздействия психологически воспринимаются  субъектом как проявление другим своей власти, как принуждение, и даже в  ряде случаев — как насилие над своей личностью. Естественно, это приводит 21 к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям и запретам, так как  человек не хочет быть послушной игрушкой в руках другого. Он хочет, чтобы  требования имели для него определенную значимость, отвечали бы  имеющимся у него потребностям, установкам, моральным принципам. Теория психологического реактивного сопротивления, суть которой  заключается в том, что люди действительно ведут себя так, чтобы защитить  собственное ощущение свободы, находит подтверждение в  экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что попытки  ограничить свободу индивида нередко заканчиваются антиконформным  «эффектом бумеранга» (Brehm, Brehm, 1981; Nail et al., 2000)… Представьте  себе, что кто­то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в  защиту чего­то, по отношению к чему у вас нет четкой позиции. Пока вы  размышляете, подходит еще один человек и говорит, что «следует запретить  собирать подписи под такими воззваниями». Согласно теории реактивного  сопротивления, подобная неприкрытая попытка ограничить вашу свободу  лишь увеличит вероятность того, что вы поставите подпись. Именно это и  наблюдала Мадлен Хейлман, когда проводила подобный эксперимент на  улицах Нью­Йорка (Heilman, 1976). Майерс Д., 2004, с. 280. Снять эту негативную реакцию можно путем  тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует  осознанному, а не слепому выполнению требования, особенно когда удается  придать ему смысл общественной и личной ценности. Тогда требование из  внешнего побудителя становится внутренним. Аргументация должна снять с требования окраску волевого воздействия  старшего по должности или положению и придать ему характер общественных норм, принятых всеми членами общества. Чем основательнее аргументация,  чем большее общественное значение она имеет, тем сильнее доверие  субъектов к требованию и тем большее желание возникает его выполнить,  особенно у детей. Аргументация взрослых типа «Дети должны нас слушаться,  потому что они дети» последними не принимается. Аргументации можно придать любой характер: гражданский, нравственный,  эстетический, даже эгоистический. Каждое требование может быть  аргументировано по­разному, в зависимости от обстоятельств. Однако при 22 выдвижении аргументации, особенно в педагогической деятельности, следует  учитывать ряд общих правил: •       аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали,  назидание, наставление; превращенная лишь в прямое разъяснение, она  изживает себя, при этом профанируется ее смысл; •       аргумент, хотя и может быть заготовлен, должен выглядеть экспромтом;  в связи с этим нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в  прежнем виде, надо для нее найти новую форму; •       строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные, половые и  личностные особенности субъекта; •       нельзя использовать аргументацию­угрозу — она не дает возможности  увидеть в требовании социальный смысл; больше того, субъект начинает  расценивать это как вседозволенность людей, занимающих более высокое  административное положение, как проявление сущности общественной жизни. …Существует возможность использовать начальную уступку как часть  чрезвычайно эффективной методики получения согласия. Эту простую  методику можно назвать методикой «отказ — затем отступление». Она также  известна как методика «как открыть дверь, которую захлопнули перед твоим  носом». Предположим, вы хотите заставить меня подчиниться определенному требованию. Ваши шансы могло бы повысить предъявление ко мне сначала  более серьезного требования, которое я, вероятнее всего, отклонил бы. Затем, после того как я отказался, вы предъявляете менее серьезное требование, то  самое, в выполнении которого мной вы были все время заинтересованы. Если  вы умело структурировали свои требования, я буду рассматривать ваше  второе требование как уступку по отношению ко мне и захочу ответить  уступкой со своей стороны, причем единственная открытая для меня  возможность сделать это немедленно — согласиться выполнить ваше второе  требование. …Описанную методику часто используют люди, ведущие переговоры в сфере  трудовых отношений. Эти люди начинают с выдвижения крайних требований,  в выполнении которых они вовсе не заинтересованы. Затем они якобы  отступают посредством серии кажущихся уступок и таким образом  добиваются реальных уступок от противоположной стороны. Может  показаться, что чем выше изначальное требование, тем эффективнее 23 процедура, поскольку в этом случае больше возможностей для иллюзорных  уступок. Однако это верно лишь до определенного предела. Исследование,  проведенное в Бар­Иланском университете в Израиле, показало, что если  первоначальные требования являются настолько трудновыполнимыми, что  выглядят необоснованными, тактика оборачивается против тех, кто ею  пользуется (Schwarzwald, Raz, Zvibel, 1979). В таких случаях тот, кто  выдвигает слишком высокие требования, представляется нечестным. Любое  последовательное отступление от совершенно нереалистичной изначальной  позиции не имеет вида подлинной уступки и поэтому не приводит к ответной  уступке. Чалдини Р., 1999, с. 51–52. Принуждение Принуждение используется обычно в тех случаях, когда другие формы  воздействия на мотивацию и поведение субъекта оказываются  недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение  выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или  решением, принять готовый эталон поведения и т. д. при несогласии субъекта  с этим. Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет  более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого  облегчает выполнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия  насубъекта принуждение мало пригодно, но и полностью от него  отказываться, особенно в воспитательном процессе, нецелесообразно. Положительной стороной принуждения является то, что оно может  способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и  выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из  способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить  себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», —  писал К. Д. Ушинский (1974, с. 478). 4.Дисциплинарные меры воздействия К ним относятся устное и письменное предупреждение, устный и письменный  выговор и наказание. Они используются при официальных деловых  отношениях в случае какого­либо проступка учащегося, сотрудника, 24 военнослужащего и т. п. Хотя этимологически предупреждение, выговор и  наказание близки, если не синонимичны, на практике они означают различные  степени дисциплинарных воздействий. Предупреждение является самым  мягким дисциплинарным воздействием. Если говорить бюрократическим  языком, это «поставить на вид». Оно означает, что в следующий раз  воздействие будет более строгим. Выговор как раз и является таковым. Он  оформляется приказом руководителя, заносится в личное дело и является  основанием для увольнения работника. Наказание предполагает лишение  человека чего­либо значимого для него (если это ребенок — лишение  прогулки, просмотра кинофильма и т. п.; служащий — лишение премиальных,  отпуска в летнее время и т. д.; военнослужащий — увольнения в выходные  дни и т. п.; высшей мерой наказания является лишение свободы). Мера дисциплинарных воздействий определяется тяжестью проступка с  учетом возраста провинившегося, масштаба содеянного им и других факторов 5.Угрозы ( запугивание ) Еще одним способом воздействия на человека являются угрозы. Угроза — это обещание причинить человеку неприятность, зло. Ее используют, чтобы  вызвать у человека тревогу или страх: встревоженный, и тем более  напуганный, человек легко поддается чужому влиянию. Запугивание может быть как явным («Если не одумаешься, то останешься на  второй год», — говорит учитель школьнику), так и скрытым (например, когда  родители говорят ребенку:«Если не будешь есть кашку, то не вырастешь», это угроза для ребенка, так как он хочет вырасти). Как фактор межличностного влияния запугивание наиболее распространено в  таких социальных взаимоотношениях, разрыв которых труден или невозможен (армия, семья, учебные заведения, тюрьма). Использование запугивания (угрозы) менее эффективно, чем лесть, так как  страх, вызванный угрозой, как правило, скоротечен, а головокружение,  вызванное постоянной лестью, может продолжаться долго. С другой стороны,  тревогу и страх вызвать легче, чем обольстить человека. Почему запугивание может быть недейственным Большинство лекций… на противоалкогольные темы посвящено разъяснению  вредных, опасных последствий употребления спиртных напитков. При этом 25 каждый специалист — кто с помощью статистики, кто оперируя примерами  — пугает своих слушателей, что им грозит рождение слабоумных детей,  распад семьи, ожирение сердца, цирроз печени, несчастный случай на  производстве или на улице, психиатрическая больница или тюрьма. И хотя все эти и многие другие опасности ничуть не преувеличены, но они носят не  абсолютный, а вероятностный, статистический характер. И поэтому человек,  особенно склонный к излишествам в употреблении спиртного (т. е. как раз  тот, у кого риск пострадать больше), думает: «Может быть, все это и так, но  ко мне не относится». Более того, когда однажды в выступлении сотрудника  ГАИ прозвучало, что каждый третий из пострадавших в дорожно­ транспортных происшествиях оказался в состоянии опьянения, нашлись  защитники зеленого змия, которые то ли всерьез, то ли в шутку стали  доказывать, что трезвым на улице быть опаснее, так как две­то из трех жертв  были трезвыми. Линчевский Э. Э., 1982, с. 26. Используется также «невинный» шантаж (дружеские намеки на промахи,  ошибки, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых  грехов» или личных тайн адресата). 6.Самовосхваление и самоназидательность Чтобы воздействовать на других людей путем своего авторитета, некоторые  люди прибегают ксамовосхвалению. Иногда это приводит к нужному  эффекту: люди начинают более уважительно относиться к такому человеку  (вспомним Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Однако чаще  всего «саморекламщик» добивается обратного эффекта. «Раскусив» его,  люди начинают воспринимать его как пустого, назойливого, недалекого и  самовлюбленного хвастуна или как человека с низкой самооценкой. Поэтому  к этому приему воздействия на других нужно подходить осторожно. Его  эффективность зависит от многих факторов, но прежде всего от чувства меры и здравого смысла. Самоназидательность преследует цель вызвать у других чувство вины. Для  этого человек ставит в пример самого себя: «Я в твои годы…» — говорят  родители своим детям, указывая на свои достижения. Человек,  репрезентирующий себя как образец для подражания, стремится подчеркнуть 26 свою примерность, образцовость мыслей и поступков, чтобы собеседник на  его фоне осознал собственную никчемность и вину за нее. Расчет здесь состоит в том, что человеку неприятно испытывать чувство вины, он стремится избавиться от этого переживания, хочет «загладить вину» и  поэтому становится легко управляемым. И не случайно, по мнению В. Райха  (1997), в патриархальных семьях при воспитании детей специально  культивируется чувство вины, чтобы они стали покорными и управляемыми. 7.Критика Критика — это обсуждение, разбор чего­нибудь с целью вынести оценку,  выявить недостатки; отрицательное суждение о чем­нибудь, указание  недостатков (С. И. Ожегов). Люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Писатель Ларри  Кинг по этому поводу говорит, что писателя критический отзыв огорчает  гораздо больше, чем хвалебный радует. Происходит это потому, что вообще  негативная информация для людей оказывается более значимой, чем  позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше  внимания (Yzerbyt, Leyens, 1991). Результаты голосования на выборах зависят  не столько от того, как повлияли на избирателей достоинства кандидатов,  сколько от того, как повлияли их недостатки (Klein, 1991). Отсюда и  «грязные» предвыборные технологии. Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить.  Но используя ее, нужно учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в  какое время и в каком месте. Хорошие тренеры никогда не критикуют своих  спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена. Как воспринимать критику Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес.  Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди,  которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие.  Их можно свести к следующим положениям: •     Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования. 27 •     Объективно критика — это форма помощи критикуемому в поисках и  устранении недостатков в работе. •     Критика в мой адрес — это указание направлений совершенствования  того дела, которым я занимаюсь. •     Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользы. •     Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и  тем затрудняет преодоление недостатка. •     Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие  критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами  критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть  недостатка). •     Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой  человек, с какими целями) высказывает критические замечания. •     Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она  преподносится; главное, чтобы были проанализированы недостатки. •     Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как позволяет увидеть и  устранить то, что мешает мне достичь успеха и на что я сам мог и не обратить внимания. •     Главный принцип конструктивного восприятия — все, что я сделал,  можно сделать лучше. •     Ценнейшая способность — уметь отыскивать в критике рациональное  зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается. •     Любая критика требует размышлений: как минимум — о том, чем она  вызвана, как максимум — о том, как исправить положение. •     Польза критических замечаний состоит в том, что они анализируют и  сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении. •     Первый шаг правильного восприятия критики — фиксация; второй —  осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий —  исправление недостатка; четвертый — создание условий, исключающих его  повторения. 28 •     Меня критикуют — значит верят в мои способности исправить дело и  работать без сбоев. •     Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель пренебрежения  ко мне как к работнику. •     Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как  кажется, работает хорошо. •     Критика возможных негативных последствий принятых мною решений —  предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе. •     Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание —  важная способность сотрудника и условие обнаружения слабых мест в  организации дела. •     Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить  критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда  открытая критика отсутствует. Целуйко В. М., 2007, с. 284–285. 8.Слухи и сплетни Слухи — это специфический вид неформальной межличностной  коммуникации, это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о  некоторых событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в  массе людей от одного чело­ века к другому (доля таких слухов среди всех составляет 68% — А. Т.  Хлопьев, 1996). Слухами могут быть сообщения как о реальных, так и  вымышленных событиях, важных для определенной социальной группы.  Предметом слухов может быть и какой­то человек (герой), чья личность  является социально значимой. Слухи — это средство психологического воздействия на изменение мнений,  отношений, настроений, поведения. Слухи могут использоваться для  укрепления авторитета их распространителей, вызывания недоверия людей  друг к другу, порождения сомнений разного рода. Н. Ронин (1999) отмечает и  другие целевые назначения слухов: оптимальное распространение правды,  создание определенного мнения о событии, ситуации или человеке;  подготовка окружающих (путем притупления их реакции) к намеченному 29 деянию; выяснение отношения людей к сообщаемому; разжигание смуты,  страха, неуверенности. Способствуют распространению слухов недостаток информации,  субъективная неоднозначность событий. Они или возникают стихийно, или  фабрикуются и распространяются целенаправленно. Б. В. Дубинин и А. В. Толстых (1993) отделяют слухи от других  информационно­психологических явлений. Так, высокая степень  обобщенности отличает их от сплетен, доноса, дезинформации; привязка ко  времени и среде своего возникновения — от байки, поверья; наличие свежей  новости — от легенды, анекдота; неофициальность — от официальной  информации. Люди распространяют слухи только тогда, когда они способствуют  удовлетворению какой­либо потребности. К их числу  относятся утилитарные потребности, которые связаны с достижением  определенных целей (укрепление позиций в группе, ослабление или вывод из  борьбы конкурента, формирование определенных мнений; по существу это  акт агрессии, направленный на других, чтобы причинить им боль). Другой  целью распространения слухов может быть потребность помочь другим  людям, предупредить их о возможной опасности или неприятности. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда владение  эксклюзивной информацией повышает престиж человека. Это  проявлениеэксгибиционизма, т. е. потребности обратить на себя внимание,  выделиться, похвастаться своей осведомленностью. У слушателей создается  впечатление о вхожести этого человека в референтную для них группу. Сам  же распространитель слухов испытывает удовлетворение от их  распространения, от реакции людей на распространяемый слух и для  усиления этого эффекта «творчески» обогащает всякими деталями и  подробностями свое сообщение. Это характерно для людей, которые не  удовлетворены своим социально­психологическим статусом и которые не  нашли своего места в жизни (А. М. Столяренко, 2002). Потребность в снижении собственной тревожности тоже  удовлетворяется с помощью слухов. Распространяя тревожащие самого  человека слухи, он надеется на их опровержение другими людьми, что  поможет снизить собственные сомнения и беспокойство. 30 Наконец, с помощью слухов удовлетворяются познавательные потребности  и интересы. Особенно показательно в этом плане общение болельщиков в  Интернете по поводу перехода или покупки тех или иных игроков в любимую  команду во время трансферного окна. Причем распространению этих слухов  способствуют печатные средства массовой информации. В ходе циркуляции в массах народа слух имеет тенденцию становиться более  коротким, сжатым; детали сообщения все более сглаживаются, причем  наиболее интенсивно это происходит в самом начале его распространения  (Олпорт, 2002). Одновременно происходит заострение, т. е. более четкое  выделение оставшихся тем и деталей. При каждом акте приема­передачи  слух ассимилируется, перестраивается в соответствии с потребностями,  интересами и чувствами воспринимающего. При передаче слухов от одного  человека к другому происходит искажение информации, причем тем сильнее, чем длиннее цепочка людей, участвующих в распространении слухов. Некоторые люди имеют психологические особенности, делающие их  высоковосприимчивыми к слухам: 1) высокая внушаемость, неспособность  самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность  слуха; 2) чрезмерное любопытство человека, вечно прислушивающегося к  любому разговору, каким бы далеким он для него ни был; 3) наличие  недовольства, фрустрации, усталости, состояние длительного ожидания. Слух легче предупредить, чем пресечь. А. И. Китов (1990) сравнивает  человека, долго не имевшего информации и услышавшего сплетню, с  голодным. Если он набросился на первую попавшуюся ему еду (слух) и с  несвойственной ему жадностью утолил голод (познавательную потребность),  стыдить его за это бессмысленно, а кормить (достоверной информацией)  поздно — он сыт и интерес к этой информации уже утерян. Сплетни. Сплетня — это слух, основанный на неточных или заведомо ложных сведениях о ком­то. Целью сплетен является посеять недоверие, злобу,  зависть к тому или иному человеку. Как правило, сплетни распространяются  во времени и пространстве очень быстро, если не будут вовремя остановлены.  Для сплетни характерно сочетание лжи и правды, небылицы и были. Это  делает ее сначала робкой, немощной, но затем она безостановочно растет,  обрастая новыми домыслами. 31 Единственной защитой от сплетни является ее гласное опровержение и  обнаружение ее несостоятельности. * * * Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на адресата влияния,  следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как  их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать.  Как показано Меграбяном (Mehrabian A., 1972), при первой встрече адресат  влияния на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% —  паралингвическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки,  покашливание и т. п.) и только на 7% — содержанию речи. Лишь при  повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и  паралингвические сигналы не теряют своего значения. Список литературы: Е.П. Ильин – психология общения

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Личностные факторы, обусловливающие эффективность  воздействий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2018