Речь – одна из самых важных сторон нервно-психической деятельности. В ходе развития ребенка под влиянием речи перестраиваются восприятия и память, возникает мышление. Уже на 2-м и 3-м году посредством речи взрослого регулируется поведение ребенка и осуществляется весь процесс воспитания. Обеспечить нормальное развитие речи детей первых трех лет жизни – серьезная задача. Ее решение зависит не только от особенностей каждого возрастного этапа, но и от условий, в которых живет и воспитывается ребенок.
Развитие речи в онтогенезе у детей с ОНР III уровня.Речь – одна из самых важных сторон нервнопсихической деятельности. В ходе
развития ребенка под влиянием речи перестраиваются восприятия и память,
возникает мышление. Уже на 2м и 3м году посредством речи взрослого
регулируется поведение ребенка и осуществляется весь процесс воспитания.
Обеспечить нормальное развитие речи детей первых трех лет жизни –
серьезная задача. Ее решение зависит не только от особенностей каждого
возрастного этапа, но и от условий, в которых живет и воспитывается ребенок.
Анализ процесса усвоения ребёнком языка проведён лингвистом А.Н.
Гвоздевым. Его исследование, является лингвистическим по своему содержанию,
раскрывает логику овладения родным языком.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики
гуление лепет слова словосочетания предложения связный рассказ.
Крики возникают у ребёнка самостоятельно, без побуждения со стороны
взрослого. Ребёнок кричит, когда хочет, есть, ощущает боль и так далее, то есть с
помощью криков он выражает состояние своего дискомфорта. При нормальном
развитии в процессе эмоционального общения крики у ребёнка постепенно
«затухают» и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются от 2
3 до 57 месяцев. Преимущественное место в гулении занимают гласные звуки.
В отличие от криков гуление и лепет у ребёнка стихийно не возникают: их
появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми. Поэтому
целенаправленное развитие эмоционального общения по инициативе взрослого
важно начинать как можно раньше, активно вызывая и поддерживая сначала гуление
(с 56 месяцев). В лепете, который сменяет гуление, отчётливо улавливаются слоги,
свойственные словам данного языка. По мере развития лепета (от 56 до 1214
месяцев) постепенно увеличивается количество повторений одного и того же слова
(два три раза и более), а затем к нему присоединяются и другие слоги, которые
употребляются в одной цепочке.Дети чаще начинают воспроизводить те слоги, которые подкрепляются
взрослым, то есть повторяются им вслед за ребёнком. Лепет постепенно переходит
в слова. Это, прежде всего слова, состоящие из повторяющихся слогов типа папа,
мама, баба. Первые осознанно употребляемые слова ребёнок начинает произносить
в начале второго года жизни. Переход к новой ступени, в данном случае к
пользованию словом, осуществляется постепенно на фоне продолжающегося
лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. На смену
ему приходят сначала двусложные слова с открытыми слогами, затем
трёхсложные. По мере усвоения трёхсложных слов ребёнок переходит к
построению предложений.
Следует напомнить, что овладение предложением у детей вызывают
значительные трудности, если при нормальном развитии речи дети начинают
составлять предложения в возрасте около 2 лет, то при аномальном развитии лишь
после 34 и в редких случаях после 5 лет. Важно не пропустить ни одного этапа в
речевом развитии, поскольку каждый отдельно взятый этап, являясь новым, в то же
время представляет собой основание для следующего этапа. Поэтому при переходе
к фазовой речи необходимо сначала упражнять детей к ситуативной речи, то есть
учить их конструированию предложений в условиях наглядной ситуации, и только
потом переходить к пользованию контекстной формой речи.
Дальнейшее усвоение речи ребёнком состоит в переходе к рассказу. За два
года обучения дети овладевают лишь самым простым видом рассказа пересказа.
Это и есть, та конечная цель, к достижению которой необходимо стремиться
логопедам работающим в младшей и средней группах дошкольного учреждения.
Развитие навыков речевого общения протекает в специально организованных,
но естественных для детей условиях. Сохраняя естественный характер
диалогической речи, логопед не требует от детей развёрнутых ответов. Их ответы
могут состоять из одного двух слов. При этом с первых дней обучения обращается
внимание детей на употребление слов в правильной грамматической форме, то есть
проводится определённая работа по предупреждению аграмматизма.Постепенно по мере овладения детьми коммуникативными навыками на
втором году обучения наряду с ситуативной в общение включается и контекстная
речь. Конечным результатом обучения является овладение детьми умением
пересказать небольшой рассказ.
Главной задачей специального обучения дошкольников является овладение
ими навыками речевого общения. Её решение предполагает развитие у детей
понимания речи окружающих, накопление речевых средств (постепенное
увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие значений слов,
различение грамматических форм), усвоение различных форм общения
(диалогическая монологическая речь, ситуативная контекстная речь).
С.А. Миронова отмечает, что существуют общие закономерности онтогенеза
речи в условиях нормы и патологии. У детей с общим недоразвитием речи
наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально
развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.