Лекция на тему: "Развитие речи в онтогенезе у детей с ОНР III уровня."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь – одна из самых важных сторон нервно-психической деятельности. В ходе развития ребенка под влиянием речи перестраиваются восприятия и память, возникает мышление. Уже на 2-м и 3-м году посредством речи взрослого регулируется поведение ребенка и осуществляется весь процесс воспитания. Обеспечить нормальное развитие речи детей первых трех лет жизни – серьезная задача. Ее решение зависит не только от особенностей каждого возрастного этапа, но и от условий, в которых живет и воспитывается ребенок.
Иконка файла материала коррекцией речевого недоразвития у дошкольников.doc
Развитие речи в онтогенезе у детей с ОНР III уровня.Речь – одна из самых важных сторон нервно­психической деятельности. В ходе развития   ребенка   под   влиянием   речи   перестраиваются   восприятия   и   память, возникает   мышление.   Уже   на   2­м   и   3­м   году   посредством   речи   взрослого регулируется поведение ребенка и осуществляется весь процесс воспитания.                  Обеспечить  нормальное развитие  речи детей первых  трех лет жизни – серьезная   задача.   Ее   решение   зависит   не   только   от   особенностей   каждого возрастного этапа, но и от условий, в которых живет и воспитывается ребенок.                 Анализ   процесса   усвоения   ребёнком   языка   проведён   лингвистом   А.Н. Гвоздевым. Его исследование, является лингвистическим по своему содержанию, раскрывает логику овладения родным языком.         Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики ­ гуление ­ лепет ­ слова ­ словосочетания ­ предложения ­ связный рассказ.                  Крики возникают у ребёнка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребёнок кричит, когда хочет, есть, ощущает боль и так далее, то есть с помощью   криков   он   выражает   состояние   своего   дискомфорта.   При   нормальном развитии   в   процессе   эмоционального   общения   крики   у   ребёнка   постепенно «затухают» и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются от 2­ 3 до 5­7 месяцев. Преимущественное место в гулении занимают гласные звуки.             В отличие от криков гуление и лепет у ребёнка стихийно не возникают: их появление   обусловлено   эмоциональным   общением   со   взрослыми.   Поэтому целенаправленное   развитие   эмоционального   общения   по   инициативе   взрослого важно начинать как можно раньше, активно вызывая и поддерживая сначала гуление (с 5­6 месяцев). В лепете, который сменяет гуление, отчётливо улавливаются слоги, свойственные   словам   данного  языка.  По  мере   развития   лепета  (от 5­6  до 12­14 месяцев) постепенно увеличивается количество повторений одного и того же слова (два ­ три раза и более), а затем к нему присоединяются и другие слоги, которые употребляются в одной цепочке.Дети чаще начинают воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, то есть повторяются им вслед за ребёнком. Лепет постепенно переходит в слова. Это, прежде всего слова, состоящие из повторяющихся слогов типа па­па, ма­ма, ба­ба. Первые осознанно употребляемые слова ребёнок начинает произносить в   начале   второго   года   жизни.   Переход   к   новой   ступени,   в   данном   случае   к пользованию   словом,   осуществляется   постепенно   на   фоне   продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. На смену ему   приходят   сначала   двусложные   слова   с   открытыми   слогами,   затем   ­ трёхсложные.   По   мере   усвоения   трёхсложных   слов   ребёнок   переходит   к построению предложений.                      Следует   напомнить, что  овладение  предложением     у  детей  вызывают значительные   трудности,   если   при   нормальном   развитии   речи   дети   начинают составлять предложения в возрасте около 2 лет, то при аномальном развитии ­ лишь после 3­4 и в редких случаях ­ после 5 лет. Важно не пропустить ни одного этапа в речевом развитии, поскольку каждый отдельно взятый этап, являясь новым, в то же время представляет собой основание для следующего этапа. Поэтому при переходе к фазовой речи необходимо сначала упражнять детей к ситуативной речи, то есть учить их конструированию предложений в условиях наглядной ситуации, и только потом переходить к пользованию контекстной формой речи.            Дальнейшее усвоение речи ребёнком состоит в переходе к рассказу. За два года обучения дети овладевают лишь самым простым видом рассказа ­ пересказа. Это   и   есть,   та   конечная   цель,   к   достижению   которой   необходимо   стремиться логопедам работающим в младшей и средней группах дошкольного учреждения.          Развитие навыков речевого общения протекает в специально организованных, но   естественных   для   детей   условиях.   Сохраняя   естественный   характер диалогической речи, логопед не требует от детей развёрнутых ответов. Их ответы могут состоять из одного ­ двух слов. При этом с первых дней обучения обращается внимание детей на употребление слов в правильной грамматической форме, то есть проводится определённая работа по предупреждению аграмматизма.Постепенно по мере овладения детьми коммуникативными навыками на втором году обучения наряду с ситуативной в общение включается и контекстная речь.   Конечным   результатом   обучения   является   овладение   детьми   умением пересказать небольшой рассказ.            Главной задачей специального обучения дошкольников является овладение ими   навыками   речевого   общения.   Её   решение   предполагает   развитие   у   детей понимания   речи   окружающих,   накопление   речевых   средств   (постепенное увеличение   словарного   запаса,   а   также   уточнение     и   развитие   значений   слов, различение   грамматических   форм),   усвоение   различных   форм   общения (диалогическая ­ монологическая речь, ситуативная ­ контекстная речь).          С.А. Миронова отмечает, что существуют общие закономерности онтогенеза речи   в   условиях   нормы   и   патологии.   У   детей   с   общим   недоразвитием   речи наблюдается   та   же   последовательность   в   усвоении   речи,   что   и   у   нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.