Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Оценка 4.7
Лекции
docx
география
Взрослым
06.04.2019
Инновационная деятельность преподавателя рассматривается как созидательный процесс и результат творческой деятельности.
В.А. Сластенин при построении инновационной деятельности преподавателя опирается на акмеологический подход.
Акмеология (akme) – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая опора.
Продуктивное самосознание, характеризующее творческую индивидуальность, включает: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных креативных особенностей; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становление ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетенции; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах. (В.А. Сластенин).
структура иннов. деятель..docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА
ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Тема: СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
к.п.н., доцент Никадамбаева Х.Б
Инновационная деятельность преподавателя рассматривается как
созидательный процесс и результат творческой деятельности.
В.А.
Сластенин при построении инновационной деятельности
преподавателя опирается на акмеологический подход.
Акмеология (akme) – в переводе с древнегреческого – высшая точка,
острие, расцвет, зрелость, лучшая опора.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач и др.
рассматриваются наиболее творческие периоды в жизни человека, этапы
зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной
деятельности. Ими рассматривается профессионализм зрелых людей,
закономерности психического развития личности в период расцвета,
многовершинность процесса высокохождения к профессионализму.
факторы,
В.А. Сластенин обосновал предмет акмеологии, субъективные и
объективные
вершин
профессионализма, творческого долголетия специалистов. К объективным
факторам относятся качество полученного образования, к субъективным –
талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение
эффективно решать производственные задачи.
достижению
способствующие
Достижение вершин профессионализма характеризуется следующими
факторами [Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое
мастерство. –Т.: 2001. 159 с.]:
задатки;
одаренность;
способности;
талант;
условия семейного воспитания;
учебные заведения; самодвижение.
Акмеология с научных точек зрения рассматривает соотношение
профессионализма и творчества. В этой связи выделяются следующие
категории:
творческая индивидуальность;
процесс саморазвития и самосовершенствования;
креативный опыт как результат самореализации.
Творческая индивидуальность преподавателя включает:
интеллектуальнотворческую инициативу;
интеллектуальные способности, широту и глубину знаний;
чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению,
способность испытать внутреннюю созидательную борьбу;
информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме,
профессионализм, жажда познания (Н.В. Вишнякова).
Основные функции реализации творческой индивидуальности В.А.
Сластенин определил следующим образом:
обогащение культуры, определяющейся критерием общественной
значимости;
преобразование педагогического процесса и личности;
нахождение новых технологий,
определяющихся критериями
продуктивности и значимости;
самосознание,
саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.
Таким образом,
формирование творческой индивидуальности
преподавателя представляется динамическим инновационным
процессом преобразования и саморазвития личности.
Продуктивное
характеризующее
творческую
индивидуальность, включает: осознание неповторимости личности при
сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и
представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство
индивидуальных креативных особенностей; динамичность и непрерывность
процесса собственного саморазвития личности и становление ее как творца;
самоутверждение личности и осознание собственной компетенции;
самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и
социальном аспектах. (В.А. Сластенин).
Акмеологический подход при анализе структуры инновационной
деятельности дает возможность раскрыть закономерности развития личности
преподавателя в период достижения им вершин профессионального
мастерства, соотнести профессионализм с творчеством, стимулировать
рефлексивные действия.
Важнейшей
деятельности
преподавателя является креативность. Термин «креативность» появился в
англоамериканской психологии в 60х годах. Он обозначал способности,
характеристикой
инновационной отражающие свойства индивида создавать новые понятия и формировать
новые навыки.
Дж.
Гилфорд выделил ряд интеллектуальных способностей,
характеризующих креативность:
беглость мысли;
гибкость мысли;
оригинальность;
любознательность;
способность к разработке гипотезы;
фантастичность и др.
Н.М. Гнатько и др. рассматривают креативность как творческие
возможности человека, как некоторое особое свойство человеческого
индивидуума,
обуславливающее способность проявлять социально
творческую активность.
Для обозначения понятия творчества используют процессуально
результативную характеристику, а для обозначения креативности используют
субъектнообуславливающую характеристику.
Исследования критериев творчества, его психологических механизмов,
техники развития творческого мышления представлены в работах В.А. Кан
Калика, Я.А. Пономарева, С.Ю. Степанова, Т.В. Фролова и др.
В работах Д.Б. Богоявленской выделены единицы анализа творчества. В
качестве этой единицы автор выделяет интеллектуальную активность.
Д.Б. Богоявленской выделены три уровня интеллектуальной активности:
стимульнопродуктивный или пассивный уровень. Для этого
уровня личности характерно безынициативное принятие того, что задано извне;
эвристический уровень интеллектуальной активности. При этом
уровне продолжается анализ состава и структуры своей деятельности,
сопоставляются отдельные задачи, которые дают возможность открытия
нового, более остроумного способа решения;
креативный уровень интеллектуальной активности. Для людей
этого уровня эмпирически обнаруженная закономерность становится целью
дальнейшего исследования.
Для стимульнопродуктивного и эвристического уровней характерна
а для креативного –
экстенсивная умственная деятельность,
интеллектуальная деятельность.
Н.М. Гнатько для изучения механизмов креативности предлагает
следующее деление:
потенциальная креативность;
актуальная креативность.
Потенциальная креативность, по мнению Н.М. Гнатько, креативность
деятельностная, характеризующая индивидуума в плане его потенциальной
предрасположенности, выражающейся в форме базовой готовности к обретению актуальной креативности в определенных внешних условиях.
потенциальная креативность необходимое субъективное условие творчества.
Актуальная креативность – порождение взаимодействия индивидуальных
характеристик потенциально креативного индивидуума с характеристиками
того или иного вида деятельности, обуславливающее актуальную,
непосредственную готовность ее носителя к проявлению творческой
активности в соответствующем виде деятельности. Актуальная креативность
– достаточное субъективное условие творчества (Н.М. Гнатько).
Как свидетельствуют исследования, потенциальная креативность –
креативность в возможности. Переход ее в актуальную креативность
осуществляется через кардинальное преобразование посредством освоения ее
носителем определенного вида деятельности.
В.А. Сластенин разделяет подход Н.М. Гнатько о последовательном
преобразовании потенциальной креативности в актуальную через механизм
подражания. Он считает, что креативность развивается от подражания –
копирования через творческое подражание и подражательное творчество к
подлинному творчеству.
Применительно к деятельности преподавателя можно определить
несколько стадий креативности. На первой стадии осуществляется хорошее
копирование готовых методических рекомендаций; на второй стадии в
существующую систему вносятся некоторые модификации, методические
приемы; на третьей стадии полностью разрабатываются содержание, методы и
формы реализации идеи; на четвертой стадии создаются собственная
оригинальная концепция и методика обучения и воспитания.
Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности
преподавателя является рефлексия.
Рефлексия рассматривается как познание и анализ преподавателем
явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль
и действия со стороны. В.А. Сластенин).
Анализ педагогической литературы свидетельствует о наличии двух
традиций в трактовке рефлексивных процессов [10]:
рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений
объектов и их конструирование;
рефлексия как понимание смысла межличностного общения.
В этой связи ученымипедагогами выделяются следующие рефлексивные
процессы:
самопонимание и понимание другого;
самооценка и оценка другого;
самоинтерпретация и интерпретация другого.
Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) понимается как процесс
самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия в философскопедагогической литературе означает процесс
размышления личности о происходящем в его сознании. Психологический словарь дает следующую трактовку. Рефлексия – это не просто знание или
понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и
понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные (связанные с познанием) представления.
В.А. Лефевр утверждал, что человек может выступать не только в роли
«наблюдателя», «исследователя» по отношению к своим действиям, своим
мыслям, но также вставать в позицию исследователя по отношению к другому
«персонажу», его действиям и мыслям.
М.В. Клариным особенности творческого мышления связаны с
рефлексией. В такой взаимосвязи рефлексия включает в себя: построение
умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также
переживание, припоминание и решение проблем.
В.А. Петровский при анализе деятельности выделяет два вида
рефлексии:
ретроспективный;
проспективный.
Ретроспективная рефлексия, по определению В.А. Петровского, – это
«рефлексия в форме ретроспективного восстановления истории акта
деятельности».
Проспективная рефлексия – это динамика переживания потребности в
ходе осуществления деятельности.
В работах С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова выделяется интеллектуальная
и личностная рефлексия. В исследованиях В.В. Давыдова обосновывается
формальная и содержательная рефлексии. И.С. Ладенко рассматривает
аналитическую и синтетическую рефлексии.
Таким образом,
деятельности преподавателя относятся мотивационный,
технологический и рефлексивный.
к структурным компонентам инновационной
креативный,
Системное ценностное представление о структуре инновационной
деятельности,
критериев и уровней
сформированности, является необходимой предпосылкой ее реализации в
практике высшей школы.
обоснование ее функций,
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.