Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Оценка 4.7

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Оценка 4.7
Лекции
docx
география
Взрослым
06.04.2019
Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Инновационная деятельность преподавателя рассматривается как созидательный процесс и результат творческой деятельности. В.А. Сластенин при построении инновационной деятельности преподавателя опирается на акмеологический подход. Акмеология (akme) – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая опора. Продуктивное самосознание, характеризующее творческую индивидуальность, включает: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных креативных особенностей; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становление ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетенции; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах. (В.А. Сластенин).
структура иннов. деятель..docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ  Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ Тема: СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  к.п.н., доцент  Никадамбаева Х.Б Инновационная   деятельность   преподавателя   рассматривается   как созидательный процесс и результат творческой деятельности. В.А.   Сластенин   при   построении   инновационной   деятельности преподавателя опирается на акмеологический подход. Акмеология (akme) – в переводе с древнегреческого  – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая опора. В   исследованиях   Б.Г.   Ананьева,   Н.В.   Кузьминой,   А.А.   Деркач   и   др. рассматриваются   наиболее   творческие   периоды   в   жизни   человека,   этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности.   Ими   рассматривается   профессионализм   зрелых   людей, закономерности   психического   развития   личности   в   период   расцвета, многовершинность процесса высокохождения к профессионализму.   факторы, В.А.   Сластенин   обосновал   предмет   акмеологии,   субъективные   и объективные вершин профессионализма,   творческого   долголетия   специалистов.   К   объективным факторам относятся качество полученного образования, к субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать производственные задачи.   достижению     способствующие Достижение   вершин   профессионализма   характеризуется   следующими факторами [Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. –Т.: 2001. ­159 с.]:  задатки;  одаренность;  способности;  талант;  условия семейного воспитания;  учебные заведения;  самодвижение. Акмеология   с   научных   точек   зрения   рассматривает   соотношение профессионализма   и   творчества.   В   этой   связи   выделяются   следующие категории:  творческая индивидуальность;  процесс саморазвития и самосовершенствования;  креативный опыт как результат самореализации.  Творческая индивидуальность преподавателя включает:  интеллектуально­творческую инициативу;  интеллектуальные способности, широту и глубину знаний;  чуткость   к   противоречиям,   склонность   к   творческому   сомнению, способность испытать внутреннюю созидательную борьбу;  информационный   голод,   чувство   новизны,   необычного   в   проблеме, профессионализм, жажда познания (Н.В. Вишнякова).  Основные   функции   реализации   творческой   индивидуальности   В.А. Сластенин определил следующим образом:  обогащение   культуры,   определяющейся   критерием   общественной значимости;  преобразование педагогического процесса и личности;  нахождение   новых   технологий,   определяющихся   критериями продуктивности и значимости;   самосознание,  саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.  Таким   образом,   формирование   творческой   индивидуальности преподавателя   представляется   динамическим   инновационным процессом преобразования и саморазвития личности. Продуктивное характеризующее творческую индивидуальность,   включает:   осознание   неповторимости   личности   при сравнении   себя   с   другими;   совокупность   креативных   проявлений   и представлений   о   себе;   целостность   и   гармоничность,   внутреннее   единство индивидуальных   креативных   особенностей;   динамичность   и   непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становление ее как творца; самоутверждение   личности   и   осознание   собственной   компетенции; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах. (В.А. Сластенин).     Акмеологический   подход   при   анализе   структуры   инновационной деятельности дает возможность раскрыть закономерности развития личности преподавателя   в   период   достижения   им   вершин   профессионального мастерства,   соотнести   профессионализм   с   творчеством,   стимулировать рефлексивные действия. Важнейшей деятельности преподавателя   является   креативность.   Термин   «креативность»   появился   в англо­американской   психологии   в   60­х   годах.   Он   обозначал   способности, характеристикой инновационной отражающие   свойства   индивида   создавать   новые   понятия   и   формировать новые навыки. Дж.   Гилфорд   выделил   ряд   интеллектуальных   способностей, характеризующих креативность:  беглость мысли;  гибкость мысли;  оригинальность;  любознательность;  способность к разработке гипотезы;  фантастичность и др. Н.М.   Гнатько   и   др.   рассматривают   креативность   как   творческие возможности   человека,   как   некоторое   особое   свойство   человеческого индивидуума,   обуславливающее   способность   проявлять   социально­ творческую активность. Для   обозначения   понятия   творчества   используют   процессуально­ результативную характеристику, а для обозначения креативности используют субъектно­обуславливающую характеристику. Исследования критериев творчества, его психологических механизмов, техники развития творческого мышления представлены в работах В.А. Кан­ Калика, Я.А. Пономарева,  С.Ю. Степанова, Т.В. Фролова и др. В работах Д.Б. Богоявленской выделены единицы анализа творчества. В качестве этой единицы автор выделяет интеллектуальную активность. Д.Б. Богоявленской выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульно­продуктивный   или   пассивный   уровень.   Для   этого уровня личности характерно безынициативное принятие того, что задано извне; эвристический уровень интеллектуальной активности. При этом уровне   продолжается   анализ   состава   и   структуры   своей   деятельности, сопоставляются   отдельные   задачи,   которые   дают   возможность   открытия нового, более остроумного способа решения; креативный   уровень   интеллектуальной   активности.   Для   людей этого уровня эмпирически обнаруженная закономерность становится целью дальнейшего исследования. Для   стимульно­продуктивного   и   эвристического   уровней   характерна   а   для   креативного   – экстенсивная   умственная   деятельность, интеллектуальная деятельность.  Н.М.   Гнатько   для   изучения   механизмов   креативности   предлагает следующее деление: потенциальная креативность; актуальная креативность. Потенциальная   креативность,   по   мнению   Н.М.   Гнатько,   креативность деятельностная,  характеризующая   индивидуума   в   плане   его   потенциальной предрасположенности,   выражающейся   в   форме   базовой   готовности   к обретению   актуальной   креативности   в   определенных   внешних   условиях. потенциальная креативность необходимое субъективное условие творчества. Актуальная креативность – порождение взаимодействия индивидуальных характеристик потенциально креативного индивидуума с характеристиками того   или   иного   вида   деятельности,   обуславливающее   актуальную, непосредственную   готовность   ее   носителя   к   проявлению   творческой активности в соответствующем виде деятельности. Актуальная креативность – достаточное субъективное условие творчества (Н.М. Гнатько). Как   свидетельствуют   исследования,   потенциальная   креативность   – креативность   в   возможности.   Переход   ее   в   актуальную   креативность осуществляется через кардинальное преобразование посредством освоения ее носителем определенного вида деятельности. В.А.   Сластенин   разделяет   подход   Н.М.   Гнатько   о   последовательном преобразовании   потенциальной   креативности   в   актуальную   через   механизм подражания.   Он   считает,   что   креативность   развивается   от   подражания   – копирования через  творческое  подражание и подражательное  творчество  к подлинному творчеству. Применительно   к   деятельности   преподавателя   можно   определить несколько стадий креативности. На первой стадии осуществляется хорошее копирование   готовых   методических   рекомендаций;   на   второй   стадии   в существующую   систему   вносятся   некоторые   модификации,   методические приемы; на третьей стадии полностью разрабатываются содержание, методы и формы   реализации   идеи;   на   четвертой   стадии   создаются   собственная оригинальная концепция и методика обучения и воспитания. Необходимым   компонентом   в   структуре   инновационной   деятельности преподавателя является рефлексия. Рефлексия   рассматривается   как   познание   и   анализ   преподавателем явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны. В.А. Сластенин). Анализ   педагогической   литературы   свидетельствует   о   наличии   двух традиций в трактовке рефлексивных процессов [10]: рефлексивный   анализ   сознания,   ведущий   к   разъяснению   значений объектов и их конструирование; рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В этой связи учеными­педагогами выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого; самооценка и оценка другого; самоинтерпретация и интерпретация другого. Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) понимается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в философско­педагогической литературе означает процесс размышления   личности   о   происходящем   в   его   сознании.   Психологический словарь дает следующую трактовку. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают   его   личностные   особенности,   эмоциональные   реакции   и когнитивные (связанные с познанием) представления.  В.А. Лефевр утверждал, что человек может выступать не только в роли «наблюдателя», «исследователя»   по   отношению   к   своим   действиям,  своим мыслям, но также вставать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям. М.В.   Клариным   особенности   творческого   мышления   связаны   с рефлексией.  В  такой   взаимосвязи   рефлексия   включает   в   себя:   построение умозаключений,   обобщений,   аналогий,   сопоставлений   и   оценок,   а   также переживание, припоминание и решение проблем. В.А.   Петровский   при   анализе   деятельности   выделяет   два   вида рефлексии: ретроспективный; проспективный. Ретроспективная  рефлексия,  по определению  В.А. Петровского, –  это «рефлексия   в   форме   ретроспективного   восстановления   истории   акта деятельности». Проспективная рефлексия – это динамика переживания потребности в ходе осуществления деятельности. В работах С.Ю. Степанова,  И.Н. Семенова выделяется интеллектуальная и   личностная   рефлексия.   В   исследованиях   В.В.   Давыдова   обосновывается формальная   и   содержательная   рефлексии.   И.С.   Ладенко   рассматривает аналитическую и синтетическую рефлексии. Таким   образом, деятельности   преподавателя   относятся   мотивационный, технологический и рефлексивный.   к   структурным   компонентам   инновационной   креативный, Системное   ценностное   представление   о   структуре   инновационной деятельности,   критериев   и   уровней сформированности,   является   необходимой   предпосылкой   ее   реализации   в практике высшей школы.   обоснование   ее   функций,

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Лекция на тему: "СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019