Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)
Оценка 4.6

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Оценка 4.6
Лекции
doc
биология
Взрослым
07.03.2018
Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)
Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма". Цели занятия Образовательная: - обобщить знания учащихся о развитии организмов; - ознакомить с основными понятиями «онтогенез», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма». - сформировать у учащихся знания об основных стадиях дробления Развивающая: - развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма"
Индивидуальное развитие организма.doc.doc
Лекция 9 Индивидуальное развитие организма. 1.Эмбриональный этап онтогенеза.  2.Основные стадии эмбрионального развития. 1.Эмбриональный этап онтогенеза. Период эмбрионального развития наиболее сложен у высших животных и состоит из нескольких этапов. Период   начинается   с   этапа дробления   зиготы,   т.   е.   серии   последовательных   митотических   делений оплодотворенной   яйцеклетки.   Образующиеся   в   результате   деления   две   клетки   (и   все   последующие   их поколения)   на   этом   этапе   называются бластомерами.   Одно   деление   следует   за   другим,   причем   не происходит роста образующихся бластомеров и с каждым делением клетки становятся все более мелкими. Такая особенность клеточных делений и определила появление образного термина «дробление зиготы». В результате дробления (когда количество бластомеров достигнет значительного числа) образуется  бластула . Часто она представляет собой полый шар (например, у ланцетника), стенка которого образована  одним слоем клеток — бластодермой. Полость бластулы — бластоцель, или первичная полость, заполнена  жидкостью. На следующем этапе осуществляется процесс гаструляции — формирование гаструлы. У многих животных  она образуется путем впячивания бластодермы внутрь на одном из полюсов бластулы при интенсивном  размножении клеток в этой зоне. В результате и возникает гаструла. Наружный слой клеток получил название эктодермы, а внутренний — энтодермы. Внутренняя  полость, ограниченная энтодермой, полость первичной кишки сообщается с внешней средой  первичным ртом, или бластопором. Существуют и другие типы гаструляции, но у всех животных  (кроме губок и кишечнополостных) этот процесс завершается образованием еще одного клеточного  пласта — мезодермы. Она закладывается  между энто­ и эктодермой. По завершении этапа гаструляции появляются три клеточных пласта (экто­, эндо­ и мезодерма), или три  зародышевых листка. Далее начинаются процессы гистогенеза (образования тканей) и органогенеза (образования органов) у  зародыша (эмбриона). В результате дифференцировки клеток зародышевых листков формируются различные  ткани и органы развивающегося организма. Из эктодермы образуются покровы и нервная система. За счет  энтодермы формируются кишечная трубка, печень, поджелудочная железа, легкие. Мезодерма продуцирует  все остальные системы: опорно­двигательную, кровеносную, выделительную, половую. Обнаружение  гомологии (сходства) трех зародышевых листков едва ли не у всех животных послужило важным аргументом  в пользу точки зрения о единстве их происхождения. Изложенные выше закономерности были установлены в  конце XIX в. И. И. Мечниковым и А. О. Ковалевским и легли в основу сформулированного ими «учения о  зародышевых листках». На протяжении эмбрионального периода наблюдается ускорение темпов роста и дифференцировки у  развивающегося эмбриона. Только в процессе дробления зиготы роста не происходит и бластула (по своей  массе) может даже существенно уступать зиготе, но начиная с процесса гаструляции масса зародыша  стремительно увеличивается. Образование разнотипных клеток начинается еще на этапе дробления и лежит в основе первичной тканевой  дифференцировки — возникновения трех зародышевых листков. Дальнейшее развитие зародыша  сопровождается все более усиливающимся процессом дифференцировки и морфогенеза. К концу  эмбрионального периода у зародыша имеются уже все основные органы и системы, обеспечивающие  жизнеспособность во внешней среде. Завершается эмбриональный период рождением новой особи, способной к самостоятельному существованию. 2.Основные стадии эмбрионального развития. Независимо от способа размножения, начало новому организму дает одна клетка, содержащая  наследственные задатки и обладающая всеми характерными признаками и свойствами целого организма. Индивидуальное развитие заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной  от родителей.  Начало эволюционной эмбриологии положили русские ученые А.О. Ковалевский и И. И. Мечников. Они  впервые обнаружили три зародышевых листка и установили принципы развития беспозвоночных и  позвоночных животных. Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называется весь период жизни особи с  момента образования зиготы до гибели организма. Онтогенез делится на два периода: ­ эмбриональный период: от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;  ­ постэмбриональный период: от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. Эмбриональное развитие хордовых проходит в ряд стадий: • дробление; • гаструляция; • закладка осевых органов и нейруляция; • гисто­ и органогенез Стадия дробления зависит от особенностей строения яйцеклетки. Количество содержащегося в яйце желтка значительно варьирует, оно служит основным фактором,  определяющим размеры яйца и тип дробления зиготы: а) олиголецитальные яйца – содержат мало желтка, ядра, как правило расположены в центре яйцеклетки;  такой тип яиц характерен для ланцетника и человека, поскольку, небольшое количество желтка равномерно  распределено в цитоплазме, поэтому данный тип яиц называют так же изолецитальными. б) мезолецитальные яйца содержат умеренное количество желтка, чаще всего неравномерно распределенного  в цитоплазме. Мезолецитальные яйца распространены среди примитивных водных форм, это свидетельствует  о том, что они были характерны для предковых позвоночных. Поскольку, большинство анамний являются  водными формами, их яйца содержат желток, расположенный в нижней половине яйца, такие яйца называют  телолецитильными. в) У акул и скатов с одной стороны, и у рептилий и птиц ­ с другой стороны, яйца крупные. Их называют  полилецитальными, потому, что большую часть клетки занимает желток, а цитоплазма, которой относительно мало, сконцентрирована на одном полюсе. Поскольку в данных яйцеклетках резко выражена полярность, эти  клетки называют также резкотелолецитальными. Дробление – процесс деления, в результате которого образуется бластула. Характер дробления яйцеклеток зависит от количества желтка, находящегося в яйцеклетке. Желток, будучи  инертным, не играет активной роли в дроблении, которое осуществляется ядром и цитоплазмой клетки, он  проявляет местное замедляющее действие путем механического торможения этого процесса.  Различают следующие типы дробления: полное – голобластическое, когда вся цитоплазма зиготы  подвергается дроблению и меробластическое или неполное, когда цитоплазма только в анимальном полюсе  подвергается дроблению – такой тип дробления (резкотелолецитальные яйца) называют дискоидальным. По  времени дробления различают равномерное и неравномерное. Дробление у животных, имеющих  изолецитальные яйца идет по голобластическому типу. Для анамний характерно дробление неполное, дискоидальное ­ у птиц и рептилий; полное, равномерное,  асинхронное ­ у млекопитающих. Следующий этап эмбрионального развития — гаструляция. В это время бластомеры, продолжающие быстро  делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга, формируя слои  клеток — зародышевые листки. Гаструляция может происходить либо путем инвагинации (впячивания)  одной из стенок бластулы в полость бластоцеля, иммиграцией отдельных клеток, эпиболией (обрастанием),  либо деламинацией (расщеплением на две пластинки).  В итоге формируется наружный зародышевый листок — эктодерма, и внутренний— энтодерма. У  большинства многоклеточных животных между ними образуется третий, средний зародышевый листок —  мезодерма, сформированный из клеток, лежащих на границе между наружным и внутренним листками.  Зародыш в период нейруляции, следующей за гаструляцией, называется нейрулой. Нейруляция начинается с  утолщения эктодермы на спинной стороне зародыша ­ нервной пластинки, которая детерминируется под  индуцирующим влиянием хордомезодермы в период гаструляции. По краям нервной пластинки  приподнимаются складки ­ нервные валики, средняя ее часть постепенно углубляется, валик сближается,  сливаясь по средней спинной линии и т.о. нервная пластинка превращается в нервную трубку. Последняя  отделяется от остальной эктодермы, которая преобразуется в покровный эпителий; между спинной стороной  нервной трубки и покровным эпителием располагается производное нервных валиков ­ нервный гребень.  В период нейруляции процессы формирования происходят и в других зародышевых листках. У животных с  полным дроблением энтодерма в этот период полностью окружает гастроцель, который превращается в  полость дефинитивного кишечника. Индукционное взаимодействие между частями зародыша продолжается и в течение нейруляции, определяя дальнейшее расчленение нервной трубки на отделы ЦНС, а так же  дальнейшую дифференцировку мезодермальных и энтодермальных органов. К концу нейруляции зародыш приобретает план строения взрослого организма: на спинной стороне под  эпителием располагается нервная трубка, под ней хорда, ниже кишечник, становятся различимы передний и  задний концы тела. В эмбриологии есть термин – эмбриональная индукция ­ взаимное влияние частей  зародышевого организма. Далее начинаются процессы гистогенеза (образования тканей) и органогенеза (образования органов) у  зародыша (эмбриона). В результате дифференцировки клеток зародышевых листков формируются  различные ткани и органы развивающегося организма. Из эктодермы образуются покровы и нервная система.  За счет энтодермы формируются кишечная трубка, печень, поджелудочная железа, легкие. Мезодерма  продуцирует все остальные системы: опорно­двигательную, кровеносную, выделительную, половую.  Обнаружение гомологии (сходства) трех зародышевых листков едва ли не у всех животных послужило  важным аргументом в пользу точки зрения о единстве их происхождения. К концу эмбрионального периода у зародыша имеются уже все основные органы и системы, обеспечивающие  жизнеспособность во внешней среде. Завершается эмбриональный период рождением новой особи, способной к самостоятельному существованию. Контрольные вопросы: 1.Что развивается из зиготы? 2.Чем характеризуется процесс дробления? 3.Какой набор хромосом у зиготы, у бластомеров? 4.Как образуется бластула? 5.Какие организмы всю жизнь живут на стадии бластулы? 6.Как формируется гаструла?

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)

Лекция по Биологии на тему "Индивидуальное развитие организма" (1 курс спо, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018