Лекция по дисциплине "Экономика организации" - Основы планирования деятельности предприятий
Оценка 4.7
Лекции
doc
обществознание
11 кл
30.09.2018
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых ре¬зультатов, расчет предполагаемых значений основных технико-эко¬номических показателей — все это составляет содержание процес¬са планирования.
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, средне¬срочное и краткосрочное планирование.Лекция по дисциплине "Экономика организации" - Основы планирования деятельности предприятий
32 Основы планирования деятельности предприятий.doc
Основы планирования деятельности предприятий
Стратегическое планирование на предприятии
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация
ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных техникоэкономических показателей — все это
составляет содержание процесса планирования.
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают
долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе
выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в
определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого
предприятия и до 20 лет — для крупного.
Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.
Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.
1. Насколько сбалансированной является структура экономической и производственной деятельности?
2. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным
возможностям предприятия?
3. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности?
Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы —
дополнены количественными показателями.
Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К
этим показателям, как правило, относятся: объем продаж; темп роста объема продаж; размер прибыли;
рентабельность продаж; доля на рынке.
Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических
альтернатив.
Перспективные и текущие планы предприятия
Ограничение горизонта планирования 1—5 годами
Перспективное планирование (среднесрочное) по своей сути является техникоэкономическим планированием,
Перспективное планирование
задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии.
предполагает выделение следующих основных разделов:
План реализации продукции (программа сбыта).
1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных
видов производимой продукции в натуральном выражении
2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие
подразделы: освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции; внедрение
прогрессивных технологий; повышение уровня механизации, автоматизации производства; совершенствование
системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;
В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности.
3. Капитальное строительство.
4. План закупок (материальнотехническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных
материальных ресурсах и источники их получения
.5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее
прогноз.
6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику
издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня
себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и
рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.
7.
Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет
предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным
бюджетом.
8.
Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую
направленность.
Оперативное планирование (краткосрочное). Оперативнопроизводственное планирование является
Главной целью оперативно
завершающим этапом планирования на производственном предприятии.
производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства
продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий
стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей. В качестве
основных функций оперативнопроизводственного планирования можно выделить следующие:
разработка календарноплановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина
заделов, размер партий и т.п.); реализация мер по их устранению.
Оперативнопроизводственное планирование осуществляется в два этапа. На первом этапе на основе
годовой производственной программы производится разработка оперативных планов производства продукции
(оперативнокалендарное планирование). На втором этапе выполняется постоянный непрерывный
оперативнопроизводственный управленческий учет, контроль и регулирование выполнения планов за счет
своевременного выявления и устранения возникающих в производственном процессе отклонений от заданного
режима (диспетчирование).
Оперативное планирование на предприятиях осуществляется на двух уровнях — на заводском и цеховом.
На заводском уровне осуществляется межцеховое оперативное планирование, целью которого является
установление квартальных, месячных и декадных оперативных заданий для отдельных подразделений предприятия.
На цеховом уровне осуществляется внутрицеховое планирование, цель которого заключается в разработке
объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;
составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов;
оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ;
оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и
плановых заданий для отдельных участков, бригад, рабочих мест.
Оперативнопроизводственное планирование обеспечивает согласованность всех стадий производства,
деятельности производственных подразделений, подразделений, занимающихся подготовкой производства и
реализацией готовой продукции, с годовым планом предприятия. плановодиспетчерская служба осуществляет
постоянный контроль и оперативное управление всеми звеньями производства с целью обеспечения
равномерного и комплектного выполнения плановых заданий в установленные сроки. Эта деятельность называется
диспетчированием производства.
Бизнесплан
В настоящее время, не существует определенных методик подготовки бизнесплана, однако, общая структура
бизнесплана должна придерживаться следующих основных параметров:
1.Резюме (Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнесплан. Именно из этого раздела
потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы
проекта в целом).
2.Описание предприятия и отрасли (чем будет заниматься предприятие, состояние дел в данной отрасли, на чем
будет базироваться успешность и др.)
3.Описание продукции (услуг) (Наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг),
произведенных с помощью вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография,
рисунок или его описание, раскрытие идеи, замысла).
4.Маркетинг и сбыт продукции (услуг) (Описание рынка сбыта продукции Описание поставки товара от места
производства к месту продажи или потребления. Стратегия привлечения потребителей)
5.Производственный план (Расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные)
и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих
затрат на производство) 6.Организационный план
(Законодательные, нормативные и др.документы, имеющие отношение к данному бизнесу)
7.Финансовый план (расчеты налоговых платежей, расписываются затраты на приобретение оборудования, на
строительномонтажные работы и другие, связанные с подготовительным периодом. Приводится схема возврата
кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по лизинговой сделке. Выполняются расчеты по
планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта).
8.Риски и гарантии Формы гарантий партнерам и инвесторам могут быть предложены самые разнообразные. Среди
них можно выделить: гарантии федеральных, региональных или местных органов власти; страхование; залог активов
(недвижимость, ценные бумаги и т.д.);банковские гарантии; передача прав; товарные гарантии (готовой
продукцией).
Можно выделить следующие источники возможного финансирования
Банки осуществляют кредитование. Они обеспечивают около 60 % всех денежных средств, необходимых бизнесу.
Однако, надо учитывать, что банки никогда не идут на риск в бизнесе. Их цель добиться надежной процентной
ставки по кредитам. Они ничего не получат из дополнительной прибыли, если год для фирмы был удачным, но и не
собираются терять свои деньги, если этот год по тем или иным причинам был трудным.
Инвестиционные компании – это инвесторы, которые не берут определенный процент с кредита, а участвуют
либо в прибыли, либо получают долю в уставном капитале фирмы. Т.е. они вкладывают деньги и разделяют риск.
Лизинговые компании. Это компании, которые предоставляют в долгосрочную ( на срок более 1,5 года ) аренду с
правом выкупа (финансовый лизинг) различное оборудование без перехода прав собственности до момента выкупа.
Специализированные фонды, которые существуют для поддержки конкретных категорий фирм и частных
предпринимателей. В таких фондах, при выполнении определенных требований, можно получить льготные (с низкой процентной ставкой) кредиты. Для представителей малого бизнеса, например, существуют Фонды
поддержки малого бизнеса (федеральный и региональные). Обычно для того, чтобы в названных фондах получить
льготный кредит, необходимо заручиться поддержкой местных властей, т.е. убедить их в том, что Ваше
предприятие принесет ощутимую пользу
государству в целом.
Венчурные компании – финансируют новые отрасли, выпуск новых продуктов, освоение новых технологий
(стартапы), они редко готовы брать на себя оплату и ответственность более чем за половину проекта.
области или
городу,
Лекция по дисциплине "Экономика организации" - Основы планирования деятельности предприятий
Лекция по дисциплине "Экономика организации" - Основы планирования деятельности предприятий
Лекция по дисциплине "Экономика организации" - Основы планирования деятельности предприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.