Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
Оценка 4.8
Лекции
doc
обществознание
Взрослым
30.09.2018
В сообществах людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и племен, советы старейшин играли и играют большую роль во всех видах первобытных человеческих обществ. При появлении государств проблемы управления вышли на первый план. Сразу же с момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература.
В лекции рассматриваются наиболее значимые школы менеджмента:
1). Научная школа менеджмента
2). Административная школа менеджмента
3). Школа человеческих отношений
4). Школа «поведенческих» наук, или бихевиористская школа (от англ. behaviour – поведение)
5). Эмпирическая школа
6).Школа социальных систем.
В нашей стране развивается контроллинг.Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
4.Развитие представлений о менеджменте.doc
Развитие представлений о менеджменте
В сообществах людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и племен,
советы старейшин играли и играют большую роль во всех видах первобытных человеческих
обществ. При появлении государств проблемы управления вышли на первый план. Сразу же с
момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах
управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература. Так, древнегреческий
философ Платон (в традиционной хронологии – родился в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до
н.э.) во многих своих сочинениях обсуждал вопросы менеджмента. Например, он сконструировал
идеальную систему управления государством. Большую известность и практическое использование
получила книга «Государь» итальянского политического мыслителя, историка и писателя Никколо
Макиавелли (1469 – 1527). Он видел главную причину бедствий Италии в ее политической
раздробленности, которую способна преодолеть лишь сильная государственная власть. Ради
упрочения государства считал допустимыми любые средства. На Руси в XVI в. был создан
«Домострой» учебник по управлению хозяйством и домом. Большой вклад в менеджмент внесли
полководцы, генералы и офицеры. Методы управления войсками проверялись самым жестким
образом – в сражении с противником. «Наука побеждать» генералиссимуса Александра
Васильевича Суворова (19701800) должна быть настольной книгой у менеджера, желающего выйти
победителем в схватке с конкурентами.
Разработка методов управления производством стала актуальной с того момента, как появилось
разделение труда в ходе единого технологического процесса. Очевидно, такое разделение труда
необходимо при выполнении крупных проектов, например, строительстве дворцов, кораблей,
крепостей, пирамид. Революционной оказалась идея стандартизации. Создание кирпича –
стандартного элемента строительных конструкций – позволило резко поднять производительность
в ходе строительных работ. Разделение труда – основа мануфактур. Они составляли основу
производства в XVI – XVIII в. В силу узкой специализации работников и орудий труда
мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда и подготовили переход
к машинному производству.
Идея менеджмента как самостоятельной профессии была выдвинута в 1886г. американским
бизнесменом Г.Тауном, который выступил на «Собрании инженеровмехаников» с докладом
«Инженер как экономист». Доклад произвел впечатление на инженерамеханика Ф.У.Тейлора,
который и создал теорию научного менеджмента.
Наиболее значимые школы менеджмента:
1). Научная школа менеджмента. Представители данной школы к менеджменту относились,
прежде всего, как
к управлению производством. Они стали тщательно анализировать
технологические процессы, в том числе движения работников во время труда. Цель такого анализа
– повышение производительности. Достичь повышения производительности труда можно путем
выработки многочисленных правил, инструкций, которые должны соблюдаться рабочими.
Бурный рост промышленности привел к значительной активизации работ по организации
производства. Начальной точкой является создание в Московском императорском техническом
училище (ныне – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана)
«русского метода обучения ремеслам». Он был основан на тщательном анализе процессов
выполнения тех или иных операций и конструировании наиболее рациональных рабочих процедур.
«Русский метод обучения ремеслам» получил международное признание, завоевав высшие награды
на выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1878). По «русской системе» были
созданы школы ручного труда в Вашингтоне, Чикаго, Толедо, Балтиморе и Филадельфии. Система получила распространение в Германии, Австрии, Франции, Швеции [8]. Дальнейшее развитие
привело к созданию целого направления – научной организации труда (НОТ).
Большой вклад в менеджмент внес американский инженер и промышленник Генри Форд (1863
1947). Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации
рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении
технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью
выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного
процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 г. в виде ленточного конвейера
такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она
позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство.
Недостатком этой школы является то, что личность человека (рабочего) не учитывалась.
2). Административная школа менеджмента примыкает к научной школе. Она ориентирована на
управление организациями, регионами, странами.
Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский ученый и практик Анри Файоль
(18411925). В 1888 г. он возглавил одну из компаний Франции (горнометаллургический синдикат),
находившейся на грани банкротства, и превратил ее в эффективно действующее прибыльное
предприятие. Этот успех был достигнут благодаря разработанным А. Файолем принципам
управления, которые позже, в 1916 г., он изложил в книге «Общее и промышленное
управление». Среди государственных деятелей первой половины ХХ в. было немало выдающихся
правителей. Среди них наиболее замечательных результатов добился Иосиф Виссарионович Сталин
(18791953). Многолетний руководитель Великобритании Уинстон Черчилль (18741965) кратко,
но емко описал результаты его деятельности: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной
атомным оружием».
Президент США Франклин Делано Рузвельт (18821945) четыре раза избирался на этот пост. Он
вывел свою страну из наиболее сильного за всю историю экономического кризиса 20х – 30х годов
ХХ в. – из «великой депрессии». Это – триумф государственного управления рыночной
экономикой.
Принципы управления (слово принцип происходит от лат. слова principium – начало, основа):
1.разделение труда (специализация) – позволяет выполнять при тех же усилиях за то же время
большую по объему и лучшую по качеству работу.
2.власть и ответственность – власть это приказы, а ответственность – это способность отвечать за
управляемую систему и за отданные приказы
3.дисциплина
4.единоначалие – каждый должен получать приказы только от одного непосредственного
начальника
5.единство – означает, что каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть
объединена одним планом и иметь одного руководителя.
6.подчиненность личных интересов общим: интересы работника не должны быть выше интересов
компании
7.справедливое вознаграждение персонала
8.централизация управления зависит от конкретных условий
9.скалярная цепь – линия власти: руководящие лица, начиная от лица, занимающего самое высокое
положение до руководителя низового звена, должны быть подчинены единой цели
10.порядок: каждому свое место
11.справедливость: преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему
администрации
12.стабильность рабочего места для персонала, так как при высокой текучести кадров снижается
эффективность организации 13.инициатива – разработка плана и обеспечение его успешной реализации
14.корпоративный дух – приверженность компании
3). В менеджменте 3050х годов ХХ в. видную роль играла школа человеческих
отношений. Наиболее видным представителем этого направления являлся Элтон Мейо (1880
1949), австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее
исследование Хавторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более
полному осознанию и пониманию «человеческого фактора» в производстве, в частности, роли
«неформальной группы» как отдушины для стремлений работников. Была установлена важность
каналов передачи информации от работников к управляющим. «Менеджер добивается успехов или
терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой как власть и
лидер».
4). В конце 50х годов ХХ в. школа человеческих отношений перешла в школу «поведенческих»
наук, или бихевиористскую школу (от англ. behaviour – поведение). Наиболее яркими ее
представителями были американские социальные психологи Ренсис Лайкерт (19031981), Дуглас
МакГрегор (19061964) и Абрахам Маслоу (19081970). Они считали, что эффективность
управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с
помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой
для относительно самостоятельной области менеджмента – управления персоналом. Наиболее
известна «пирамида потребностей Маслоу», согласно которой потребности человека
удовлетворяются в следующем порядке: физиологические потребности; потребности в
безопасности; социальные потребности (любовь, дружба, принадлежность к группе); потребности в
уважении (признании и самоутверждении); потребности в самореализации (самовыражении). Из
научных результатов бихевиористской школы вытекает, что люди трудятся не только изза денег, а
потому материальное стимулирование не является панацеей, отнюдь не всегда позволяет поднять
эффективность работы. Размер вознаграждения относится к т.н. «гигиеническим» факторам. В
обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не
оказывает мотивационного воздействия. Однако отсутствие гигиенических факторов ведет к
неудовлетворенности трудом. Другими словами, величина оплаты труда может побудить уйти с
работы, но не может стимулировать повышение производительности, особенно если вознаграждение
фиксировано (повременная оплата).
5). Эмпирическая школа. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в
области менеджмента получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой
основе рекомендаций управляющим. Главным направлением исследований в эмпирической школе
является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления
исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на превращении труда по
управлению в самостоятельный, специфический вид в особую профессию. Представители этой
школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни
у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен
создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй в том, что
каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития
организации. У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение
функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый
менеджер выполняет следующие главные функции:
определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого
доведение конкретных задач до работников предприятия;
классификация работ, их распределение, подбор и расстановка кадров; использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности
работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчи
ненными;
установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников;
мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.
Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической
школы считают, что он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике
методами и приемами управления. Эмпирики считают, что любые рекомендации бесполезны, если
не собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.
Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению
налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.
Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:
стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;
проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;
принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение;
планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;
обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;
используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь
определенную ценность для них;
следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно
принять соответствующие корректирующие меры;
устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;
убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения;
стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим
слушателем.
Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много.
6).Школа социальных систем.
Рассматривает человека в социальной группе как один из
множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных
отношений организации. Считается, что потребности человека и потребности организации не
совпадают. Вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня
потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою
индивидуальность в условиях полной свободы. Но так как по своей природе организация ставит
преграды на пути удовлетворения потребностей индивида, они вступают в конфликтную
ситуацию. И главной задачей менеджера является сглаживание конфликтов.
Теория и практика управления продолжают развиваться. В нашей стране
развивается
контроллинг. Методы контроллинга – это методы информационноаналитической поддержки
принятия решений на предприятии (в организации). В последние годы создано Общество
контроллеров и журнал «Контроллинг». Контроллинг (от англ. Control – руководство,
регулирование, управление, контроль) – это регулярный контроль (измерение) фактических
значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей
от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.
Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
Лекция по дисциплине "Менеджмент" - Развитие представлений о менеджменте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.