Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)
Оценка 4.8

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Оценка 4.8
Лекции
docx
обществознание
9 кл—11 кл
14.11.2018
Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)
Тема "Экономические парадоксы" занимательна сама по себе, она развивает повышенный интерес к изучению курса экономики, который для многих учеников кажется сложным или скучным. Материал лекционного занятия легко трансформируется в раздаточный материал при применении игровых технологий на уроке, либо при групповой работе.
экономические парадоксы.docx
Деньги делают людей счастливыми только до определенной степени, а повышение цены на товар  часто приводит к росту его продаж. Боязнь потерь заставляет нас действовать неразумно и  выкладывать по $200 за двадцатидолларовую купюру. Парадоксы? Да. Экономические.  Парадокс Истерлина Парадокс Истерлина заключается в том, что в благополучных странах с быстрым или не очень  быстрым ростом экономики, когда растет также и благосостояние людей, уровень счастья  (благополучия) населения повышается, но до определенного момента. Через 10­15 лет, даже если  экономический уровень и благосостояние населения растет, уровень счастья перестает  увеличиваться. То есть деньги делают людей счастливыми только до определенной степени. Эту  закономерность выявил в 1974 году профессор Ричард Истерлин из Университета Южной  Калифорнии, в результате чего парадокс получил его имя. Удовлетворенность жизнью является  важным социальным индикатором качества жизни населения. Как показывают современные  исследования, одной из значимых составляющих удовлетворенности жизнью является доход.  Положительный эффект на уровень удовлетворенности жизнью оказывают наличие семьи, пол  (мужчины более счастливы, чем женщины), отсутствие проблем со здоровьем, наличие  собственного автомобиля. В среднем доход положительно влияет на уровень удовлетворенности  жизнью, однако это влияние нелинейно и имеет место эффект адаптации с точкой насыщения  примерно около 60 тыс. руб. «парадоксом Истерлина». В 1974 г. были опубликованы результаты  исследования, в которых Истерлин утверждал, что экономический рост не обязательно ведет к  увеличению удовлетворенности жизнью населения. В случае международных сопоставлений  средний уровень счастья не сильно коррелирует с ВВП, особенно для стран с доходами,  достаточными для удовлетворения основных потребностей. При этом Истерлин отмечал, что люди  в бедных странах становятся счастливее, когда они могут позволить себе самое необходимое.  Ярким примером, иллюстрирующим парадокс Истерлина, является Япония. После Второй мировой войны японская экономика пережила стремительное развитие: в период 1950–1970 гг. ВВП на душу населения в стране вырос более чем в семь раз, Япония в течение нескольких десятилетий стала  одной из самых богатых стран в мире. Тем не менее японцы не стали больше удовлетворены своей  жизнью: исследования показали, что процент людей, которые дали положительные ответы об их  удовлетворенности жизнью, заметно снизился в период 1950–1970 гг. Они стали богаче, но не  счастливее. Аналогичный результат был получен и для США, где доход на душу населения  возрастал в период 1946–1970 гг., при этом средний уровень счастья не показал долгосрочной  устойчивой динамики и даже снизился в период между 1960 и 1970 гг.  В современной литературе понятия «счастье» и «удовлетворенность жизнью» часто рассматривают как синонимы, и это справедливо, так как эмпирические данные подтверждают это отождествление: вычисленный коэффициент корреляции Спирмена, по данным ESS за 2012 г., показал высокие значения (ρ = 0,714 для всей выборки стран, включенных в исследование, и ρ = 0,643 для выборки респондентов из России). Такие результаты свидетельствует о высокой взаимосвязи двух понятий – «удовлетворенность жизнью» и «счастье», и далее в работе эти понятия будут рассматриваться как идентичные. Помимо субъективной оценки удовлетворенности жизнью для международных сопоставлений используется агрегированный индекс счастья – всемирный индекс счастья (англ. Happy Planet Index, HPI), построенный на предположении, что залогом благополучия населения являются высокая продолжительность жизни и разумное использование природных ресурсов. Для расчета данного индекса использовались три составляющие: субъективная удовлетворенность жизнью людей (LS), ожидаемая продолжительность жизни (LE) и состояние окружающей среды – «экологический след» (EF) (англ. «ecological footprint»), отражающий потребление человечеством ресурсов биосферы, измеряемое в гектарах на человека. Результаты расчетов показали, что в 2012 г. из 151 страны, участвовавшей в опросе, самыми «счастливыми» оказались Коста-Рика, для которой индекс счастья составил 64 (из 100), Вьетнам (60.4) и Колумбия (59.8). Самыми «несчастливыми» странами являются Ботсвана с индексом счастья 20.9, Чад (24.7) и Катар (25.2). Россия оказалась лишь на 122-ом месте (в 2009 г. она была на 108-ом месте) с индексом счастья 34,5, рядом с Конго (35,0) и Болгарией (34,1). Таким образом, Взаимосвязь уровня благосостояния и удовлетворенности жизнью в России и мире. Исследования последних лет показывают, что доход является важным фактором удовлетворенности жизнью. Проанализируем, как взаимосвязаны ВВП на душу населения (в долларах), по данным Всемирного банка, и уровень счастья, используя всемирный индекс счастья (HPI). Анализ статистических данных показывает, что в мире можно найти богатые страны с низким уровнем счастья, например Люксембург, Катар и Кувейт с HPI, равным 29,0, 25,2 и 27,1, и ВВП, равным 89,51, 137,62 и 85,66 тыс. долл. на душу населения соответственно. И наоборот, страны, имеющие одни из самых высоких значений индекса счастья, занимают достаточно низкие позиципо ВВП на душу населения среди всех стран. Например, Коста-Рика, Вьетнам и Колумбия – страны- лидеры по HPI в 2012 г. – имеют ВВП на душу населения равный 13,32, 4,998 и 11,89 тыс. долл. соответственно. Истерлина в России. Перенося основные выводы парадокса Истерлина на отдельно взятую страну, не обладающую очень высокими значениями ВВП на душу населения, можно предположить, что внутри страны также возможна взаимосвязь между доходом и субъективной удовлетворенностью жизнью: люди с высоким доходом в среднем более счастливы, чем их соотечественники с низким достатком. Напомним, что, по данным Всемирного банка, Россия в 2012 г. занимала лишь 43-е место по уровню ВВП на душу населения. Интересно проанализировать данную взаимосвязь в динамике. К сожалению, в России отсутствуют статистические данные относительно удовлетворенности жизнью населения в период советской России. Мы можем наблюдать динамику изменения удовлетворенности жизнью только по результатам опроса РМЭЗ, который проводится с 1996 г. Для анализа автором по данным РМЭЗ был рассчитан средний уровень удовлетворенности жизнью, а также взят среднедушевой доход населения России в период 2000–2012 гг. Среднедушевой доход был пересчитан в ценах 2012 г. на основе индекса потребительских цен. На основе анализа статистических данных по России и результатов оценивания эконометрических моделей, были проверены основные предпосылки сформулированные в зарубежных исследованиях относительно влияния дохода и материальных благ на уровень счастья людей. Было получено положительное влияние дохода на уровень удовлетворенности в России, однако это влияние нелинейно и имеет место эффект адаптации. Однако в  последние годы парадокс Истерлина подвергся серьезной критике.  Парадокс Парадокс Веблена Парадокс Веблена (эффект сноба) — ситуация, когда снижение цены товара ухудшает его  качество и престиж в глазах покупателей, а повышение цены, наоборот, делает товар более  желанным и привлекательным. Такой тип покупательского поведения назван парадоксом  потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены  товара приводит к снижению его потребления. Все товары Веблена относятся к премиальному сегменту, и по мере роста цены на них  растет и желание целевой аудитории ими обладать. Парадокс Веблена был открыт  американским социологом, экономистом, публицистом и футурологом Торстейном Бунде  Вебленом, автором книг «Теория праздного класса», «Теория предпринимательства» и  других. Веблен ввел в экономику и социологию также понятие «престижного и показного  потребления».  Каждому из нас наверняка попадались небольшие магазинчики с броской вывеской  известного бренда и поистине «космическими» ценами. Несмотря на то, что подобного  качества товар можно спокойно приобрести и по более разумной стоимости, находятся  люди, которые предпочитают переплачивать за полезные свойства изделий продающихся в  таких торговых точках. Более того, желание заполучить в свой гардероб вещицу по  запредельной цене бывает иногда таким сильным, что люди тратят драгоценное время на  ожидание в длиннющих очередях – как объяснить такое поведение? В экономической  теории принято разделять платежеспособную потребность в товаре на две большие  категории: функциональный спрос и нефункциональный. И если первая группа напрямую  обусловлена потребительскими качествами товара или услуги, то вторая зависит от  факторов, связь которых с полезными свойствами проследить бывает довольно сложно.  Одни люди покупают то, что предпочитают приобретать их знакомые (эффект  присоединения к большинству), другие стремятся выделиться из общей массы (эффект  сноба), а третьи хотят поднять свой престиж и демонстративно покупают дорогие вещи.  Последний случай подробно описал экономист Т. Веблен, в честь которого использование  товаров либо услуг не по прямому назначению, а для того, чтобы создать неизгладимое  впечатление, и получило такое название – «эффект Веблена». Этот американский  футуролог и публицист написал ряд книг, таких как «Теория предпринимательства»,  «Теория праздного класса» и др., благодаря которым понятие «престижного и показного  потребления» прочно вошло в обиход социологов и экономистов. Согласно Веблену, в  современном обществе на спрос очень сильно оказывает влияние то, как живут «сливки  общества». Образ жизни праздного класса все больше становится нормой и эталоном для  всех остальных людей. Поэтому многие стараются копировать вкусы и предпочтения  олигархов, «золотой молодежи», звезд шоу­бизнеса и т.д. Ну а маркетологи этим прекрасно пользуются. Статусное потребление можно наблюдать практически на каждом шагу.  Достаточно посмотреть, как одеваются наши депутаты и на чем они ездят. Можно также  ради интереса зайти в один из модных бутиков и поинтересоваться ценами. Эффект  Веблена часто проявляется в оценке произведений искусства, он действует в дорогих  ресторанах и отелях, часто проявляется в рекламе на страницах дорогих журналов. А если  добавить, что русской душе свойственно впадать в крайности, то становится понятно,  почему некоторые полагают, что духи должны быть обязательно от Armani, одежда от  Brioni, а часы ­ из коллекции Patek Philippe. Последние, к слову, весьма популярны среди  российской элиты – в число поклонников этого бренда входят В. Путин, А. Чубайс, С.  Нарышкин и т.д. Особенности статусного потребления в России.  Парадокс Веблена известен давно, и нет таких стран, которые можно было бы записать в  исключение. Однако то, как он работает в странах бывшего Союза, существенно отличается от его проявления в Европе. Если богатые жители высокоразвитых стран отдают свое  предпочтение уникальным эксклюзивным товарам или бренду с историей в несколько сотен лет, то главным показателем для наших соотечественников является не что иное как  высокая цена. Чем выше стоимость товара, тем для них он становится ценнее и желаннее.  Это нужно иметь в виду, если вдруг возникло желание порадовать себя какой­нибудь  «брендовой» вещицей. Наши маркетологи – народ хитрый, в своих акциях они не брезгуют  пользоваться всяческими психологическими приемами. Зная, что именно побуждает нас на  приобретение тех или иных вещей, мы сможем более грамотно делать свой выбор и не  допускать лишних трат своего бюджета.  Товары Веблена  Они ведут себя так же, как и товары Гиффена, хотя и считаются достаточно престижными. Заметил это явление американский социолог Торстейн Веблен. Он назвал эту  закономерность эффектом показного потребления. В категорию таких товаров входят те,  которые приобретаются для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Сюда  можно отнести духи или ювелирные изделия, то есть все те товары, которые относятся к  роскоши и подчеркивают статус владельца. При снижении цен на духи их вряд ли кто­ нибудь будет приобретать, так как покупатель опасается подделки. В связи с этим можно  выделить два вида цены: Реальная, то есть та, которую действительно заплатил покупатель. Престижная, то есть та, которую он заплатил по мнению других людей. Для таких товаров  чем выше цена, тем выше спрос, хотя и совсем по другой причине, чем для товаров  Гиффена. Как видим, наша экономика отнюдь не однозначна, она содержит множество  исключений, которые давно уже перешли в разряд закономерностей. Товары Гиффена и  Веблена – красноречивое подтверждение этому.  Парадокс Гиффена Парадокс Гиффена, названный в честь английского экономиста Роберта Гиффена,  относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и  распространяется на товары первой необходимости. Экономист обратил внимание на то,  что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель, цена  которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали  значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные  доходы этих слоев падали. Они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров,  увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить. В силу этого кривая спроса на  картофель росла. Эффект Гиффена наблюдается, когда массы ощущают нестабильность или подвергаются  манипуляциям (угроза экономического кризиса, смена политического курса, слухи о  неурожае и др.). Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать  разделение товаров на две группы: обычные товары и «товары Гиффена». Характерными  примерами товаров Гиффена можно считать недорогие товары массового потребления:  крупы, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на  бензин.  Рыночная экономика имеет свои законы, по которым и строится данная наука. Так,  например, всем известен закон спроса и предложения. Есть и другой закон ­ о соотношении  стоимости товара и его количества, на которое предъявляется спрос. Другими словами, чем выше  будет цена товара, тем меньше людей захотят его приобрести. Но всегда имеется исключение из  правил. Присутствует оно и в рыночной экономике. Это так называемые товары Гиффена.  Прежде  чем разобраться с товарами Гиффена, вспомним два основных эффекта, на которых держатся  законы экономики. Это эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода показывает  взаимосвязь реальной прибыли потребителя с его спросом при изменении цен. То есть, если какой­ то продукт становится дешевле, вы на ту сумму, которую обычно тратили на его покупку, сможете  купить уже гораздо большее количество этого продукта. Или, оставив неизменным спрос на него,  потратите деньги на другие товары. Таким образом, снижение цены сделает вас богаче.  Эффект замещения показывает, как связана цена товара с его спросом. Так, удешевление одного вида  товаров делает его гораздо привлекательнее по сравнению с другими видами. То есть спрос на этот  товар возрастает, и им начинают замещать более дорогие разновидности продуктов.  Товары Гиффена  Соотношение, когда спрос возрастает при снижении цены, характерно для большинства товаров на  нашем рынке. Их специалисты называют нормальными. Но есть и другие товары – товары Гиффена.  Что же для них характерно? Почему они выделены в отдельную группу? Все дело в том, что они не  подчиняются основному закону экономики. При повышении цены происходит и повышение спроса.  Свое название данная категория товаров получила в честь известного экономиста Ричарда  Гиффена. Именно он впервые заметил и постарался объяснить это исключение из правил. Поэтому  и существует сегодня такое понятие, как парадокс Гиффена.  Смысл его состоит в том, что с  повышением цены происходит и повышение спроса на товар. А снижение стоимости уменьшает  спрос. В чем тут секрет? Товары Гиффена – это товары (чаще всего они называются низшими),  которые составляют основную часть потребления какой­либо семьи. То есть, если люди по большей части питаются картофелем, а на мясо или рыбу выделяют совсем немного средств, то при  увеличении стоимости картофеля они откажутся от мяса и рыбы, чтобы покупать в обычном  объеме картошку. С другой стороны, при снижении цен на картофель упадет и спрос на него,  потому что освободившиеся деньги можно будет потратить на другой товар.  Примеры товаров Гиффена  Среди некоторых специалистов бытует мнение, что такой парадокс характерен только для  слаборазвитых стран, в которых население настолько бедное, что вынуждено довольствоваться  потреблением только одного товара. Однако это не совсем так. Товары Гиффена есть в любой  стране. Их отличительные признаки: Они характеризуются малой ценностью. Занимают огромное  место в бюджете потребителя. Не имеют идентичного заменителя. Например, для нашей страны  товарами Гиффена являются табак, соль, спички, чай. Для Китая – рис и макароны.  Парадокс Базермана Величайшим ужасом для всех бизнесменов всегда был страх потерять свои активы. Рано  или поздно любой человек, связанный с финансовой деятельностью, сталкивается с  проблемой, которая и легла в основу феномена Базермана. Проведенные эксперименты  показали, что сталкиваясь с риском потерять деньги, человек зачастую начинает вести себя очень нерационально. В подтверждение этого правила профессор Базерман каждый год  проводит для студентов первого курса показательный опыт. Начинается опыт с того, что  профессор предлагает своим студентам обогатиться и приобрести 20 долларов по цене,  ниже номинала. Сделать это он предлагает посредством аукциона, начальная цена  которого, составляет доллар. Единственным необычным условием торгов является то, что  ученик, который по результатам занял второе место, должен отдать профессору свою  последнюю ставку. Студенты, подстегиваемые чувством обогатиться, быстро начинают  торги, ставка которых довольно быстро достигает отметки в 12­14 долларов. После ставки примерно в 16 долларов, большая часть участников затухает и бросает затею  стать богаче. Но азарт и жажда наживы подгоняет оставшихся студентов к увеличению  ставок. Постепенно, с увеличением напряжения, увеличивается и ставка, которая  постепенно доходит до номинала купюры. Истоки такого поведения таятся в страхе  потерять больше, чем приобрести. При цене в 18 долларов, человек, который находится на  втором месте, понимает, что еще чуть­чуть и победит очередная ставка. Поняв это, он  также и понимает то, что помимо того, что останется без выигрыша, он должен будет  расстаться и со своими 18 долларами. Именно эта боязнь потерять свои деньги и  заставляет второго участника делать следующую ставку, в надежде хотя бы остаться в  балансе. В этот момент начинается самое интересное. Цена в ста процентах переваливает за 20  долларов, и аудитория сотрясается от дружного хохота студентов. Однако на этом ничего  не заканчивается, и ставка продолжает расти. Если раньше игроков вперед гнал азарт, то теперь их подстегивает желание потерять как можно меньше. И так продолжается до тех  пор, пока один из оставшихся участников не сдастся. И заметьте, что это не глупые юнцы,  которых легко ввести в заблуждение, а умные взрослые люди, за спиной у которых,  зачастую, работа в солидных конторах. Как бы удивительно не казалось, но профессор Базерман умудрялся продать 20 долларов  за 50, 70 и 100 долларов. Личный рекорд, как утверждает сам преподаватель, составляет  ровно 204(!) доллара. Конечно во время торгов, окружающие люди сидят и думают,  насколько глупы соперники, раз они попались в такую, на первый взгляд, элементарную  ловушку. Но никто не может абсолютно точно сказать, как бы они сами поступили в  подобной ситуации. Чтобы вы не винили профессора в корысти, стоит сказать, что все  выигранные деньги он направил на благотворительные цели.  Какова же мораль феномена Макса Базермана?  А мораль здесь весьма простая ­ человек, попадая в ситуацию, которая грозит потерей  денег, начинает вести себя очень не рационально и даже странно. Попасть под влияние  феномена можно не только на аукционе, но и на различных фондовых биржах, в казино,  валютной бирже (например ­ Форекс). Люди, терпя убытки, начинают еще больше  вкладываться и пытаются отыграться, но в результате теряют значительно больше. Чтобы  не попасть в такую ловушку, следует соблюдать простые правила того же профессора  Базермана. Собственно, правило существует только одно, но пренебрежение им, может  столкнуть Вас в яму бесконтрольных убытков. Правило это заключается в том, чтобы  перед началом игры (торгов, аукциона) определить для себя, какую максимальную  сумму Вы можете себе позволить. И если во время торгов ставка заходит за Вашу  границу, прекращайте игру, даже если Вам кажется, что шансы отыграться еще есть.  Например, Вы играете в покер с несколькими тысячами в кармане, но, чтобы не уйти ни с  чем, заранее решаете, что готовы проиграть лишь пару сотен, тогда после того, как Вы  проигрываете две сотни, сразу встаете из­за стола и уходите. В финансовой среде такие  суммы называются ­ Stoploss, в то время как сама боязнь убытков именуется Loss aversion. Также не стоит забывать о стоп­лосе и тем, кто собирается с нуля начать свой бизнес.  Любое дело, в начале деятельности, не будет давать доход до тех пор, пока не выйдет на  уровень безубыточности. Поэтому начинающему бизнесмену необходимо знать тот порог,  до которого он может упасть в минус, и, в случае превышения лимита, нужно будет  сворачивать дело. Даже если Вам кажется, что Вы просто не правильно определили свой порог. Большинство  случаев из практики свидетельствует о том, что если Вы неправильно определили свой  порог, то скорее всего, что это не ваше дело, по крайней мере на данный момент. Многие психологи сходятся во мнении по поводу боязни потери. Связывают это ученые с  тем, что, во время различного рода игр, человеком всегда движет азарт ­ возбуждение,  переживание, задор, увлечение. Сам по себе он не несет ничего плохого и даже служит  отличным фоном для достижения цели. Но когда азарт перерастает в единственное, что приносит человеку удовольствие, тогда он  сливается с личностью, и тогда потеря начинает ассоциироваться с потерей самого себя.  Антидотом для этого может служить разнообразие увлечений. Чем больше у человека  интересов, которые доставляют ему удовольствие, тем меньше он зависит от страха  потери. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что попасть в ловушку Базермана может  человек, который не может представить свою жизнь без риска, который доставляет ему  удовольствие. Человек, азарт для которого является просто дополнительным фоном,  фактором достижения цели, не станет бросаться с головой при любой возможности  получить легкую выгоду.

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)

Лекция по экономике по теме "Экономические парадоксы" (9-11 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018