Лекция по общей биологии
Оценка 5

Лекция по общей биологии

Оценка 5
Лекции
docx
биология
9 кл—11 кл +1
03.01.2019
Лекция по общей биологии
Лекция № 2.Тема : Химическая организация клетки. Неорганические соединения клетки. Биологическая роль воды.План лекции: 1.Неорганические вещества (вода, кислород, оксиды, кислоты, минеральные соли, щелочи) в жизнедеятельности организмов. 2.Классификация элементов на макроэлементы и микроэлементы. 3.Биологическая роль воды. Лекция включает вопросы для закрепления материала и домашнеее задание.
Лек.2.Био.18.docx
Лекция № 2 Тема : Химическая организация клетки. Неорганические соединения клетки. Биологическая роль воды. Базовые понятия и термины: элементарный состав, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, органогенные элементы, вода, соли, кислоты, анионы, катионы.  План лекции: 1.Неорганические   вещества   (вода,   кислород,   оксиды,   кислоты, минеральные соли, щелочи) в жизнедеятельности организмов. 2.Классификация   элементов   на   макроэлементы   и микроэлементы. 3.Биологическая роль воды.         Содержание лекции: 1.Неорганические   вещества   (вода,   кислород,   оксиды,   кислоты, минеральные соли, щелочи) в жизнедеятельности организмов. Хотя   почти   все   известные   элементы   встречаются   в   живых организмах, но их соотношение в живых и неживых объектах различны. Если в неживых объектах на нашей планете по числу атомов самые более распространенными являются О (63%), Сu  (21,2%), А1 (6,5%), Na   (2,4%),   Fe   (1   ,   9%)   и   Са   (1,9%),   то   в   живых   первые   места   по содержанию занимают Н (64%),  B  (25,6%),  C  (7,5%), N (1,25%) , Р (0,24%), S (0,06%).  2.Классификация   элементов   на   макроэлементы   и микроэлементы. Химический   элемент —   определенный   вид   атомов   с одинаковым   положительным   зарядом   ядра.   В   клетках   обнаружено около 80 химических элементов. Их   можно   разделить   на   четыре   группы:  органогенные, макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.        Химические элементы в составе живых организмов: макроэлемен ты Органогенн ые   С, Н, О, N Na,   К, Мg,   Са   и Сl   микроэлементы ультромикроэ лементы от   0,001   до   0,000001% массы тела. Fe.   Cu,   Zn,   Mn,   Co,   I, Mo, V, Ni, Cr, F, Se, B, As   Меньше   0,000001% массы тела.   Hg, Se  U,   Rs,   Au,   Для макро­ и микроэлементов выяснены процессы и функции, в которых   они   участвуют.   Для   большинства   ультрамикроэлементов биологическая роль не выявлена. Атомы   химических   элементов   в   живых   организмах и органические образуют неорганические (вода, соединения (белки,   нуклеиновые   кислоты,   липиды,   углеводы).   На атомном   уровне   различий   между   живой   и   неживой   материей   нет, различия появятся на следующих, более высоких, уровнях организации живой материи. соли)     Другие   неорганические   соединения   представлены   в   основном солями,   которые   могут   содержаться   или   в   растворенном   виде (диссоциированными на катионы и анионы), или твердом (В твердом нерастворенном состоянии находятся в костной ткани, в раковинах моллюсков   карбонаты   и   фосфаты   кальция   и   магния,   в   зубной эмали — фторид кальция и т.д.)  Важное значение для жизнедеятельности клетки имеют катионы K+, Na+, Ca2+, Mg2+ (см. таблицу выше) и анионы HPO4 —, обеспечивающие   буферные   свойства   клетки. Буферность — способность   поддерживать   рН   на   определенном   уровне   (рН   — десятичный логарифм величины, обратной концентрации водородных ионов). Величина рН, равная 7,0, соответствует нейтральному, ниже 7,0 — кислому, выше 7,0 — щелочному раствору. Для клеток и тканей характерна слабощелочная среда. 2—, Cl—, HCO3 Нарушение   содержания   химических   элементов   в   живых организмах   довольно   часто   приводит   к   негативным   для   них последствиям.   Причиной   негативных   последствий   может   быть,   как недостаток,  так   и   избыток   элемента.  Так,  недостаток  I    приводит   у человека к нарушению работы щитовидной железы, а избыток тяжелых веществ (Нg, РЬ, Си, Аs т.д.) вызывает тяжелые отравления и нарушает работу печени и почек. Недостаток Fе у человека вызывает анемию, недостаток   Р   повышает   ломкость   костей,   а   его   избыток   вызывает поражение нервной системы. Дефицит N у растений подавляет их рост, вызывает пожелтение и опадение листьев и уменьшает урожайность. Дефицит   Р   также   вызывает   угнетение   роста   и   изменение   окраски листьев. Разнообразные нарушения развития растений из­за окраски их отдельных частей вызывает и дефицит таких элементов, как Fe, Мо, Са, Мg т.д.. Избыток Мn вызывает у растений пожелтение листьев, а недостаток В приводит к отмиранию краев листьев. 3.Биологическая роль воды. Вода     —   самое   распространенное   неорганическое   соединение. Содержание воды составляет  от 10% (зубная эмаль) до 90% массы клетки   (развивающийся   эмбрион).   Без   воды   жизнь   невозможна, биологическое   значение   воды   определяется   ее   химическими   и физическими свойствами. Молекула воды состоит из  двух атомов водорода и одного атома   кислорода.   Молекула   воды   имеет   угловую   форму:   атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол, равный 104,5°. Та часть   молекулы,   где   находится   водород,   заряжена   положительно, часть,   где   находится   кислород,   —   отрицательно,   в   связи   с   этим молекула воды является диполем. Между диполями воды образуются водородные связи.    Физические   свойства   воды: прозрачна,   максимальная плотность   —   при   4   °С,   высокая   теплоемкость,   практически   не сжимается;   чистая   вода   плохо   проводит   тепло   и   электричество, замерзает при 0 °С, кипит при 100 °С и т.д. Молекула воды в газообразном, жидком и твёрдом состоянии: Химические свойства воды: хороший растворитель, образует гидраты,   вступает   в   реакции   гидролитического   разложения,   взаимодействует   со многими оксидами и т.д.  По отношению к способности растворяться в воде различают:  ­гидрофильные вещества — хорошо растворимые,  ­гидрофобные вещества   ­амфифильные вещества ­  одна часть веществ может проявлять свойства растворимых,   другая   –   нет   при   определенных   условиях   (например, фосфолипиды).   — практически нерастворимые в воде,  Биологическое значение воды: является основой внутренней и внутриклеточной среды, обеспечивает поддержание пространственной структуры, обеспечивает транспорт веществ, гидратирует полярные молекулы, служит растворителем и средой для диффузии, участвует в реакциях фотосинтеза и гидролиза, способствует охлаждению организма, является средой обитания для многих организмов, способствует   миграциям   и   распространению   семян,   плодов, 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. личиночных стадий, 10. 11. 12. является средой, в которой происходит оплодотворение, у растений обеспечивает транспирацию и прорастание семян, способствует равномерному распределению тепла в организме и мн.др. Контроль знаний и умений:    Дать ответы на вопросы: 1. Почему соотношение химических элементов в живых и неживых организмах разная? 2. Какие элементы и почему называют органогенными? 3. Какие элементы и почему называют макроэлементами? 4. Какие элементы и почему называют микроэлементами? 5.   Какие   элементы   и   почему   называют   ультрамикроэлементы? Почему Алюминий и Ферум вошли в состав микроэлементов, а не макроэлементов? 6.Какие минеральные вещества встречаются в живых организмах? 7.Как значение для живых организмов играет Кальций? 8.Какое значение для живых организмов играет Йод? 9.Как значение для живых организмов играет Магний? Домашнее задание:  Выучить конспект. Подготовить  доклад по теме лекции, Проработать Л.1. стр. 9­14.

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии

Лекция по общей биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2019