Лекция по общей биологии.Тема: Учение В.И. Вернадского о биосфере. План лекции:
1.Общая характеристика биосферы. Биосфера и ее границы. Абиотическая и биотическая часть. Закон биогенной миграции. Структурные элементы биосферы.
2.Понятие ноосферы. Признаки.
3.Живое вещество биосферы. Функции. Влияние живых существ на состав биосферы.
4.Саморегуляция в биосфере. Круговорот веществ в биосфере. Биосфера и человечество.
Лекция № 24
Тема: Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Базовые понятия и термины: биосфера, ноосфера, биомасса, биогенная
миграция, живые организмы, продуктивность, геологическая роль,
взаимосвязи.
План лекции:
1.Общая характеристика биосферы. Биосфера и ее границы.
Абиотическая и биотическая часть. Закон биогенной миграции.
Структурные элементы биосферы.
2.Понятие ноосферы. Признаки.
3.Живое вещество биосферы. Функции. Влияние живых существ на
состав биосферы.
4.Саморегуляция в биосфере. Круговорот веществ в биосфере. Биосфера
и человечество.
Содержание лекции:
1.Биосфера и ее границы. Общая характеристика биосферы.
Биосфера особая оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Первые представления о биосфере как «зоне жизни» дал Ж. Б. Ламарк,
термин предложил австрийский ученый Е.Зюсс (1975), а целостное учение о
биосфере создал В.И. Вернадский («Биосфера» 1926).
Биосфера это часть геологических оболочек Земли, заселенная
живыми организмами:
в литосфере до 45 км в глубину (ограничительный фактор температура),
в гидросфере по всей глубине (до 11 034 м);
в атмосфере до 2025 км в высоту (ограничительный фактор
ультрафиолетовые лучи).
Биосфера это открытая саморегулируемая самовосстанавливающая
система, элементарной единицей которой является биогеоценозы. Основным
условием существования биосферы является круговорот веществ. В
структуре биосферы выделяют абиотических и биотических компоненты,
связь между которыми осуществляется за счет биогенной миграции
веществ.
БИОСФЕРА
Биогенная миграция элементов
Компонент биосферы:Абиотический
Абиотический
Лито, гидро и атмосфера где происходит
выветривание, растворение, и химические
преобразования и др.
Продуценты, консументы и редуценты
которые
реализацию
основных функций живого вещества.
обеспечивают
Вернадский выделил в биосфере несколько типов веществ:
живое, т.е. совокупное вещество всех живых организмов;
биогенное, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами
(нефть, уголь, известняк);
костное, образующееся в процессах, где живые организмы не
участвуют;
биокостное – создается одновременно живыми организмами и
неорганическими процессами (почва).
Главную роль в теории биосферы Вернадского играет представление о
живом веществе. Границы биосферы обусловлены возможностями жизни.
Верхняя граница обусловлена губительным действием ультрафиолета,
нижняя – температурой земных недр.
Благодаря живому веществу, в биосфере постоянно осуществляется
Закон биогенной миграции химических элементов (В.И.
круговорот энергии и многих химических элементов.
Вернадский):
Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в
целом осуществляется или при непосредственном участии живого
вещества, или есть в среде, особенности которой обусловлены живым
веществом.
Структурными элементами биосферы есть 7 типов веществ:
живая, биогенная, абиотическая, биогенноабиотическая, радиоактивная,
космическая, рассеянные атомы. Биосфера существует со времени появления
жизни на Земле и на современном этапе своего развития постепенно
переходит в ноосферу.
2. Понятие ноосферы. Признаки.
Ноосфера
это новое состояние биосферы, при котором
определяющим фактором становится умственная деятельность человека.
Понятие ноосферы было введено Е. Леура и П.Т. где Шарденом в 1927 году.
Учение о ноосфере создал и развивал В.И. Вернадский (18641945).
Определяющим фактором развития ноосферы является научная мысль и
человеческий труд, а характерной чертой экологизация всех сфер жизни.
Признаками ноосферы называют следующие:1) процессы, которые ведут к рассеиванию энергии, а не накопления,
2) массовое использование для получения энергии продуктов фотосинтеза
прошлых геологических эпох,
3) в массовых количествах создаются вещества, которых раньше в биосфере
не было;
4) выход в космос и создание биосферы на других планетах;
5) превращение человечества в глобальную автотрофную цивилизацию при
овладении производством искусственных продуктов и др..
3.Живое вещество биосферы, ее свойства и функции.
Живое вещество вся совокупность живых организмов на планете.
Понятие «живого вещества» ввел в науку В.И. Вернадский. Живое вещество
является наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором,
ведущей силой планетарного развития. На ее долю приходится всего 0,01% от
массы всей биосферы (97% растения и 3% животные и другие организмы),
однако именно с ней связаны важнейшие функции живой оболочки.
Основными свойствами живого вещества является высокоорганизованная
внутренняя структура. Обмен веществ, рост, самовоспроизведение,
способность накапливать и передавать энергию по цепям питания, изменение
абиотической среды, адаптивность и др..
Наибольшее скопление живого вещества наблюдается на границе трех
оболочек: атмо, гидро и литосферы (в тропических лесах и тропической
литорали).
Функциями живого вещества в биосфере является:
газовая влияние живых организмов на газовый состав атмосферы
(образование кислорода, выделение углекислого газа, фиксация азота и т.п.);
концентрационная
поглощение живыми организмами определенных
химических элементов и их накопление (накопление моллюсками в раковинах
Кальция, диатомовыми водорослями, хвощами, злаками соединений
кремния, морскими водорослями Йода) окислительновосстановительная
живые организмы окисляют и восстанавливают определенные соединения
(железо, серобактерии) биохимическая синтез и расщепление органических
соединений, что обуславливает биологический круг обращение и биогенной
миграции атомов.
Роль живых организмов в преобразовании оболочек Земли
Живые организмы участвуют в преобразовании оболочек Земли, то есть
обеспечивают планетарную роль живого вещества.
С участием живого происходит:
• Образование осадочных пород (известняк и раковин моллюсков).
• Образование полезных ископаемых (каменный уголь с вымерших хвощей,плаунов и папоротников, залежи серы серобактериями).
• Разрушение горных пород (лишайники).
• Образование почвы (почвенные бактерии).
• Образование кислорода, из которого формируется озоновый экран Земли
(растения, цианобактерии).
• Влияние на концентрацию азота и образования оксидов азота, аммиака.
• Влияние на концентрацию углекислого газа (животного в результате
дыхания).
• Заболачивание (торфяные мхи) и др..
4.Круговорот веществ в биосфере (биологический круговорот) это
перемещение, распределение и концентрация химических элементов и
веществ, происходящих с помощью живых организмов. Круговорот веществ в
природе замкнутый не полностью, часть элементов откладывается в виде
пород органического происхождения. Прямо или косвенно биологический
круговорот веществ в биосфере осуществляется за счет солнечной энергии и
сил гравитации. Биологический круговорот веществ в природе, в отличие от
геологического, быстрый и разомкнут (часть элементов откладывается в виде
пород органического происхождения). Через воздух осуществляется 98,3%
круговорота веществ, через воду 1,7%. В биогенной миграции элементов
участвуют разные организмы, и поэтому выделяют три типа круговорота,
осуществляемые,
многоклеточными организмами микроорганизмами и
человеком. На сегодня наблюдается нарушение круговорота веществ в
биосфере, баланса между биологическими и геологическими круговоротами,
главными причинами, которых являются:
1) достаточно сильное искусственное ускорение процессов выветривания
пород и ускоренные темпы гибели биоты, что ведет к замедлению
биологического круговорота;
2) создание человеком веществ, которые в дальнейшем не могут быть
использованы организмами.
К важнейшим циклам принадлежит круговорот воды, кислорода,
углерода, азота, фосфатов, сульфатов. Для примера можно рассмотреть
круговорот азота.
Контроль знаний и умений:
Дать ответ на вопросы:
1.Что такое биосфера?
2.Какие основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?
3.Что такое ноосфера, и какое значение она имеет для нашей планеты?
4.Как роль играют живые организмы на нашей планете?
Домашнее задание: пересказ конспекта лекции, проработать
Л.2. стр.174183