Лекция по общей биологии.Тема: Учение В.И. Вернадского о биосфере. План лекции:
1.Общая характеристика биосферы. Биосфера и ее границы. Абиотическая и биотическая часть. Закон биогенной миграции. Структурные элементы биосферы.
2.Понятие ноосферы. Признаки.
3.Живое вещество биосферы. Функции. Влияние живых существ на состав биосферы.
4.Саморегуляция в биосфере. Круговорот веществ в биосфере. Биосфера и человечество.
Лек.24.био.18.docx
Лекция № 24
Тема: Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Базовые понятия и термины: биосфера, ноосфера, биомасса, биогенная
миграция, живые организмы, продуктивность, геологическая роль,
взаимосвязи.
План лекции:
1.Общая характеристика биосферы. Биосфера и ее границы.
Абиотическая и биотическая часть. Закон биогенной миграции.
Структурные элементы биосферы.
2.Понятие ноосферы. Признаки.
3.Живое вещество биосферы. Функции. Влияние живых существ на
состав биосферы.
4.Саморегуляция в биосфере. Круговорот веществ в биосфере. Биосфера
и человечество.
Содержание лекции:
1.Биосфера и ее границы. Общая характеристика биосферы.
Биосфера особая оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Первые представления о биосфере как «зоне жизни» дал Ж. Б. Ламарк,
термин предложил австрийский ученый Е.Зюсс (1975), а целостное учение о
биосфере создал В.И. Вернадский («Биосфера» 1926).
Биосфера это часть геологических оболочек Земли, заселенная
живыми организмами:
в литосфере до 45 км в глубину (ограничительный фактор температура),
в гидросфере по всей глубине (до 11 034 м);
в атмосфере до 2025 км в высоту (ограничительный фактор
ультрафиолетовые лучи).
Биосфера это открытая саморегулируемая самовосстанавливающая
система, элементарной единицей которой является биогеоценозы. Основным
условием существования биосферы является круговорот веществ. В
структуре биосферы выделяют абиотических и биотических компоненты,
связь между которыми осуществляется за счет биогенной миграции
веществ.
БИОСФЕРА
Биогенная миграция элементов
Компонент биосферы: Абиотический
Абиотический
Лито, гидро и атмосфера где происходит
выветривание, растворение, и химические
преобразования и др.
Продуценты, консументы и редуценты
которые
реализацию
основных функций живого вещества.
обеспечивают
Вернадский выделил в биосфере несколько типов веществ:
живое, т.е. совокупное вещество всех живых организмов;
биогенное, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами
(нефть, уголь, известняк);
костное, образующееся в процессах, где живые организмы не
участвуют;
биокостное – создается одновременно живыми организмами и
неорганическими процессами (почва).
Главную роль в теории биосферы Вернадского играет представление о
живом веществе. Границы биосферы обусловлены возможностями жизни.
Верхняя граница обусловлена губительным действием ультрафиолета,
нижняя – температурой земных недр.
Благодаря живому веществу, в биосфере постоянно осуществляется
Закон биогенной миграции химических элементов (В.И.
круговорот энергии и многих химических элементов.
Вернадский):
Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в
целом осуществляется или при непосредственном участии живого
вещества, или есть в среде, особенности которой обусловлены живым
веществом.
Структурными элементами биосферы есть 7 типов веществ:
живая, биогенная, абиотическая, биогенноабиотическая, радиоактивная,
космическая, рассеянные атомы. Биосфера существует со времени появления
жизни на Земле и на современном этапе своего развития постепенно
переходит в ноосферу.
2. Понятие ноосферы. Признаки.
Ноосфера
это новое состояние биосферы, при котором
определяющим фактором становится умственная деятельность человека.
Понятие ноосферы было введено Е. Леура и П.Т. где Шарденом в 1927 году.
Учение о ноосфере создал и развивал В.И. Вернадский (18641945).
Определяющим фактором развития ноосферы является научная мысль и
человеческий труд, а характерной чертой экологизация всех сфер жизни.
Признаками ноосферы называют следующие: 1) процессы, которые ведут к рассеиванию энергии, а не накопления,
2) массовое использование для получения энергии продуктов фотосинтеза
прошлых геологических эпох,
3) в массовых количествах создаются вещества, которых раньше в биосфере
не было;
4) выход в космос и создание биосферы на других планетах;
5) превращение человечества в глобальную автотрофную цивилизацию при
овладении производством искусственных продуктов и др..
3.Живое вещество биосферы, ее свойства и функции.
Живое вещество вся совокупность живых организмов на планете.
Понятие «живого вещества» ввел в науку В.И. Вернадский. Живое вещество
является наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором,
ведущей силой планетарного развития. На ее долю приходится всего 0,01% от
массы всей биосферы (97% растения и 3% животные и другие организмы),
однако именно с ней связаны важнейшие функции живой оболочки.
Основными свойствами живого вещества является высокоорганизованная
внутренняя структура. Обмен веществ, рост, самовоспроизведение,
способность накапливать и передавать энергию по цепям питания, изменение
абиотической среды, адаптивность и др..
Наибольшее скопление живого вещества наблюдается на границе трех
оболочек: атмо, гидро и литосферы (в тропических лесах и тропической
литорали).
Функциями живого вещества в биосфере является:
газовая влияние живых организмов на газовый состав атмосферы
(образование кислорода, выделение углекислого газа, фиксация азота и т.п.);
концентрационная
поглощение живыми организмами определенных
химических элементов и их накопление (накопление моллюсками в раковинах
Кальция, диатомовыми водорослями, хвощами, злаками соединений
кремния, морскими водорослями Йода) окислительновосстановительная
живые организмы окисляют и восстанавливают определенные соединения
(железо, серобактерии) биохимическая синтез и расщепление органических
соединений, что обуславливает биологический круг обращение и биогенной
миграции атомов.
Роль живых организмов в преобразовании оболочек Земли
Живые организмы участвуют в преобразовании оболочек Земли, то есть
обеспечивают планетарную роль живого вещества.
С участием живого происходит:
• Образование осадочных пород (известняк и раковин моллюсков).
• Образование полезных ископаемых (каменный уголь с вымерших хвощей, плаунов и папоротников, залежи серы серобактериями).
• Разрушение горных пород (лишайники).
• Образование почвы (почвенные бактерии).
• Образование кислорода, из которого формируется озоновый экран Земли
(растения, цианобактерии).
• Влияние на концентрацию азота и образования оксидов азота, аммиака.
• Влияние на концентрацию углекислого газа (животного в результате
дыхания).
• Заболачивание (торфяные мхи) и др..
4.Круговорот веществ в биосфере (биологический круговорот) это
перемещение, распределение и концентрация химических элементов и
веществ, происходящих с помощью живых организмов. Круговорот веществ в
природе замкнутый не полностью, часть элементов откладывается в виде
пород органического происхождения. Прямо или косвенно биологический
круговорот веществ в биосфере осуществляется за счет солнечной энергии и
сил гравитации. Биологический круговорот веществ в природе, в отличие от
геологического, быстрый и разомкнут (часть элементов откладывается в виде
пород органического происхождения). Через воздух осуществляется 98,3%
круговорота веществ, через воду 1,7%. В биогенной миграции элементов
участвуют разные организмы, и поэтому выделяют три типа круговорота,
осуществляемые,
многоклеточными организмами микроорганизмами и
человеком. На сегодня наблюдается нарушение круговорота веществ в
биосфере, баланса между биологическими и геологическими круговоротами,
главными причинами, которых являются:
1) достаточно сильное искусственное ускорение процессов выветривания
пород и ускоренные темпы гибели биоты, что ведет к замедлению
биологического круговорота;
2) создание человеком веществ, которые в дальнейшем не могут быть
использованы организмами.
К важнейшим циклам принадлежит круговорот воды, кислорода,
углерода, азота, фосфатов, сульфатов. Для примера можно рассмотреть
круговорот азота.
Контроль знаний и умений:
Дать ответ на вопросы:
1.Что такое биосфера?
2.Какие основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?
3.Что такое ноосфера, и какое значение она имеет для нашей планеты?
4.Как роль играют живые организмы на нашей планете?
Домашнее задание: пересказ конспекта лекции, проработать
Л.2. стр.174183
Лекция по общей биологии
Лекция по общей биологии
Лекция по общей биологии
Лекция по общей биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.