Лекция по обществознанию на тему: «Понятие экономики».
Оценка 5
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
05.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока:
1. Способствовать развитию экономической и правовой компетенции учащихся, актуализация знаний понятий «собственность», «виды собственности», «право собственности», продолжать формировать умения и навыки анализа документов: «Конституция РФ», «Гражданский Кодекс», «Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», формирование навыков работы с предметными обществоведческими кейс-измерителями.
2. Развитие всех сфер личности учащегося: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, интеллектуальной и практико-действенной.
3. Воспитание экономической и правовой эрудированности, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права демократического государства, уважения к правам и свободам другого человека, содействие развитию профессиональных склонностей.
лекция понятие экономики.docx
Лекция по обществознанию на тему «Понятие
экономики»
Слово «экономика» происходит от греческого oikonomike, что означало искусство ведения
домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет несколько значении.
Этим термином обозначается хозяйство конкретной страны (российская экономика,
американская экономика) или вся система мирового хозяйства (мировая экономика).
Экономикой называется совокупность общественных отношений в сфере производства,
обмена и распределения материальных благ. Под экономикой понимается также
совокупность наук, изучающих отдельные стороны экономической сферы общества:
экономическая теория, история экономики, экономическая статистика, финансы и кредит и
т.д.
В широком смысле экономика — это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Под хозяйственной жизнью понимается деятельность людей, связанная с обеспечением
материальных условий их существования. Для получения материальных благ общество
использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому
их надо использовать как можно более эффективно. По словам лауреата Нобелевской пре
мии по экономике П.Самуэльсона в экономике существуют три ключевые задачи:
1)какие блага производить и в каких количествах;
2)как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии:
3)для кого производить блага.
Экономика рассматривает хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и
макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства,
отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или
микроэкономика. Когда речь идет об экономике в целом, то это макроэкономический
анализ, или макроэкономика. Так, анализ выпуска конкретной продукции отдельными
фирмами и даже всей отраслью — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов
продукции и ее реализации в стране и в мире — это макроэкономика.
Экономическое развитие каждой страны своеобразно. Оно отличается уровнем
технического развития, господствующими формами собственности, объемом производимых
материальных благ и т.д. Одним из критериев различия выступает понятие экономической
системы — совокупности всех экономических процессов, совершающихся в обществе на
основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
На протяжении всей истории существования человечества в мире действовали различные
типы экономических систем: традиционная, административнокомандная и рыночная.
Последнюю можно разделить на рыночную экономику свободной конкуренции (чистый
капитализм) и современную рыночную экономику (современный капитализм). Кроме того,
переход бывших социалистических стран (России, стран —членов СНГ, стран Центральной и
Восточной Европы, Китая) к рыночным отношениям привел к формированию экономической
системы переходного типа.
В каждой экономической системе, независимо от ее типа, первичную роль играют
производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Производство —
это процесс создания различного рода экономических продуктов. Материальным про
изводством занимаются различные промышленные предприятия. Распределение связано с
передачей материальных благ от одних субъектов к другим. Распределением занимаются
специальные государственные органы, например налоговая, таможенная службы, пра
вительство, которые изымают финансовые средства у одних лиц (в виде налогов) и передают
их другим (в виде пенсий, пособий и т.д). Обмен )поваров происходит на рынке и осуществляется в большинстве случает в виде куплипродажи. Потребление связано с
приобретением организациями и отдельными людьми товаров и услуг.
Отличительным чертами экономической системы выступают социальноэкономические
отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах
собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.
организационноправовые формы хозяйственной деятельности и способы регулирования
экономической деятельности.
Отличительные особенности традиционной экономической системы составляют крайне
примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов,
преобладание ручного труда и натурального хозяйства. Все экономические проблемы
решаются в соответствии со сложившимися в течение длительного времени обычаями,
религиозными, племенными и другими традициями. Управление экономической жизнью
осуществляется на уровне общины или на основе предписаний вождей, рабовладельцев,
феодалов.
Государство практически не вмешивается в экономическую жизнь, за исключением
установления налогов и таможенных пошлин. С развитием товарноденежных отношений
государство усиливает свое влияние на обмен товаров, в первую очередь — во внешней
торговле. Многие государства в ХVII —ХVIII вв., в том числе и Россия, проводили политику
протекционизма и меркантилизма. Протекционизм выражался в поддержке отечественного
производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывозимые товары и повышения
сборов — на ввозимые изза границы. Меркантилизм — это политика накопления денег в
казне государства. Во многих странах она реализовывалась путем прямого запрета на вывоз
денег за границу. Купец, продавший свой товар, должен был купить товар, произведенный в
стране, и вывозить за границу его, а не деньги. Кроме того, накопление денег в государстве
происходило за счет превышения вывоза из страны товаров над их ввозом.
Традиционная экономическая система существовала многие столетия. Хозяйство
первобытного общества, рабовладельческих и феодальных государств развивалось в рамках
традиционной экономической системы.
Административнокомандная система господствовала ранее в СССР, странах
Восточной Европы и ряде азиатских государств. Ее характерные черты — государственная
собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бю
рократизация экономики, плановая система хозяйства. Все предприятия управлялись из
единого центра, что сводило на нет их самостоятельность. Государство полностью
контролировало производство и распределение продукции, в результате чего исключались
свободные рыночные отношения. Руководство хозяйственной деятельностью осуществлялось
с помощью административнокомандных методов,
что снижало материальную
заинтересованность работников в результатах своего труда. Отсутствие конкуренции
объективно не позволяло внедрять научные разработки и новинки техники. Централизованное
распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без
участия непосредственных производителей и потребителей. Значительная часть ресурсов в
соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие
военнопромышленного комплекса. В итоге все недостатки административнокомандной
экономической системы вызвали потребность в экономических реформах.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и
прекратила свое существование в конце XIX — первой половине XX в. Ее отличительными
чертами были частная собственность на экономические ресурсы, свободная конкуренция,
наличие множества самостоятельно действующих субъектов экономической деятельности.
Одна из главных предпосылок чистого капитализма — личная свобода всех участников
экономической деятельности, т.е. не только капиталистапредпринимателя, но и наемного
работника.
Решающим условием экономического прогресса стали свобода
предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника
продавать свою рабочую силу. Товаропроизводители самостоятельно решали проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользовались спросом на рынке.
Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координировал деятельность миллионов
людей. Предприниматели стремились получать все больший доход (прибыль), экономно
используя природные, трудовые ресурсы, капитал, знания. Все это служило мощным
стимулом развития и совершенствования производства. В то же время жесткая конкуренция
часто приводила к разорению многих предпринимателей, в результате чего на рынке
оставались наиболее крупные субъекта, монополизировавшие ту или иную сферу экономики.
Получение сверхприбыли монополистами часто происходило за счет снижения жизненного
уровня наемных работников и ограбления колоний.
Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой
по сравнению с предшествовавшими экономическими системами. Ее характерными чертами
выступают многообразие форм собственности, развитие научнотехнического прогресса,
усиление влияния государства на экономику, в первую очередь при решении социальных
вопросов.
В современной рыночной экономике сфера услуг преобладает над сферой потребления.
Усиливаются требования к образованию и квалификации работников. Повышается внимание
к охране окружающей среды, внедрению безотходных способов производства. Увеличивается
число малых предприятий во всех сферах экономики, что способствует многообразию
товаров и услуг. Полем экономической деятельности становится весь мир, складывается
мировой рынок, мировая экономическая система.
В рамках каждой экономической системы существуют национальные модели,
отличающиеся своеобразием исторических, национальных. социальных факторов. Так, для
административно командной системы характерны советская модель, китайская модель и др.
Современной рыночной системе также свойственно разнообразие моделей. Американская
модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на
достижение личного успеха. Шведская модель отличается сильной социальной политикой,
ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения (шведский
социализм). Японская модель характеризуется высокой производительностью труда и
использованием достижений научнотехнического прогресса, за счет чего обеспечиваются
снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на
мировом рынке.
Российская экономическая система может быть отнесена к переходному типу. После
длительного господства административнокомандной системы в экономике России на рубеже
1980—1990х гг. начался переход к рыночным отношениям. Российская экономика
отличалась высокой степенью огосударствления, отсутствием частного сектора, ведущей
ролью военнопромышленного комплекса, неконкурентоспособностью большей части
промышленности и сельского хозяйства.
В этих условиях была поставлена задача формирования эффективной рыночной
экономики с сильной социальной ориентацией. Для этого надо было создать условия для
становления частной собственности и развития конкурентной среды, обеспечить социальную
защиту населения при переходе к рынку. Эти задачи не были полностью решены.
Разгосударствление собственности (приватизация) проходило с серьезными нарушениями,
повлекшими падение производства и снижение уровня жизни большинства населения.
Нестабильное положение экономики, пополнение бюджета за счет вывоза сырья приводило к
кризисам (например, в 1998 г.).
В настоящее время идет процесс стабилизации российской экономики. С нарастающими
темпами развивается производство. Отечественные товары все более вытесняют импортные.
Постепенно повышается уровень жизни населения. Однако не преодолен еще кризис
сельского хозяйства. Неравномерен процесс экономического развитая в разных регионах
страны. Большую проблему представляют высокая степень криминализации экономики, укрывание доходов, неуплата налогов и т.д., что ведет к разрастанию так называемой
«теневой» экономики. Все это сдерживает развитие свободных рыночных отношений.
Вопросы и задания
1. Какие значения имеет понятие «экономика»?
2.Каковы задачи экономики?
3. В чем состоит отличие микроэкономики от макроэкономики?
4. Какую роль в экономике играют производство, распределение, обмен и потребление?
5. Какие существуют типы экономических систем? Дайте развернутую характеристику
каждой из них.
6. В чем состоят основные черты современной рыночной экономики?
7. В чем состоят положительные и отрицательные черты современной российской
экономики?
8. Ознакомьтесь с материалами средств массовой информации. Сделайте вывод о
перспективах развития экономики России.
Лекция по обществознанию на тему: «Понятие экономики».
Лекция по обществознанию на тему: «Понятие экономики».
Лекция по обществознанию на тему: «Понятие экономики».
Лекция по обществознанию на тему: «Понятие экономики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.